Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры студентов высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания историко-теоретических дисциплин'

Формирование профессиональной культуры студентов высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания историко-теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКОЗНАНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ДУХОВНОСТЬ / SOLFEGGIO / HIGH MUSICAL EDUCATION INSTITUTIONS / PALEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Володина Елена Евгеньевна

Актуальный сегодня вопрос формирования духовно-нравственной культуры личности представлен в исследовании в аспекте профессиональной подготовки учащихся высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания предметов историко-теоретического цикла. Рассмотрены особенности реорганизации процесса обучения студентов в курсах сольфеджио, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений намечены программы создания курсов музыкальной палеографии, истории и теории богослужебного пения православной традиции. Данные рекомендации могут быть широко использованы в рамках учебного процесса как православных, так и светских высших музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research an actual nowadays question of the formation of one"s spiritual and moral culture in the aspect of a professional training of students in ortodox high musical education institutions on the material of teaching disciplines of an historical and theoretical cycle. It also considers the particularities of a reorganization of teaching courses such as solfeggio, history and theory of music, analysis of musical compositions it marks programs of creation of musical paleography, history and theory of ortodox tradition liturgical chanting courses. These recommendations may be widely used in the educational process of both ortodox and secular musical high educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры студентов высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания историко-теоретических дисциплин»

Е.Е. Володина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Актуальный сегодня вопрос формирования духовнонравственной культуры личности представлен в исследовании в аспекте профессиональной подготовки учащихся высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания предметов историко-теоретического цикла. Рассмотрены особенности реорганизации процесса обучения студентов в курсах сольфеджио, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений; намечены программы создания курсов музыкальной палеографии, истории и теории богослужебного пения православной традиции. Данные рекомендации могут быть широко использованы в рамках учебного процесса как православных, так и светских высших музыкальных учебных заведений.

Ключевые слова: культура, образование, музыкознание, православие, духовность .

На современном этапе развития российского общества особенно актуальными становятся вопросы, связанные с формиро-

ванием духовно-нравственной культуры личности. В условиях поиска устойчивых мировоззренческих ориентиров естественным становится обращение к духовным ценностям различных культурных традиций в аспекте народного, светского и религиозного отношения к проблеме.

Определенным ориентиром для восприятия важнейших духовных ценностей православной христианской культуры призваны стать специализированные учебные заведения соответствующей направленности. Но нельзя не обратить внимания на тот факт, что открытие в последнее время многочисленных православных учебных заведений, зачастую не имеющих необходимого опыта работы, настоятельно требует совершенствования учебно-методического комплекса, а также всей системы подготовки кадров соответствующего профиля. Уровень специального образования должен максимально соответствовать сложности задач, стоящих перед современными учебными заведениями, как светскими, так и православными. Духовно-нравственная культура учащихся должна быть неразрывно связана с уровнем их профессиональной подготовки.

Реорганизация учебно-воспитательного и образовательного процесса, о котором идет речь, затрагивает самые различные дисциплины, образующие этот процесс, в том числе и музыкальные дисциплины музыкально-исторического и музыкально-теоретического профиля. Специфика

православных учебных заведений требует особого подхода к проблемам разработки методики их преподавания. Рассмотрим в этой связи вопросы, связанные с корректировкой обычных учебных программ, неизбежно возникающие при обращении к образцам духовной музыки.

Серьезной реорганизации требует уже первый систематический курс, вводящий учащихся в область теоретического музыкознания, - теория музыки. Существующие сегодня программы этого курса, предназначенные для студентов начального года обучения, включают в себя темы и разделы, направленные на изучение структурных элементов «языка» прежде всего классической и романтической музыкальной традиции. Для учащихся православных учебных заведений такой репертуарный состав явно недостаточен, так как в нем не находят себе места произведения византийской и древнерусской певческой культуры и образцы ранних форм русского строчного многоголосия. Не только сведения о свободном и переменном метре, нелинейных нотациях, мало-

объемных ладах и попевочной структуре византийской и древнерусской системы осмогласия необходимо ввести в курс теории музыки православных учебных заведений, но и подробно рассмотреть такие свойства фактуры, как фонизм, виды совместного движения голосов в многоголосии, основные типы изложения музыкального материала. Со всем этим арсеналом выразительно-технических средств необходимо знакомить студентов с самого начала процесса освоения профессиональных знаний, и не только в плане общего обзора, как это практикуется сегодня в ряде православных учебных заведений в связи с отсутствием информативного материала по данной проблематике, но детально и последовательно рассмотреть важнейшие аспекты проблемы и ознакомить студентов с ведущими образцами стилистически различных традиций указанного направления.

