Научная статья на тему 'Формирование профессиональной экологической культуры с помощью виртуальных тренажерных технологий'

Формирование профессиональной экологической культуры с помощью виртуальных тренажерных технологий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
186
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС − ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУЛЬАНЫЕ ТРЕНАЖЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL CULTURE / ECOLOGICAL SAFETY / PROFESSIONAL SPHERE OF OIL AND GAS INDUSTRY / VIRTUAL TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Хаустов А. П., Редина М. М.

Показано место профессиональной экологической культуры в обеспечении экологической безопасности нефтегазового комплекса. В качестве эффективного решения для формирования экологической культуры предложено использование виртуальных тренажерных технологий с погружением в профессиональную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Хаустов А. П., Редина М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional environmental culture through virtual training technologies

The place of professional environmental culture in the environmental safety of oil and gas industry is presented. The use of virtual simulator technology with an immersion in a professional environment is suggested as an effective solution for the formation of ecological culture.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной экологической культуры с помощью виртуальных тренажерных технологий»

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

А.П. Хаустов, М.М. Редина

Формирование профессиональной экологической культуры с помощью виртуальных тренажерных технологий

Показано место профессиональной экологической культуры в обеспечении экологической безопасности нефтегазового комплекса. В качестве эффективного решения для формирования экологической культуры предложено использование виртуальных тренажерных технологий с погружением в профессиональную среду. Ключевые слова: профессиональная экологическая культура, экологическая безопасность, профессиональная среда нефтегазового комплекса, виртуальные тренажерные технологии.

Одна из серьезнейших проблем нефтегазового комплекса России -низкий уровень экологической безопасности. В особенности это важно, учитывая высокую аварийность объектов добычи и транспорта нефти, а также значительное количество аварийных разливов. Следствие этого -значительные площади загрязненных территорий и необходимость дорогостоящих работ по восстановлению нарушенных земель. Отдаленные последствия аварийных ситуаций практически не учитываются; хотя за год, по разным оценкам, происходит до 50 тыс. аварий, сопровождающихся разливами нефти и нефтепродуктов.

В целом остро ощущается низкий уровень профессиональной экологической культуры, в особенности на производстве. Зачастую специалисты

различных областей недостаточно четко представляют возможные последствия своих действий для окружающей среды. Отчасти это связано с нехваткой специалистов по управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, адекватных современным требованиям. Такие сотрудники должны участвовать в формировании экологической о

культуры всего персонала. К сожалению, выпускаемые сегодня специа- |

листы слабо отвечают запросам высокотехнологичных предприятий, оци

а образовательные программы часто подменяются родственной подготовкой специалистов по различным направлениям безопасности. Это создает соответствующую реакцию рынка труда, однако подготовка таких комплексных специалистов в вузах России не осуществляется [2].

Современному выпускнику вуза чаще всего необходима серьезная дополнительная подготовка для того, чтобы привести его знания и практические навыки в соответствие с профессиональными компетенциями по соответствующим должностям. Выпускники с чисто экологическими специальностями не в полной мере отвечают запросам рынка труда и необходимым условиям устойчивого функционирования предприятий.

На предприятиях чаще всего такие направления, как безопасность труда, защита окружающей среды, промышленная безопасность, концентрируются в рамках единого подразделения (или даже в руках одного специалиста). Эта же тенденция прослеживается и в национальной стратегии образования для устойчивого развития: при преподавании отдельных предметов должны максимально поддерживаться возможности многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни [4]. Современный специалист должен быть готов к принятию решений в производственной деятельности сразу по нескольким направлениям. Так, в случае аварии на производстве специалисту по защите окружающей среды необходимо реализовать:

- принятие решений по оценке масштабов воздействий на производственные объекты, окружающую среду, население;

- взаимодействие с силами МЧС и другими подразделениями, занятыми в ликвидации последствий аварии;

- эвакуацию населения;

- информирование руководства, администрации территорий, населения;

- устранение последствий аварий;

- оценку экономического и экологического ущербов;

- организацию постмониторинга и др.

Перечень обязанностей даже на случай данной единичной ситуации указывает на многогранность необходимой подготовки специалиста.

