Koss Yevgeniya Valeriyevna FORMING STUDENT'S ...
pedagogical sciences
УДК 811.1:378.881
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЫКА НА УРОВНЕ ELEMENTARY
© 2018
Косс Евгения Валериевна, старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, е-mail: [email protected])
Аннотация. В структуре профессиональной компетентности выпускника вуза можно выделить важную ее составляющую - профессиональную мобильность, под которой мы понимаем осознанную готовность определять насущные потребности, решать проблемы, отвечать на вызовы, возникающие во время трудовой деятельности, умение мыслить стратегически и определять тактику выполнения новых задач, определять недостающие знания и умения и оптимальные ресурсы для восполнения этого пробела, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности как можно лучше и быть готовыми сменить сферу деятельности в случае возникновения такой необходимости. Таким образом, обладая таким инструментом адаптации к изменяющимся условиям, выпускник может занять более конкурентоспособную позицию на рынке труда. Существует уже некоторое количество научных работ, посвященных данному вопросу, например, рассматривают формирование профессиональной мобильности с помощью профессиональных стандартов, в процессе прохождения практики, с помощью программ дополнительного образования, мы же предлагаем способствовать формированию профессиональной мобильности во время обучения деловому английскому языку. Английский язык при этом выступает средством добывания новых знаний из первоисточника, чтобы восполнить возникающие пробелы при выполнении новых видов работ, кроме того, являясь языком общения во всем мире, он делает возможной устную и письменную коммуникацию среди представителей разных культур, значительно расширяя возможности трудоустройства. При этом важно, чтобы изучался этот язык-посредник по самым современным учебным пособиям, с учетом новых тенденций в языке, и предлагались к изучению самые востребованные на рынке труда темы. В этой статье мы рассмотрели и обобщили научные работы, посвященные проблемам содержания обучения деловому английскому языку, отобрали для анализа содержания популярные учебники, предлагаемые такими известными издательствами, как Oxford, Cambridge, Macmillan. Были выбраны следующие учебники для уровня Elementary: Intelligent Business, Business Result, In Company, New Market Leader и Business Start-up. Затем мы сравнили темы из учебников и формируемые умения и навыки и, на основе частотности совпадения, а также с учетом мнения студентов, работодателей и преподавателей вуза при ответе на вопрос «Какими навыками в области делового общения должен обладать выпускник?», разработали примерное содержание учебного пособия по деловому английскому языку в условиях ограниченного учебного времени для студентов, приступающих к изучению языка на уровне Elementary. Полученные таким образом результаты мы планируем использовать в качестве ориентира при создании учебно-методического пособия для изучения дисциплин «Деловой английский язык» и «Профессиональный английский язык» на уровне Elementary, способствуя таким образом формированию конкурентоспособного профессионала, ориентирующегося в собственных запросах, требованиях рынка труда и использующего деловой английский язык в качестве инструмента добывания новых знаний и налаживания деловых контактов.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, уровень Elementary, деловой английский язык, языковые умения и навыки, содержание обучения деловому английскому языку, конкурентоспособность, деловая коммуникация, рынок труда, учебно-методическое пособие.
FORMING STUDENT'S OCCUPATIONAL MOBILITY BY MEANS OF BUSINESS ENGLISH AT THE ELEMENTARY LEVEL
© 2018
Koss Yevgeniya Valeriyevna, senior lecturer of Chair "Theory and practice of translation" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, streetBelorusskaya, 14, е-mail: [email protected])
Abstract. One of the most important components of professional competence is occupational mobility, which we consider to be an informed ability to identify the needs, solve the problems and meet the challenges at work, to have strategy and tactics for performing new tasks successfully, to identify lacking skills and to find the best way to fill in this gap. Thus, occupational mobility allows a student to do his best at work or even change his field of work if necessary. It is an adaptive mechanism helping a person to become more competitive. There are a number of academic papers, investigating this issue. They suggest forming student's occupational mobility by means of occupational standards, through an apprenticeship and with the help of extended education programs. We propose to form occupational mobility with the help of Business English. So, we consider Business English to be an instrument helping to gain knowledge from the primary source without any translation. An additional point is that, being a global language, English makes cross-cultural communication possible, orally and in written, and provides more job opportunities. Thus, the quality of the course content is of great importance, it should be modern and relevant. In this paper we consider and generalize research papers devoted to these issues, choose some of the most modern Business English course books by world-famous publishers, such as Oxford, Cambridge, and Macmillan. Intelligent Business, Business Result, In Company, New Market Leader and Business Start-up, Elementary level, have been chosen for the analysis. After that we compare the proposed topics for studying and language skills for formation, and, considering their frequency of occurrence, university teachers' and students' opinion and employers' demand, when answering the question "What Business English skills are absolutely necessary for a university graduate?", we have worked out a tentative Business English course content for an Elementary Business English course, taking into account short study time. We consider these results to help us form a relevant scope for a study guide providing such courses as "Professional English" and "Business English" with the course content at the Elementary level. Thus, we form a competent in business communication and having occupational mobility graduate.
