Научная статья на тему 'Формирование профессиональной позиции как психолого-педагогическая проблема'

Формирование профессиональной позиции как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL POSITION / PROFESSIONAL ATTITUDE / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванновская Ольга Васильевна, Иванова Ольга Ильинична

В статье обосновывается понятие.профессиональная позиция.. Предложены определение, структура и виды профессиональной позиции. Проводится анализ соотношения понятий.профессиональная позиция.,.профессиональное мировоззрение.,.профессиональная этика.. Рассматриваются способы формирования профессиональной позиции. Выделены психологопедагогические проблемы формирования профессиональной позиции в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a professional position: psychological and pedagogic aspects

The concept of professional position is defined; its structure and types are discussed. Correlations between professional position, professional attitude and professional ethics are analyzed. Psychological and pedagogic aspects of developing a professional position in the framework of higher education are touched upon.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной позиции как психолого-педагогическая проблема»

О. В. Ванновская, О. И. Иванова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Социально-экономический и политический кризис, переживаемый в настоящее время мировой системой и в том числе Россией, в очередной раз наглядно показал, насколько серьезное влияние оказывает «человеческий фактор» на глобальные мировые процессы. Эффективность экономики, экологическая обстановка в мире, социальная защищенность людей в значительной мере оказываются зависимыми от того, каких профессиональных и личных убеждений придерживаются политические лидеры и ведущие специалисты в разнообразных областях человеческой деятельности. Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов — один из важнейших собственно человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В связи с этим профессионализм можно рассматривать как один из ведущих критериев и движущую силу саморазвития общества.

Автор интегративного подхода к становлению профессионализма как процесса формирования концептуальной модели профессиональной деятельности С.А.Дружилов отмечает, что «... в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК — профессионально важных качеств, их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей, только числящихся профессиональными работниками» [5]. Исследуя профессионализм субъекта труда как особое индивидуальное психическое образование, нуждающееся в направленном формировании, он утверждает: «... следует признать, что задача раскрытия психологических механизмов формирования и развития профессионализма человека еще не нашла своего решения» [5].

Вопросы формирования профессионализма очевидным образом адресуются системе высшего профессионального образования, поэтому естественно обратиться к основному документу, определяющему и регламентирующему современный запрос государства и общества на качество подготовки специалиста: Закону Российской Федерации «Об образовании».

Принятый в 1992 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января текущего года, он провозглашает область образования приоритетной и постулирует следующие принципы государственной политики:

1. «. . . гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. . . ».

2. «...адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. . . ».

3. «... свобода и плюрализм в образовании» [7].

Помимо этого, данный закон ориентирует работников сферы образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», а также «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему об© О. В. Ванновская, О. И. Иванова, 2010

щество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовнонравственной личности» [7, с. 12].

Таким образом, основной документ, регламентирующий деятельность и содержание системы образования, ориентирует работников данной профессиональной сферы:

• на подготовку учащихся к осуществлению самостоятельного и осознанного выбора своего профессионального маршрута (профессиональное самоопределение);

• на необходимость последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней учащихся (профессиональное развитие и саморазвитие);

• на формирование высокогражданственной и нравственной личности, подразумевающее готовность учащихся к свободному личностному развитию;

• на социальную направленность будущего специалиста, обеспечивающую развитие общества в целом.

Основной текст закона был разработан 17 лет назад и остается, в целом, действующим документом, в который вносятся ежегодные коррективы. Очевидно, что поставленные в нем задачи сохраняют свою актуальность и могут составлять основу профессиональной деятельности работников сферы образования в современных условиях.

При чтении данного документа возникает естественный вопрос о том, что изменилось в системе образования, каковы новые тенденции формирования специалистов в области высшего профессионального образования? Одним из наиболее очевидных ответов является повышение уровня современных требований к личности профессионала, а также к его профессиональным компетенциям. В связи с этими возросшими требованиями, на наш взгляд, для эффективной работы специалистов на рынке труда в современных условиях необходимы не только профессиональные знания, умения и навыки, но также необходима и сформированная профессиональная позиция.

