Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в курсе дисциплины «Русский язык и культура речи»'

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в курсе дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная коммуникативная компетенция / студенты технического вуза / бакалавриат / русский язык и культура речи / самостоятельная работа студентов / дистанционная среда. / professional communicative competence / students of technical university / undergraduate / Russian Language and Rhetoric Culture / students’ independent work / distance learning environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Григорьева, Р. С. Сатретдинова

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». Оптимизация обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе предполагает постоянные поиски новых подходов к наполнению занятий современными технологиями обучения, расширению границ курса и его интеграции в другие учебные дисциплины. Авторы обобщают практический опыт работы преподавателей кафедры русского языка Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) со студентами технического вуза. Представляются рабочие учебные материалы: задания творческого характера, виды самостоятельной работы студентов в аудитории и вне её, а также возможности дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COURSE “THE RUSSIAN LANGUAGE AND RHETORIC CULTURE” COURSE

Formation of technical university students’ professional communicative competence during the course “Russian Language and Rhetoric Culture” is discussed in the article. Optimization of humanities training in a technical university involves a constant search for new approaches to adapting classes with modern teaching technologies, to expanding the course’s boundaries and its integration into other academic disciplines. The authors summarize the teachers’ practical experience of the Russian Language Department in Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) and their work with students of the technical university. The aids of the discipline are presented: creative tasks, types of students’ independent work in the classes and outside, as well as the possibility of distance learning.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в курсе дисциплины «Русский язык и культура речи»»

несколько этажей и веранда»; «Такой кораблик не поплывет, утонет, лучше купить радиоуправляемую лодку», «Собирать ненужные вещи нельзя, это не полезно».

Когнитивный компонент выявлялся с помощью беседы с детьми, мы определяли наличие основ экономического мышления у дошкольников, представления об ограниченности ресурсов планеты, представления о месте и роли каждого человека и самого ребенка в решении проблем экологии, так как экономические и экологические аспекты жизнедеятельности человека связаны. Ответы детей оценивались, исходя из понимания позиции бережного, целесообразного отношения к природным богатствам. Детей с высоким уровнем экономических представлений в обеих группах выявлено не было. К среднему уровню мы относили детей, которые отвечали не на все на вопросы беседы, аргументировать свои ответы не могли, примеры приводили с помощью взрослого, вместе с тем демонстрировали принципиальное понимание предложенной темы. Таких детей в экспериментальной группе было 54% и 57% в контрольной. Дети данной группы отмечали, что природные богатства не безграничные, что «надо кормить птиц, выбрасывать мусор», «поливать, сажать деревья» и др. Дети в большей степени имеют экологические представления о бережном отношении к природным ресурсам.

Технологическая функция педагогики как науки заключается в том, чтобы создать и апробировать образовательные технологии, способствующие решению поставленных педагогических задач. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы с целью повышения уровня культуры потребления детей старшего дошкольного использовалась технология ТрИз.

Работа с детьми экспериментальной группы проводилась в течение шести месяцев (октябрь 2019 года - март 2020 года). Так как одним из ведущих средств воспитания данного вида культуры была выбрана технология ТРИЗ, то вначале были скомпонованы и адаптированы с позиции содержания игры, которые соответствуют поставленным целям и задачам работы с детьми.

Остановимся на раскрытии логики составления перспективного плана работы с детьми и выделении целей выбранных игр. Мы ставили перед собой задачу показать детям скрытые свойства и свойства и качества предметов, которые можно использовать и руководствоваться ими при создании новых функциональных возможностей предметов.

Затем с помощью использования метода фокальных объектов помогали детям трансформировать объект, «превращать» его в другой, используя его качества. Мы помогали детям представить разные варианты использования тра-

Библиографический список

диционных вещей, задумываться о том, каким образом можно их ещё раз использовать. С одной стороны, мы закладываем в детях здоровый рационализм, а с другой, помогаем видеть необходимость ценностного отношения к вещам и даже - глобально - к вопросу сохранения порядка на планете. Учитывая легкую внушаемость детей дошкольного возраста, лабильность, доверие к мнению значимых взрослых эти вопросы можно успешно решать, тем самым воспитывать у детей основы всепланетарного мышления.