Keywords: occupational mobility, Elementary level, Business English, language skills, Business English course content, competitiveness, business communication, job market, study guide.
В постоянно и быстро меняющихся экономических механизмом адаптации к этим изменениям, чтобы од-условиях необходимо обеспечить выпускников вузов нажды полученная профессия не ограничивала сферу
педагогические науки
Косс Евгения Валериевна ФОРМИРОВАНИЕ ...
профессиональной занятости на всю жизнь.
Механизмом такой адаптации является профессиональная мобильность.
Проблемами ее определения и формирования занимались некоторые специалисты [1, 2], например, В.С. Молодецкая пишет о роли профессиональных стандартов в процессе формирования трудовой мобильности индивида, а также о проблемах, мешающих продвижению индивида в профессии, называя профстандарты одним из ресурсов трудовой мобильности [3].
Ю.Н. Галагузова и О.И. Князева рассматривают «методологические основы и принципы формирования профессиональной мобильности магистрантов в процессе прохождения практики, обусловливающей готовность личности к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности» [4].
Нам особенно интересны механизмы формирования профессиональной мобильности с помощью иностранного языка.
Об этом пишет Е.А. Шамело, предлагая формировать профессиональную мобильность с помощью освоения программ дополнительного образования на примере программы подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации [5].
С.А. Гудкова и М.В. Емелина проанализировали работы, посвященные иностранному языку как инструменту формирования профессиональной мобильности, и сравнили различные определения профессиональной мобильности и понимания роли иностранного языка в ее формировании [6].
Таким образом, под профессиональной мобильностью можно понимать осознанную готовность определять насущные потребности, решать проблемы, отвечать на вызовы, возникающие во время трудовой деятельности, умение мыслить стратегически и определять тактику выполнения новых задач, определять недостающие знания и умения и оптимальные ресурсы для восполнения этого пробела, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности как можно лучше или даже быть готовыми сменить сферу деятельности в случае возникновения такой необходимости.
Роль иностранного языка может быть определена как «средство решения профессиональных задач и профессиональной самореализации» [5], инструмент «удовлетворения профессиональных потребностей, налаживания деловых связей и профессионального саморазвития и самообразования» [7], как средство непосредственной коммуникации и обмена опытом с зарубежными коллегами, так как английский язык выступает языком-посредником во всем мире.
Профессиональный английский язык призван научить продуктивно общаться в профессиональной среде, которая включает и общий для всех профессий компонент делового общения и узко специальные сферы взаимодействия, например, общение по техническим (химия, машиностроение, нанотехнологии и др.), экономическим, юридическим и др. вопросам [8].
В данном исследовании мы разрабатываем оптимальную с точки зрения методистов, работодателей и выпускников вуза модель содержания учебного пособия, которое обеспечивает освоение компонента «деловое общение» на уровне Elementary.
Обеспечение учебного процесса современными материалами - задача, остро стоящая перед администрацией и преподавателями любого вуза.
Зарубежные издательства выпускают достаточное количество качественных и интересных учебников, но их стоимость препятствует их повсеместному использованию.
В этих условиях особенно актуальной становится проблема разработки собственных учебно-методических материалов.
Когда определено количество учебных часов, аудиторных и выделенных на самостоятельную работу, то есть, когда примерно понятен объем создаваемого учебного пособия, приходит время отбора языкового материала для изучения.
Решению этой задачи посвящены некоторые работы: М.М. Степанова проводила опрос среди методистов, работодателей и студентов с целью определить, какие темы и навыки каждая группа респондентов считает самыми важными при изучении делового английского языка, на основе этого исследования можно предложить компромиссную схему изучения делового английского языка, предложить к изучению те темы и те навыки к формированию, которые встречаются у всех трех групп респондентов [9].
Е.Н Горкальцева экспериментирует с порядком следования тем для изучения, она считает, что ««pre-experience learners», то есть те, у которых нет опыта профессиональной деятельности», недостаточно мотивированы, так как у них отсутствуют фоновые знания, которые могли бы стать основой для изучения новых для них тем, кроме того, для второкурсников перспектива работы кажется слишком отдаленной. В связи с этим, сначала предлагаются к изучению темы более общего порядка: «Travelling», «Business across cultures», «Communication», затем уже изучаются такие темы как «Company», «Applying for a job» [10].
