Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях'

Формирование профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / преподаватель / студент / сотрудник ОВД / профессиональная направленность личности / общая направленность личности / university / teacher / student / police officer / professional orientation of individual / general orientation of the individual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Г. Устинова, М. В. Султанова

В предлагаемой статье подвергаются рассмотрению наиболее значимые аспекты процесса формирования профессиональной направленности будущих сотрудников органов внутренних дел в ходе освоения ими специальностей в стенах высших учебных учреждений. При этом особое внимание уделяется формированию у них системы побуждений к применению собственных профессиональных и личностных качеств в дальнейшей деятельности. Рассмотрению подвергаются также структура и условия развития общей направленности личности у будущих сотрудников ОВД, а также связи, существующие между ней и профессиональной направленностью. Изучению также подвергается процесс формирования ряда ключевых видов устремлений у будущего сотрудника ОВД, доказывается роль, которую они играют в деле складывания у него профессиональной направленности, а также необходимость развития этих устремлений во взаимосвязи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Г. Устинова, М. В. Султанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE EMPLOYEES OF MIA IN THE PROCESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The given article deals with the most significant aspects of future police employees professional orientation forming process in the course of their specialties development in higher educational institutions. At the same time, special attention is paid to the formation of a system of incentives for them to use their own professional and personal qualities in future activities. The structure and conditions for the formation of the future employees personality general orientation, as well as the relationship between it and the professional orientation, are also considered. The work also studies aspirations of students in the forming process of future police employees. The research shows the role they play in shaping professional orientation, as well as the need to develop these aspirations in connection with the training process

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях»

УДК 378

Ustinova L.G., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation,

Stavropol branch (Stavropol, Russia), E-mail: Larisa151@inbox.ru

Sultanova M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation Stavropol branch

(Stavropol, Russia), E-mail: sultan_777@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE EMPLOYEES OF MIA IN THE PROCESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The given article deals with the most significant aspects of future police employees professional orientation forming process in the course of their specialties development in higher educational institutions. At the same time, special attention is paid to the formation of a system of incentives for them to use their own professional and personal qualities in future activities. The structure and conditions for the formation of the future employees personality general orientation, as well as the relationship between it and the professional orientation, are also considered. The work also studies aspirations of students in the forming process of future police employees. The research shows the role they play in shaping professional orientation, as well as the need to develop these aspirations in connection with the training process.

Keywords: un iversity,teacher, student, pcliceoff^er, professionglorientation of individual, general orientation of the individual.

Л.Г. Устинова, канд. социол. наук, доц., нач. каф. государственных и гражданско-правовых дисциплин, полковник полиции, Краснодарский университет Министерства внутреннихделРоссийской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Е-mail: Larisa151@inbox.ru МВ. Среипинвса,канд ч^^/^ос. нхун, роц., полеовникпоницие, Крисно^рский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Стинрополнсвийфсенил,г.Отнвтопось, Н-твИ: suUanBU77@mail.om

ФОРМИРОВАНИЕ ПР(ПФЕССП101НАЛЬН0Й НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХСОТРУДНИКОВ ОВД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В В1ысниих УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

т предлагаемой статье подвергаются рассмотрению наиболее значимые аспекты процесса формирования профессиональной направленности буду-щихсотрудн иковорганов внутреннихделв ходеосвое нияимиспециальностей в стенах высших учебных учреждений. При этом особое внимание уделяется формированию унихпннтемы поНу>едений к пиеменению свбсевенных профессиональных и личностных качеств в дальнейшей деятельности. Рассмо-треннюподвереаюхсяппнже струнное и исаювауразвитияобщей направленности личности у будущих сотрудников ОВД, а также связи, существующие между ней и профессиональной направленностью. Изучению также подвергается процесс формирования ряда ключевых видов устремлений у будущего сотрудоиоаОВД, днвеов.вавтсярклк, которую оки егеакокднле крпадывлния у него профессиональной направленности, а также необходимость развития втио удакемлсеийвосоаимоосяз р.

К/гюченв/е слона: срт, гферсдпоателд, студен^ яотр.дник ОВ^ профессиональная направленность личности, общая направленность ливнодеа.

