Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих математиков'

Формирование профессиональной компетентности будущих математиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / RESEARCH-CREATIVE METHOD OF TEACHING / MATHEMATICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Лариса Васильевна

В статье рассматривается выбор доминирующего типа обучения в формировании профессиональных компетенций будущих математиков: исследовательско-теоретический тип обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of the future mathematicians

In the article the choice of dominating type of teaching in formation of professional competences of future mathematicians is considered: research-theoretical type of teaching.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих математиков»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

УДК 378.016:51 Л.В. Антонова

Формирование профессиональной компетентности будущих математиков

В статье рассматривается выбор доминирующего типа обучения в формировании профессиональных компетенций будущих математиков: исследовательско-теоретический тип обучения

Ключевые слова: формирование профессиональной компетентности, исследовательско-творческий метод обучения, математические способности.

L. V Antonova

Formation of professional competence of the future mathematicians

In the article the choice of dominating type of teaching in formation of professional competences of future mathematicians is considered: research-theoretical type of teaching.

Keywords: formation of professional competence, research-creative method of teaching, mathematical abilities.

Под типом обучения, следуя В.И. Загвязин-скому, мы будем понимать единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Такой подход к обучению мы рассматриваем как наиболее естественный и универсальный, как системный подход к обучению. Системообразующим компонентом, позволяющим выявить в методической системе отношения между ее компетенциями, существующие между ними связи, зависимости, интегральные свойства и качества всей системы, выступает цель обучения. В соответствии с целью осуществляется отбор средств обучения, а способом реализации цели и содержания обучения, воплощением психологических механизмов обучения является метод обучения или система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения [1].

При классификации методов обучения наиболее логичной является классификация по характеру деятельности обучаемого как основного субъекта обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию методов обучения, исходя из характеров деятельности, степени самостоятельности и творчества обучаемых, и выделили пять методов: объяснительно-

иллюстративный, частично-поисковый (или эвристический), проблемный, исследовательский и метод проблемного изложения.

Исследовательский метод требует инициативы, самостоятельности, творчества самих обучаемых. Его введение готовится постепенно, сначала это эвристический подход к обучению, а затем элементы исследовательской деятельности учащихся проявляются в методе проблемного изложения и наиболее полно навыки исследования формируются в проблемном методе в его истинном понимании. Исследовательский метод подходит для наиболее способных учащихся и студентов и соответствует в нашей системе обучения высшему уровню профессиональной готовности будущих математиков.

Вся система обучения будущих математиков в конечном счете нацелена на формирование у них исследовательской компетентности, однако на протяжении всего периода обучения находят применение все методы обучения, включая репродуктивный. Даже на одном занятии бывает нужно воспользоваться и творческим, и объяснительно-иллюстративным, и эвристическим, и репродуктивным, и исследовательским методами. Логичное, умелое, эффективное использование различных методов бывает востребовано самой учебной ситуацией. При выборе метода обучения в каждом случае необходим многомерный подход на основе учета различных аспектов ситуации. Ю.К. Бабанский (1985 г.) предложил следующий алгоритм выбора оптимального метода обучения: выясняется, может ли ученик изучить материал самостоятельно или нет. Если нет, то

1) определяется соотношение репродуктивных и продуктивных методов;

2) определяется соотношение индукции и дедукции, анализа и синтеза. Дедукция и синтез предпочтительнее как более строгие и научные методы;

3) выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов;

4) выясняется необходимость стимулирования учебной деятельности;

5) определяется методика контроля и самоконтроля;

6) определяется наличие запасных вариантов в случае отклонения запланированного.

При выборе доминирующего типа обучения основными факторами являются цели и конкретные задачи, характер изучаемого материала, уровень подготовленности и интереса учащихся. В широком смысле для профессиональной компетентности будущих математиков в качестве доминирующего типа обучения мы избрали сочетание творческого и исследовательского методов. Причем в каждом случае в зависимости от каких-то дополнительных факторов (лимит времени, уровень развития учащихся или студентов, интеллектуальный климат и др.) мы используем и другие методы, но, однако, в качестве постоянного метода мы имеем в виду исследовательско-творческий метод обучения на том или ином уровне. К тому же, трудно отделить творческий метод от исследовательского: они очень тесно связаны друг с другом, проникают друг в друга. Исследовательский метод включает в себя творчество, поскольку результатом исследования всегда является новое знание. Творческий метод означает поиск нового знания или нового пути к новому знанию, а это без исследовательского компонента невозможно. Поэтому тип обучения с целью формирования профессиональной компетентности будущих математиков, выбранный нами, является исследовательско-творческим.

