АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-39-46
УДК 378.146:81 ББК 74.480.28:81
П.С. Минакова, О.И. Тараненко, Л.А. Федько (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы разработки балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе. В ходе исследования проведен анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике. Охарактеризованы практические аспекты использования балльно-рейтинговой системы оценивания. В исследовании представлена разработанная авторами рейтинговая схема оценки деятельности студентов по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод». Проанализированы результаты обучения в условиях опытно-экспериментальной работы. Раскрыто отношение студентов к предлагаемой схеме оценивания.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, балльно-рейтинговая система обучения, рейтинг, деятельность студента, контроль знаний, оценка
компетентности. °
? !
P.S. Minakova O.I. Taranenko, L.A. Fedko
(Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia)
CP
о x Т -О
ENGINEERING STUDENTS PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT 1 |
IN POINT RATING ASSESSMENT SYSTEM
к го
0 ю
1 X
s к
s s
о rn
x о
-о с;
^ Ö
ГО ^
5 "
о ср
The development of students' progress point-rating assessment at the university is discussed. The analysis of psychological and pedagogical literature of domestic and foreign authors on this issue was carried out. The practical aspects of using point-rating | assessment system are discussed. In particular, the problem which consists in finding ways ^ to improve methods of developing rating system is highlighted. The researchers worked out rating scheme for assessing students' activities in the discipline «Professionally focused translation». The learning outcomes in the conditions of experimental work are analyzed. The attitude of students to the recommended assessment scheme is shown.
Keywords: professional competence, point-rating assessment system, rating, student activity, knowledge control, competence assessment.
i=
ф ro
s x
m X
Ш ü
О о
Ü. <u
& X
e g
_0
ф
© <С
I
ф
I
го го
О
го" ш о
О С
В связи с модернизацией отечественной образовательной системы во многих вузах был осуществлен переход на балльно-рейтинговую систему (БРС) оценивания. По мнению ряда авторов (Ж.И. Айгутановой, В.Г. Вагановой, В.Г. Вавренюка, Я.Г. Кирк, Б.Е. Стариченко и др.), рейтинговая система помогает в увеличении роста познавательного интереса, способствует повышению самостоятельности обучаемых, создает системный образовательный процесс [2; 6]. После разработки теоретических и методологических основ и дальнейшего внедрения в учебно-воспитательный процесс в вузе рейтинговая система оправдала себя и показывает положительные результаты [3, с. 208]. Тем не менее, каждый раз при появлении новых учебных планов и дисциплин встает вопрос оценивания студентов с целью поиска эффективных методик и получения объективных результатов оценивания [8; 9; 12].
Слово «рейтинг», если его перевести с английского на русский, означает оценку, числовую характеристику какого-то качественного понятия. Для вуза рейтинговая оценка - это определенный балл, выражаемый в числовой величине, отображаемый в специальной шкале и показывающий уровень успеваемости студента [4]. По мнению Ж.И. Айтугано-вой, А.Т. Галиахметовой, Е.В. Артамоновой, рейтинг, который определяет успеваемость студента, в основном, является суммированным баллом за определенный период обучения. Данный рейтинг может подразделяться на разные виды. Существует личный рейтинг студента и общий рейтинг группы. Рейтинг может быть по дисциплине (или предмету), по ряду дисциплин (предметов), рейтинг, считающийся в конце семестра, в конце года, за все годы обучения и т.п. [1].
Под балльно-рейтинговой системой в нашем исследовании мы понимаем комплекс учебной деятельности студента, куда включена аудиторная и самостоятельная работа, оцениваемая по специально разработанной схеме [11].
Следует отметить, что, в целом, существует большое разнообразие различных подходов к разработке балльно-рей-тинговой системы. Анализ множества предлагаемых схем позволил выделить нам два основных направления. Первое состоит в обобщенном разделении баллов по типам контроля (посещаемость, текущий и рубежный, промежуточный контроль) по различным дисциплинам от минимального до максимального балла по 100-балльной шкале [5]. Кроме того, значения баллов могут быть как в числовом, так и в процентном вариантах [10]. В дальнейшем рассредоточение баллов по модулям и видам учебной деятельности у обучаемых по определенной дисциплине имеет вариативный характер, так как в общем распределении не учитываются отличительные особенности преподавания определенной дисциплины и преобладание того или иного вида учебной деятельности [7].
