Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического университета'

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякинькова С. Н.

В статье представлен анализ элементов, составляющих профессиональную коммуникативную компетентность. Рассмотрены вопросы проектирования и практической реализации модульной педагогической технологии, обеспечивающей формирование у студентов технического университета профессиональной коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякинькова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического университета»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С.Н. Мякинькова1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail msn_77@mail.ru

В статье представлен анализ элементов, составляющих профессиональную коммуникативную компетентность. Рассмотрены вопросы проектирования и практической реализации модульной педагогической технологии, обеспечивающей формирование у студентов технического университета профессиональной коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная коммуникативная компетентность, модульная педагогическая технология.

Актуальной проблемой системы высшего профессионального образования является повышение качества подготовки будущих специалистов. Большое значение в подготовке инженера придается освоению навыков применения собственно инженерных знаний в интеграции со знаниями в различных областях науки и техники.

Компетентностный подход, претендующий на роль концептуальной политики, проводимой в сфере модернизации образования, важное место отводит четкому определению базовых понятий «компетентность» и «компетенция». В данной работе термин «компетенция» понимается как способность и готовность целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые необходимы для качественного и продуктивного их использования. Под компетентностью мы понимаем владение, обладание человеком компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональные компетенции определяются как способность и готовность специалиста целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественного и продуктивного их использования в профессиональной сфере, где одними из наиболее значимых факторов должны стать самооценка результатов деятельности, предвидение, устранение ошибок [1].

Ориентированность компетентностного подхода на практику, необходимость гибкого мышления современного специалиста, интегральный, междисциплинарный, проблемный характер компетенций при их формировании требуют сочетания элементов различных технологий [2].

Важнейшей профессиональной компетенцией является коммуникативная. В современном обществе, когда объем информации об окружающем мире удваивается каждые пять лет, коммуникативная компетентность специалиста приобретает особое значение. Умение работать с различными источниками информации, структурирование получен-

1 Светлана Николаевна Мякинькова, аспирант каф. психологии и педагогики, ведущий инженер каф. вычислительной техники

ных данных, эффективная их передача, умение продуктивно строить общение с отдельными людьми и коллективом становятся необходимыми качествами специалиста.

Профессиональной речевой компетентности следует обучать, но в настоящее время существует несколько определений понятия «профессиональная коммуникативная компетентность». В работах по лингвистике, риторике, педагогике коммуникативная компетенция рассматривается как исходное понятие (способность адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения) и как целевое (формирование умений понимать, правильно истолковывать и строить типы текста, обусловленных владением нормами речи и умением учитывать специфику данной речевой ситуации), то есть как достижение компетентности [3].

Модульная технология формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического университета предполагает четкое определение структуры компетентности и в соответствии с этой структурой создание модулей для формирования определенной компетенции.

Профессиональная коммуникативная компетентность формируется на основе следующих важнейших компетенций: компетенции сбора и обработки необходимой информации, компетенции эффективной передачи и использования в работе собранной информации, а также компетенции продуктивного общения в коллективе и с отдельными людьми.

Особенность технологического подхода в образовании заключается в том, что осуществление обратной связи между преподавателем и обучающимся, диагностика и коррекция получаемых результатов становятся обязательными. Этим условиям соответствует модульная технология обучения. Один из вариантов модульного преподавания дисциплин предполагает, что каждый модуль состоит из следующих блоков:

- целевой блок с указанием компетенций, которыми необходимо овладеть;

- теоретический блок, подготавливающий к овладению компетенциями;

- практический блок с циклом тренировочных заданий с объяснениями или без них;

- контролирующий блок с заданиями на проверку сформированности компетенций; по результатам его прохождения предлагается или приступить к изучению следующего модуля, или вернуться к изучению теоретического блока данного модуля, т.к. уровень сформированности компетенций оказался недостаточным.

Статистика прохождения контролирующего блока важна для преподавателя: если более половины изучающих модуль возвращаются к теоретическому блоку, то необходима корректировка содержания, т.к. не выполняется главная задача педагогической технологии - высокая степень достижения ожидаемых результатов.

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности - одна из главных задач курса «Русский язык и культура речи». Выполнение этой задачи позволяет студенту стать востребованным специалистом на рынке труда, а также облегчает ему изучение не только других гуманитарных и социально-экономических дисциплин, но и естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин своего направления. Предмет «Русский язык и культура речи» изучается студентами первого курса в первом или втором семестре. В результате наблюдений выяснилось, что студенты технического вуза в начале изучения дисциплины затрудняются составить автобиографию, резюме. Логическое построение речи в устном выступлении часто бывает нарушено.

