Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ С ЦИФРОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ С ЦИФРОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СМЫСЛ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов-Преображенский В.В., Дымова Т.В., Мазалова А.Е.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения педагогических и психологических условий формирования у обучающихся культурной профессиональной идентичности. Проведенный анализ научных источников, и педагогического опыта, посвященных вопросу профессиональной идентификации в контексте культурной самоорганизации, позволил авторам выделить смысловую культурную профессионально направленную самоорганизацию как одно из условий формирования культурной профессиональной идентичности. В статье проводится анализ полученных результатов изучения готовности обучающихся к реализации компонентов культурной профессиональной идентичности в образовательном процессе. Раскрыта сущность влияния перехода к «экономике знаний» и готовности студентов направить реализацию творческого личностного потенциала на формирование культурной профессиональной самоидентичности. Выявлены возможности эффективного формирования культурной профессиональной идентичности обучающихся. Показана важность активизации применения активных методов обучения (деловая игра, проектный метод, защита эссе и кейсов) на процесс культурной профессиональной идентификации как одному из способов качественной профессиональной личностно ориентированной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов-Преображенский В.В., Дымова Т.В., Мазалова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF EDUCATION WITH DIGITAL COMPONENTS

The relevance of the article is due to the need to study the pedagogical and psychological conditions for the formation of students cultural professional identity. The analysis of scientific sources and pedagogical experience devoted to the issue of professional identification in the context of cultural self-organization allowed the authors to identify semantic cultural professionally directed self-organization as one of the conditions for the formation of cultural professional identity. The article analyzes the results of studying the readiness of students to implement the components of cultural professional identity in the educational process. The essence of the influence of the transition to the "knowledge economy" and the willingness of students to direct the realization of creative personal potential to the formation of cultural professional identity is revealed. The possibilities of effective formation of the cultural professional identity of students are revealed. The importance of activating the applied active methods of teaching (business game, project method, defense of essays and cases) on the process of cultural professional identification as one of the ways of high-quality professional personality-oriented training of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ С ЦИФРОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ»

УДК 377.131.14

Формирование профессиональной культурной идентичности студентов в условиях образования с цифровыми компонентами

Formation of professional cultural identity of students in the context of education with digital components

Сохранов-Преображенский В.В., Пензенский государственный университет, prof_sochranov@mail. ru

Дымова Т.В., Астраханский государственный университет, tdimova60@mail.ru Мазалова А.Е., Пензенский государственный университет, dem-94@mail.ru

Sokhranov-Preobrazhensky V., Penza State University, prof_sochranov@mail.ru Dymova T., Astrakhan State University, tdimova60@mail.ru Mazalova A., Penza State University, dem-94@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.013

Ключевые слова: профессиональная идентичность, психологические и педагогические условия, обучающиеся, образовательное пространство, смысл, персонализация, цифровой компонент, профессиональная культура, инкультурация.

Keywords: professional identity, psychological and pedagogical conditions, students, educational space, meaning, personalization, digital component, professional culture, inculturation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения педагогических и психологических условий формирования у обучающихся культурной профессиональной идентичности. Проведенный анализ научных источников, и педагогического опыта, посвященных вопросу профессиональной идентификации в контексте культурной самоорганизации, позволил авторам выделить смысловую культурную профессионально направленную самоорганизацию как одно из условий формирования культурной профессиональной идентичности. В статье проводится анализ полученных результатов изучения готовности обучающихся к реализации компонентов культурной профессиональной идентичности в образовательном процессе. Раскрыта сущность влияния перехода к «экономике знаний» и готовности студентов направить реализацию творческого личностного потенциала на формирование культурной профессиональной самоидентичности. Выявлены возможности эффективного формирования культурной профессиональной идентичности обучающихся. Показана важность активизации применения активных методов обучения (деловая игра, проектный метод, защита эссе и кейсов) на процесс культурной профессиональной идентификации как одному из способов качественной профессиональной личностно ориентированной подготовки студентов.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the pedagogical and psychological conditions for the formation of students cultural professional identity. The analysis of scientific sources and pedagogical experience devoted to the issue of professional identification in the context of cultural self-organization allowed the authors to identify semantic cultural professionally directed self-organization as one of the conditions for the formation of cultural professional identity. The article analyzes the results of studying the readiness of students to implement the components of cultural professional identity in the educational process. The essence of the influence of the transition to the "knowledge economy" and the willingness of students to direct the realization of creative personal potential to the formation of cultural professional identity is revealed. The possibilities of effective formation of the cultural professional identity of students are revealed. The importance of activating the applied active methods of teaching (business game, project method, defense of essays and cases) on the process of cultural professional identification as one of the ways of high-quality professional personality-oriented training of students.