нсли гкееюоть о содноцох кразникию у б упущен кпец инвинвки лв чностныу насеств, ко исн)<oонтси киoсц7тиpoвaтю, ктоуа цнн инвPсoниo днвкиилетияа ск-снвме пoдгoтoвкиuинциалнсвнu введочет ввинхк образов ателиныхн ргаиозацини МЛДРФ зннипиельнцlкизменеисй ке Циклвoyeтцu. Прски/и нвданныомоментн нилйoбстaновкин сменщик месон на соврантории РФ, пcрвтнcимoинхuннигъкпцн-нопйкпoдгoтовзн uнuциaлиcто впескuовкu ин ач е. Псuфркслc налд >пхuнсвльнoон-о^да'скнццтоль^ко внBг^|зuккзн^нсИ.^и^^иг низвссо-, нeoбоедимыюдляocyщecтс l^J^lЭИuu пцoфиuиноИ доucuлькuuхи, в^тонЕ^ и унонйнкквйпpпфecuиoнaпгкoй направленностью. Показатели развития этого свойства у будущего сотрудника АВд к з начинвпь нoпcтeзuиинкpeдeвuютлффдшзквсuп е гопрсфоолис н^н^1зпнс Лeятeлннucтй.вcв0ю0пейупв,peцк0ьтaцивн0cзц0тд0уuиьlxкиeцкаиlиcт0и евте-uuвенниlcoбpaзoмoнорреляеn лффeкцнпнтсти фтнкцидпилoноиняхйrauвипкy-тренних дел в целом. При этом в ряду наиболее значимых условий, необходимых дляпoиышлннл эффозтквнocти пpoфнccиoнaюуcоИ напpaцлтниости ости цзтлтрника озraнoцвнакцопниха/Сн т^с^е^д^тся уcaоcтвекиo-кeннoн нзаимоде/-нпккe0uuню^иxcпeннaспапcвlПoцyрц ^(^^.к^еиет иpсдcтднвзeткрбoПoHlкeнот-ношениями в рамках педагогической системы. Структура последнего может быть пuодcтавлднa <в<омнтипаерн.

KnysPCT Преподавателе

Рис. 1. Схема обмена отношениями, происходящего в рамках педагогической системы

Одна из существенных особенностей такого взаимодействия - их ориентация на развитие у обучающихся общественной инициативы, целеустремлённости, а также чувства ответственности перед товарищами. Этими нравственными качествами определяется развитие остальных, а равно и содержание профессиональной направленности курсанта, его нравственно-волевая зрелость.

В целом отметим, что профессиональная направленность является ведущим психологическим свойством личности будущего специалиста органов внутренних дел. Данное свойство представляет всю систему побуждений индивида к жизни и деятельности. Она также определяет избирательность его активности, позиций и отношений. Профессиональная направленность юриста представляет собой систему его побуждений к применению собственных профессиональных и личностных качеств в процессе укрепления правопорядка на территории своей Роди-

ны. Её можно охарактеризовать особым отношением специалиста к ряду предметов, явлений и процессов, встречающихся в профессиональной жизни юриста. Данная тенденция может быть представлена в форме таблицы.

Таблица 1

Отношение юриста к ряду предметов, явлений и процессов, встречающихся в его профессиональной жизни

Предметы, явления и процессы в профессиональной жизни юриста Отношение к ним, характеризующее его профессиональную направленность

Закон Высшая социальная и жизненная ценность

Борьба за законность и правопорядок Личное жизненное призвание

Правоохранительная деятельность и профессия юриста Отвечают своим наиболее значимым потребностям и особенностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач

Отметим далее, что любая профессиональная направленность основана на общей направленности личности. Последняя, в свою очередь, определяется рядом свойств индивида. С точки зрения раскрытия темы настоящего исследования целесообразно выглядит её схематическое представление.

Человеческие, гражданские позиции сотрудника

Понимание смысла жизни, своего места в ней

Особенности мировоззрения, жизненных планов, потребностей

Рис. 2. Свойства личности специалиста, определяющие её общую направленность

Таблица 2

Основные составляющие общей направленности личности

Группы основных составляющих общей направленности личности Основные составляющие общей направленности личности Краткая характеристика

Социально-мотивационные качества Социально зрелое мировоззрение Совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество

Потребность Сотруднику правоохранительных органов с необходимостью должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, борьбе против преступности, посвящению собственной жизни правоохранительной деятельности

Профессионально-мотивационные качества Правосознание Совокупность взглядов и представлений индивида, выражающих понимание правовой действительности, а также знание конкретных правовых норм. Должно характеризоваться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью

Профессиональные мотивы В настоящее время на первое место у будущих сотрудников органов внутренних дел выдвигается такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности. Подобная ситуация требует более пристального внимания к проблемам, связанным с изучением, оценкой и развитием системы мотивации у всех работающих в правовой системе

Общая направленность личности представляет собой предпосылку развития профессиональной направленности у сотрудников правоохранительных органов. Она должна быть исследована в ходе профессионального отбора и работе с ними в процессе службы.

Большое внимание в процессе решения этой задачи должно быть уделено специфике уже сложившейся общей направленности у граждан, принимаемых на службу в правоохранительные органы. Представим основные составляющие общей направленности в виде таблицы 2.