Следующая группа задач предполагала «расшатать» у детей стереотипы использования свойств предметов после того, как они выполнили своё предназначение. Мы создавали для детей проблемные ситуации, в которых им предлагался выбор материалов для деятельности, преобразование предметов. Безусловно, в основе были игры «ТРИЗ», предполагающие «мозговой штурм». Изготовление для игры нестандартных вещей, разрешение проблем в игровых ситуациях, например, «Спасение планеты ZET» и т.п. позволяло сменить стереотипы поведения, вырабатывать критичность оценок выбранных решений и, конечно, создавать тот багаж представлений, ручной умелости, который в бытовой деятельности позволяет констатировать сформированность нового, правильного потребительского поведения.

Контрольная диагностика детей выявила положительную динамику в развитии навыков культуры потребления у детей, они стали демонстрировать положительное отношение к изготовлению из бросового материала игрушек, атрибутов и т.д. Результаты беседы, которая была направлена на выявление уровня когнитивного компонента культуры потребления, показали, что представления детей в данной группе стали более системными, осознанными и расширенными. Ответы детей были на более высоком, качественном уровне в сравнении с констатирующим этапом, они грамотно объясняли необходимость рационального использования всех природных и материальных богатств. В целом дети осознали значимость труда взрослых и важность результата труда, бережного отношения к нему.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в формировании культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста допустимо, если педагог в работе с дошкольниками использует игры, содержание которых ориентирует на бережное и экономное использование ресурсов, а также обеспечивает развитие у детей нестандартного подхода к использованию свойств предметов и материалов и видит в этом как важное утилитарное назначение, так и начало формирования основ культуры потребления.

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

2. Асмолов А.Г Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования. 2010; № 2: 4 - 17.

3. Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Елабуга, 2008.

4. Крулехт А.А. Культура потребления как современная проблема воспитания личности. Вестник КГУ имени Некрасова. 2008; №4: 44 - 47.

5. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1999.

References

1. Golovanova N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

2. Asmolov A.G. Strategiya i metodologiya sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; № 2: 4 - 17.

3. Belyaeva N.L. 'Ekonomicheskoe vospitanie detejstarshego doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elabuga, 2008.

4. Kruleht A.A. Kul'tura potrebleniya kak sovremennaya problema vospitaniya lichnosti. Vestnik KGU imeni Nekrasova. 2008; №4: 44 - 47.

5. Bezrukova L.V. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k okruzhayuschemu miru u starshih doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1999.

Статья поступила в редакцию 06.05.20

УДК 378

Grigoryeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: marinag22@mail.ru

Satretdinova R.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: satretdinova.raisa@yandex.ru

FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COURSE "THE RUSSIAN LANGUAGE AND RHETORIC CULTURE" COURSE. Formation of technical university students' professional communicative competence during the course "Russian Language and Rhetoric Culture" is discussed in the article. Optimization of humanities training in a technical university involves a constant search for new approaches to adapting classes with modern teaching technologies, to expanding the course's boundaries and its integration into other academic disciplines. The authors summarize the teachers' practical experience of the Russian Language Department in Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) and their work with students of the technical university. The aids of the discipline are presented: creative tasks, types of students' independent work in the classes and outside, as well as the possibility of distance learning.

Key words: professional communicative competence, students of technical university, undergraduate, Russian Language and Rhetoric Culture, students' independent work, distance learning environment.

М.А. Григорьева, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск,

E-mail: marinag22@mail.ru

Р.С. Сатретдинова, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин),

г. Новосибирск, E-mail: satretdinova.raisa@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КУРСЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». Оптимизация обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе предполагает постоянные поиски новых подходов к наполнению занятий современными технологиями обучения, расширению границ курса и его интеграции в другие учебные дисциплины. Авторы обобщают практический опыт работы преподавателей кафедры русского языка Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) со студентами технического вуза. Представляются рабочие учебные материалы: задания творческого характера, виды самостоятельной работы студентов в аудитории и вне её, а также возможности дистанционного обучения.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, студенты технического вуза, бакалавриат, русский язык и культура речи, самостоятельная работа студентов, дистанционная среда.

Сегодня ситуация с русским языком в нашей стране волнует российское общество. Мы подошли к осознанию того, что состояние русского языка является не только предметом интереса учёных, но и теснейшим образом связано с национальными и политическими процессами, образовательной и культурной стратегией страны. Сохранение русского языка рассматривается на государственном уровне. Вопросы о статусе русского языка в нашем обществе нашли отражение в Федеральном законе о русском языке [1].

На первом съезде Общества русской словесности рассматривались проблемы популяризации русского языка и литературы. Президент России отметил: «Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры - это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире» [2].

Заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку было посвящено роли русского языка и языков народов России в укреплении государственности, совершенствовании мер по сохранению и развитию национальных языков. Было подчёркнуто: «Богатство русского языка, его неисчерпаемые возможности - это золотой запас, который необходимо по достоинству ценить и всемерно оберегать». Владение образной, литературной и грамотной речью увеличивает конкурентное преимущество человека и определяет его общую культуру [3].

Развитие коммуникативных способностей выпускников вузов в XXI веке приобретает особую значимость. Большинство вузов как гуманитарных, так и технических, очень серьёзно подходят к этой проблеме, понимают её важность. Задача педагогов высшей школы - подготовка грамотного специалиста, умеющего общаться в профессиональной среде. Сегодня отмечается тенденция сочетания традиционного классического образования и новых технологий. Это проявляется не в механической передаче знаний, а вовлечении студентов в научно-исследовательскую деятельность, в поддержке их творческой активности. Успех этого процесса, безусловно, зависит как от желания самого студента, так и от готовности преподавателя вести подобную работу.

Занятия по русскому языку и культуре речи в техническом вузе способствуют формированию не только коммуникативной компетенции студентов, но и обогащают духовный мир личности, воспитывают бережное отношение к русскому языку, развивают молодого специалиста как конкурентоспособного профессионала.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» в техническом вузе - это единственный речеведческий курс, который призван обучить студентов эффективному профессиональному общению.

Основные задачи нашего курса:

• дать знания об особенностях научного стиля речи, о правилах ведения деловых переговоров и совещаний, требованиях речевого и делового этикета;

• расширить активный словарный запас студентов, совершенствовать умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, составлять деловые письма, сообщения, вести деловую переписку в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• привить навыки исследовательской деятельности, словесного оформления публичного выступления в соответствии с нормами речевого и делового этикета.

В Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрин) дисциплина «Русский язык и культура речи» ведётся для студентов первого курса всех строительных направлений и профилей. С первых занятий преподаватели кафедры объясняют студентам важность и полезность практического владения русским языком и культурой речи в профессиональной деятельности. Такая установка помогает преподавателям создавать творческую атмосферу на занятиях, при составлении практических заданий учитывать техническое направление студентов. Учащиеся убеждаются в том, что новая дисциплина не является повторением школьного курса русского языка.

Сегодня издательства выпускают много учебно-методической литературы по русскому языку и культуре речи. Однако сложно найти пособия для студентов негуманитарных направлений, особенно для технических вузов. Учитывая эти обстоятельства, преподаватели кафедры русского языка подготовили учебные пособия для студентов строительных направлений и профилей «Русский язык и культура речи», «Основы публичного выступления», а также разработали и

представили необходимые учебные материалы на электронном портале университета. В настоящее время курс дисциплины обеспечен всеми необходимыми учебно-методическими материалами.

В большинстве технических вузов наблюдается тенденция сокращения учебных часов, отведённых на гуманитарные дисциплины. В НГАСУ (Сибстрин) в последние годы аудиторные часы по дисциплине «Русский язык и культура речи» сократились до 25% учебного времени по отношению к 75% самостоятельной работы. Возникает необходимость в соответствии с требованиями государственных стандартов в области образования искать новые методы и способы наполнения содержания практических занятий и самостоятельной работы студентов. В связи с сокращением аудиторного времени по данной дисциплине преподаватели кафедры русского языка используют инновационные методы в обучении курсу «Русский язык и культура речи» студентов технического вуза.

Надо сказать, что в требованиях ФГОС 3+ делался акцент на общекультурных компетенций, таких как способность к коммуникации в устной и письменной формах, формирование навыков устных выступлений на научно-практических конференциях и ведения научно-исследовательской работы.

Сегодня государственные стандарты ФГОС 3++ в области образования предполагают формирование на базе русского языка следующих универсальных компетенций: владение навыками логического и аргументированного анализа текстов профессионального содержания, способность оформлять полученные рабочие результаты в виде статей, докладов на научно-технических конференциях, презентаций и учебно-научных отчётов.

В новых Стандартах особое внимание уделяется умению вести деловую переписку, логически верно и аргументированно строить устное высказывание в профессиональной среде; владеть способами и приёмами деловых коммуникаций; знать различные риторические приёмы и способы подготовки публичного выступления и ведения деловых переговоров и совещаний; владеть нормами речевого и делового этикета.

Нами предложены методы и способы повышения эффективности аудиторной и самостоятельной работы студентов, наполнения содержания дисциплины «Русский язык и культура речи». Во многом в этом направлении способствует действующая в НГАСУ (Сибстрин) единая электронная образовательная информационная среда, где каждый преподаватель и студент имеют свой личный кабинет и возможность работать с информационными материалами и Интернет-источниками. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в электронном ресурсе наполнена необходимыми учебными материалами, куда включены: рабочая программа дисциплины, курс лекций для самостоятельного изучения, практические задания, список рекомендованной литературы, вопросы к зачёту, промежуточный и итоговый тесты.