Сходную мысль высказывает Е. С. Протанская: «Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. В современном обществе отсутствие представлений о долге, гуманности служения людям, ответственности за каждое действие несовместимы ни с какой профессией. Эгоизм, понимаемый как сиюминутная выгода, пренебрежение интересами клиентов, пациентов, потребителей отождествляется с отсталостью и дилетантизмом в худшем, «варварском» варианте» [12].

Несмотря на частое использование термина «профессиональная позиция», в научной литературе и статьях практикующих психологов почти не представлены четкие определения данного понятия и его взаимосвязи с такими близкими по смыслу, но самостоятельными понятиями, как «профессиональное самосознание», «профессиональное мировоззрение», «система профессиональных ценностей», «профессиональная этика» и т. п.

Попробуем разобраться в специфике термина «профессиональная позиция» и его отличии от других сходных понятий. Если исходить из определения, приведенного в монографии Н. В. Кузьминой, С. Д. Пожарского и Л. Е. Паутовой, «позиция — отношение к чему-либо, проявление конкретной роли личности в деятельности, атрибут социального положения» [1].

Мы определяем профессиональную позицию как систему отношений субъекта труда к целям, предмету, этическим нормам своей профессиональной деятельности и границам собственной компетентности, реализуемую в профессиональном мировоззрении (когнитивный компонент), профессиональной саморегуляции (регулятивный компо-

нент) и ведущем типе реагирования в профессионально значимых ситуациях (поведенческий компонент).

В данном контексте понятие «профессиональная позиция» перекликается с понятием «профессиональная ментальность», которое предлагает А. А. Деркач. «Содержание интеллектуального компонента ценностного отношения к профессионализму составляют не просто профессиональные знания, умения и навыки. По нашему мнению, это интегративное личностное образование, которое может быть определено как профессиональная ментальность. Понятие профессиональная ментальность отражает тот факт, что в результате включения человека в профессиональную деятельность само его отношение к миру, восприятие, мышление, поведение приобретают профессиональный характер. Профессиональная ментальность — это то общее, что характеризует профессионалов той или иной области. . . Профессиональная ментальность является сложным многомерным образованием, и наиболее важными ее составляющими, по нашему мнению, являются мотивация, система ценностных ориентаций и профессиональная социальная установка» [4, с. 611-612].

Однако понятие «профессиональная позиция», на наш взгляд, шире понятия «профессиональная ментальность», поскольку включает в себя не только когнитивный, но и регулятивный, и поведенческий компоненты.

Рассмотрим также соотношение терминов «профессиональная позиция» и «профессиональная этика». Как отмечает Е. С. Протанская, «профессиональная этика выдвигает принцип долга перед обществом и в качестве аргумента его обоснования— компетентность как важнейшую категорию в моральной ситуации специалиста. Профессиональная этика активно развивается в гражданском обществе, где равенство прав перед законом диктует отказ от доминирования по положению и принятие необходимости обоснования своей позиции» [12, с. 7]. Профессиональная этика сложилась в результате противостояния специалистов безответственности и дилетантизму непрофессионалов. «В основе нормативного профессионального поведения людей, профессиональной этики лежит мораль. <... > Большая роль в профессиональной этике отводится чувству социальной ответственности перед обществом, психологическим мотивам профессиональной деятельности людей» [3].

Свое высшее (идеальное) выражение профессиональная этика получила в различных Этических кодексах, которые содержат описания того, что должен и чего не должен делать тот или иной специалист в рамках своей профессиональной деятельности. Однако на практике не всякая профессиональная позиция может быть этичной. К сожалению, часто встречаются ситуации, когда профессионал сознательно занимает неэтичную позицию в силу своих корыстных интересов. И в этом смысле понятия «профессиональная этика» и «профессиональная позиция» пересекаются, но они не тождественны.