Математическое образование в силу его специфических особенностей требует очень вдумчивого подхода к использованию современных инновационных технологий, которые по своему определению ориентированы на формирование готовности личности к быстро меняющимся условиям за счет развития творческого мышления и особенностей обучения и сотрудничества. Основными же чертами инновационного обучения выступают открытость будущему, способность к предвосхищению и совместным действиям.

Наблюдения показывают, что инновационная деятельность преподавателей высшей школы осуществляется далеко недостаточно, встречает сопротивление из-за боязни новшества, отказа от сложившихся стереотипов и потери сложившегося стиля преподавания, из-за консерватизма профессионального мышления.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова предлагают технологические карты для определения готовности преподавания к инновационной деятельности, «установки к новшествам».

На первом этапе профессиональной подготовки следует обеспечить соблюдение принципов гуманизации, инноватики, целостности, компетентности и рефлексивности, а также сотоварищество преподавателя и студентов, самоконтроль и самокоррекцию умений и навыков нововведений, взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-личностного компонента. Задачи на первом этапе определяются как формирование творческой деятельности, развитие позитивной «Я-концепции», открытость среде и общению, развитие общей технологии творческого поиска. В технологическом смысле необходимы тренинги личностного роста, проблемно-поисковое обучение, знакомство с ситуативными нововведениями. Уровень готовности к инновациям на первом этапе определяется как репродуктивный: стремление к освоению педагогических новшеств, осознание необходимости профессионального самосовершенства, поиск творческих решений педагогических ситуаций.

На втором этапе профессиональной подготовки задачи состоят в развитии педагогической деятельности преподавания, в обогащении духовной культуры, формировании потребности в освоении педагогических новшеств, развитии рефлексии. Содержание определяется в психо-лого-педагогических знаниях и умениях по основам инновационной педагогики, методике исследования педагогическому общению. Технологии - это проблемно-поисковое обучение, тренинги самоконтроля и общения, развивающие технологии, организация самостоятельной работы. Уровень готовности - эвристический: овладение основными структурами элементов научного поиска, сформированность рефлексии, открытость к инновациям.

На третьем и четвертом этапах профессиональной подготовки задачи определяются как совершенствование педагогического общения и педагогической деятельности в целом, освоение технологии - ориентационно-деятельностные

игры, рефлексивно-инновационный практикум, изучение авторских концепций, разработка авторских программ, практическая работа в учебных заведениях инновационного типа, уровень готовности - психологическая готовность приобретает целостный методологический характер, развиваются рефлексивно-аналитические умения, высокая ответственность, творческая активность.

Личностно-ориентированное обучение предполагает формирование творческой активности, механизма самореализации способностей и возможностей будущих специалистов. Для будущих математиков раннее обращение к развитию математических способностей можно считать оправданным, поскольку реальная практика их выявления и формирования требует специального подхода и вне изучения общих способностей. Математические способности определяются в отношении к математической деятельности, в то время как в отношении массовых профессий обязательно обращение к общим способностям.

Математические способности требуют внимательного подхода, своевременного обнаружения и особого режима развития. Профессионально важные качества математиков, такие как творческость, интуиция, гибкость ума, исследовательские способности, можно развивать уже в школе. Математические способности, развиваясь под руководством опытного педагога, будут вести за собой и склонности, и личностные качества. Внутри математических способностей проявляются и другие способности, и одаренность в целом. Дети с математическими способностями для гармоничного развития нуждаются в психологической поддержке. Разумеется, что не одна математика нужна для развития математических способностей, но в узко профессиональном, чисто математическом смысле, если говорить только о чисто профессионально важных качествах, о профессиональной компетентности математика, то приоритетное значение имеет личностно-ориентированный подход, хотя деятельностный подход, поскольку процесс обучения - это тоже деятельность, не отвергается.

Развитие творческих способностей, развитие творческости связано с обращением именно к личностным структурам сознания, а деятельностный подход не способен привести к приращению творчества, творческости, ибо она (творческость) «не есть особая характеристика

познавательных процессов, а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности». С.Д. Смирнов говорит еще откровеннее, считая, что «творчество есть способ «личностного» существования, в противоположность обезличенному действию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность».

