Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции педагогов по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых'

Формирование профессиональной компетенции педагогов по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Гладкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции педагогов по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых»

как учителем (сайты методического направления), так и учащимися на уроках (интерактивные обучающие программы).

Ниже приведена небольшая подборка интернет-ресурсов, помогающая в работе учителям рисования и музыки.

Каталог Музеи России http://www.museum.ru/ Ресурс содержит информацию о музеях России со ссылками на их официальные сайты.

Эрмитаж http://www.hermitage.ru/ Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сайт Эрмитажа - самый полный и богатый ресурс среди художественных музеев России. Ресурс содержит информацию о проектах и выставках Эрмитажа, работе детского отдела. На сайте можно совершить виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа с комментарием по каждому залу.

Русский музей http://www.rusmuseum.ru/ Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея, выставках, о шедеврах из собрания Русского музея. К сожалению, тут нет виртуальной экскурсии, как на сайте Эрмитажа.

Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/ Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее выдающихся экспонатов.

Государственный исторический музей http://www.shm.ru/

Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

Сайт методических пособий, игр, песен, стихов, раскрасок -http://www.solnet.ee

В.В. Гпадкая

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии,

Академия последипломного образования

Формирование профессиональной компетенции педагогов

по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых

Современный этап развития системы специального образования в Республике Беларусь характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование учащиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) - как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях общего среднего образования при организации в них интегрированного обучения и воспитания. Однако в такой ситуации возникают проблемы, связанные с состоянием подготовленности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции.

Основная проблема - уровень подготовленности педагогов учреждений общего среднего образования к обучению учащихся с особенностями психофизического развития. Педагоги, не имеющие специального дефектологического образования, часто испытывают затруднения и даже растерянность при обучении детей с особенностями психофизического развития, так как перенос известной им методики обу-

80

чения в практику работы с «особым» ребенком не дает ожидаемых результатов. Вследствие такого обучения ребенок не овладевает потенциально доступным ему объемом предметных знаний и умений.

Возникшая ситуация обусловила необходимость поиска путей решения обозначенной проблемы. На наш взгляд, в системе дополнительного образования взрослых таких путей может быть два:

1) реализация образовательной программы переподготовки по специальности «Интегрированное обучение и воспитание» с присвоением квалификации «учитель системы интегрированного обучения и воспитания». Это наиболее оптимальный путь с позиции обеспечения качества подготовки учителей к работе с детьми с особенностями психофизического развития;

2) реализация образовательной программы повышения квалификации учителей, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания. Правда, этот путь можно рассматривать лишь как «скорую помощь» в сложившейся ситуации, что позволяет в краткие сроки провести работу по формированию первоначального уровня компетентности большего, чем в первом случае, количества учителей.

Следующая серьезная проблема - уровень подготовленности специалистов (учителей-дефектологов) к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание организуется для разных категорий детей с ОПФР - для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), с нарушениями психического развития (трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения, с нарушением слуха, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Очевидно, что ученик любой из названных нозологических групп может поступить в класс интегрированного обучения и воспитания, к чему должен быть профессионально готов учитель-дефектолог этого класса. Однако в существующей на данный момент системе подготовки учителей-дефектологов в вузах осуществляется подготовка специалиста к работе с определенной категорией обучающихся в соответствии с выбранной специальностью («Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Логопедия»).

Возникшая ситуация обусловила потребность системы образования в кадрах, подготовленных к профессиональной деятельности в условиях интегрированного обучения и воспитания, что и стало реализовываться в процессе переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее педагогическое образование, по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» (с присвоением квалификации «учитель-дефектолог»). Переподготовка по данной специальности в нашем учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования) осуществляется с 2006 г. Организуется она и в некоторых региональных вузах. Разработка и реализация в каждом учреждении образования собственных учебных планов и программ приводила к предъявлению разных требований к со-

81

держанию переподготовки и, соответственно, к разному уровню профессиональной подготовленности выпускников разных учреждений. Актуальной оказалась проблема разработки единых требований к содержанию образования в рамках переподготовки.