Для создания модульной технологии формирования профессиональной коммуникативной компетентности необходимо дисциплину «Русский язык и культура речи» разбить на модули. Ниже предлагается вариант модульного построения данной дисциплины (рис. 1).

Такая структура курса предполагает свободное изучение модулей в произвольном порядке. При работе с теоретическим блоком модуля предполагается создание так называемого «дерева целей». Студент, слушая лекцию преподавателя или изучая теоретический материал по учебнику самостоятельно, во-первых, определяет те умения и навыки, которыми должен обладать специалист для успешной работы, во-вторых, создает схему ключевых слов темы.

Рис. 1. Модульная структура дисциплины «Русский язык и культура речи»

Приведем пример изучения модуля «Язык и речь». Прослушав лекцию преподавателя, а также поработав с учебником самостоятельно, студент составляет схему ключевых слов темы (рис. 2).

Язык

Русский язык

I

Литературный язык

I

Стили русского литературного языка

Устная

Речь

I

Языковая норма Культура речи Письменная

Рис. 2. Схема ключевых слов темы «Язык и речь»

Важный этап работы - определение умений и навыков, которые необходимы для успешной работы будущего специалиста. Возможен следующий вариант перечня компетенций для этого модуля:

1. Уметь пользоваться системой родного языка для поиска информации по интересующей теме и/или для результативного структурирования полученных данных с целью наиболее эффективного использования их в работе.

2. Уметь создавать несколько вариантов передачи одной и той же информации: 1) в устном или письменном виде; 2) в разных аудиториях; 3) с достижением ясно сформулированных особых целей.

3. Уметь подготовить устное выступление по заданной теме и успешно реализовать задуманное на практике с использованием вербальных и невербальных средств языка.

Только после того, как студент сформулировал цель изучения модуля (целевой блок), создал схему ключевых слов теоретического материала по теме, можно переходить к работе с практическим блоком.

Практический блок предполагает использование различных методов в его освоении: работа с преподавателем на практических занятиях, выполнение заданий для самостоятельной работы, обучающее тестирование с помощью бумажных носителей или компьютера.

При изучении модуля «Язык и речь» возможны следующие задания: подготовка устного выступления на заданную тему; подготовка письма (другу, незнакомому или малознакомому человеку). Перед началом самостоятельной работы студентам необходимо вспомнить о правилах построения текстового сообщения, о вербальных и невербальных средствах языка, играющих важную роль устном выступлении, обдумать объем сообщения. Кроме того, важно рассмотреть несколько примеров устных выступлений и письменных сообщений с разбором, что сделано правильно, какие ошибки допустил автор.

Модульное изучение дисциплины способствует тому, что теоретический материал подкрепляется практической работой. Составление схемы ключевых слов темы помогает лучше усвоить теоретический материал, т.к. по результатам наших наблюдений выяснилось, что студентам технического вуза нелегко запомнить большой объем информации при изучении гуманитарных дисциплин. Навык структурирования материала облегчает работу студентов с текстом.

Контроль результатов обучения с помощью тестирования, а также устного отчета студента по сформулированным самостоятельно целям изучения модуля и по созданной схеме ключевых слов позволяет корректировать работу и преподавателя, и студентов.

Представленная модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности с помощью модульной технологии преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» дает возможность проектировать информационнодидактическую базу, обеспечивающую формирование данной компетентности в учебном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрюхина Т.Н. Проектирование и реализация компетентностной модели профессиональной подготовки специалистов автомобильного транспорта // Вестн. Самар. гос. техн.

ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №1(9). - С. 4-9.

2. Гуреева Е.Г. Технология формирования экологической компетентности инженеров общественного питания // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №2(10). - С. 55-65.

3. Орлов О.М. Формирование культуры профессионального общения в условиях современной языковой ситуации // Проблемы гуманитарных наук. История и современность. Альманах. - 2009. - Вып.7. - С. 25-37.

Поступила в редакцию - 30/IX/2010 В окончательном варианте - 7/X/2010

UDK 378

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TECHNICAL UNIVERCITY STUDENTS

S. Myakinkova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail msn_77@mail.ru

In this article we present the analysis of elements composing the professional communicative competence. We consider the questions of projection and practical realisation of the modular pedagogical technology meeting the Technical University students professional communicative competence formation.

Key words: competence, professional communicative competence, modular pedagogical technology

Original article submitted - 30/IX/2010 Revision submitted - 7/X/2010

Svetlana N. Myakinkova graduate department of psychology and pedagogy, chief engineer of the department computer science

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.