Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин Петр Юрьевич

Рассмотрены вопросы формирования профессиональной идентичности посредством дистанционного образования. Указана взаимосвязь интернет-технологий и развития общества. Представлена необходимость развития дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY THROUGH DISTANCE EDUCATION

The article discusses the formation ofprofessional identity through distance education. Contains the relationship of Internet technologies and the development of society. Presented necessity to develop distance education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014

Компьютерные технологии представляют возможность создания альтернативных вариантов решений, и, в зависимости от условий функционирующих процессов, предлагают наиболее эффективный способ достижения поставленной цели. Окончательное принятие управленческого решения автоматизировано и осуществляется путем выбора наиболее эффективного варианта, выявленного на обучающем полигоне в процессе проведения деловой игры на компьютере.

Процесс контроля качества дистанционного образования переносится в информационное пространство, в так называемую виртуальную реальность, которая представляет собой искусственно созданный техническими имитационными средствами виртуальный мир, предоставляющий возможность проводить управленческий контроль на технически созданном полигоне.

Система вузовского дистанционного образования становится значительно эффективнее при создании моделируемых интерактивных виртуальных реальностей, задачей которых является предоставление возможности проведения сравнительного анализа созданного образа управленческих технологий качества дистанционного образования с существующими реалиями.

Контроль качества дистанционного образования представляет собой корректировку прогнозной модели, то есть оптимизацию отдельных индикаторов, показателей, индексов качества дистанционного образования, различных подразделений вуза, что в целом улучшает комплексный критерий качества дистанционного образования вуза.

В комплексе автоматизированная система контроля качества дистанционного образования на виртуальном пространстве представляет собой инновационную технологию вузовской образовательной деятельности.

Список литературы

1. Барбакова К. Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. - Курган: Зауралье, 2005.

2. Barbakov O. M., Kiselyov V. G. Methodology of carrying out social experiments in virtual space. / Tyumen State University Herald, № 8, 2012.

3. Герсковитц А., Кулешов Г. Дистанционное образование в США (опыт колледжа) // Энергия. 2004. - N° 6.

4. Семенков И. Обучение через Интернет — это реально [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.seminars. ru/anode/22/ article/119/index.htm.

5. Березюк Р. Г. Оценка систем дистанционного образования (математическая модель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zadachi.org.ru/?n=12345.

6. Щенников С. А., Клеева Л. П. Оценка качества открытого дистанционного образования // Дополнительное профессиональное образование, - 2004. - № 7(11).

Сведения об авторах

Барбаков Олег Михайлович, д. с. н., профессор, заведующий кафедрой «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452) 416398, е-mail: nnn28@mail.ru

Горева Ольга Михайловна, к. с. н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416398

Barbakov O. M., Doctor of Sociology, professor, head of the chair «Mathematical methods in economics», phone: 8(3452) 416398, е-mail: nnn28@mail.ru.

Goreva O. M., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair «Mathematical methods in economics», phone: 8(3452)416398

УДК 378:004.9ББК 74.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY THROUGH DISTANCE EDUCATION

П. Ю. Головин

P. Yu. Golovin

Ключевые слова: профессиональная идентичность, Интернет, дистанционное образование, общество, студенты Key words: professional identity, internet, distance education, society, students

Рассмотрены вопросы формирования профессиональной идентичности посредством дистанционного образования. Указана взаимосвязь интернет-технологий и развития общества. Представлена необходимость развития дополнительного образования.

The article discusses the formation ofprofessional identity through distance education. Contains the relationship of Internet technologies and the development of society. Presented necessity to develop distance education.

Развитие современных технологий за последние десятилетия стало причиной стремительного скачка в развитии общества. Информационные технологии настолько тесно интегрированы в структуру социума, что на

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

сегодняшний день нет ни одной сферы человеческой жизни, где бы они не применялись. Развитие сети Интернет, по мнению исследователей, привело к третьей волне развития человечества — «информационной». В то же время переход к сверхиндустриальной цивилизации обусловил трансформации, которые сегодня наблюдаются в системе трудовых отношений.

