Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИНФОРМАТИКА»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИНФОРМАТИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Формирование профессиональной компетентности / бакалавры педагогического образования / технология дополненной реальности / иностранный язык / информатика. / Formation of professional competence / bachelors of pedagogical education / augmented reality technology / foreign language / computer science.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохов Р. С., Тарасюк В.Б., Тарасюк Н. А.

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика», рассматриваются особенности реализации ведущих педагогических подходов (интегративного и проблемно-деятельностного), а также основные этапы технологии, направленной на овладение знаниями, умениями и опытом профессиональной деятельности будущими бакалаврами педагогического образования, специализирующимися в области преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохов Р. С., Тарасюк В.Б., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BASED ON INTEGRATION OF DISCIPLINES "FOREIGN LANGUAGE" AND "COMPUTER SCIENCE"

This article reflects theoretical and technological aspects of the process of forming the professional competence of future bachelors of pedagogical education based on the integration of the disciplines "Foreign language" and "Computer Science". The authors of the article present the features of the implementation of the leading pedagogical approaches (integrative and problem-based), as well as the main stages of the technology aimed at mastering the knowledge, skills and professional experience of future bachelors of pedagogical education specializing in the field of teaching the disciplines "Foreign language" and "Computer science".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИНФОРМАТИКА»»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИНФОРМАТИКА»

©2024 Р. С. Дорохов1, В. Б. Тарасюк2, Н. А. Тарасюк3

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: ruslan_kursk@mail.ru 2кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования

e-mail: tarasuklock@mail.ru 3доктор педагогических наук, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: tarasuklock@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика», рассматриваются особенности реализации ведущих педагогических подходов (интегративного и проблемно-деятельностного), а также основные этапы технологии, направленной на овладение знаниями, умениями и опытом профессиональной деятельности будущими бакалаврами педагогического образования, специализирующимися в области преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика».

Ключевые слова: формирование профессиональной компетентности, бакалавры педагогического образования, технология дополненной реальности, иностранный язык, информатика.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BASED ON INTEGRATION OF DISCIPLINES "FOREIGN LANGUAGE" AND "COMPUTER SCIENCE"

© 2024 R. S. Dorokhov1, V. B. Tarasyuk2, N. A. Tarasyuk3

1Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages

e-mail: ruslan_kursk@mail.ru 2Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Technology and Informatization of Education e-mail: tarasuklock@mail.ru 3Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: tarasuklock@mail.ru

Kursk State University

This article reflects theoretical and technological aspects of the process of forming the professional competence of future bachelors of pedagogical education based on the integration of the disciplines "Foreign language" and "Computer Science". The authors of the article present the features of the implementation of the leading pedagogical approaches (integrative and problem-based), as well as the main stages of the technology aimed at mastering the knowledge, skills and professional experience of future bachelors of pedagogical education specializing in the field of teaching the disciplines "Foreign language" and "Computer science".

Keywords: formation of professional competence, bachelors of pedagogical education, augmented reality technology, foreign language, computer science.

В концепции развития образования до 2025 года отмечается необходимость подготовки кадров, способных эффективно осуществлять многоаспектные полифункциональные задачи, решение которых требует комплексного интегративного знания, базирующегося на интеграции дисциплин гуманитарной и информационной направленности. Одним из возможных вариантов интеграции в процессе подготовки будущих бакалавров педагогического образования является построение образовательного процесса на основе сочетания дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика».

Указанный вариант интеграции позволяет студентам не только владеть знаниями, умениями и опытом в области данных дисциплин, но и развить новый тип мышления, базирующийся на целостном восприятии современной действительности, отражающей взаимосвязь гуманитарной и технической сфер деятельности.

Интегративный подход представляется особенно значимым для студентов педагогических направлений подготовки, которые призваны формировать целостную личность современного школьника, способного решать различные виды задач средствами гуманитарного образования и образования в области информационных и коммуникационных технологий.

