Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ЦЕННОСТЕЙ БОЕВЫХ ИСКУССТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ЦЕННОСТЕЙ БОЕВЫХ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ЛИЧНОСТЬ / АЙКИДО / СПОРТ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихов Владислав Валерьевич, Еремеева Елизавета Юрьевна

В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты формирования направленности личности курсантов посредством системы ценностей, культивируемых в боевых искусствах. Грамотное формирование направленности личности курсантов правоохранительных органов в рамках вузовской подготовки - основа гармоничности и профессиональной компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов. Молодые специалисты больше всего подвержены профессиональной деформации, влиянию негативных воздействий (как внешних, так и связанных с внутренними психологическими процессами), утрате базовых ценностей, которые так важны для выполнения ими профессиональных задач. Именно поэтому формирование направленности личности должно стать важной составляющей в ходе подготовки курсантов. В современном мире, в сложной экономической и политической обстановке, при высоких темпах жизни и занятости в профессии необходимо сохранять и поддерживать гармонию между физическим, психическим и духовным в личности. Данная проблема, несмотря на широкое освещение в науке, остается актуальной, особенно в связи с новой реальностью и ее последствиями (COVID-19). Более того, в последние годы все больше исследователей изучают влияние физической активности на психологическое состояние индивидов. Авторами настоящей статьи исследуется влияние занятий боевыми искусствами на формирование направленности личности молодых сотрудников правоохранительных органов. Боевые искусства, оказывая существенное влияние не только на физическое развитие, но и на духовную составляющую, на взгляд авторов, являются одним из альтернативных направлений, кроме физического развития, способствующих и нравственному развитию, духовному пробуждению, поддержанию и достижению гармонии. В статье поднимается вопрос о формировании личностных качеств человека в процессе занятий айкидо. Айкидо, являясь составной частью восточных единоборств, способствует нравственному самосовершенствованию личности. Мы считаем, что боевые искусства - это не просто средство для достижения победы, увлекательный вид спорта, метод физического воспитания, это целостная система формирования и самосовершенствования личности. Авторы подчеркивают, что боевые искусства кроме способов физического воспитания, принципов ведения поединка содержат в себе и способы психологической тренировки, а также особого отношения к себе, к окружающим, к старшим, к товарищам. Это достигается различными путями: соблюдением этикета, формированием ответственного поведения, самой атмосферой на занятиях. Предлагается внедрение в педагогический процесс занятий по айкидо для формирования важнейших компонентов направленности личности курсантов: интересов, идеалов, ценностей, мировоззрения, склонностей и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CADET'S PERSONALITY IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITY APPROACH AND VALUES OF MARTIAL ARTS

This article discusses some aspects of developing the personality of cadets through a system of values cultivated in martial arts. The competent formation of the orientation of the personality of law enforcement cadets in the framework of university training, in the light of events taking place in the country and in the world, is the basis of the harmony and professional competence of future specialists. Young law enforcement professionals are most susceptible to professional deformation, the influence of negative influences (both external and related to internal psychological processes), the loss of basic values that are so important for their professional tasks. That is why the formation of a personality orientation should become an important component in the training of cadets. In the modern world, in a difficult economic and political environment, with high rates of life, high employment in the profession, it is necessary to maintain and maintain harmony between the physical, mental and spiritual in the person. This problem, despite the wide coverage in science, remains relevant, focused on the new reality and its consequences (COVID-19). Moreover, in recent years, more researchers have been studying the effect of physical activity on the psychological state of individuals. The authors of this article investigate the influence of martial arts on the formation of the personality orientation of young law enforcement officers. Martial arts, having a significant impact not only on physical development, but also on the spiritual component, in the opinion of the authors, are one of the alternative areas other than physical development, contributing to moral development, spiritual awakening, maintenance and achievement of harmony. The article raises the question of the formation of personal qualities of a person in the process of aikido classes. Aikido, being an integral part of oriental martial arts contributes to the moral self-improvement of personality. We believe that martial arts, this is not just a means to achieve victory, not just an exciting sport, it is not just a method of physical education - it is a holistic system of formation and self-improvement of personality. The authors emphasize that martial arts contain not only methods of physical education, the principles of conducting a duel, but also methods of psychological training, as well as a special attitude to themselves, to others, to the elders, to comrades. This is achieved in various ways: observance of etiquette, formation of responsible behavior, the very atmosphere in classes. The work focuses on the basic principles of martial arts, their positive impact on the formation of a harmoniously developed personality (using the example of aikido).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ЦЕННОСТЕЙ БОЕВЫХ ИСКУССТВ»

DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.025 УДК 378

Тихов Владислав Валерьевич

начальник кафедры физической и тактико-специальной подготовки,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: vlad-pentahtlon@mail.ru

Vladislav V. Tikhov

Head of Physical Training and Special Tactics Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: vlad-pentahtlon@mail.ru

Еремеева Елизавета Юрьевна

курсант 4-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: liza.eremeeva.00@bk.ru

Elizaveta Yu. Eremeeva

4 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: liza.eremeeva.00@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ЦЕННОСТЕЙ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты формирования направленности личности курсантов посредством системы ценностей, культивируемых в боевых искусствах. Грамотное формирование направленности личности курсантов правоохранительных органов в рамках вузовской подготовки - основа гармоничности и профессиональной компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов. Молодые специалисты больше всего подвержены профессиональной деформации, влиянию негативных воздействий (как внешних, так и связанных с внутренними психологическими процессами), утрате базовых ценностей, которые так важны для выполнения ими профессиональных задач. Именно поэтому формирование направленности личности должно стать важной составляющей в ходе подготовки курсантов.

В современном мире, в сложной экономической и политической обстановке, при высоких темпах жизни и занятости в профессии необходимо сохранять и поддерживать гармонию между физическим, психическим и духовным в личности. Данная проблема, несмотря на широкое освещение в науке, остается актуальной, особенно в связи с новой реальностью и ее последствиями (СОУЮ-19). Более того, в последние годы все больше исследователей изучают влияние физической активности на психологическое состояние индивидов.

Авторами настоящей статьи исследуется влияние занятий боевыми искусствами на формирование направленности личности молодых сотрудников правоохранительных органов. Боевые искусства, оказывая существенное влияние не только на физическое развитие, но и на духовную составляющую, на взгляд авторов, являются одним из альтернативных направлений, кроме физического развития, способствующих и нравственному развитию, духовному пробуждению, поддержанию и достижению гармонии.

В статье поднимается вопрос о формировании личностных качеств человека в процессе занятий айкидо. Айкидо, являясь составной частью восточных единоборств, способствует нравственному самосовершенствованию личности. Мы считаем, что боевые искусства - это не просто средство для достижения победы, увлекательный вид спорта, метод физического воспитания, это целостная система формирования и самосовершенствования личности.

Авторы подчеркивают, что боевые искусства кроме способов физического воспитания, принципов ведения поединка содержат в себе и способы психологической тренировки, а также особого отношения к себе, к окружающим, к старшим, к товарищам. Это достигается различными путями: соблюдением этикета, формированием ответственного поведения, самой атмосферой на занятиях.

Предлагается внедрение в педагогический процесс занятий по айкидо для формирования важнейших компонентов направленности личности курсантов: интересов, идеалов, ценностей, мировоззрения, склонностей и т. д.

Ключевые слова: направленность личности, воспитание, боевые искусства, личность, айкидо, спорт, духовное развитие, современное общество, правоохранительные органы.

© 2021 Тихов В. В., Еремеева Е. Ю.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CADET'S PERSONALITY

IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITY APPROACH AND VALUES OF MARTIAL ARTS

Summary. This article discusses some aspects of developing the personality of cadets through a system of values cultivated in martial arts. The competent formation of the orientation of the personality of law enforcement cadets in the framework of university training, in the light of events taking place in the country and in the world, is the basis of the harmony and professional competence offuture specialists. Young law enforcement professionals are most susceptible to professional deformation, the influence of negative influences (both external and related to internal psychological processes), the loss of basic values that are so important for their professional tasks. That is why the formation of a personality orientation should become an important component in the training of cadets.