Стоит понимать, что человеческий капитал — это важнейший ресурс современного постиндустриального общества. Только достаточное количество высококвалифицированных специалистов может стать основой для развития высокотехнологического общества, вследствие чего вопросы, связанные с формированием лично-стно-профессиональных качеств субъектов труда, выходят на первый план.

Тем самым мы приходим к мысли, что субъект с высоким уровнем профессиональной идентичности становится важнейшим членом общества. Профессиональная идентичность, на наш взгляд, является важным компонентом общей идентичности, отождествлением себя с определенной профессиональной группой людей, ее целями и ценностями, первичное осознание себя членом этой группы. Предлагаем рассматривать профессиональную идентичность как сложный конструкт, включающий в себя эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты:

• профессиональную идентичность на когнитивном уровне составляют профессиональные знания, убеждения, представления о содержании профессиональной деятельности (объект труда, цель, средства, условия), представления о профессиональных намерениях (профессиональных планах), представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности, прообраз результатов деятельности и способов их достижения [1];

• в структуре профессиональной идентичности на эмоциональном уровне происходит ситуативное самоопределение, отражающее предпочтения в работе с определенным типом клиентов; с определенным типом проблем, выбором определенных способов и средств, формируется эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»;

• на поведенческом уровне возможно рассмотрение профессиональной идентичности как результата процесса решения профессионально значимых проблем и задач. При этом каждое принятое решение по поводу себя и своей профессиональной деятельности относительно взаимодействия и отношений с другими людьми в поведенческом плане будет выражено в форме поступка [2].

Стоит отметить, что профессиональная идентичность находится в постоянном изменении на протяжении всей жизни человека. Отсюда следует, что развивая систему образования в сторону увеличения доступности, мы тем самым влияем на формирование уровня профессиональной идентичности всего населения страны. Предоставление возможности обучаться на протяжении всей жизни станет возможностью не только профессионального роста, но и профилактики профессиональной несостоятельности.

Таким образом, перед обществом стоит задача построения современной высокоэффективной и доступной системы, формирующей компетенции профессионала. Основой этой системы, на наш взгляд, является профессиональное образование. Одним из решений данной задачи служит развитие системы дистанционного обучения. По словам С. М. Моор, «развитие дистанционного образования связано с тенденцией увеличения количества нетрадиционных студентов (старше 24 лет, имеющих трудовой опыт), которые обучаются с целью карьерного роста, улучшения социально-экономического положения» [3]. Дистанционное образование отличается высокой степенью мобильности, контингентом обучающихся, охватом многих предметных областей знаний и способом доставки информации. Современные технологии предполагают более совершенные способы получения информации как образовательного, так и исследовательского характера. Тем самым развитие дополнительного образования позволяет создавать предпосылки для почти неограниченного совершенствования образования на протяжении всей жизни, что служит развитию общества с высоким уровнем профессиональной идентичности.

Дистанционное образование, на наш взгляд, необходимо рассматривать как эффективный механизм воспитания профессионалов в первую очередь за счет того, что целевой аудиторией выступают, как говорилось выше, нетрадиционные студенты, то есть такие субъекты, которые имеют сформированное представление о дальнейшем карьерном росте.

Список литературы

1. Никитин В. А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учебное пособие / В. А. Никитин. - М.: Изд-во «Норма», 2002. - 298 с.

2. Петрушин В. И. Психология карьеры / В. И. Петрушин. - М.: Альма Матер, 2004. - 208 с.

3. Моор С. М. Управление коммуникациями: Учебное пособие / С. М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 92 с.

Сведения об авторе

Головин Петр Юрьевич, аспирант, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452) 690609, e-mail:pegolovin@yandex.ru

Golovin P. Yu., postgraduate student, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 83452690609, e-mail: pegolo-vin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.