Введение. Актуальность рассматриваемого процесса формирования культурной

профессиональной идентичности студентов вуза в условиях образовательного пространства с цифровыми компонентами обусловлена:

- интенсивным появлением совокупности новых видов труда, качество которых взаимосвязано с развитием субъективных компонентов профессиональной деятельности; требующих высокого уровня самоорганизации работника, его готовности реализовать процесс саморазвития в контексте воспроизводства ментальных характеристик реализуемого вида трудовой деятельности;

- тенденциями в системе отечественного образовании, связанными с влиянием перехода к «экономике знаний» и возникновением проблематики реализации личностью творческого потенциала на основе ее готовности к овладению в образовательном процессе профессионального культурного образа работника, деятельность которого идентична исторически сложившегося мотивационно-ценностного отношения в России к избранного вида профессиональной деятельности [1; 14];

— кардинальными изменениями парадигмы взаимодействия педагогов и обучающихся в процессе их профессиональной подготовки, смысловые основы которого составляет концепция и модели экзистенциональной реализации системы «профессия для человека» в контексте технологий смешанного образования с цифровыми компонентами [2];

— необходимостью обоснования модели профессиональной подготовки обучающихся, способных реализовать образ культурного профессионально идентичного специалиста на основе смысловой профессионально направленной самоорганизации [3].

Целью исследования является определение педагогических и психологических условий формирования готовности студентов к культурной профессиональной идентификации на основе ценностно-смысловой самоорганизации в ходе образовательного процесса высшей школы с цифровыми компонентами.

Методология исследования основывается в процессе исследования на личностно-ориентированном подходе (Р.Р. Закиева, А.В. Леонтьев, В.В. Сериков) [4], обеспечивающем возможность теоретического осмысления и практического обоснования аксиологических компонентов в контексте ценностно-смысловой самоорганизации личности в ходе формирования опыта реализации профессиональной культурной

идентичности студентами в условиях образования с цифровыми компонентами [5;6].

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: интервьюирование; прямое, косвенное, включенное психолого-педагогическое

наблюдение, самонаблюдение; методики определения профессиональных способностей студентов (диагностика профессиональной направленности студентов (изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и др.

Результаты исследования. Процесс профессиональной подготовки студентов в современной системе высшего образования сформировался по структуре и содержанию за последние двадцать с лишним лет на основе нормативно-правовых документов,

разработанных под прямым влиянием событий, связанных с подписанием Болонской Декларации. Образовательный процесс по структуре представляет собой трех компонентный вариант взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания и социализации, которые обладают своеобразием, проявляющимся недостаточной профессиональной направленностью

образовательного процесса.

Определяющей особенностью содержания профессиональной социализации участников образовательного процесса высшей школы актуализировали систему аттестации успешности студентов и педагогов по совокупности критериев, определяющих меру их соответствия западным Европейским стандартам и образу «полезного» работника. Полезность личности трактуется как ее готовность воспринимать модели профессиональных действий,

отражающих зарубежную культуру производства и побуждающих участников образовательного процесса ментально воспроизводить культуру труда зарубежного работника, основами которой является культура полезности. Опросы и наблюдения в процессе изучения курса «Современные проблемы науки и образования» позволяют высказать утверждение о том, что свыше 44,8% студентов и 35,6% педагогов позитивно оценивают модель Отечественного образования в виде системы «бакалавриат -магистратура - аспирантура...».