Постановке этих вопросов сопутствует явление полной неразработанности проблемы освоения студентами знаков нелинейной нотации византийского происхождения, а это представляет собой пласт бытования на Руси православной христианской культуры более шести столетий - со времени крещения вплоть до XVII в. Современные же старообрядческие общины используют подобную практику работы с рукописным материалом нелинейного письма вплоть до сегодняшнего времени, а греческая православная церковь вообще никогда не переходила на линейную нотацию. Поэтому задачей первой необходимости является создание специальных пособий по теории безлинейных нотаций византийского происхождения и, шире, разработка специализированного курса музыкальной палеографии. Такой курс призван способствовать воспитанию музыкальнотеоретического мышления, необходимого для будущей

профессии православных музыкантов, формированию

представлений о важнейших этапах развития теоретической мысли византийской и древнерусской музыкальной культуры, связанных с теорией знаковых систем, воспитанию навыков анализа музыкальных произведений нелинейной нотации, подготовке студентов к будущей профессиональной

деятельности широкого профиля и научно-исследовательской работе.

В настоящее время курс музыкальной палеографии введен в учебный план регентского отделения Московской духовной академии и музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Характеристика знаковых музы-

кальных систем курса начинается с рассмотрения древнейшей теории невменной нотации западной силлабической, невматиче-ской и мелизматической составляющих, после чего изучается византийская и производная от нее древнерусская музыкальные нотации, затрагиваются вопросы модификации исходных систем, последующее введение киноварных помет и признаков, и при этом анализируются лучшие образцы церковных песнопений соответствующей стилистической направленности. Основные свойства кондакарной и демественной нотации, осмогласные распевы киевского, болгарского и греческого письма и современная нотация греческой и старообрядческой русской церкви рассматриваются также на основе использования обширного иллюстративного материала, введенного в настоящее время в богослужебную исполнительскую практику студентов Московской духовной академии. Источниками исследовательской работы студентов являются рукописи библиотек и музеев Сергиева Посада, Москвы, С.-Петербурга и Киева.

Непосредственным продолжением теории музыки является курс гармонии. Как известно, он является одним из основных в процессе подготовки будущих православных специалистов, в частности, регентов церковных хоров, связанных в настоящее время преимущественно с песнопениями многоголосного обихода и партесными сочинениями концертного жанра. В распоряжении преподавателей теоретических дисциплин имеется сегодня достаточно большое количество учебной литературы по гармонии, однако далеко не все учебники и учебные пособия пригодны для соответствующей работы в православных учебных заведениях. Многие из этих изданий перегружены информацией, не являющейся необходимой в рамках изучения православной музыкальной культуры, не учитывающей ее специфики. Неприемлем для православных учебных заведений также принцип раздельного обучения курсов гармонии и полифонии. Только в интегрированном единстве эти курсы повышают качество обучения, усиливают воздействие на эмоциональную и профессиональноинтеллектуальную сферу учащихся, их художественно-образное мышление.

Целесообразным является введение в практику обучения интегрированного курса многоголосия, в котором в рамках истори-ко-эволюционного процесса рассматриваются важнейшие закономерности становления и развития всех основных стилей церковной музыки (такой курс разработан автором статьи и введен в учебный процесс). Освоение интегрированного курса многого-

лосия позволяет более грамотно осуществлять гармонический анализ песнопений, который предусматривает прежде всего рассмотрение склада музыкального письма данного сочинения. Мо-нодический склад (с исоном) явился наиболее ранним в русском церковном пении, так как был привнесен из Византии с канонической практикой церковного богослужения. Развившись в гете-рофонное образование под влиянием подголосочной фактуры народного многоголосия, он исторически предшествовал привнесенной с Запада традиции гомофонной и полифонической школ. Но возникновение новых типов многоголосия никогда не влекло за собой уничтожения существовавших ранее типов, несмотря на цензуру выпускников западных школ (Д. Бортнянский). Поэтому гетерофония в период оформления полифонии и гомофонии развивалась параллельно с ними и, в свою очередь, отражала их влияние. Различные типы многоголосия не представляют собой изолированных явлений в церковно-певческой практике. Чистые типы гетерофонии, гомофонии и полифонии встречаются гораздо реже, чем промежуточные виды многоголосного склада музыкального письма. Выявить их особенности - важнейшая задача гармонического анализа музыкального сочинения православной традиции. Курс анализа музыкальных произведений - важнейший в структуре музыкально-теоретических дисциплин. Анализ церковных песнопений предполагает рассмотрение как монодических, так и многоголосных музыкальных форм. При анализе монодических структур выявляются особенности организации текста песнопений, после чего рассматриваются особенности организации структуры музыкальной. В основе формообразования здесь лежит вариантно-попевочный принцип. Из специальных песнопений церковного обихода особого внимания заслуживают композиции многоголосного пения наподобен.

