Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников'

Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЗНАЧИМОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры педагога, успешного и адекватного за-просам современной жизни. Ставится проблема организации современной системы подготовки педагогических кадров в системе МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомякова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.126

о.в.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГ ОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СОТРУДНИКОВ

О. V. Homyakova

FORMATION OF TEACHER'S PROFESSIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF STAFF RE TRAINING AND SKILLS UPGRADING

могут

между

структурных компонентов пед Можно обозначить следующие функции ПКП,

ною процесса и научиых исследований: повышают заботу государства о нравственной атмосфере рыночной \жо н о ми к и и ситуации конкурентоспособное гп педагога на рынке груда, связаны с общественной потребностью в творчески саморазвивающихся епециалиетах; определяют наличие инновационной среды в образовательных учрежде-

ниях, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование педагогов и обучаемых; формирование ПКП в системе непрерывного педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях образования; создание системы профессиональной подготовки педагогов.

Мотиванионная направленность процесса формирования ПКП в СПиПК

РЕФЛЕКСИЯ

Содержательная направленность процесса формирования ПКГТ в СПиПК

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Технологическая направленность процесса формирования ПКП в СПиПК

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

СФОРМИРОВАНОСТЬ ПКП

Рис. 1. Механизмы формирования ПКП в СПиПК

Рис. 2. Педагогические условия формирования ПКП в СПиПК

Внутренние педагогические условия, связанные с организацией и педагогическим обеспечением процесса формирования профессиональной культуры педагога в С11п11К\ дифференцируются на:

- организационно-педагогические условия, которые включают: последовательную реализацию концептуальных и нормативных документов, учебных программ, определяющих формирование 11КГ1 в СПиПК сотрудников МЧС России, обеспечивающих непрерывное, потганпое, активное и творческое включение личности педагога в процесс дальнейшего профессионального обучения и воспитания; обеспечение теоретики- и тсхнолого-ипповацнопной подготовки субъектов к реализации процесса формирования профессиональной культуры независимо от профиля факультета и базовой специальности;

- дидактико-методические условия, предполагающие системный отбор инварианта содержания педагогического образования с учетом результатов диагностики личности и специфики общеобразовательных учреждений, последовательный отбор учебных задач, активных форм и методов обучения и воспитания, технологий, актуализирующих процесс формирования I IКМ СПиПК; увеличение доли рефлексивно-творческих форм работы в системе непрерывного педагогического образования; использование диагностики и самодиагностики для выявления сформированности ирофеееиональных качеств личности, ее компетентности, уровня профессиональной грамотности;

- ак м ео- раз в ива ющи е условия определяют организацию заинтересованной познавательной, диагностической и проективной деятельности педагога по активному и сознательному достижению своей профессиональной грамотности, формиро-

ванию профессиональной культуры. Они требуют учета ценностных отношений и мотивации педагога., потребности к развитию профессиональной грамотности в процессе формирования профессиональной культуры, степени зрелости его жизненных ориентации, индивидуальных запросов в решении профессиональных проблем в учебной, 11 рофесс и о нал ь н о- п еда го ги ч ее ко й деятельности, создание установки у субъектов образования на процесс формирования профессиональной культуры, активизации механизмов рефлексии.

Дидактическая система формирования ГЖП в коп тексте переподготовки и повышения квалификации представлена в табл. 1.

В реальной педагогической действительности процессы обучения и воспитания носят цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев и предъявления обучаемым учебного материала. Систематизирующими понятиями процесса обучения и воспитания как системы выступают цель обучения и воспитания, деятельность по преподаванию, учению и его результату. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения и воспитания, материальные средства, организационные формы обучения и воспитания.

Для реализации кон це п ту ал ь н ы х основ необходим учет факторов, детерминирующих функционирование образовательной среды и способствующих формированию ГЖП в СПиПК сотрудников МЧС России. Определяющими факторами

Таблица I

Дидактическая система формирования ПКП в СПиПК

Компоненты дидактической системы Структура системы

Цели Подготовки: воспитания; развития; цели отдельных этапов

Задачи Обобщенные; частные

Содержание Основной образовательной программы; курсов повышения квалификации; учебных курсов; факультативов

Формы Аудиторные занятия: внеаудиторные занятия; самостоятельная работа

Методы Тр ад и ци он н ы е; и н н о ваци о иные

Средства подготовки Технические; плоскостные графические

Этапы Общая подготовка (соответствуют периоду переподготовки и повышению квалификации); изучения конкретных дисциплин; проведение воспитательных мероприятий