Мы можем считать результаты этих исследований в целом полезными для нас, но в Тольяттинском государственном университете существует своя специфика: курс делового английского языка изучается на третьем году обучения, в это время некоторые студенты уже задумываются о поиске работы, обычно на условиях частичной занятости, поэтому мотивация у них выше, так как зарплата такого работника будет на 30-50 % выше, чем у специалиста без знания языка [11].
Кроме того, в Тольяттинском государственном университете реализуется многоуровневый подход при обучении английскому и деловому английскому языку, поэтому нам важно выявить особенности тематического планирования на уровнях Elementary и Pre-Intermediate, чтобы затем разработать учебные материалы с учетом полученных данных, то есть, в ограниченных по времени условиях достичь максимального результата, отобрав для изучения только самые актуальные темы и наиболее востребованные в деловом общении навыки для формирования.
Данная работа является логическим продолжением исследования, которое мы провели по тематическому содержанию учебников по деловому английскому языку уровня Pre-Intermediate.
С опорой на опыт зарубежных методистов-авторов различных учебников и проанализировав результаты опроса, проведенного М.М. Степановой, мы выделили наиболее актуальные для изучения и самые востребованные для формирования умения и навыки в курсе делового английского языка на уровне Pre-Intermediate [12].
Полученные таким образом данные мы внедрили в практику, создав учебно-методическое пособие, которое на данный момент уже находится в процессе печати.
Таким образом, учитывая реализацию многоуровневого подхода, одним из которых, и достаточно востребованным, является уровень Elementary, необходимо разработать учебно-методические материалы и для этого уровня.
Для определения тематического наполнения планируемого учебно-методического пособия, мы провели сравнительный анализ содержания самых популярных учебников уровня Elementary: Intelligent Business, Business Result, In Company, New Market Leader и Business Start-up, изданных европейскими компаниями Cambridge, Macmillan, Oxford [13-22]. Затем мы срав-
Koss Yevgeniya Valeriyevna FORMING STUDENT'S ...
pedagogical sciences
нили тематическое содержание учебников двух вышеназванных уровней с целью выявить в них сходства и различия.
Таким образом, сравнение выступает еще одним инструментом отбора самых важных для изучения тем, дополнительным аргументом при определении окончательного варианта тематического содержания планируемого пособия для изучения дисциплины.
Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Распространенные темы в содержании популярных учебников по деловому английскому языку (уровни Pre-Intermediate / Elementary)
■-..Учебник Intelligent Pre-Inter Intelligent Elementary Business Result Pre-Inter Business Result Elementary In Company Pre-Inter In Company 3.0 Elementary
Companies + + + + + +
(New) Products + + + + + +
Future trends + + + + + +
Managing Time + - + + + +
Trouble sho о ting + + + + +
Contacts.' Telephoning + + + + + +
Internet + - + + +
Visitors + + + +
Employment + + + + + +
Customer service + + - + + +
Travel + + + + +
Selling'-Retailing + + -
Performance/ Success + + -
Career + + +
Finance/Money + + + +
Staff appraisal + +
Woman at work +
Making arrangements + + + -
Stress/Health + +
Entertaining + -
Orders + + - + +
E-Commerce +
Marketing + -
Location + + -
Offers + + -+ -
Comp any hist oiy + + +
-^^VWSHHB: New Market Leader New Market Leader Business Start-up Business Start-up
Ifeua Pre-Inter Elementary Pre-Inter Elementary
Companies + + + +
{New) Products + + + +
Future trends + + -
Managing Time + + +
Troublesho oting + + + -
Contacts' + + + +
Telephoning
Internet + + +
Visitors + -
Employment + -
Customer service -+ -
Travel + + +
Selling' Retailing + + +
Performance.' + -
Success
Career + -
Finance.'Monev + +
Staff appraisal + -
Woman at work + + + -
Making + + +
arrangements
Stress/Health + + + +
Entertaining + + + +
Orders +
E-Commerce + -
Marketing + -
Location + + -
Offers + -
Company history
по популярности темами (Future Trends, Troubleshooting, Visitors, Money).
При сравнении тематического содержания учебников уровней Pre-Intermediate и Elementary мы заметили, что часть тем совпадает: Companies, New Products, Contacts/ Telephoning, следовательно, их нужно предлагать к изучению в первую очередь.
К тому же, можно заметить, что они носят описательный характер.
