Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли'

Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY COMPONENTS / STUDENTCENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балягова Расима Залифовна

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли; уточняется сущность понятия «профессиональная мобильность и её компоненты; рассматривается личностно ориентированный подход к определению профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балягова Расима Залифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Oil and Gas Industry Experts' Professional Mobility Forming

This article reveals future oil and gas industry experts' professional mobility forming; clarifies the essence of the "professional mobility" concept and its components; considers the student-centered approach to the professional mobility definition.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли»

УДК 37.043 ББК 74.200

Балягова Расима Залифовна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск Balyagova Я^ша Zalifovna Applicant for a Degree Chair of Theory and Methodology of Professional Education

Ugra State University Khanty-Mansiysk

Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов

нефтегазодобывающей отрасли Future Oil and Gas Industry Experts’ Professional Mobility Forming

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли; уточняется сущность понятия «профессиональная мобильность и её компоненты; рассматривается личностно-ориентированный подход к определению профессиональной мобильности.

This article reveals future oil and gas industry experts’ professional mobility forming; clarifies the essence of the "professional mobility" concept and its components; considers the student-centered approach to the professional mobility definition.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компоненты профессиональной мобильности, личностно-ориентированный подход.

Key words: professional mobility, professional mobility components, student-centered approach.

Современное общество нуждается в людях, подготовленных к жизнедеятельности в постоянно и интенсивно изменяющихся условиях - социальных, экономических, профессиональных и др. Только такие люди смогут успешно самореализоваться и чувствовать себя комфортно в современном обществе, соответственно подготовка социально, культурно, профессионально мобильных граждан становится одной из главных целей образования и всестороннее изучение проблем мобильности с позиций педагогики сегодня является объективной необходимостью.

Прежде всего, рассмотрим такие понятия, как профессиональная мобильность, компоненты профессиональной мобильности, личностно-

ориентированный подход.

Э.Ф. Зеер определяет профессиональную мобильность как готовность и способность работника к смене выполняемых производственных заданий, ос-

воению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований.

Д.В. Чернилевский при определении профессиональной мобильности предлагает заменить понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках более полной гаммой знаний, умений и навыков.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний.

По утверждению В.Н. Дюниной, профессиональная мобильность - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Профессиональная мобильность предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой [1, С. 108]. Поэтому формирование профессиональной мобильности может идти через развитие системы ее структурных компонентов: гностического, праксиологического и аксиологического.

Анализ литературы и педагогической практики по данной проблеме показал, что при формировании профессиональной мобильности могут выступать ее компоненты: профессиональные знания - А.Д. Алферов, Ю.М. Жуков, С.В. Каверина, В.А. Сластенин; практические умения - Е.В. Горбань, Н.В. Клюева, Ж.В. Кольцова, С.В. Чалова, А.К. Шагал; профессионально значимые личностные качества - Н.Д. Вовченко, К. А. Кольцов, Е.Н. Николаев, М.Н. Теплова.

Проведенный нами анализ по данной теме [1, С. 112] позволил нам выделить три компонента профессиональной мобильности: гностический, праксиологический, аксиологический.

Гностический компонент включает в себя знание содержания профессиональной деятельности, содержания решаемых профессиональных задач; поиск и приём информации, её переработка и принятие решений; профессиональная специфика мышления.

Праксиологический компонент обозначает себя через владение практическими умениями, навыками, действиями (коммуникативными, информационными), опытом - помогающими реализации профессиональной деятельности.

Аксиологический компонент - ценности и ценностные ориентации; мотивы профессиональной деятельности; готовность к действиям; способности к профессиональной деятельности и самообразованию; профессионально важные качества личности, способствующих успешной реализации профессиональной деятельности.

Влияние гностического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях В.А. Вельдиной, В.В. Григорьева, С.Н. Зеновой, Л.Н. Кравченко, Э. Ф. Насыровой и др.

В своем исследовании Ю.А. Миронова утверждает, что для формирования успешной профессиональной мобильности специалисту надо обладать профессиональной грамотностью [4, С. 7]. Э. Ф. Насырова отмечает, что гносеологический компонент определяет систему знаний как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определённое целостное образование [5, С. 16] .

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на различия в подходах на проблему влияния профессиональных знаний на формирование профессиональной мобильности, авторы сходятся на том, что профессиональные знания являются одним из основополагающих компонентов при формировании профессиональной мобильности и изменения ее структуры.

Процесс формирования праксиологического компонента профессиональной мобильности представлен в исследованиях Н. Д'Амбросио, В.Г. Каменской, Т.Е. Лопахиной, Е.В. Малова, Н. Манкузо, Э.Ф. Насыровой, В.И. Селиванова, Н.И. Чернолуцкого и др. в которых определена роль овладения студентом определенных умений и навыков в своей профессиональной деятельности при формировании профессиональной мобильности. По мнению В.А. Сластёнина, каждый студент как субъект практической деятельности строит свой собственный опыт; каждый студент создает свою лично пережитую стратегию решения

профессиональных задач и свой индивидуальный стиль деятельности [6, С. 329]. Э.Ф. Насырова утверждает, что обучение будущих специалистов будет успешным, если оно развивает определённую систему умений. Действенность знаний, их направленность на практическое использование проявляются в умениях и навыках студентов. Умение - это возможность выполнения действия в соответствии с целями и условиями, в которых студенту приходится ориентироваться [5, С. 22]. И при этом, как следствие, происходит развитие, формирование, совершенствование профессиональной мобильности.