По мнению Б.Е. Стариченко, при обосновании необходимости внедрения БРС в образовательную практику отечественных вузов в качестве основного аргумента часто называется переход к ком-петентностной модели обучения, однако многие существующие на данный момент балльно-рейтинговые системы не ориентируются на оценку формирования компетенций (или их компонентов) и не отражают механизма контроля их сфор-мированности. Следует отметить, что зарубежные БРС не ставят и не решают задачу учета сформированности компе-тентностей; тем не менее, они различают профильные (профессионально значимые) и непрофильные дисциплины по пороговым (минимально приемлемым) значениям [14].
Расчет баллов по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод» при оценивании учебной деятельности студентов, обучающихся по техническим направлениям в Дальневосточном федеральном университете, разрабатывался с учетом максимально гибкой и рассчитанной на любую инди-
видуальную траекторию работы студента схемой и соотносился с трудоемкостью дисциплины [13].
Данный рейтинг впоследствии заносился в автоматизированную систему «1С: Университет», где формировался рейтинг-план и на его основе составлялась рейтинговая ведомость. В рейтинге были определены контрольные мероприятия, и для каждого установлены весовые коэффициенты, назначены максимальный и минимальный балл рейтинга для контрольных мероприятий, периоды проведения контрольных мероприятий, установлены даты выставления оценки за контрольные мероприятия. При подсчете итоговой суммы за все контрольные мероприятия согласно набранным по рейтингу баллам в системе появляется оценка студента. При этом, если хотя бы по одному контрольному мероприятию не был набран минимальный балл, положительная оценка по данному виду нагрузки не выставляется.
На изучение данной дисциплины на четвертом курсе в учебном плане на ау-
диторную работу отводилось 144 часа в семестр, из которых 72 часа на практические занятия и 72 часа на самостоятельную работу. Согласно программе в рамках курса студентам необходимо изучить восемь тем и закрепить полученные знания на практике.
Изучение дисциплины оценивается в 200 максимально возможных баллов и включает две составляющие:
Первая составляющая - это оценивание преподавателем итогов деятельности студента при изучении дисциплины в ходе семестра (сумма баллов не более 100 и не менее 64). Критерии оценки знаний и умений студентов при балльно-рейтинговой системе по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод» представлены в табл. 1. Рейтинговые баллы начисляются студенту за посещаемость (в соответствии с числом посещенных занятий), работу на занятиях, правильность выполнения практических заданий, за полноту и качество выполнения самостоятельной работы [15].
Таблица 1 - Критерии оценки знаний и умений студентов при балльно-рейтинговой системе по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод»
Критерии Минимальный балл Максимальный балл
1. Посещение ПЗ (0-1 б.) 28 36
2. Работа на ПЗ (0-1 б.) 10 18
3. Выполнение ДЗ (0-1 б.) 10 18
4. Контрольная работа 5 8
5. Самостоятельная работа (чтение и 11 20
перевод научной статьи - 4 статьи)
6. Итого за семестр 64 100
7. Итоговый тест 64 100
Итого 128 200
Ш Ф
н ^
I ю
ф о
£ !
О ф
н У
ф
0
1 .0
с; ц
к го
0 ю
1 X
^ к ^
0 ш
1 о -о с;
^ У
ГО ^ § "
т .0
Вторая составляющая - это оценивание знаний студента на зачете, состоящее из итогового тестирования по практическим вопросам изученной дисциплины (максимальный балл - 100, минимальный - 64).
При этом стоит отметить, что у каждого критерия есть весовой коэффициент, который определяет значимость
данного вида деятельности студента. Весовой коэффициент равен 100% и его доля в рейтинг-плане может изменяться преподавателем на этапе разработки.
Преподаватель в самом начале семестра детально знакомит студентов с системой 200-балльной оценки. Студентам сообщается, какое количество баллов и когда они смогут получить при оценке
о
О ^
О I ф ф
-& ЕЙ
го а
ф го
^ I
£ X
Ш ^ О о О. ф
& X © н
различных видов работ, по каким критериям преподаватель будет оценивать их работы, когда, как и по каким темам будет проходить тестирование и осуществляться контроль выполнения самостоятельной работы.
Кроме того, всем студентам предоставляется возможность повышения личного рейтинга при выполнении ряда заданий и участия в мероприятиях. Студенты могут выполнить ряд творческих заданий, например, составить кроссворд по теме, сделать презентацию по изученным темам и защитить ее на английском языке, участвовать в олимпиадах, конкурсах по иностранному языку и др. Более того, на экзамене предлагается банк заданий, который может помочь студентам повысить свой рейтинг на экзамене.