Преподаватели кафедры в своей работе опираются на знания и умения студентов, полученные ими в школьном курсе русского языка, при подготовке сдачи ЕГЭ. Особое значение приобретает формирование навыков грамотного письма, так как научно-технический язык используется, прежде всего, в письменном виде, а к письменному тексту предъявляются более строгие требования с точки зрения соблюдения орфографических, пунктуационных и грамматических норм. При работе с профессионально-ориентированными текстами преподаватель также уделяет внимание усвоению орфоэпических и лексических норм.

В процессе подготовки занятий преподаватели учитывают профессиональную направленность студентов технического вуза. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы базируются на научных текстах по профилям и направлениям, специально подбирается языковой и грамматический материал для будущих строителей, архитекторов, программистов и экономистов-социологов.

На уроке при изучении научного стиля речи классифицируются и анализируются специальные профессиональные термины на материале учебно-научных текстов. На научных текстах подъязыка специальности отрабатываются нормы русского языка.

Наблюдая монологическую речь студентов I курса, необходимо отметить, что продуцирование собственной речи представляет для них наибольшую трудность. В школе учащихся нацеливают на успешную сдачу ЕГЭ и мало внимания уделяют развитию навыков устного выступления. Важной методической задачей педагогов в формировании у студентов умений строить собственные высказы-

вания является введение различных творческих заданий продуктивного характера.

Особый интерес вызывают своеобразные мини-конференции на уроке, когда обсуждаются научные тексты различных жанров производственной направленности. Для формирования риторических умений на практических занятиях студентам предлагается подготовить устное выступление на 5 - 7 минут по направлениям и профилям подготовки. На уроке обращается внимание на составление плана устного выступления, его структуру, приёмы и способы привлечения внимания аудитории. Оживлённо проходят в аудитории обсуждения студенческих докладов-сообщений. Вместе со студентами разработаны критерии оценивания устного выступления, в которых учитывается умение использовать риторические способы и приёмы, устанавливать контакт с аудиторией, владеть невербальными средствами и техникой речи. Студенты учатся полемике и этике ведения спора. Только моделируя на занятиях условия создания публичной речи, приближённые к реальной ситуации, можно научить студента быть успешным оратором.

Лучшие доклады сами студенты рекомендуют на студенческую научно-практическую конференцию. Многие студенты уже с первого курса начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвуют в внутривузов-ских и межвузовских конференциях, учатся публично представлять результаты своих научных работ, обосновывать выводы.

Студенты НГАСУ (Сибстрин) активно участвуют в олимпиадах по русскому языку и культуре речи, посещают научные кружки русского языка и ораторского искусства, организуемые кафедрой русского языка. На кружке отрабатываются полученные умения, демонстрируются знания в области русского языка, культуры речи, риторики, художественной литературы.

На занятия по русскому языку и культуре речи преподаватель для анализа часто подбирает художественные тексты о творчестве известных писателей и поэтов. Студенты анализируют языковые средства выразительности, идиостиль автора.

Немаловажное значение придаётся на уроках социально-этическим аспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки, к сожалению, в студенческой среде. Речевой этикет необходим не только в научной сфере, но и в профессиональной коммуникации. Сейчас знание этикета является необходимым профессиональным качеством специалиста.

Преподаватели кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин) постоянно уделяют внимание письменным и устным жанрам делового общения. Студент должен демонстрировать коммуникативную компетентность в профессионально значимых жанрах при сборе материала для составления учебного отчёта по практике и при написании пояснительной записки к курсовой работе и проекту.

Изучая письменные жанры делового общения, студенты рассматривают виды и структуру деловых писем, учатся вести деловую переписку, составляют анкету и резюме, анализируют языковые особенности деловой рекламы.

На занятиях, посвящённых деловому общению, вводятся лингвистические упражнения с элементами ролевой игры, которые позволяют моделировать ситуации и речевое поведение в деловой сфере, например, разговор по телефону, собеседование при трудоустройстве, диалог с начальником или с подчинённым,

Библиографический список

проведение деловых переговоров, ведение полемики по социально значимым проблемам и др. Важно с целью избегания конфликтных ситуаций и трудовых споров в ходе диалога акцентировать внимание учащихся на использовании норм культуры речи, соблюдении стилевых требований в различных речевых ситуациях.