Рассмотрим далее виды профессиональной позиции. Предлагаемая нами классификация включает в себя шесть оснований для классификации. Первое основание — характеристики целеполагания. По этому основанию мы выделяем четыре вида профессиональной позиции:

• созидательная профессиональная позиция, в которой профессиональное самоот-ношение можно выразить как «Я — творец, преобразователь»;

• прагматическая: «Я — продавец своих услуг»;

• попустительская: «Я — объект социальных изменений»;

• паразитическая: «Я — получатель социальных благ».

Второе основание для классификации — характеристики сформированности. По этому основанию мы выделяем три вида профессиональной позиции:

• сформированная (зрелая);

• частично сформированная;

• несформированная (незрелая).

Третье основание для классификации — характеристики социальной полезности:

• продуктивная;

• непродуктивная.

Четвертое основание — характеристики адаптивности:

• адаптивная (гибкая) профессиональная позиция;

• неадаптивная (жесткая) профессиональная позиция.

Пятое основание для классификации — характеристики уровня осознания:

• осознаваемая;

• частично осознаваемая;

• неосознаваемая профессиональная позиция.

Шестое основание — характеристики механизма формирования:

• заимствованная;

• авторская профессиональная позиция.

Очевидно, что каждый из видов профессиональной позиции требует дальнейшего детального рассмотрения и описания. В данной же работе хотелось бы остановиться на психолого-педагогических проблемах формирования профессиональной позиции.

Традиционная система профессионального обучения акцентируется на освоении студентами теоретических и практических знаний, формировании умений и навыков профессиональной деятельности. Процесс профессиональной подготовки преимущественно осуществляется в традиционных формах обучения, фокусирующихся на формировании знаний, умений и навыков, и лишь в малой степени затрагивает вопросы профессионального мировоззрения будущих специалистов. Вместе с тем в последние годы активно проводится научно-исследовательская работа по выявлению тех личностных характеристик, которые позволят специалисту обеспечить высокую эффективность своего труда на базе профессионального самосознания и стремления к профессиональной самореализации. Так, «профессиональное становление и развитие есть не что иное, как процесс формирования и развития субъекта деятельности на основе активного взаимодействия конкретного социального института и личности на пути удовлетворения социальных и личностных потребностей и совместного достижения конкретной цели» [6].

Современные тенденции в профессиональном образовании, а также проводимая Министерством образования реформа высшего профессионального образования ставят во главу угла вопрос о личностном развитии и личностной самореализации в профессиональной деятельности будущих специалистов, как одном из существенных факторов достижения профессионализма.

Неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки специалистов должны быть мероприятия по формированию профессионально важных качеств личности, обеспечивающих поддержание и развитие высокого уровня профессионального мировоззрения, включающего в себя вопросы профессиональной этики. На наш взгляд, заслуживают пристального внимания и постановка вопроса о необходимости формирования профессиональной позиции в рамках вузовского образования, и поиск методов такой подготовки.

Описывая психологические характеристики, помогающие человеку достигать акме, А. А. Бодалев отмечает: «Громадное значение в достижении человеком такой вершины в своем развитии, выражением которой являются его несомненное физическое здоровье, высокая нравственная зрелость личности и подлинно глубокий профессионализм в основном для него виде труда, имеет, наряду с достаточно традиционными факторами — семьей, школой, ПТУ, вузом, общей ситуацией в большом социуме и др., — собственная работа человека над собой, выступающая как развитие им самого себя как индивида, личности, субъекта деятельности» [2].

Анализ психолого-акмеологических исследований свидетельствует о том, что «профессионализм личности напрямую связан со способностью к самодвижению, самореализации, с формированием личности как субъекта собственной профессиональной деятельности» [4]. Зрелая профессиональная позиция включает в себя понимание необходимости постоянного личностного и профессионального роста, для того чтобы соответствовать запросам времени и добросовестно выполнять социальный заказ на специалиста.