In the modern world, in a difficult economic and political environment, with high rates of life, high employment in the profession, it is necessary to maintain and maintain harmony between the physical, mental and spiritual in the person. This problem, despite the wide coverage in science, remains relevant, focused on the new reality and its consequences (COVID-19). Moreover, in recent years, more researchers have been studying the effect ofphysical activity on the psychological state of individuals.

The authors of this article investigate the influence of martial arts on the formation of the personality orientation of young law enforcement officers. Martial arts, having a significant impact not only on physical development, but also on the spiritual component, in the opinion of the authors, are one of the alternative areas other than physical development, contributing to moral development, spiritual awakening, maintenance and achievement of harmony.

The article raises the question of the formation of personal qualities of a person in the process of aikido classes. Aikido, being an integral part of oriental martial arts contributes to the moral self-improvement ofpersonality. We believe that martial arts, this is not just a means to achieve victory, not just an exciting sport, it is not just a method of physical education - it is a holistic system of formation and self-improvement of personality.

The authors emphasize that martial arts contain not only methods of physical education, the principles of conducting a duel, but also methods ofpsychological training, as well as a special attitude to themselves, to others, to the elders, to comrades. This is achieved in various ways: observance of etiquette, formation of responsible behavior, the very atmosphere in classes.

The work focuses on the basic principles of martial arts, their positive impact on the formation of a harmoniously developed personality (using the example of aikido).

Keywords: orientation of the personality, education, martial arts, personality, aikido, sport, spiritual development, modern society, law enforcement agencies.

В становлении курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов большую роль играет духовно-нравственное развитие, одной из составляющих которого является формирование направленности личности.

Направленность личности является важнейшим свойством личности, в котором находит свое воплощение динамика развития индивида, а также отражены общие тенденции его поведения. Через анализ направленности личности можно выявить те социальные и духовные свойства, которые каждому индивиду присущи [1, с. 45].

Направленность личности представляет собой важнейшее психологическое свойство личности, которая формирует ценностные ориентиры, установки, деятельность конкретного индивида. Она представляет собой ведущий компонент структуры личности и оказывает влияние на внешние проявления индивида (его темперамент, таланты, способности), а также внутренние (например, действия в стрессовой ситуации).

В наиболее общем виде направленность личности можно охарактеризовать как систему устойчивых идеалов, потребностей, привычек, целей личности. Другими словами, направленность личности задает тенденции поведения личности.

Вместе с тем на направленность личности всегда можно оказать воздействие, корректировать ее в той или иной степени. Происходит это с помощью различных методов воспитания. Индивида, который развивается гармонично, характеризует не только крепкое здоровье и высокий уровень интеллектуального развития, но и способность к постоянному обучению.

Из анализа педагогической литературы можно прийти к выводу о том, что направленность личности курсанта формируется в ходе педагогического процесса, который включает в себя следующие пункты:

1. Целенаправленность подготовки.

2. Опережающее обучение специальности.

3. Самостоятельность и творческая активность обучаемых в процессе формирования готовности к реализации правоохранительной функции.

4. Индивидуализация обучения (индивидуальные особенности обучаемых являются определяющим фактором при выборе способа реализации учебно-информационной модели профессиональной среды).

5. Проблемность и творческая направленность обучения [2, с. 520].

К стандартным методам обучения относятся: лекции, беседы, экскурсии, работа с профессиональной и научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что занятие физической культурой и спортом остаются ©в тени» духового развития курсантов, несмотря на общую популяризацию спорта, что представляется в корне неверным. Учебные программы подготовки курсантов правоохранительных органов акцентируются на теоретической подготовке будущих специалистов вопреки положительному влиянию физического развития на все аспекты развития индивидов. Более того, программы подготовки молодых специалистов не предусматривают даже факультативных занятий спортом, ограничиваясь лишь несколькими часами физической культуры. Таким образом, игнорируются положительные тенденции и стремление индивидов заниматься спортом, быть физически здоровыми.