Процесс выявления и анализа проблематики формирования профессиональной культурной идентичности студентов вуза в условиях образовательного процесса с цифровыми компонентами актуализировал рассмотрение сущности понятия «культурная

профессиональная идентичность». Отправной

точкой аналитики явились позиции Э. Эриксона и Л.Б. Шнейдер [7, с.340; 8, с.5]. Можно предположить взаимообусловленность

идентичности, выступающей в роли ментальной характеристики личности, и процесса идентификации, реализация которого позволяет осуществить сравнительно-сопоставительный анализ становления личности и условий ее взаимодействия с источниками появления определенного типа мышления, эмоционально-волевой самореализации и того или иного способа самоорганизации. С другой стороны, готовность личности к идентификации раскрывает вектор ее развития по мотивации, целеполаганию и направленности. В случае со студенческой выборкой, готовность

обучающихся к идентификации создает предпосылки к определению меры соответствия качества деятельности обучающихся в процессе взаимодействия с преподавателями и работодателями образу современного эффективного труженика [9].

Учитывая имеющиеся научные подходы к определению сущности понятия

«профессиональная культурная идентичность», например, позиция Ахметьянова Х.Р., который пишет, что «профессионально-культурная идентичность... это - наличие у личности... сформированной культурной идентичности, которая позволяет проводить профессиональную деятельность в тесной увязке и в соответствии с социокультурными ценностями конкретного региона» [10, с.181], в процессе исследования сформулирована авторская позиция по определению ключевого понятия проводимой опытно-экспериментальной работы.

Профессиональная культурная идентичность личности является интегрирующей

характеристикой ее готовности к профессиональной деятельности с цифровыми компонентами в контексте ценностно-смысловой самоорганизации на основе реализации исторически сложившегося культурного опыта социально-профессиональной коммуникации специалистов избранного ею вида труда.

В любом случае, в России завершается время социально-экономической неопределенности соотнесения культур духовности и полезности в сфере профессиональной деятельности; снижения социальной значимости профессиональной деятельности «человека труда». Формируется образ культурного профессионала XXI века, основой которого становится концепция «служения Отечеству» и готовность к самоорганизации на уровне требований современного технологического обеспечения

жизнедеятельности личности, активно участвующей в реализации национальных проектов.

Динамика социально-экономических

изменений способствует трансформации идентичности личности во всех контекстах, в том числе, в становлении профессионального образа деятельности, прежде всего молодого поколения, находящегося в поиске и открытии своего «Я»

[11]. Поиск и открытие являются сложными процессами, в которых интегрируются два начала: интеграция с доминирующим в профессиональной среде культурным образом профессионала и персонализация совокупности сложившихся личностных представлений о необходимой и достаточной профессиональной самоорганизации. Эффективность рассматриваемого процесса взаимосвязана с акмеологической компонентой идентификации

[12] и готовностью личности к компетентной профессиональной самоорганизации на основе объективно сформированных ценностей в профессиональном самоопределении [13].

Объективность профессионального

самоопределения в нравственно-этическом контексте основывается в настоящее время прежде всего на смысловых культурных профессиональных позициях участников образовательного процесса вуза и представителей соответствующего вида труда.

В процессе исследования выявилась смысловое культурное профессиональное разнообразие позиций реального представителя избранного студентами вида труда и участников образовательного процесса вузов [3]. Проявление разнообразие позиций обуславливается двумя группами обстоятельств. Первая группа - группа внешних факторов, которые способствовали кардинальной смены мотивационно-ценного отношения педагогов и обучающихся к значимости труда [5]. От качественных характеристик личность транслирует свои интересы и потребности к абсолютизации коммерческих основ профессиональной самоорганизации, актуализирующихся на основе замещения культуры духовности культурой полезного потребителя ценностей, созданных трудом других людей. В качестве одного из основных факторов, негативно влияющего на мотивационно-ценностное отношение к труду является недостаточная профессиональная направленность образовательного процесса и дискретность основных этапов отечественного профессионального образования.