Практически все формы гомофонно-гармонической традиции представлены в песнопениях церковного репертуара. Особенности их рассмотрения могут быть ориентированы на традиционные методики курса анализа музыкальных произведений светских учебных заведений с учетом специфики их применения в практике работы церковных композиторов. Так, одним из главных песнопений Божественной литургии является «Херувимская песнь», форма-структура которой исторически видоизменялась. Древние монастырские напевы, связанные с молитвенной статичностью и отсутствием выразительно-драматургических компонен-

тов, предполагали разделение композиции песнопения на четыре одинаковые строки, которые мелодически и структурно строились совершенно одинаково, без динамических и гармонических изменений. Форма таких песнопений определяется как строчная, куплетная или куплетно-вариационная. По такому принципу построена, например, «Херувимская песнь» старинного напева Симоновского монастыря (в оригинале - в куплетной, в обработке - в куплетно-вариационной форме). Д. Бортнянский, в начале творческого пути создававший произведения аналогичной структуры, приходит в дальнейшем к созданию нового типа драматургической композиции. Общая структура распадается теперь на две части (до и после Великого Входа), и форма определяется как сложная двухчастная. После Д. Бортнянского такая драматургическая композиция «Херувимских песен» стала образцовой для церковных композиторов (Кастальский пытался приспособить к подобному изложению даже известный старосимоновский напев). Как сложные двухчастные композиции с простой трехчастной однотемной структурой первого раздела и простой трехчастной формой с контрастной серединой (trio) во втором разделе построены «Херувимские песни» А. Архангельского, Кравцова, П. Чеснокова.

Целью анализа церковных песнопений является раскрытие особенностей создания данных сочинений в определенный исторический период времени для верного последующего воспроизведения сущности анализируемых сочинений в музыкальной практике. Этой задаче и призван служить курс анализа музыкальных произведений, изучаемый совместно с курсами интегрированного многоголосия и музыкальной палеографии. Курс сольфеджио также должен быть ориентирован на изучение важнейших закономерностей, т.е. и здесь должна строго выдерживаться стилевая направленность в обучении. Б. Асафьев отмечал в свое время, что музыкальный слух как явление, сопряженное с общественным сознанием, развивался исторически. Поэтому изучение каждого нового периода в истории музыкального искусства, связанного, в частности, с церковной традицией, должно ставить перед учащимися новые задачи, как в плане интонирования, так и со стороны слухового восприятия. Эта задача может быть решена только в том случае, если курс сольфеджио в православных учебных заведениях будет органически связан с курсами теории и многоголосия, т.е. различные эпохи и стили будут изучаться в единой последовательности (желательно - в одних и тех же семестрах).

Иными словами, и здесь процесс обучения должен быть пронизан прочными интеграционными связями и отношениями.

По историко-стилевому принципу должен строиться и специфический для православных учебных заведений курс истории и теории богослужебного пения. Музыкальный стиль, как категория историческая, рассматривается с позиций:

а) особенностей художественного мировоззрения эпохи;

б) профессионально-творческих установок и ориентиров того или иного стилевого направления, а также учета национального своеобразия этого направления;

в) характерных индивидуально-личностных особенностей присущих тому или иному композитору;

г) специфики взаимодействия жанровых и музыкальновыразительных средств.

Будущий регент церковного хора должен ориентироваться в закономерностях художественного стиля, присущего той или иной эпохе в истории искусства, осознавать многообразие и сложность взаимосвязей различных музыкальных культур. Курс истории богослужебного пения должен стать стержневым, интеграционным по своей внутренней сути и структуре, определяющим особенности преподавания остальных предметов музыкально-теоретического цикла, как это имеет место, к примеру, на регентском отделении Московской духовной академии. Здесь в рамках курса богослужебного пения рассматриваются вопросы раннехристианской, византийской, древнерусской богослужебной практики, анализируются духовные сочинения композиторов последующих времен, исследуется история старообрядческой традиции, рассматриваются особенности монастырской богослужебной практики. Специальное внимание уделяется исполнительским аспектам богослужебного пения, поскольку они тесно связаны со смысловой, содержательной стороной музыки. Отличительная черта этого пения - отсутствие какой-либо внешней, «концертной» выразительности, сценической экспрессии; оно тяготеет скорее к эмоциональной сдержанности.

При разработке исторической части курса богослужебного пения особую сложность представляет изучение музыкальной культуры Византии. К церковно-певческому искусству Византии вынужден обращаться любой исследователь, занимающийся древнерусской певческой культурой, начиная с эпохи Х1-ХШ вв. Именно в этот период русское языческое государство становится

христианским, а вся практика православного богослужения, в том числе ее музыкально-певческая сторона, была перенесена на Русь из Византии. Русская православная традиция до сегодняшнего времени связана с византийскими корнями. Кроме того, влияние византийской музыкальной культуры ощутимо и вне сферы церковной практики. Русские «славления» продолжают традицию византийских аккламаций, а искусство скоморохов связано с греко-римской традицией театральных мимических представлений, сохранявшихся в Византии вплоть до конца XIV в. Рассмотрение византийского происхождения древнерусского певческого искусства требует всестороннего анализа первоистока.