Подчеркнем, что спорт - это, прежде всего, труд, а в любой трудовой деятельности формируются те положительные свойства и черты личности, которые составляют ее ядро. Итак, одним из важнейших условий, благоприятно влияющих на духовно-нравственное развитие курсантов, является их физическое развитие.

В современном мире вопросы сохранения и поддержания физического здоровья человека вышли на передний план. Более того, для курсантов, чья деятельность в будущем предполагает действия в экстраординарных ситуациях, применение физической силы и боевого оружия, развитие физических данных просто необходимо. Очевиден тот факт, что духовно-нравственные ориентиры личности курсантов формируются у них в процессе обучения будущей профессии, а образовательная среда способствует тому или иному вектору развития. Из этого следует, что вопросы формирования духовно-нравственных идеалов курсантов должны быть предметом пристального внимания сотрудников учебных заведений, а также должны быть отражены в программах обучения будущих сотрудников правоохранительных органов. Для этого, по нашему мнению, следует пересмотреть программы обучения курсантов учебных заведений, включить в них современные программы физической подготовки в качестве факультативных занятий. В качестве такой программы предлагаем рассмотреть занятия по айкидо.

С древних времен воспитание, дисциплина и духовное развитие личности были основой такого боевого искусства, как айкидо. Именно этот аспект отличает айкидо от многих других боевых искусств, направленных на физическое развитие и упускающих из внимания духовно -нравственное развитие личности. Методика педагогического воспитания айкидо основывается на традициях и правилах древнего общества [1, с. 256]. Сам термин «айкидо» состоит из трех частей: 1) Ай - предполагает любовь, гармоничность; 2) Ки - энергию внутри самого себя; 3) До - путь.

По-другому айкидо еще можно расшифровать - духовное воздействие сильного человека над более слабым. Ученые считают, что благодаря данному виду спорта человек способен контролировать свою силу и направлять ее в нужную сторону, поскольку подразумевается способность обезвредить нападение противника без сильных ударов.

На данный момент айкидо имеет большой спектр современных педагогических систем, способных сформировать достойного спортсмена и личность. В рамках настоящего исследования нам интересны традиции айкидо, культура, этикет, который взят от потомков.

В основе айкидо лежат следующие принципы: гармония; уважение; доброта; уравновешенность; почитание старших; сила духа; соблюдение установленных правил [3, с. 256].

Тем самым, такое боевое искусство, как айкидо, способно объединить духовное и физическое развитие индивида, обеспечить гармоничное развитие личности.

При духовном развитии индивид, войдя в додзе (место, в котором совершенствуют себя, обучаются дисциплине, боевому искусству), приучаются придерживаться установленных правил, вести себя достойно, уважая окружающих.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

В ходе занятий по айкидо индивид начинает укреплять свое здоровье, развивает способность быстрее воспринимать информацию. Заметим, что айкидо приоритетно неприменение физической силы и агрессии. Разрешается применять техники при нападении или выполнение каких-то задач, при этом не нанеся каких-то побоев или увечий. Полагаем, данное свойство наилучшим образом отражает сущность деятельности правоохранительных органов, в которой важнейший принцип - ©не навреди».

Дисциплина (в психическом и физическом аспектах) - одна из основных составляющих обучения айкидо, а уважение - одна из основ процесса обучения боевым искусствам. Безответственный ученик физически не способен овладеть сложными и требовательными техниками айкидо (данного спорта). Необходимо трудолюбие и самодисциплина.

В айкидо большая часть работы происходит в паре, что формирует такие необходимые для молодого специалиста качества, как умение работать в команде, доверять напарнику, устанавливать контакт. Важно, отметить, что именно от напарника зависит возможность выполнить технику до конца. Здесь существует множество факторов, к примеру, какая стойка принимается, как выполняется удар, какая оказана страховка и т. п. Напарники должны проявить подвижность и гибкость, чтобы довести прием до конца [4, с. 253].