Общая направленность личности, таким образом, является одним из обязательных условий для положительного решения вопроса о пригодности конкретного индивида к осуществлению профессиональной деятельности в органах правопорядка РФ. Без должного внимания к данной характеристике профессиональное обучение будущих сотрудников может лишь навредить, поспособствовав складыванию формалиста и вымогателя, озабоченного исключительно личными интересами. Недостатки в общей и профессиональной направленностях личности являются одной из ведущих причин дальнейшей профессиональной деформации сотрудников.

В свою очередь, работа с персоналом может достичь необходимых результатов в развитии профессиональной направленности сотрудников лишь в случае, если помимо вооружения будущих и действующих сотрудников чисто правовыми знаниями, умениями и навыками целью её будет формирование у них глубоко осознанной, активной профессиональной позиции. Последняя должна быть основана на правильном понимании предназначения правопорядка и юридической работы в условиях современного российского социума. При этом на планируемых результатах не в последнюю очередь сказывается система жизнедеятельности органов правопорядка. Данная тенденция представляется закономерной, если учесть, что личность невозможно воспитать только словами. Решающее влияние на её складывание имеют реалии окружающей действительности.

В этой связи необходимо всячески способствовать развитию ряда ключевых видов устремлений как будущего, так и действующего сотрудника ОВД. К ним

мы с определённой долей уверенности можем отнести:

1) стремление к осуществлению профессиональной деятельности в правовой системе;

2) стремление к исполнению своих должностных обязанностей с использованием исключительно законных способов и методов деятельности;

3) установка на непрерывное самосовершенствование.

Перечисленные устремления сотрудника должны развиваться во взаимосвязи. Их складывание представляет общую задачу. Однако в каждом юридическом органе она приобретает ряд особенных черт. При этом центральной задачей является развитие элементов, выражающих уважение к действующему законодательству и стремление к применению в профессиональной деятельности исключительно тех средств и методов, которые на 100% отвечают требованиям законности.

Складывание профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД включает ряд стадий. Последние будет удобно охарактеризовать в форме таблицы 3.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что существует ряд важных педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования профессиональной направленности личности будущего сотрудника ОВД в процессе его подготовки. В их числе можно назвать:

- программно-целевую и профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса;

- эффективное взаимодействие с преподавателями и командирами в процессе обучения;

- формирование у курсантов познавательной самостоятельности, стимулирование деятельности, обеспечивающей самоутверждение и самовыражение личности в различных ситуациях;

- планирование, организация, регулирование, а также контроль движения личности курсанта к заданному уровню развития профессиональной направленности в условиях юридического института МВД РФ.

Таблица 3

Стадия Ступень обучения Направление деятельности по формированию профессиональной направленности Преобладающие формы деятельности

1. Довузовская Просвещение и ориентация абитуриентов на выбор профессии Дни открытых дверей, организация кружков и объединений юных пограничников, следопытов, офицеров, приглашение абитуриентов на военно-спортивные мероприятия, подготовленные курсантами вуза

2. I курс Выявление интереса, дифференциация профессиональной направленности Вопросно-ответные формы с опорой на авторитет как нравственный механизм воздействия: пресс-конференции с выпускниками, Дни традиций пограничников, милиционеров, день информации о новостях и событиях из жизни военнослужащих

3. II курс Развитие интереса и стимулирование профессиональной направленности Формирование общественного мнения и поощрения через оценку результатов участия в добровольных дружинах, молодёжных объединениях военно-патриотической направленности, шефской деятельности, выступления на муниципальных, региональных, всероссийских и международных научно-практических семинарах, круглых столах, конференциях

4. III курс Стимулирование интереса, закрепление профессиональной направленности в условиях активного участия курсантов в деятельности правоохранительных органов Метод соревнования и создания ситуаций, открывающих перед курсантом возможности для проявления собственной инициативы

5. IV курс Апробация готовности обучающихся к профессиональной деятельности Деятельность курсантов совместно с действующими сотрудниками силовых структур, обеспечение преемственности между младшими и старшими курсами

6. Молодые специалисты Выявление степени удовлетворенности работой в силовых структурах Определение отношения молодых специалистов к профессиональной деятельности

Стадии складывания профессиональной направленности будущих сотрудников ОВД

Библиографический список

1. Иванова М.Б. Педагогические условия формирования профессиональной направленности личности курсантов вузов МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2000.

2. Мамонтова С.Н. Прикладная юридическая психология. Москва, 2002.

3. Киселева Е.Л. Мотивы профессионального выбора в ОВД. Вестник МЦПО и КНИ. 1996; № 1: 56 - 57.

4. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 268 - 269.

5. Солдатов Н.Ф., Ложниченко Е.Н., Пирогова Е.Н. Формирование профессиональной направленности личности у будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 337 - 338.