В обучении математике в силу ее дедуктивного характера наиболее естественным и востребованным является проблемный метод. Во-первых, само представление содержания обычно является проблемным (доказать теорему, решить задачу, дать определение), во-вторых, освоение этого содержания требует активного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Схема проблемного метода обучения в математике может быть схематично представлена в следующем виде:

начальная проблемная новое V наращенная

компетентность

Полученное новое знание в результате разрешения проблемной ситуации включает в себя и способ его получения, поскольку проблемная ситуация по определению включает и самого ученика (без него нет проблемной ситуации) и предполагает активность ученика для самостоятельного решения проблемы. В этом состоит смысл проблемного обучения (способ получения нового знания плюс само знание). В компе-тентностном подходе к обучению результатом является не знание, а компетентность (умения), поэтому добытое знание должно быть осмыслено и воплощено в необходимые умения, что и приводит к приращению компетентности. Именно в математике в процессе проблемного обучения в сочетании со способами его осмысления и приращения процесс развития компетентности будет непрерывным, поскольку будет обеспечена содержательная и методическая непрерывность. Переход от одной проблемной ситуации к другой с постепенным усложнением проблемы обеспечивает рост компетентности, развитие самой математической деятельности от познавательной к исследовательско-творческой. Математика представляет собой неограниченное пространство для решения задач разной степени сложности и развития уровня исследовательского потенциала, и в этом пространстве может найти свой путь профессионально-ори-

ентированный ученик. Математика таит в себе широкие возможности для реализации проблемного обучения и обеспечения творческого развития будущих математиков. Подбор задач для проблемного обучения не представляет сложности. Всегда можно найти задачи для индивидуального решения, удовлетворяющие условиям: задачи должны быть интересными; посильными и вместе с тем нетривиальными; должны развивать профессиональное (математическое) мышление.

Говоря о задаче как основе и содержании проблемной ситуации, мы имеем в виду не задачи, которые решаются по трафарету и подразумевают лишь репродуктивную учебную деятельность (такой подход используется повсеместно в учебной практике). Речь идет о задачах, требующих творческого, поискового, исследовательского подхода, который рассчитан на развитие и математических способностей. Этот путь длительный, интересный, продуктивный. Его можно представить по следующей схеме:

анализ проблемной ситуации ^ поставленные проблемы ^ формулировка гипотезы ^ проверка гипотезы ^ задача ^ поиск решения задачи ^ решение ^ проверка решения ^ доказательство правильности решения задачи.

Однако не все обучение математике сводится к проблемному, которое имеет ситуационный характер. Системный подход к развитию личности является востребованным, поскольку само обучение является сложной системой. Личность обучающегося - также сложная система, которая требует разнообразных методов и технологий. При изучении внутренних связей в системе личности предполагается рассматривать ее как закрытую, самоорганизующуюся за счет внутренних соответствий, систему. Преодолевая внутренние противоречия, личность развивается. Поскольку мы имеем дело с динамическим процессом (развитие личности, развитие деятельности), то системный подход приходится использовать в каждой отдельной ситуации процесса обучения. Поэтому становится актуальным модульное обучение, основы которого заложены в трудах П. Юцявичене и ее последователей: А.М. Алексюха, Н.В. Борисовой, Г.В. Лаврентьевой, М.А. Чошанова и др. Опыт показывает, что модульное обучение дает возможность учитывать индивидуальные потребности личности и уровень ее компетентности, обеспечивает условия для рефлексии и само-

контроля. На сегодня модульное обучение стало обязательным компонентом обучения. Модуль, представляя собой автономную (относительно) организационно - методическую структуру учебной дисциплины (или нескольких дисциплин в интегрированном, логически завершенном виде), дает возможность для реализации широкого круга задач.