Таким образом, искусство айкидо способно оказывать существенное влияние на духовно -нравственное и физическое развитие курсантов, формировать направленность личности курсанта как систему устойчиво характеризующих человека побуждений, влияющих на характер и деятельность [5, с. 640].

Подчеркнем, что айкидо имеет большие возможности для нравственного развития, а также развития умения воспринимать, чувствовать, правильно понимать окружающий мир в целом гармонично жить в современном обществе.

Подводя итоги, отметим, что направленность личности курсанта есть устойчивая мотивация (система мотивов) на осуществление деятельности, который приобретает для него существенный личностный смысл. Психологическими механизмами формирования направленности личности курсанта выступают: сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества курсанта как будущего сотрудника правоохранительных органов. Важнейшим условием формирования профессиональной направленности личности курсанта является концептуальная направленность педагогического процесса на формирование профессиональных качеств специалиста.

Большое значение для формирования направленности личности имеет наличие увлечений, хобби. Это дает личности возможность эффективнее справляться с эмоциональными стрессами, психическими перегрузками. Человек, желающий развиваться и самосовершенствоваться, сможет добиться в жизни большего, расширить круг своего общения, обрести внутреннюю гармонию. Всего вышеперечисленного можно достичь, прибегнув к занятиям спортом. В частности, считаем, что занятия по айкидо особенно необходимы курсантам как будущим сотрудникам правоохранительных органов для эффективного осуществления их профессиональной деятельности, для профилактики профессиональной деформации и «выгорания». Поэтому считаем целесообразным включить занятия по айкидо в образовательную программу курсантов юридических вузов в качестве факультативного занятия и в целом активно культивировать и внедрять профессиональный спорт в жизнь сотрудников правоохранительных органов как вид деятельности, содержащий необходимые элементы, ведущие к формированию успешной личности.

Библиографический список

1. Машина А. В., Ибрагимов К. Э., Власов Д. Р. Особенности формирования профессиональной направленности личности курсанта // Территория науки. 2014. № 6. С. 45.

2. Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520 с.

3. Айкидо: искусство мира / сост. А. Костенко; пер. с англ. Киев: София, 1997. 256 с.

4. Гвоздев С. А. Айкидо: самозащита от любого нападения (от новичка до черного пояса). Наставления мастера Морихея Уэшибы. Мн., 1997. 253 с.

5. Тарас А. Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада: энциклопедический справочник. Мн., 1996. 640 с.

References

1. Mashina A. V., Ibragimov K. E., Vlasov D. R. Osobennosti formirovaniya professional'noi napravlennosti lichnosti kursanta [Features of the formation of the professional orientation of the personality of the cadet]. Territoriya nauki [Territory of science], 2014, no. 6, p. 45 [in Russian].

2. Solodkov A. S. Fiziologiya cheloveka: obshchaya, sportivnaya, vozrastnaya: uchebnik [Human physiology: general, sports, age]. Moscow, 2001, 520 p. [in Russian].

3. Aikido: iskusstvo mira [Aikido: Art of the World]. Kiev, 1997, 256 p. [in Russian].

4. Gvozdev S. A. Aikido: samozashchita ot lyubogo napadeniya (ot novichka do chernogo poyasa). Nastavleniya mastera Morikheya Ueshiby [Aikido: self-defense from any attack (from a newcomer to a black belt). Instructions of master Morikhey Ueshiba]. Minsk, 1997, 253 p. [in Russian].

5. Taras A. E. Boevye iskusstva. 200 shkol boevykh iskusstv Vostoka i Zapada: traditsionnye i sovremennye boevye edinoborstva Vostoka i Zapada: entsiklopedicheskii spravochnik [Martial arts. 200 schools of martial arts of East and West: traditional and modern martial arts of East and West: encyclopedic handbook]. Minsk, 1996, 640 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.