К группе внутренних факторов, как показывают наблюдения, необходимо отнести

противоречия между действующей моделью профессиональной подготовки кадров «человек для профессии» и динамично развивающейся модели «профессия для человека» [9]; различная динамика реализации смысловых основ профессионально значимой самоорганизации участников образовательного процесса в условиях цифровой и смешанной модели его организации [11]; прагматичность и репродуктивная инкультурация участия педагогов и студентов в профессионально направленной проектной деятельности; недостаточное развитие технологий

непрерывного формирования творческих способностей личности на основе развития ее личностного потенциала в системе «образовательные организации -

профессиональная деятельность» [6].

Влияние внешних и внутренних факторов на смысловое культурное профессиональное разнообразие позиций реального представителя избранного студентами вида труда и участников образовательного процесса вузов динамично, вариативно и взаимосвязано с социальными и культурными контекстами реализации личностью готовности к смысловой культурной профессиональной идентификации в ситуации определения совокупности личностных характеристик и смыслов, обеспечивающих успешность человека в избранном виде труда [16]. Успешность в контексте обеспечение определенного уровня материального обеспечения и (или) обеспечение возможности реализоваться в социально-культурном слое личностно значимой элитной общности. В выборке проводимого исследования соотношения обозначенных факторов успешности соотносится

Данные усредненные величины

характеризуют ситуацию культурного профессионального цифрового развития педагогов конкретной выборки, однако, наблюдения позволяют предположить наличие

как 59,4% и 40,6%. Колебание данного процентного соотношения тесным образом взаимосвязано с содержательными компонентами ценностно-смысловой сферы личности и ценностями среды ее реализации [15, с.332].

Зависимость формирования

профессиональной культурной идентичности студентов вуза от обеих групп факторов актуализировалась в последние годы с двумя процессами, определяющими качество современного образования. Как известно, это процесс цифровизации взаимодействия участников образовательного процесса и пандемия, которая способствовала появлению смешанного варианта образования (онлайн и офлайн отношений педагогов с другими участниками педагогической среды).

Анализ готовности участников

образовательного процесса к цифровой модели взаимодействия свидетельствует о явном количественном преобладании обучающихся, абсолютное большинство которых овладело не только цифровыми техниками, прежде всего, новое поколение реализует в процессе коммуникации цифровые речевые сленги и «смс» вариант мышления. Педагоги оказались перед фактом использования в процессе педагогической коммуникации традиционной литературной речи и цифрового коммуникационного сленга. До сих пор система закрепления учебных и научных результатов в информационной среде (например, в ЭИОС), которая дублируется традиционной бумажной отчетностью, является сложной по затратам времени и готовностью реализовать соответствующую совокупность цифровых умений и компетенций. Средне статистический результат отражен в таблице № 1.

нескольких основных причин недостаточной динамики развития готовности педагогов к цифровому взаимодействию со студентами. Это, прежде всего, недостаточно эффективное организационно-технологическое обеспечение

Таблица 1. - Среднестатистический результат готовности педагогов высшей школы к эффективной реализации цифровой модели взаимодействия со студентами в соответствующих стажевых группах (данные в %)

Группы педагогов Готовность на Готовность на Готовность к Отсутствие готовности к

по стажу уровне дидактически выполнению цифровой модели

педагогической программного необходимом элементарных взаимодействия со

деятельности обеспечения уровне цифровых действий студентами и коллегами

0 - 5 лет 17,8 75,9 5,0 1,3

5 - 10 лет 13,4 75,6 8,9 2,1

10 - 15 лет 7,2 74,9 14,4 3,5

15 - 25 лет 6,9 61,4 27,6 4,1

Свыше 25 лет 6,7 57,2 32,5 3,6

цифрового образовательного процесса в высшей школе, особенно, в контексте направленности цифрового обеспечения на конкретные виды профессиональной деятельности.

Во-вторых, дифференцированная

востребованность информационных технологий в профессиональной культуре различных видов труда, в том числе, в цифровом технологическом обеспечении образовательного процесса, например, преподавание дисциплин

гуманитарного и естественного циклов в ведущих научно-исследовательских центрах и массовых образовательных организациях. Различный уровень цифровой обеспеченности

образовательного процесса актуализирует ситуацию развития культурного

профессионального потенциала студентов. В первом случае обучающийся мотивируется на идентификационный уровень инкультурации, что позволяет им в процессе практики формировать личностную модель смысловой культурной профессиональной самоорганизации [5]. Традиционная организация воспроизведения определенной совокупности информации с ситуативным использованием информационного носителя создает предпосылки к социальной имитации готовности участников

образовательного процесса к смысловой культурной профессиональной самоорганизации.