Реализация представленного вида интеграции является наиболее эффективной на основе применения проблемно-деятельностного подхода, предполагающего решение сложных задач, типичных для определенных сфер профессиональной деятельности, посредством вовлечения студентов в профессионально ориентированные ситуации [6]. Проблемно-деятельностный подход даёт возможность развить у студентов высокий уровень критического профессионально ориентированного мышления, лежащего в основе эффективности выполнения ведущих видов профессиональной деятельности.

Потенциал интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика» значительно расширяется в условиях осуществления контекстного образования, позволяющего создать профессионально ориентированный контекст деятельности, отражающий наиболее типичные профессиональные задачи и возможные способы их решения на основе потенциала интегративного знания [1].

Ведущим принципом, лежащим в основе формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования, специализирующихся в области изучения иностранного языка и информатики, является принцип интегративности, обеспечивающий целостность образовательного процесса и более высокую продуктивность решения актуальных образовательных задач.

Реализация данного принципа позволяет сформировать у студентов целостное многоаспектное мышление, которое формируется в процессе решения задач в области информатики на основе использования иностранного языка как инструмента выполнения значимой профессиональной деятельности. В процессе общения на иностранном языке происходит отбор, анализ и представление наиболее значимой информации, необходимой для решения конкретной проблемы в области информационных технологий. Принцип интегративности позволяет не только

расширить профессиональную познавательную сферу обучающихся, но также дает возможность определить наиболее интересную и значимую для каждого студента траекторию его дальнейшего профессионального развития. Другими словами, «интегративные связи активно влияют на формирование динамической мотивации развития аналитического мышления, расширения профессионального кругозора, а также на формирование профессиональных и коммуникативных умений и навыков» [2, с. 5].

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего общего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Преподавание информатики и иностранного языка», у обучающихся должен быть сформирован необходимый уровень профессиональной компетентности, позволяющий им эффективно решать комплексные задачи в области изучения иностранного (английского) языка и информатики [7]. Достижение данной цели возможно на основе реализации формулы овладения профессиональной культурой, предложенной И.Я. Лернером: знать - уметь - творить - хотеть [4]. Необходимо отметить, что реализация указанной формулы предполагает не только владение профессионально ориентированными знаниями, развитие необходимых умений и освоение творческих способов деятельности, но и формирование у обучающихся необходимого ценностного отношения к профессиональной деятельности. Ценностное отношение к профессиональной педагогической деятельности выступает приоритетной составляющей процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров, специализирующихся в области преподавания информатики и иностранного языка.

Реализация интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика» позволяет сформировать личность будущего гражданина России, способного достойно представлять и защищать интересы своей страны на основе использования средств иноязычного общения, а также на основе применения знаний, навыков, умений и опыта в области информационных и коммуникационных технологий [3, с. 19]. Интеграция указанных дисциплин предполагает решение обучающимися актуальных задач в области информатики с помощью средств дисциплины «Иностранный язык». Решение указанных задач требует от обучающихся высокого уровня самоорганизации и самоконтроля, что в конечном счёте способствует развитию навыков самостоятельной работы и навыков самообразования, которые в дальнейшем будут выступать надежной основой в профессиональном развитии будущих педагогов на всех уровнях их профессионального становления.

Процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования предполагает формирование у студентов универсальных компетенций, которые в дальнейшем станут основой их успешной деятельности как в области преподавания информатики, так и в области преподавания иностранного языка. Интеграция указанных дисциплин обеспечивает целостное восприятие действительности, отражающее потенциал иностранного языка как инструмента решения актуальных проблем в сфере информационных и коммуникационных технологий. В процессе осуществления аналитической деятельности на иностранном языке, связанной с решением задач в области информатики, у студентов развиваются следующие когнитивные механизмы: аналитический, сравнительно-сопоставительный, конкретизации, генерализации, смыслового развертывания и другие [8, с. 176].