Внедрение балльно-рейтинговой системы позволило обеспечить контроль и проследить динамику овладения знаниями и умениями студентов по дисциплине «Профессионально-ориентированный перевод».
Академическая успеваемость студентов (всего 60 человек) по дисциплине «Профессионально-ориентированный
перевод» с применением балльно-рей-тинговой системы оценки знаний, судя по результатам обучения, оказалась следующей: по первой составляющей оценки 15% студентов набрали за курс 98-85 баллов, что согласно пятибалльной шкале оценивания знаний и умений, представленной в табл. 2, соответствует отличной отметке; 40% студентов набрали 84-71 балл, что соответствует хорошей отметке; 30% студентов «заработали» 70-64 балла и имели удовлетворительную отметку; 5% студентов (в основном те, которые не посещали занятия) не смогли набрать необходимого количества баллов.
При проведении итогового тестирования (второй составляющей оценки), к которому были допущены 95% обучаемых (всего 57 человек), сумевших набрать необходимые баллы, результаты оказались следующими: 25% студентов набрали 98-86 баллов, что соответствует отличной отметке; 35% студентов получили 84-72 балла, получив при этом хорошие отметки; 35% студентов набрали от 64-70 баллов, заработав удовлетворительные оценки; 5% студентов набрали менее 64 баллов.
Таблица 2 - Перевод баллов в пятибалльную шкалу
Отметки % в БРС
«отлично» 100-85%
«хорошо» 84-71%
«удовлетворительно» 70-64%
«неудовлетворительно» менее 64%
.а
<u
е <
I
<u
I
го ср го
О
го" m о
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что большинство студентов получили довольно высокие баллы при изучении данной дисциплины, что, на наш взгляд, объясняется активной систематической работой студентов в течение семестра и регулярным контролем их знаний и умений по данной дисциплине. Это является одним из важных достоинств балльно-рейтинговой системы.
Анкетирование студентов с целью выяснения их отношения к балльно-рейтинговой системе показало, что 38%
студентов, оценивавшихся по данной системе, довольны результатами своей деятельности при изучении дисциплины; 22% студентов сообщили, что приложили недостаточно усилий, однако система им понравилась, так как способна объективно оценить их знания; 25% студентов считают, что система имеет свои недостатки, выражающиеся в необходимости постоянно посещать занятия и регулярно к ним готовиться; 15% опрошенных равнодушно отнеслись к данному нововведению и не находят балльно-рейтин-говую систему эффективной.
В целом, по результатам академической успеваемости можно сделать вывод, что подавляющее большинство студентов успешно изучили курс «Профессионально-ориентированный перевод» и получили высокие баллы. Это, на наш взгляд, обусловлено регулярностью контроля за ходом усвоения каждым студентом и учебной группой в общем изучаемого материала, рациональным планированием учебного процесса, что позволяет своевременно вносить коррективы в организацию учебной деятельности студентов по результатам текущего рейтингового контроля.
Таким образом, дальнейшая разработка и внедрение специальной балль-но-рейтинговой системы в учебный процесс по различным дисциплинам, на наш взгляд, создает положительную мо-тивационную направленность обучения, помогает создать активную обучающую среду, формировать навыки самоорганизации, активно участвовать студентам в выборе собственной образовательной траектории, что, в свою очередь, способствует более успешной реализации задачи по повышению качества образования и эффективному формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.
Библиографический список:
1. Айтуганова Ж.И., Галиахметова А.Т., Артамонова Е.В. Балльно-рейтинго-вая система оценки знаний как средство повышения качества образования в вузе [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - №3 (19). - С. 74-79. - Режим доступа: Ы^://суЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/ЬаПпо-reytingovaya-sistema-otsenki-znaшy-kak-sredstvo-povysheшya-kachestva-obrazovaniya-v-vuze.
2. Ваганова В.Г. Организация балльно-рейтингового контроля при обучении физике в техническом вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2019. - №6. - Режим доступа: КИр://
www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29356
3. Вавренюк В.Г. Рейтинговая оценка успеваемости во внутренней системе оценки качества образования Дальневосточного федерального университета // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системе гарантии качества образования: сборник материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. -Москва: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. - С. 302-306.