Система комплексной оценки качества подготовки педагога Количественная оценка; качественная оценка

гической деятельности преподавателя рассматриваем структурно-функциональный и технологический подходы. В отличие от принятого в пснхоло-

которой и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход

сак относите

МОСТОЯ 14

нос гп педагога. Среди многообразия в структурно-функционального подхода к профес-1едаго1 ической деятельности препо-в СПнНК МЧС России можно взять за основу точку зрения о наличии в структуре деятельности общетрудовых ионентов. Например, профессор Н.В. К\

руктивный, организаторский,

Факторы в югея самой CI I и 11К и

Рис. 3. Структурно-функциональная модель формирования Г1КП в СПиПК

IIKII определена как ин гегра гивное личностное обрачонанпе, соединяющее в себе мотиваци-ошкыкпребносгную, содержагелыю-i фоцессуаль-ную и технологическую составляющие, обеспечивающие ее еаморса)пнацию в профессиональной деятельности, личностное развитие и саморазвитие педагога, формирование его мышления и мировоззрения, ценностно-смысловой ориентации, личностных качеств, стремления к саморазвитию, самореал изаци и.

Список литературы

1. Артамонов, B.C. Технология подготовки научно-иелаго! ичсских кадров в пузах МЧС России: метод, пособие / B.C. Артамонов. Д.Д. Миляев, А.Б. Трофимов, II.И. У [ кип. СПб.: Санкт-I1егербургекий университет ГНС МЧС России, 2004. 121с.

2. Булгаков, В.В. Организация подготовки и повышения квалификации жепергов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности па базе высших учебных заведений МЧС России / В.В. Булгаков // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы: тезисы локладов Международной научно-практической конференции. Санкт-11стсрбург. 23-24 апреля 2008 года / Сост.

B.C. Артамонов, H.H. Уткин, Г.Ф. Архипов, O.E. Евсеева; под ред. I I.В. Плата. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГНС МЧС России, 2008. - С. 67-69.

3. Гавришина, Г.В. Технологический подход в профессиональном обучении педагогической деятельности в условиях непедагогического вуза / Г.В. Гавришина // Вузовская наука - региону: материалы III Всероссийской научно-технической конференции: в 3 т. Т. 2. - Вологда: ВоГТУ, 2005. - С. 148-150.

4. Государственная политика в области назначения и исполнения уголовных наказаний // Рекомендации по итогам Международной конференции 20-21 ноября 2008 года, г. Вологда. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. - 8 с.

5. Иванихина, КВ. Методика оценки коммуникационной структуры как средство повышения уровня организационно-управленческой компетентности руководителя ГПН / И.В. Иванихина, I.A. Шавырина // Вестник Академии I 11С МЧС России. - 2006. - № 4. - С. 146-152.

6. Иванихина, И.В. Разработка критериев психологического отбора кандидатов в резерв руководящих кадров / И.В. Иванихина, Т.Д. Шавырина // Пожарная безопасность. - 2006. - № 6. - С. 96-101.

7. Кокурин, А. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов / А. Кокурин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 2. - С. 21-23.

Хомякова Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры технологии, эксплуатации и безопасности транс-портно-технологических комплексов Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8-921-146-59-26.

Homyakova Olga Vladimirovna - Senior Lecturer, the Department of Transport Technology, Exploitation and Safety, Cherepovets State University. Tel.: 8-921-146-59-26.

УДК 378.96.:514.18

H.C. Григорьев, КВ. Дорофеюк, КВ. Дунаева, Ю.О. Костина

О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ФУЗИОНИЗМА

N.S. Grigoryev, N. V. Dorofeyuk, I. V. Dunayeva, Y.O. Kostina

ON THE METHODS OF TEACHING GRAPHICAL SUBJECTS AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF FUSIONISM THEORY

В статье рассмотрена проблема комплексного изучения начертательной геометрии, черчения и компьютерной графики

в вузе в свете теории фузионизма; предложена усовершенствованная методика преподавания графических дисциплин; представлены результаты опроса студентов по определению уровня геометро-графической подготовки студентов на кафедре инженерной и машинной графики.

Методика преподавания, графические дисциплины, теория фузионизма, геометро-графическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.