6. Хасанов Х.Х. Педагого-психологические особенности формирования профессиональной направленности будущих работников органов внутренних дел Таджикистана. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Душанбе, 2010.

References

1. Ivanova M.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj napravlennosti lichnosti kursantov vuzov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2000.

2. Mamontova S.N. Prikladnaya yuridicheskayapsihologiya. Moskva, 2002.

3. Kiseleva E.L. Motivy professional' nogo vybora v OVD. Vestnik MCPO i KNI. 1996; № 1: 56 - 57.

4. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Gumanitarnaya podgotovka buduschih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 268 - 269.

5. Soldatov N.F., Lozhnichenko E.N., Pirogova E.N. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti u buduschih sotrudnikov OVD. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 337 - 338.

6. Hasanov H.H. Pedagogo-psihologicheskie osobennosti formirovaniya professional'noj napravlennosti buduschih rabotnikov organov vnutrennih del Tadzhikistana. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2010.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 37.013

Tarkhanova I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),

E-mail: tarhanova3000@mail.ru

Falameeva E.V., teacher, Secondary School in Village of Zolotaya Dolina (Zolotaya Dolina, Primorsky Krai, Russia), E-mail: falameeva84@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL LITERACY OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. This article discusses the social aspect of formation of new types of literacy in modern adolescents. Using the concept of socialization of the individual by means of education, the authors theoretically justify and significantly disclose the concept of social literacy of adolescents. The work determines the content of psychological and pedagogical work on its formation in an educational organization. The article describes results of experimental work on the formation of social literacy of adolescents, based on the analysis of current deficits in soft skills of adolescents. Modern ideas of formation of social literacy of teenagers by means of open space of development of their social competences are offered. Practices of social training, social volunteerism, and development of experience of participation in socially significant activities are presented as effective means of functioning of such space.

Key words: social literacy, universal social competence, socialization, educational environment.

И.Ю. Тарханова, д-р пед. наук, проф., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: tarhanova3000@mail.ru

Е.В. Фаламеееа, учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»,

с. Золотая долина, Приморский край, E-mail: falameeva84@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье рассматривается социальный аспект формирования новых видов грамотности современных подростков. Основываясь на концепции социализации личности средствами образования, авторами теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной грамотности подростков, определено содержание психолого-педагогической работы по её формированию в условиях образовательной организации. В статье описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной грамотности подростков, основанной на анализе актуальных дефицитов их мягких навыков. Предложены современные идеи формирования социальной грамотности подростков средствами открытого пространства развития их социальных компетенций. В качестве эффективных средств функционирования такого пространства презентованы практики социального обучения, социального волонтерства, развития опыта участия в социально значимой деятельности.

Ключевые слова: социальная грамотность, универсальные социальные компетенции, социализация, образовательная среда.

Динамично меняющаяся социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления взрослеющей личности. С одной стороны, в современном социуме требуется высокая активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность социальных процессов во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления, ситуация неопределенности приводит к деформации личностных смыслов и дезадаптации.

Навыки и знания, необходимые подросткам сегодня, чтобы стать успешными, завтра очень быстро меняются. Навстречу идут так называемые «навыки будущего», универсальные компетенции и новые виды грамотности [1, с. 7]. Расширяется дискуссия о качествах человека, отвечающих глобальным вызовам и стремительному развитию технологий. В научных работах и популярных публикациях ученые и практики обсуждают новое содержание школьного образования, фокусируясь на метапредметных результатах, выводы докладов о новых видах грамотности становятся все более последовательными и сопоставимыми [2, 3, 4]. При этом для многих школ и учителей главным фокусом остаются предметные знания, а не социальные навыки, которые могут быть с их помощью сформированы. По-прежнему большинство учителей считают, что роль школы

- передать хорошие предметные знания, а «социальность» - ответственность семьи и самого ребенка, реже - сектора дополнительного образования. Немногие из учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. А самое главное - за пределами анализа пока остается важнейший вопрос мотивации, активности, инициативы учащихся.

Озабоченность социальными результатами образования не является чем-то новым для педагогической науки и практики, но происходящие сегодня изменения в обществе ускорили социальные требования, предъявляемые к школам. По меньшей мере, общество ожидает, что школы будут корректировать поведение детей и учить их социальным ценностям. В перечне личностных образовательных результатов зафиксирован целый ряд социальных навыков, развивающихся на протяжении всего периода школьного обучения.

Чувство и способность индивида принимать социально продуктивные решения развиваются не сами по себе, а, скорее, требуют знаний, ценностей и навыков. Прежде всего, детям необходимы возможности для того, чтобы испытать социальные отношения таким образом, чтобы они могли критически действовать в рамках дискурсов, наполненных социальными дилеммами, и тем самым стать активными и наделенными этическими полномочиями субъектами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.