Интеграция даёт возможность сформировать профессиональные компетенции в области изучения указанных дисциплин. Формирование профессиональных

компетенций осуществляется на основе применения аутентичных текстов на иностранном языке, отражающих различные сферы и особенности реализации информационных и коммуникационных технологий с учётом специфики рассматриваемых сфер деятельности. Использование текстов на иностранном языке, ориентированных на овладение знаниями в области информатики, способствует овладению лексическим материалом (терминологией в области информационных и коммуникационных технологий), а также грамматическим материалом (грамматическими моделями, характерными для научного стиля речи на изучаемом иностранном языке). Применение интеграции способствует развитию умений во всех видах речевой деятельности - в чтении, аудировании, говорении и письме. Следует отметить, что формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров также предполагает овладение социокультурным аспектом коммуникации на иностранном языке, который является специфическим у представителей различных языков и культур.

Необходимо отметить, что в ходе работы с текстами, отражающими различные аспекты применения информационных и коммуникационных технологий, студенты знакомятся с особенностями устройства и работы различных видов компьютеров (стационарных, переносных и т.п.), расширяют свой кругозор в области языков программирования (например, «Python»), получают возможность познакомиться с инновационными проектами в сферах применения и разработки информационного программного обеспечения в России и за рубежом.

Организация занятий на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика» характеризуется особой спецификой, которая предполагает обеспечение высокого уровня их проблемности. Наличие проблемности в образовательном процессе неразрывно связано с решением проектных задач в сфере применения информационных и коммуникационных технологий с помощью средств изучаемого иностранного языка.

Обучающимся может быть предложена следующая тематика проектных заданий: «Выбор языков программирования в зависимости от специфики решения поставленных задач», «Новейшие достижения в сфере ИКТ и их адаптация к современным социокультурным условиям», «Мировые достижения в сфере ИКТ и их потенциал в различных областях деятельности», «Выдающиеся специалисты в сфере ИКТ и их вклад в мировое информационное наследие», «Возможности искусственного интеллекта: преимущества и риски».

Процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования базируется на технологии, которая включает в себя следующие этапы:

- мотивационно-стимулирующий этап;

- этап погружения в информационную и коммуникационную среду;

- этап накопления знаний в области изучаемого языка и в области информационных и коммуникационных технологий;

- этап применения полученных знаний в процессе выполнения проектных задач (с помощью опор);

- этап применения полученных знаний в процессе выполнения проектных задач (без использования опор);

- анализ результатов созданного проектного продукта (корректировка и дальнейшее совершенствование продукта).

Процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования реализуется в процессе выполнения следующих видов заданий:

1) задания мотивационно-стимулирующей направленности;

2) задания информационной направленности;

3) задания аналитической направленности;

4) репродуктивные задания (с использованием опор);

5) продуктивные задания (без использования опор);

6) задания проектировочной направленности;

7) рефлексивно-корректировочные задания [5, с. 573].

Необходимо отметить, что все указанные этапы предлагаемой технологии и виды заданий выполняются в соответствии со строгой последовательностью их реализации и способствуют формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров педагогического образования.

Разработанные технологии и виды заданий должны обязательно соответствовать уровню лингвистической подготовки обучающихся и их профессиональным и личностным интересам в области изучения иностранного языка и информатики, а также формировать у обучающихся необходимое ценностное отношение к изучаемым дисциплинам.

Следует отметить, что реализация предлагаемой технологии обучения на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика» требует обязательного вовлечения студентов в активную дискуссию, в которой они выражают свою точку зрения по поводу решаемых задач в сфере информационных и коммуникационных технологий.

В качестве содержательной основы обучения иноязычному общению выступают тексты, отражающие различные аспекты и особенности применения современного информационного пространства, научные статьи, научно-популярные журналы (например, «Computer Science and Technologies»), чаты, посвященные проблемам информатизации. В процессе организации занятий эффективно используются следующие их формы: мозговой штурм, проблемные задания, дискуссии-пирамиды, семинары-конференции.