Каждый отдельно взятый, всесторонне продуманный модуль обеспечивает проработку нужного компонента дидактической системы (цели, содержания, методов обучения и управления обучения, контроля), позволяет осуществлять выбор студентом подходящего варианта обучения. Модульный подход применим (обязателен) на любой ступени обучения, он универсален, удобен, успешен, управляем. Разработка модульной системы начинается с разбивки учебного материала на блоки, а каждый блок разбивается на несколько модулей. Для каждого модуля разрабатывается своя совокупность задач, дидактических материалов, включая методы контроля. Для каждого блока ставится своя цель, связанная с конечной целью всей программы, в целом (целеполагание), достигаемых учеником или студентом, и приводящая, например, к развитию компетентности. Принцип модульности обеспечивает индивидуализацию обучения за счет вариативности содержания и способа его усвоения. Для нашего многолетнего обучения «школа-вуз» цель состоит в обеспечении оптимального для каждого отдельного ученика, студента уровня профессиональной (математической) компетентности. Речь идет о совокупности учебных дисциплин (как математических, так и нематематических), содержание которых в интегрированном виде представляется в модульном варианте, в конечном итоге приводящем к формированию предусмотренных ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций.

Принцип структурирования содержания обучения предполагает разбивку учебного материала в рамках модуля на части, направленные на развитие определенных компонентов профессиональной деятельности, например, профессиональной компетентности. В пределах нескольких модулей, составляющих некоторый блок, ставится более крупная цель, постепенно достигаемая по мере усвоения модулей и достижения одной за другой промежуточных целей. Принцип гибкости рассчитан на возможность дифференциации содержания обучения,

вариативности методов обучения и мобильности контроля и оценки в зависимости от ситуации в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент», допускает возможность продуманного изменения количества, структуры и последовательности модулей. Принцип оперативности предполагает своевременное обеспечение обратной связи в учебном процессе с целью коррекции, рефлексии, контроля и самоконтроля и оценки успешности усвоения модуля. Принцип паритетности требует субъект-субъектных отношений субъектов обучения, сотрудничества педагога и студента при самостоятельности студента. Принцип обратной связи предполагает рефлексию ученика, студента на показатели диагностики для самоуправления учебным процессом.

При построении модульной программы принято придерживаться следующей схемы ее структуры: 1) название программы и ее цель; 2) название модуля и его цель; 3) содержание модуля и его структуризация, частные цели; 4) способы текущего и рубежного контроля. Внутри каждого модуля возможно использование различных подходов (проблемного, индивидуально-дифференцированного, критериально-оценочного, поисково-исследовательского). Модульное обучение имеет актуальное значение в компетентностном подходе, поскольку допускает различные виды деятельности. Вместе с тем не исключено изменение личностного подхода при развитии творческих способностей учащихся и студентов.

Таким образом, тип обучения будущих математиков в системе «школа-вуз» мы определяем как исследовательско-творческий в режиме модульного представления содержания обучения. Отбор содержания обучения осуществляется в зависимости от цели обучения, и вместе с целью детерминирует метод обучения. Мы позволили себе выбрать исследовательско-творческий тип обучения, имея в виду развитие профессиональной компетентности в качестве цели обучения будущих математиков и содержание обучения, отбор которого нами осу-

ществлен, но еще не описан. Содержание обучения в нашей системе отбирается так, чтобы в нем было все, что необходимо для развития профессиональной компетентности будущих математиков. Ведь речь идет не о знании в ориентированном образовании, а о личностно-ориентированном образовании, подчиненном формированию профессиональной компетентности, в структуре которой мы выделяем творческую, аксиоматическую и рефлексивную компетентности. Следовательно, и в структуре содержания обучения следует предусматривать соответствующие одноименные компоненты. Нам нужно, прежде всего, выяснить, какие знания нужны в личностно-развивающем профессиональном математическом образовании. Речь идет о формировании профессионально-компетентной личности, которая в своей профессиональной деятельности может свободно ориентироваться, чтобы решить реальную математическую проблему и быть способной для этого самостоятельно приобрести необходимые знания и проявить профессиональные способности. В процессе профессиональной подготовки нужны не любые знания, а лишь те знания, которые необходимы для формирования умений и навыков математической деятельности. Следовательно, так называемые ЗУНы (знания, умения и навыки) не отвергаются, но они подчиняются цели формирования профессиональной компетентности. Иначе говоря, речь идет о тех знаниях, которые нужны для формирования умений математической деятельности, приводящей к новым знаниям, обогащающим личность. Знания формируют умения, а эти умения формируют новые знания, и получается, что знания порождают новые знания. Такова сущность профессиональной компетентности.

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192 с.

2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.

Антонова Лариса Васильевна, канд. физ.-мат. наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757

Antonova Larisa Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.