Как видно, несовпадение тем в дальнейшем можно объяснить их усложненной грамматикой, например, при освоении таких тем как Future trends, Managing Time нужно уверенно владеть будущим и прошедшим временами, что не всегда наблюдается у студентов на уровне Elementary.
introducing yourself and others describing your company starting a presentation comparing and choosing
making small talk making telephone calls
interview skills making arrangements
dealing with numbers talking about yourjob participating in discussions
Мы также сравнили предлагаемые к формированию в учебниках уровня Elementary умения и навыки и выделили среди них самые распространенные:
Они совпадают с выявленными в предыдущем исследовании умениями и навыками, по мнению отечественных и зарубежных методистов, студентов и преподавателей [9], поэтому их можно рекомендовать к формированию в учебно-методическом пособии на уровне Elementary.
Таблица 2 - Примерное содержательное наполнение учебно-методического пособия по изучению делового английского языка на уровне Elementary
В таблице 1 использованы следующие символы: «+»
- тема присутствует /раскрыта достаточно полно; «+-» -тема присутствует / раскрыта недостаточно полно, «-»
- тема отсутствует.
Предыдущее исследование позволило выявить наиболее актуальные для изучения темы в сфере деловой коммуникации на уровне Pre-Intermediate: Companies, New Products, Future trends, Managing Time, Troubleshooting и Contacts/ Telephoning, которые могут быть дополнены следующими по важности темами из таблицы 1 [12].
Настоящая работа позволяет выделить наиболее востребованные темы для изучения на уровне Elementary в порядке убывания популярности: Companies, New Products, Contacts/ Telephoning, Travel, Making Arrangements, Employment, которые и можно рекомендовать для изучения в первую очередь.
Если время, выделенное на изучение курса, позволяет, содержание пособия можно дополнить следующими
Тема Skills Writing
Companies introducing yourself and others, describing your company Writing a business letter
(New) Products starting a presentation, comparing and choosing Writing a description of a product
Contacts/ Telephoning making small talk , dealing with numbers, making arrangements Writing an e-mail
Travel making arrangements, dealing with numbers, Filling in a hotel form
Making arrangements participating in discussions, making arrangements, comparing and choosing Writing a memo
Employment talking about your job, interview skills, starting a presentation Writing a CV
Future trends starting a presentation, comparing and choosing Writing a letter of thanks
Visitors making small talk , introducing yourself and others Writing a letter of invitation
Troubleshooting participating in discussions Writing a letter of complaint
Finance/Money dealing with numbers Writing an order
педагогические науки
Косс Евгения Валериевна ФОРМИРОВАНИЕ ...
В проведенном М.М. Степановой анкетировании респонденты (методисты и преподаватели, студенты, работодатели) также признали важность знаний, умений и навыков в области письменной деловой коммуникации, а именно: формата написания основных типов деловых писем, правил оформления англоязычной деловой документации, написания резюме и особенностей электронной переписки. Мы конкретизировали виды деловой корреспонденции с учетом существующей по этому вопросу отечественной [13-22] и зарубежной литературы
[23] и можем предложить примерное содержательное наполнение учебно-методического пособия с учетом этих данных.
Эти результаты можно использовать для разработки собственных учебно-методических материалов, глубину проработки каждого навыка преподаватель может определить исходя из имеющихся для изучения часов, например, преподаватель сам может решить, изучать ли при формировании навыка работы с цифровыми данными только время и номер телефона, или возможно добавить информацию о деньгах, разрядах числительных, курсах валют, дробях.
При создании пособия важно учитывать принципы разработки учебно-методических пособий при обучении иностранному языку, о которых пишет М.В. Емелина
[24].
Описанная нами схема отбора материала подходит для разработки содержательной модели обучения деловому английском языку на других уровнях и для создания иных учебных материалов к дисциплине, в рамках которой происходит формирование профессиональной мобильности выпускника вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.
2. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 58-60.
3. Молодецкая В.С. Профессиональные стандарты: ресурсы и барьеры трудовой мобильности // Факторы успеха. - 2017. - № 2 (9). - С. 122-127.
4. Князева О. И. Концептуальные основы формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики / Ю.Н. Галагузова, О.И. Князева // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 8. — С. 20-26.
5. Шамело Е.А. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности выпускников ВУЗов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24. - С. 52-53.
6. Гудкова С. А. Психологические аспекты формирования профессиональной мобильности выпускника вуза при обучении иностранному языку / С.А. Гудкова, М.В. Емелина // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 20-24. - Библиогр.: с. 24 (24 назв.).