Многие специалисты, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров, считают, что именно личностная составляющая профессиональной деятельности является наиважнейшей. Еще в 1913 г. известный отечественный ученый С. М. Богословский определял профессию как «деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при этом специально подчеркивал, что названная профессиональная деятельность еще должна «...признаваться за профессию личным самосознанием данного лица» [цит. по: 9].

Э. Ф. Зеер говорит о профессиональном становлении личности как о «процессе прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление», и подчеркивает, что «становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения» [8]. Однако

Э. Ф. Зеер признает, что в настоящее время «понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось» [8, с. 20]. Более того, можно подчеркнуть, что остается неясным сам механизм формирования профессионального мировоззрения и профессиональной позиции специалистов.

А. К. Маркова, рассуждая о «модели специалиста», выделяет «модель деятельности специалиста» и «модель личности специалиста». При этом сама «модель личности специалиста часто определяется как совокупность его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника» [11]. Думается, что эту модель специалиста можно формировать путем выстраивания его профессиональной позиции.

В целом можно выделить следующие психолого-педагогические проблемы формирования профессиональной позиции:

• проблема формирования мотивации к повышению уровня профессионализма;

• проблема обеспечения профессиональной грамотности;

• проблема обеспечения профессиональной компетентности;

• проблема формирования навыка саморазвития — выход за пределы педагогической проблемы к вопросу профессиональной самоактуализации.

Как отмечает Н. В. Кузьмина, «критерием качества профессионального учебного заведения является развитие у всех или подавляющего большинства выпускников творческой готовности к продуктивному решению основных классов профессиональных

задач, обеспечивающих высокие результаты в создаваемом продукте, конкурентноспособном на внутреннем и внешнем рынках» [10].

Неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки должны быть мероприятия по формированию профессионально важных качеств личности, обеспечивающих поддержание и развитие высокого уровня профессионального мировоззрения, включающего в себя вопросы профессиональной этики. Все эти мероприятия укладываются в распространенное ныне понятие «гуманизация образования».

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становится развитие личности. В процессе гуманизации высшего образования знания, умения и навыки профессиональной деятельности не теряют своей первостепенной значимости, однако движущей силой формирования личности будущего специалиста становится он сам и те люди, которые сопровождают его в этом процессе — воспитатели и преподаватели.

Одним из наиболее очевидных доказательств незавершенности процесса гуманизации образования является переживаемый в наши дни системный кризис мировой экономической системы: мы можем в качестве современников наблюдать факты непрофессионального и/или неэтичного отношения к своим обязанностям, множество случаев профессиональной неграмотности и некомпетентности политических, социальных и экономических деятелей самого высокого уровня. Любой кризис является отражением устаревания определенных моделей мировоззрения, поведения, реагирования, взаимодействия. Любой кризис дает возможность выйти на путь нового развития с учетом ошибок и недоработок, проявляющихся именно в критические периоды развития общества.

Термин «гуманизация» для системы высшего профессионального образования обозначает тенденцию в развитии науки как социального института и личности как субъекта воспитательного воздействия, утверждающего абсолютную ценность и достоинство человека. Хотя и существуют большие наработки в области подходов к гуманизации образования, в настоящий момент еще нет ее целостно оформленной концепции. Только начинают разрабатываться личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания детей разных возрастов. Все это требует совместной и согласованной работы в данном направлении ученых различных специальностей и, прежде всего, философов, педагогов, психологов и методистов.

Литература

1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л. Е. Паутова. СПб.; Коломна; Рязань, 2008. С. 372.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. С. 71.

3. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб., 2002. С. 93.

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2004. С. 573.

5. Дружилов С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. М., 2004. № 6. С. 40-45.

6. Евелькин Г. М. Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема // Личность. Культура. Общество. Т. IV. Вып. 1-2 (11-12). М., 2002. С. 318333.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2008. С. 4.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. С. 20-21.

9. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М., 1992. С. 161.

10. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2002. С. 78.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 20.

12. Протанская Е. С. Профессиональная этика психолога. СПб., 2008. С. 9.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.