4. Вавренюк В.Г., Ким Н.Ф. Исследование условий эффективного функционирования балльно-рейтинговой системы в гетерогенной образовательной среде федерального вуза [Электронный ресурс] // Материалы XI Международного Форума Гильдии экспертов. Новые технологии оценки качества образования, 2016. - с. 208-215. - Режим доступа: https://expert-edu.ru/images/ sbomik2016/3/vavrenyk-kim3.pdf
5. Данилова С.А. Применение балль-но-рейтинговой системы как условие повышения качества обучения [Электронный ресурс] // Концепт. - 2017. -Т. 11. С. 68-70. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770155.htm
6. Игнатьева Т.С. Применение рейтинговой системы контроля при оценке усвоения модуля [Электронный ресурс] // Аллея науки. - 2017. - Т.3. - №10. С. 726-730. - Режим доступа: Ыи^:// www.elibrary.ru/item.asp?id=29769160
7. Кирк Я.Г., Кулинская Е.В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине [Электронный ресурс] // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2019. - №3. - Режим доступа: Ыи^:// cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoy-sistemy-otsenivaniya-po-distsipline
8. Клещёва Н.А. Модульно-рейтинго-вая организация системы предметной подготовки по физике бакалавров инженерных специальностей
Ш Ф
н ^
I ю
ф о
£ !
О ф
н У
ф
0
1 _0
с; ц
К го
0 ю
1 X
^ К ^
0 ш
1 о -о с;
ГО ^ § "
т .0
о
О ^
О I ф ф
-& ЕЙ
го а
ф го
^ I
£ X
ш ^
о о
О. ф
£ 15 е £
_0
ф
е <t
I
ф
I
го го
О
го" ш о
[Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - №11-3. - С. 447-451. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=7759
9. Куденцова С.Н. Учебная адаптация студентов к балльно-рейтинго-вой системе: новое понимание контроля знаний в учебном процессе [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. - 2011. -№8(3). С. 68-73. - Режим доступа: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/ view/326/612
10. Кулаков П.А., Назарова Р.Ф., Якшиба-ев И.С. Автоматизация ведения балль-но-рейтинговой системы в вузе [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ Технические науки. - 2016. - №11-2. -Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/avtomatizatsiya-vedeniya-ballno-reyti ngovoy- si stemy-v-vuze
11. Норкина П.С. Формирование профессиональной компетенции переводчика в условиях балльно-рейтинговой системы обучения [Электронный ресурс] // Совершенствование качества непрерывного профессионального образования: материалы всероссийской научно-методической конференции. - Владивосток: Уссури, 2008. С. 212-215. - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44035128
12. Минакова П.С., Роговая Н.А., Ше-гай Л.А. Формирование профессиональных иноязычных коммуника-
тивных компетенций у магистрантов технических направлений [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». -2019. - Вып. 1 (233) С. 69-77. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ arti cl e/n/formirovanie-profe s si onal nyh-inoyazychnyh-kommunikativnyh-kompetentsiy-u-magistrantov-tehnicheskih-napravleniy
13. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов образовательных программ высшего образования ДВФУ от 28 октября 2014 № ПД-ДВФУ-03-216-2014.
14. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтин-говая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2017. №5. С. 116-125. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ballno-reytingovaya-sistema-otsenivaniya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-voprosy-naznacheniya
15. Федько Л.А., Тараненко О.И., Ми-накова П.С. Самоконтроль знаний в процессе формирования профессионально компетентной личности в период обучения в вузе [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. -Т. 12. - № 3. С. 64-70. - Режим доступа: http s: //www.j ournal .rbiu.ru/upload/ 2020-3.pdf
Поступила 03.03.2021
Об авторах:
Минакова Полина Сергеевна, доцент, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Тараненко Ольга Ивановна, доцент, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия), доцент, [email protected]
Федько Людмила Александровна, доцент, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Минакова П.С., Тараненко О.И., Федько Л.А. Формирование профессиональной иноязычной компетентности студентов технических направлений в условиях балльно-рейтинговой системы обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 39-46. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-39-46
References:
1. Aituganova Zh., Galiakhmetova A., Artamonova E. The score-rating system of knowledge assessment as means of increasing the quality of education at universities [Electronic resource] // Professionalnoe obrazovanie v Rossi i za rubezhom. - 2015. - №3 (19). P. 74-49. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-otsenki-znaniy-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-v-vuze [in Russian]
2. Vaganova V.G. Organization of point-rating control in teaching Physics at technical university [Electronic resource] // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. - 2019. -6. - Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29356 [in Russian]