Византийская музыкальная культура - явление само по себе уникальное. Являясь заключительным этапом развития античной цивилизации (греко-римская традиция до самого конца была сохранена во всех сферах культурной жизни), Византийская империя становится важнейшим центром христианского мира. Рассматривать столь сложное явление необходимо всесторонне и с большим вниманием. Задача осложняется тем, что в современном музыкознании термин «византийская музыка» применяется почти исключительно в отношении церковных песнопений и аккламаций и мало затрагивает музыку светской традиции, так как представление о ней не может базироваться на документальной основе (светская музыка не записывалась). В фундаментальном исследовании Велеса «A history of Byzantine Music and Hymnogra-phy» высказывается предположение, что «остатки византийских светских песен, возможно, живы в народной музыке Греции сегодняшнего времени», но пока не было сделано попыток рассмотрения мелодической структуры этих песен и отделения различных пластов в результате стилистического анализа, что дало бы представление о светской музыке того времени. Мы вынуждены поэтому избрать иной, опосредованный подход к ее рассмотрению, основываясь на византийских летописях, работах христианских авторов и сохранившихся высказываниях «еретических» писателей. Комплексный подход к проблеме византийской музыкальной культуры, предполагающий философско-эстетиче-скую подоснову и неразрывную взаимосвязь литературно-музыкальной практики с бытовой и религиозной жизнью византийцев, представляется здесь наиболее приемлемым, тем более что мы имеем образцы аналогичного подхода к рассмотрению проблем византийской эстетики (работы А.Ф. Лосева, В.В. Бычкова, А.П. Каждан), истории (работы Ф.И. Успенского, С.С. Сказкина),

живописи (работы В.Н. Лазарева, А.П. Флоренского) и литературы (работы С.С. Аверинцева, С.Д. Лихачева).

Кроме того, мы можем ориентироваться и на работы зарубежных исследователей, прежде всего Велеса и Тильярда, написавших обширные монографии по вопросам византийской музыкальной культуры. Наиболее целесообразным представляется применение в учебной практике комплексного метода освоения византийской художественной культуры, предполагающего совместное и взаимосвязное рассмотрение вопросов теологии, истории, философии, а также проблем духовной и светской музыкальных культур. Вопросы влияния византийской традиции на русскую музыкальную культуру в настоящее время не теряют своей актуальности. Составление последований вновь канонизированным святым ставит задачу создания новых богослужебных текстов, и руководитель хора при выборе их распевания придерживается либо традиции обихода, либо практики пения наподо-бен, либо сочиняет свободную авторскую композицию. Актуальным остается и вопрос приспособления православной богослужебной традиции Византии к русской церковной практике. Аналогичная проблема возникает в настоящее время при адаптации русской богослужебной традиции к богослужебной практике славянских регионов. Музыкальная культура Византии является первоистоком православной традиции, поэтому вопросы ее влияния на православную культуру славянских народов остаются неизменно актуальными и особенно важны для иностранных студентов высших православных учебных заведений, призванных стоять у первоистоков образования местных православных традиций.

В заключение обозрения основных направлений работы со студентами высших православных учебных заведений в рамках ведущих дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического цикла необходимо отметить, что весь этот многогранный комплекс призван давать учащимся необходимые системы специальных знаний, формировать соответствующие умения и навыки, развивать профессиональный «музыкальный интеллект» и в стратегическом плане активно содействовать становлению и развитию духовности.

Литература

1. Аллеманов А., Зверев А. Нотописание современной греческой церкви. М., 1907.

2.Алфеевская Г. Формирование системных знаний в процессе анализа му-зыкальных произведений. М., 1984.

3.Ройтерштейн М. Введение в анализ гармонии. М., 1984.

4.Середа В. Основные принципы интегральной методики музыкального воспитания. М., 1997.

5.Hoeg. La Notation Ekphonetique . MMB, 1935.

6. Palikarova-Verdeil. La Musique Byzantine chez les Bylgares et les Russes. MMB, 1953.

7. Riemann. Die byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert. Leipzig, 1909.

8. Tillyard. Byzantine Music and Hymnography. London, 1923.

9. Wellesz. A history of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1971. 10. Паш5<жиХо^-Кера|.ш1^. Zu[ipoIai si£, Ti]v roropiav тг|^ тар i]|.uv еккХцсп- E

aqnKiit (.loiKjiKiiC 1994,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.