Формирование аксиологического компонента профессиональной мобильности представлено в исследованиях Н. Г. Аглетдинова, О.Д. Душковой, Н.Д. Левитова, В.С. Мерлина, А. Рое, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. По их мнению, аксиологический компонент включает в себя профессионально значимые личностные качества, способствующие успешной реализации профессиональной деятельности. Все это позволяет наиболее полно описать профиль личности будущего специалиста.

П. А. Сорокин [7; С. 341] связывает понимание сущности профессиональной мобильности с комплексом профессионально значимых качеств личности.

По мнению И.О. Мальцевой, свойства личности вмешиваются в процесс формирования мобильности на всех этапах [3; С. 114]. При этом, процесс формирования мобильности может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности [2; С. 121].

Э. Ф. Насырова пишет, и мы придерживаемся ее точки зрения, что аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию [5; С. 19]. Подготовка высококвалифицированного специалиста требует от него формирование аксиологического компонента, при котором происходит формирование-ценностного отношения к профессии в области знаний и жизнедеятельности [5; С. 20].

Итак, анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод о том, что гностический, праксиологический и аксиологический компоненты составляют основу профессиональной мобильности студентов.

При реализации личностно-ориентированного подхода в формировании профессиональной мобильности происходит осмысление студентом собственных действий, развитие способностей к самоуправлению.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности студента, развитие его неповторимой профессиональной индивидуальности.

Запросы практики, в которых стремление снизить риски и достичь максимально возможного результата в профессиональной деятельности послужило причиной интереса к феномену самомониторинга, как условию формирования профессиональной мобильности [7; С. 398].

Высокий уровень научных разработок и новейших промышленных технологий добычи нефти и газа требует подготовки специалистов, обладающих не только достаточным объемом общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески реагировать на вопросы динамично изменяющейся практики.

Особенности развития нефтегазодобывающей промышленности Ханты-Мансийского автономного округа связаны с трудностями разработки и извлечения остаточных запасов нефти и, как следствие, с необходимостью применения высокотехнологичных методов воздействия на нефтяные пласты, что требует высокого уровня профессиональной компетентности специалистов.

Для формирования требуемой профессиональной мобильности необходима оптимизация учебного процесса и реализация принципа профессиональной направленности подготовки специалистов нефтедобывающей отрасли.

Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы и практики по проблеме исследования мы убедились, что процесс формирования профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе профессионального образования освещен недостаточно. Можно предположить, что формирование профессиональной мобильности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе профессионального образования необходимо реализовать на основе гностического, праксиологического, аксиологического компонентов. Изучая процесс формирования профессиональной мобильности, мы руководствовались положениями личностно -ориентированного подхода.

Библиографический список

1. Дюнина, В.Н. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме// Наука и молодежь. Материалы Х научно-практической конференции. - Н.Новгород, ВГИПУ, 2009. - Т.2., С. 106-111.

2. Кузьмина, Н.В. Профессиональная мобильность как проблема развивающегося образования России./ Магистерская работа диплом, 2007.

3. Мальцева, И.О. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И.О. Мальцева, С.Ю. Рощин; Гос. ун -т - Высшая школа экономики. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. - 295 с.

4. Миронова, Ю.А. Развитие профессионального самоопределения и саморегуляции деятельности студентов - будущих инженеров нефтегазодобывающей промышленности / Ю.А. Миронова // Наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. № 6 «Социология и образование». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. - С. 3-11.

5. Насырова, Э.Ф. Модульно - рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. - 140 с.

6. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М. : Школа - Пресс, 1997. - 512 с.

7. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под. об-

щей ред. В.В. Сапова.- М.: Academia; LVS, 2005. - 588 с.

Bibliography

1. Dyunina, V.N. Pedagogical Environmental Complex of Information Faculties Students’ Professional Mobility Forming at a College / / Science and the Youth. Materials of X Scientific Conference. - N. Novgorod, VSIPU, 2009. - Volume 2. - P. 106-111.

2. Kuzmina, N.V. Professional Mobility as a Problem of Developing Education in Russia / N.V. Kuzmina // Graduate Diploma Research, 2007.

3. Maltseva, I.O. Gender Segregation and Mobility in the Russian Labor Market / I.O. Maltseva, S.Yu. Roshchin; the State University - Higher School of Economics. - M.: Publishing House of the State University - Higher School of Economics, 2006. - 295 p.

4. Mironova, Yu.A. Professional Self-Determination and Self-Regulation Development of the Future Oil and Gas Industry Engineers’ Activity / Ya.A. Mironov // Science and Education. Interuniversity Collection of Scient. Papers. - Vol. № 6 "Sociology and Education." - M., 2005. -P 3-11.

5. Nasyrova, E.F. Modular-Rating and Project Technologies of Technology and Business Teacher’s Professional Competence Forming / E.F. Nasyrova. -Shadrinsk: “Shadrinsk Print House” Publishing House, 2008. - 140 p.

6. Slastenin, V.A. Pedagogics: Manual for Student of Pedagogical Educational Establishments / V.A. Slastenin, I.F. Isayev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyan. - M.: School Press, 1997. -512 p.

7. Sorokin, P.A. Social mobility: Transl. from English by M.V. Sokolova / Under the General Editorship of V.V. Sapov . - M.: Academia; LVS, 2005 . - 588 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.