7. Новолодская С.Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку [Текст] : автореф. дис. канд. педагогических наук. - Иркутск 2005. - 204 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/ teoria-vospitania/foImiшvaшe-u-studentov-nejazykovogo-vuza-professionalnoj-mobilnosti-sredstvami.html. - Дата обращения: 17.01.2018.
8. Айтуганова Ж.И. Методическая модель обучения профессиональному общению студентов гуманитарного профиля на занятиях по английскому языку // Ж.И. Айтуганова, З.И Павицкая, М.Н. Винникова // Вестник Казанского государственного энергетического
университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 102-109.
9. Степанова М.М. Сравнительный анализ представлений студентов, методистов и работодателей о необходимом содержании обучения иностранному языку в магистратуре технического вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1(191). С. 59-64.
10. Горкальцева Е.Н. Содержание курса делового английского языка в техническом вузе в контексте успешной интеграции будущего выпускника в бизнес-среду // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 7(135). С. 147-150.
11. Воздвиженская А. Языковые карьеры [Электронный ресурс] // Рос. газета. - 2016. - № 6940 (72).
- Режим доступа: https://rg.ru/2016/04/05/znanie-anglijskogo-iazyka-uvelichit-zarplatu-rossiianina-v-poltora-raza.html. - Дата обращения: 27.05.2018.
12. Косс Е.В. Актуализация содержания обучения деловому иностранному языку как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом вузе / Е.В. Косс // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 92-95.
13. Johnson Ch. Intelligent Business : Coursebook : Pre-Intermediate Business English / Johnson Ch. - [Edinburgh Gate] : [Pearson Education Limited], 2010. - 176 p. : il. -(The Economist). - ISBN 978-0-582-84801-6 : 450-00.
14. Barrall I. Intelligent Business : Coursebook : Elementary Business English / I. Barrall, N. Barrall. -Edinburgh Gate : Pearson Education Limited, 2008. - 176 p. : il. + Прил. - (The Economist). - ISBN 978-1-4058-4975-3
15. Grant D. Business Result : Student's Book : Pre-Intermediate / Grant D., Hudson J., McLarty R. - [Oxford University Press], 2012. - 162 p. : il. - ISBN 9780194748100 (Book).
16. Grant D. Business Result : Student's Book : Elementary / Grant D., Hughes J., Turner R. - [Oxford University Press], 2013. - 128 p. : il. - ISBN 9780194748001 (Book).
17. Clarke S. In company : Second edition : Student's Book : Pre-intermediate / S. Clarke. - Oxford : Macmillan, 2009. - 159 p. : il. - ISBN 978-0-230-71717-6.
18. Clarke S. In Company 3.0 : Elementary Level Student's Book Pack. - Macmillan, б/г. - P. 4-5. - Режим доступа: https://www.macmillan.ru/upload/iblock/211/in_ company_3.0_elementary_scope_and_sequence.pdf. - Дата обращения: 25.05.2018.
19. Cotton D. Market leader : New Edition : Course Book : Pre-Intermediate Business English / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. - Edinburgh : Longman, 2007. - 160 p. : il. - ISBN 978-1-4058-1296-2.
20. Cotton D. Market leader : Third Edition : Course Book : Elementary Business English / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. - Edinburgh : Pearson Education Limited, 2012. - P. 4-5. - Режим доступа: https://www.pearsonelt.com/content/ dam/professional/english/pearsonelt.com/SampleMaterials/ business-english/MarketLeaderExtra/market-leader-el-ementary-scope-and-sequence.pdf. - Дата обращения: 25.05.2018.
21. Ibbotson M. Business Start-Up 2 : Student's Book / Ibbotson M., Stephens B. - Cambridge : University Press, [2006]. - 128 p. : il. - ISBN 9780521534697.
22. Ibbotson M. Business Start-Up 1 : Student's Book / Ibbotson M., Stephens B. - Cambridge : University Press, [2015]. - 128 p. : il. - ISBN 978-0-521-53465-9.
23. Касаткина, К.А. Перевод делового письма : (английский язык) : учеб.-метод. пособие / К.А. Касаткина, Е.В. Косс ; ТГУ ; Гуманит. ин-т ; каф. «Теория и практика перевода». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 58 с.
- Библиогр.: с. 52. - Прил.: с. 53-57. - 27-43
24. Емелина, М.В. Принципы разработки учебно-методических пособий при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки / М.В. Емелина // Карельский научный журнал. 2018.
Koss Yevgeniya Valeriyevna pedagogical
FORMING STUDENT'S ... sciences
Т. 7, № 1 (22). С. 34-36.
Статья поступила в редакцию 05.05.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018