Нашей кафедре была поручена разработка образовательного стандарта и типового учебного плана переподготовки по данной специальности. В качестве методологической основы при разработке образовательного стандарта выступил компетентностный подход для подготовки специалистов, способных качественно решать задачи профессиональной деятельности. Следовательно, выпускник, освоивший образовательную программу переподготовки, должен быть подготовлен к успешной реализации профессиональной деятельности учителя-дефектолога в условиях интегрированного обучения и воспитания. Поэтому для определения содержания обучения потребовалось выделить: во-первых, основные виды профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания, во-вторых, круг задач, решаемых специалистом в рамках этих видов деятельности, к качественному выполнению которых он должен быть подготовлен, в-третьих, профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у данного специалиста.

Основу профессиональной деятельности учителя-дефектолога в рамках любой специальности составляют процессы изучения, обучения детей с особенностями психофизического развития и коррекции имеющихся у них физических и (или) психических нарушений, что позволяет выделить три основных вида профессиональной деятельности:

• психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР;

• обучение и воспитание учащихся с ОПФР;

• коррекцию физических и (или) психических нарушений у учащихся с ОПФР.

Но в отличие от учителя-дефектолога узкой специализации учитель-дефектолог системы интегрированного обучения и воспитания должен быть компетентен в осуществлении данных видов деятельности в отношении любого учащегося с ОПФР, что очень специфично по содержанию и методике в зависимости от нозологической группы, к которой относится ученик.

Существенно отличается деятельность учителя-дефектолога в условиях интегрированного обучения и воспитания и по более широкому спектру задач, реализуемых в рамках традиционных видов профессиональной деятельности, что требует формирования специальных профессиональных компетенций. Так, особой задачей, решаемой учителем-дефектологом класса интегрированного обучения и воспитания в рамках образовательной деятельности, является составление учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания при разной его наполняемости и комплектации. Эта работа предусматривает доскональное знание специалистом учебно-программной документации специального образования (учебных планов, учебных программ для всех видов специальных учреждений образования), особенностей организации образова-

82

тельного процесса для разных групп учащихся с ОПФР, а также наличие умения ориентироваться в учебных планах и программах общеобразовательной школы.

К важным видам профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания относятся также:

• информационно-просветительская деятельность в учреждении общего среднего образования;

• консультирование педагогических работников учреждения общего среднего образования, учащихся и их законных представителей.

Отсутствие у учителей «массовой» школы научных знаний о сильных и слабых сторонах развития ученика с ОПФР зачастую не позволяет реализовать продуктивную методику его обучения. Повышение уровня осведомленности педагогов в вопросах особенностей развития и возможностей детей с ОПФР способствует не только осознанию требующихся методических подходов к процессу их обучения, но и формированию у них толерантного отношения к лицам с ОПФР. Именно отношение педагога часто оказывает наиболее сильное влияние на отношение к такому ученику его нормально развивающихся одноклассников, других учащихся школы и их родителей.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания заключается в более широком спектре основных видов и задач профессиональной деятельности, чем у специалиста-дефектолога определенного профиля (сурдопедагога, олигофренопедагога и др.).

Анализ видов и задач профессиональной деятельности учителя-дефектолога позволил выделить профессиональные компетенции, на формирование которых должен быть направлен образовательный процесс по данной специальности, а также способствовал определению перечня учебных дисциплин типового учебного плана, с помощью которых реализуется образовательная программа переподготовки. В рамках блока учебных дисциплин специальности формируются базовые профессиональные компетенции по работе с шестью категориями детей с ОПФР, которые в настоящий момент приходят в систему интегрированного обучения и воспитания.

При разработке нами содержания каждой учебной дисциплины в первую очередь обозначается ее роль в формировании необходимых профессиональных компетенций специалиста - выделяются формируемые в рамках этой дисциплины компетенции, что является ориентиром при определении цели и задач соответствующей учебной дисциплины и влияет на отбор содержания.

Несомненно, обучение работе с разными категориями детей с ОПФР в течение 1,5 лет (срок обучения на переподготовке) не позволяет сформировать такого же объема знаний в каждой из областей, что за 5 лет в университете, обучаясь по одной узкой специальности. Вместе с тем важнейшие базовые знания и умения сформировать возможно, что доказывается успешной профессиональной деятельностью многих наших выпускников.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.