3. Vavrenyuk V.G., Kim N.F. The study of the conditions for the effective functioning of point rating system in heterogeneous educational environment of Federal University [Electronic resource] // Implementation of European standards and recommendations in the education quality assurance system., 2013 P. 302-306. - Available at: https://expert-edu.ru/ images/sbornik2016/3/vavrenyk-kim3.pdf [in Russian]
4. Vavrenyuk V.G., Kim N.F. Study of the conditions for the effective functioning of the point-rating system in the heterogeneous educational environment at Federal University [Electronic resource] // Materials of the XI International Forum of the Guild of Experts. New technologies for assessing the quality of education, 2016. P. 208-215. - Available at: https://expert-edu.ru/images/sbornik2016/3/vavrenyk-kim3.pdf [in Russian]
5. Danilova S.A. Application of the point-rating system as a condition for improving the quality of education [Electronic resource] // Kontsept. 2017.Vol. 11. P. 68-70. - Available at: https://e-koncept.ru/2017/770155.htm [in Russian]
6. Ignatieva T.S. Application of the rating control system in assessing the module comprehension [Electronic resource] // Alleya nauki. 2017. Vol.3. No. 10. P. 230-236. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29769160 [in Russian]
7. Kirk Ya.G., Kulinskaya E.V. Model for calculating the point-rating system of assessment at discipline. Pedagogika [Electronic resource] // Voprosy teorii i praktiki. 2019. No. 3. -Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoy-sistemy- * otsenivaniya-po-distsipline. [in Russian] m S
8. Kleshcheva N.A. Modular-rating organization of subject training system in physics £ ¿T for bachelors of engineering specialties [Electronic resource] // International Journal g 2 of Applied and Fundamental Research. - 2015. - No. 11-3. P. 447-451. - Available at: ^ | https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7759. [in Russian] o g
9. Kudentsova S.N. Educational adaptation of students to the point-rating system: a new i o understanding of knowledge control in the educational process [Electronic resource] // Rossiskii psikhologicheskii zhurnal. - 2011. - №8 (3). P. 68-73. - Available at: https://rpj. ru.com/index.php/rpj/article/view/326/612 [in Russian]
10. Kulakov P. A., Nazarova R. F., Yakshibaev I. S. Automation of maintaining a point-rating system at university. Izvestiya TulGU [Electronic resource] // Technical sciences. -2016. - No. 11-2. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-vedeniya-ballno-reytingovoy-sistemy-v-vuze [in Russian]
11. Norkina P.S. Interpreter professional competence development in the context 5 | of point-rating system. Sovershenstvovanie kachestva nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya. Conference proceedings. - Vladivostok: Ussuri, 2008. - pp. 212-215. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44035128 [in Russian] ^ £
12. Minakova P.S., Rogovaya N.A., Shegai L.A. Formation of professional foreign language communicative competencies among master students in technical majors ® | [Electronic resource] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. ro Series «Pedagogy and Psychology». - 2019. - Issue 1. (233). P. 69-77 - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-inoyazychnyh- ^ x kommunikativnyh-kompetentsiy-u-magistrantov-tehnicheskih-napravleniy [in Russian] e
2 <D
is ^ О о x x -J -О 2 ^ со с; к го
0 ю
1 X
s к
IS s
ш
^ у
ГО
I «
О
о
с
1 X
о о a. <U
13. Regulations on the rating system for assessing the progress of students of higher education programs at FEFU dated October 28, 2014 No. PD-FEFU-03-216-2014. [in Russian]
14. Starichenko B.E. Point-rating system for assessing the educational activities of students: assignment issues [Electronic resource] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2017. - No.5. C. 116-125. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-otsenivaniya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-voprosy-naznacheniya [in Russian]
15. Fedko L.A., Taranenko O.I., Minakova P.S. Self-control method in forming professionally competent person during the learning process at the university [Electronic resource] // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. -No. 3. P. 64-70. - Available at: https://www.journal.rbiu.ru/upload/2020-3.pdf [in Russian]
About the authors:
Minakova Polina Sergeevna, Associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
Taranenko Olga Ivanovna, Associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Academic title of Associate Professor, [email protected]
Fedko Liudmila Alexandrovna, Associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
For citation: Minakova P.S., Taranenko O.I., Fedko L.A. Engineering students professional foreign language competence development in point rating assessment system // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 39-46. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-39-46
-Q
<D
e <
x
<D X
ro
CO
о
(0 m о