Реализация предлагаемой технологии требует обязательной опоры на потенциал «дополненной реальности». Организация образовательного процесса на основе применения возможностей «дополненной реальности» позволяет студентам значительно расширить свои знания в области информационных и коммуникационных технологий, которые обладают высокой динамичностью. «Дополненная реальность» позволяет студентам идти в ногу с передовыми мировыми информационными достижениями, для овладения которыми необходим достаточно высокий уровень знаний иностранного языка.

Разработанная технология была апробирована в процессе организации опытно-экспериментальной работы на базе факультета физики, математики, информатики Курского государственного университета и осуществлялась с 2020 по 2023 г. со студентами старших курсов (40 человек). С целью проведения опытно-экспериментальной работы были разработаны необходимые критерии, определяющие эффективность разработанной технологии, а именно: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствовали о том, что уровень теоретической и практической подготовки студентов являлся недостаточным для решения актуальных задач в сфере применения информационных и коммуникационных технологий посредством иностранного языка. Однако констатирующий этап педагогического эксперимента показал, что более 90% студентов

имеют высокий уровень мотивации к овладению информационными и коммуникационными технологиями с помощью иностранного языка.

Формирующий этап педагогического эксперимента был нацелен на проверку эффективности разработанной технологии и её дальнейшее совершенствование. Было выявлено, что применение элементов «дополненной реальности» значительно повышает качество образовательного процесса в учебном, развивающем, познавательном и воспитательном аспектах. В ходе формирующего этапа также было выявлено, что практическое владение информационными и коммуникационными технологиями является для студентов более значимым, чем владение теоретическими знаниями. Поэтому количество практико-ориентированных заданий на формирующем этапе эксперимента было увеличено.

Полученные результаты педагогического эксперимента были обработаны с помощью методов математической статистики (критерий Стьюдента). Сравнительно-сопоставительный анализ начального и итогового этапов эксперимента свидетельствует о положительной динамике по всем выявленным критериям. В среднем прирост по указанным критериям составил 10-12%.

В ходе опытно-экспериментальной работы были апробированы необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработанной технологии, к важнейшим из которых относятся следующие:

- получение студентами комплексного интегративного знания на основе интеграции дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами информационной подготовки;

- использование аутентичных материалов на иностранном языке, отражающих широкую тематику в области применения информационных и коммуникационных технологий;

- обеспечение тесной связи между субъектами образовательной деятельности и работодателями (вуз - производство);

- широкое применение профессионально ориентированных заданий на иностранном языке, направленных на развитие профессионального мышления кадров, специализирующихся в области информатики и иностранного языка.

Таким образом, интеграция указанных дисциплин обеспечивает проблемный характер образовательного процесса, который строится на решении проектных задач, основанных на знаниях, навыках, умениях и опыте в использовании иностранного языка и информационных и коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография / под научной редакцией А. А. Вербицкого. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 416 с.

2. Гладкова, М. Н. Интегративно-дифференцированный подход к процессу обучения педагогическим дисциплинам студентов вуза: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / М. Н. Гладкова. - Нижний Новгород, 2004. - 25 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондраков, В. А. Тишков. -Москва: Просвещение, 2014. - 24 с.

4. Лернер, И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер; РАО, Институт теории педагогики и образования, Лаборатория теоретических проблем дидактики. - Москва: Изд-во РОУ, 1995. - 49 с.

5. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. -Москва: МОДЭК, 2003. - 720 с.

6. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: ученое пособие для студентов высших учебных заведений / А. М. Матюшкин; под редакцией А. А. Матюшкиной. - Москва: КДУ, 2009, - 189 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №125 (ред. от 08.02.2021).

8. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие / А. В. Щепилова. - Москва: Владос, 2005. -245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.