Особое внимание на занятиях уделяется невербальному общению, так как жесты, мимика, интонация - важнейшая часть делового общения. Студенты учатся оценивать технику речи оппонента, мимику и жесты другого человека.

В учебном процессе используются различные способы промежуточного и итогового контроля: творческие задания, сообщения на научные темы, тест, контрольные вопросы.

Как мы упоминали выше, большую часть самостоятельной работы составляет внеаудиторная. Внеаудиторная работа студентов под руководством преподавателей может осуществляться в системе Moodle через личный кабинет. ЭБС IPRbooks и Электронный каталог библиотеки вуза дают студентам возможность изучать рекомендованную преподавателями литературу, работать с первоисточниками по выбранной теме, выполнять конспектирование указанных статей и монографий. Форум позволяет преподавателю при помощи электронной переписки включать студента в процесс обучения, отвечать на вопросы и исправлять недочёты в работе.

В своей деятельности кафедра русского языка наполняет дисциплину различными видами творческих заданий: работа со словарями, составление глоссария; создание презентаций по изученному материалу, использование аудио- и видео- записей при подготовке устного сообщения; просмотр телепередач с целью обсуждения в группе, информации Вконтакте, Ыадгат, Facebook; использование в учебной деятельности Интернет-порталов (ГРАМОТА.РУ, gramma.ru и др.); участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах по риторике, студенческих научно-практических конференциях различного статуса [4].

Как мы уже писали выше, коммуникативная компетенция студентов технического вуза важна для эффективного общения в профессиональной среде. Речевая культура - это инструмент профессиональной деятельности будущего специалиста. Несомненно, в практике преподавания русского языка и культуры речи существуют проблемы. Дисциплина «Русский язык и культура речи» ведётся для бакалавриата только в 1 семестре. Развивать языковую коммуникативную культуру студентов в рамках одного семестра, безусловно, - задача очень сложная. На наш взгляд, формирование профессиональной языковой культуры будущих специалистов должно проводиться на всех уровнях высшего образования.

Мы считаем, что студент в строительном вузе должен овладеть не только техническими знаниями, но и получить общекультурное развитие, научиться грамотно пользоваться словом, убедительно излагать свои мысли, развивать риторические навыки и умения.

Д.С. Лихачёв писал, что «самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком» [5].

1. О государственном языке Российской Федерации. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_53749/

2. Национальный акцент. Available at: https://nazaccent.ru/content/20813-putin-sberezhenie-russkogo-yazyka-eto.html

3. Совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Available at: https://www.putin-today.ru/archives/11676

4. Григорьева М.А., Сатретдинова РС. Дистанционная среда как средство наполнения внеаудиторной самостоятельной работы дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Актуальные вопросы архитектуры и строительства: материалы XII Всероссийской научно-технической конференции. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2019: 413 - 418.

5. Лихачёв Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом. Available at: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm

References

1. O gosudarstvennom yazyke Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 01.06.2005 N 53-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_53749/

2. Nacional'nyjakcent. Available at: https://nazaccent.ru/content/20813-putin-sberezhenie-russkogo-yazyka-eto.html

3. Sovmestnoe zasedanie Soveta po mezhnacional'nym otnosheniyam i Soveta po russkomu yazyku. Available at: https://www.putin-today.ru/archives/11676

4. Grigor'eva M.A., Satretdinova R.S. Distancionnaya sreda kak sredstvo napolneniya vneauditornoj samostoyatel'noj raboty discipliny «Russkij yazyk i kul'tura rechi» v tehnicheskom vuze. Aktual'nye voprosy arhitektury i stroitel'stva: materialy XII Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Novosibirsk: NGASU (Sibstrin), 2019: 413 - 418.

5. Lihachev D.S. O yazyke ustnom ipis'mennom, starom inovom. Available at: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm

Статья поступила в редакцию 08.04.20

УДК 378.096:81:004

Ivanova O.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: oxanaiva@mail.ru

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PHILOLOGY STUDENTS DURING THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION. The relevance of the study is due to the need to educate teachers who can teach the new Generation Z that lives during the Fourth Industrial Revolution. In this regard, the article is aimed at analysing the development of professional competencies that are essential in the school of the future. The principal method for studying this issue is modelling, which enables to consider the issue as a process of acquiring professional competencies of students deliberately and intentionally. In addition to modelling, the researchers conducted a survey of 100 university students to bring to light key competencies of the teacher of the future. The most important

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.