Заключение. Трансформация системы Отечественного профессионального образования под влиянием четвертой промышленной революции, цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека, пандемии «ковида», социально-экономических и политических процессов, актуализировала роль субъектности в поиске технологического компонента развития всех источников становления менталитета россиян. Интегрирующим моментом

рассматриваемого движения является готовность личности к компетентной смысловой культурной профессиональной самоорганизации в информационном поле офлайфн и онлайн взаимодействия. Основанием компетентности современного профессионала, с точки зрения В.В. Серикова, является «адекватное принятие смысла деятельности» и готовности личности к саморазвитию [4].

Как показывает проводимое исследование, эффективность обозначенной направленности саморазвития взаимосвязано с качественными характеристиками имплементация

профессионального образования. Причем, не технологией «скачка», а эволюционным саморазвитием всех компонентов

информационной трансмиссии (вертикальной, горизонтальной и непрямой) профессионального опыта, прежде всего, опыта профессиональной культурной инкультурации.

Исследование процесса формирования профессиональной культурной идентичности студентов в условиях образования с цифровыми компонентами имеет несомненное теоретическое значение для развития современной профессиональной педагогики, заключающуюся в возможности выявления совокупности личностно значимых взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе концептуального рассмотрения влияния цифровизации и других последствий четвертой промышленной революции на формирование современного культурного профессионального образа личности в процессе развивающихся нравственно-этических и смысловых ценностях современного общества в России.

Выявление и реализация в профессиональных действиях человека смысловых характеристик культурной профессиональной деятельности, основанной на цифровом опыте самоорганизации личности, имеет практическое значение для разработки моделей и программ рационального соотнесения сложившихся традиций

профессиональной подготовки студентов с совокупностью инновационных технологий, базирующихся, прежде всего, на достижениях отечественной профессиональной культуры [17].

Выводы и результаты, получаемые в процессе исследования могут быть внедрены в практическую деятельность педагогических коллективов различных образовательных организаций (колледжи, вузы, организации дополнительного профессионального

образования и подготовки).

Дальнейшие направления исследования формирования профессиональной культурной идентичности студентов в условиях образования с цифровыми компонентами позволят определить технологии здоровье сберегающего

взаимодействия участников образовательного процесса с интернет ресурсами; условия эффективной взаимосвязи смысловой поликультурной деятельности специалистов ГГ и программирования со сложившимися в педагогической среде технологиями

самоорганизации; выявить нормативно-правовые, организационные и управленческие аспекты в контексте соотнесения традиционных моделей профессионального образования и технологии смешанного профессионального образования.

Литература:

1. Профессии на российском рынке труда: аналит. докл. НИУ ВШЭ; отв. ред. Н.Т. Вишневская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 159 с.

2. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата: в 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Е.А. Климов [и др.]; под редакцией Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 351 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00129-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/402175

3. Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект / Т.М. Коньшина, Н.С. Пряжников, Т.Ю. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2018. - № 3. - С. 37-59.

4. Сериков В.В., Леонтьев А.В., Закиева Р.Р. Подходы к измерению компетентности специалиста и оценка его сформированности / В.В. Сериков, А.В. Леонтьев, Р.Р. Закиева // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1. - 270 с. - С. 29-35.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: сб. науч. ст. / В.В. Краевский. - М.; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 433 с.: табл.

6. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогические знания. Опыт методологической рефлексии: монография / В.В. Сериков. - М.: Ред.-изд. дом Российского нового университета, 2018. - 291 с.

7. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон; пер. с англ. - Обнинск, 1993. - 589 с.

8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: «МОДЭК», 2004. - 600 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М: «Академия», 2004. - 304 с.

10. Ахметьянов Х.Р. К вопросу дефиниции профессионально-культурной идентичности студентов архитектурно-строительных специальностей / Х.Р. Ахметьянов. - Казанский педагогический журнал. -2022. - № 1. - С. 176-184.

11. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М., 1984. - 335 с.

12. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 246 с.

14. Ибрагимов Г.И. Актуальные методологические проблемы дидактики профессиональной школы / Г.И. Ибрагимов // Образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 319.

15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев; 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

16. Кучеренко С.В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности: сборник научных трудов / С.В. Кучеренко // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Ялта. - 2018. - № 58(1). -С. 331-335.

17. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития и самоорганизации детей и взрослых; отв. редактор М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 371 с.

References:

1. Professions in the Russian labor market: analyt. report National Research University Higher School of Economics; resp. ed. N.T. Vishnevskaya; National research University "Higher School of Economics. - M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2017. - 159 p.

2. Psychology of work, engineering psychology and ergonomics: a textbook for academic undergraduate studies: in 2 hours, Part 1 [Electronic resource] / E.A. Klimov [and others]; edited by E.A. Klimova, O.G. Noskova, G.N. Solntseva. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2017. - 351 p. - (Bachelor. Academic course). -ISBN 978-5-534-00129-7. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - Access mode: https://urait.ru/bcode/402175

3. Kon'shina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. Personal professional perspective of modern Russian older teenagers: value-semantic aspect / T.M. Konshina, N.S. Pryazhnikov, T.Yu. Sadovnikova // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. - 2018. - № 3. -S. 37-59.

4. Serikov V.V., Leontiev A.V., Zakieva R.R. Approaches to measuring the competence of a specialist and assessing its formation / V.V. Serikov, A.V. Leontiev, R.R. Zakiev // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1. -S. 29-35.

5. Kraevsky V.V. Methodology of Pedagogy: Axiological Approach, Value-Semantic Aspects of Comprehension and Implementation of Education: Sat. scientific Art. / V.V. Kraevsky. - M.; Chelyabinsk: Chelyab publishing house. state ped. un-ta, 2010. - 433 p.: tab.

6. Serikov V.V. Pedagogical reality and pedagogical knowledge. Experience of methodological reflection: monograph / V.V. Serikov. - M.: Ed.-ed. house of the Russian New University, 2018. - 291 p.

7. Erickson E. Childhood and society / E. Erickson; per. from English. - Obninsk, 1993. - 589 p.

8. Schneider L.B. Professional identity: theory, experiment, training: textbook / L.B. Schneider. - M.: "MODEK", 2004. - 600 p.

9. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination / E.A. Klimov. - M: "Academy", 2004. - 304 P.

10. Akhmetyanov Kh.R. To the question of the definition of professional and cultural identity of students of architectural and construction specialties / Kh.R. Akhmetyanov. - Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1. - S. 176-184.

11. Kon I.S. In search of oneself: Personality and its self-consciousness / I.S. Kon. - M., 1984. - 335 p.

12. Derkach A.A. Acmeological foundations for the development of a professional / A.A. Derkach. - M.: Ed. IPSI; Voronezh: MODEK, 2004. - 752 p.

13. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination / N.S. Pryazhnikov. - M.: Publishing House: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO "MODEK", 1996. - 246 p.

14. Ibragimov G.I. Actual methodological problems of professional school didactics / G.I. Ibragimov // Education and Science. - 2014. - № 6. - S. 3-19.

15. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D.A. Leontiev; 2nd, rev. ed. - M.: Meaning, 2003. - 487 p.

16. Kucherenko S.V. Features of the value-semantic sphere of students: personality typology: a collection of scientific papers / S.V. Kucherenko // Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and psychology. -Yalta. - 2018. - № 58(1). - S. 331-335.

17. Socio-pedagogical support of self-development and self-organization of children and adults; resp. editor M.I. Rozhkov. - Yaroslavl: Publishing House of YaGPU, 2014. - 371 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич (г. Пенза, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», e-mail: prof_sochranov@mail.ru

Дымова Татьяна Владимировна (г. Астрахань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности Астраханского государственного университета, член-корреспондент Каспийского филиала МАНЭБ, e-mail: tdimova60@mail.ru

Мазалова Анна Евгеньевна (г. Пенза, Россия), аспирант кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», e-mail: dem-94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.