К сожалению, современные вузы слабо проводят подготовку в области

технологии

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

проектирования, тем более экологического. Так, приходя на производство, многие выпускники впервые слышат такие базовые профессиональные понятия, как ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти), ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения), проект нормативов допустимых воздействий, не говоря уже о знании актуальной нормативной базы по охране окружающей среды. Перечисленные понятия являются для экологов-практиков едва ли не центральными в их деятельности. Итог такой ситуации - потребность работодателей в собственных дорогостоящих (до десятков тысяч долларов) корпоративных системах переподготовки сотрудников.

Еще одна важнейшая проблема для предприятия в этих условиях -поиск специалистов, способных разрабатывать, внедрять и поддерживать системы менеджмента охраны труда, промышленной и экологической безопасности (БЖ-менеджмента).

Практически единственный путь, позволяющий студенту прочувствовать понятие «экологическая безопасность» изнутри, - это осуществить его виртуальное погружение в профессиональную среду, искусственно создав ситуацию, на которой можно обучаться, с помощью компьютерной симуляции. Виртуальные компоненты профессиональной среды интегрируются в процесс обучения на основе использования передовых образовательных технологий (технологии модульного обучения, метод проектов, кейс-метод и др.). В современных условиях крайне необходимы креативные компетентные специалисты, быстро эффективно принимающие решения. Учитывая это, в РУДН - первом из вузов РФ - начата подготовка специалистов в области профессиональной, промышленной и экологической безопасности, практически ориентированных на минимизацию вреда аварий компонентам окружающей среды и социума, а также способных организовывать ликвидацию их последствий. Такие специалисты выполняют роль «проводников» экологической культуры в своих компаниях, организациях, на предприятиях.

Особенно остро вопросы качественной подготовки специалистов по БЖ-менеджменту стоят в тех отраслях, где характерен повышенный уровень рисков (промышленных, экологических). Поэтому не случайно, что наиболее интенсивно программы магистерской подготовки развиваются в странах, идущих по индустриальному пути, где высока востребованность специалистов, способных идентифицировать, анализировать и управлять специфическими экологическими рисками в промышленности. Дополнительный аргумент в пользу создания таких программ в индустриальных странах - дороговизна материального обеспечения современных образовательных проектов [5; 6].

Существующие образовательные программы в сфере экологической безопасности базируются на традиционных формах и методах обучения. Несмотря на введение новых образовательных стандартов, сам образовательный процесс и его структура зачастую не позволяют подготовить современного востребованного специалиста. Во многом это обусловлено отсутствием полноценной производственной практики, т.е. невозможно- I стью выработки навыков практической деятельности. Следствие этого - оци низкий уровень профессиональных компетенций.

В то же время, современные педагогические технологии предполагают более активное акцентирование на развитии личностных достижений учащегося, компетентностном подходе. Учитывая сложность такой сферы образования, как экологическая безопасность, и особенности классического университетского образования, необходимо комплексиро-вание традиционных педагогических технологий. Цель такого процесса -выработка гибкой системы обучения, ориентированной на формирование высококвалифицированного востребованного специалиста, который должен являться разносторонней личностью, обладать критическим мышлением, быть широко эрудированным, готовым к действиям в стрессовых производственных условиях [1].

Важнейшая составная часть такого образовательного процесса - погружение в профессиональную среду. В современных условиях это осложняется различными обстоятельствами (финансовые сложности вузов, нежелание предприятий принимать участие в организации практического обучения). Оптимальный выход - использование виртуальных моделей профессиональной среды, однако их роль и место в образовательных программах являются во многом новыми для работников высшей школы и требуют методологического обоснования и осмысления.

Представление (визуализация) процессов профессиональной среды в вузовских программах должно находиться в центре внимания при проектировании современных образовательных технологий. Виртуальная среда дает возможность почувствовать себя в роли должностного лица непосредственно на практике в самом процессе обучения на определенных сценариях «воздействие техногенеза - результат» с самооценкой действий и тестированием уровня теоретических знаний. Это своего рода компьютерная «игрушка», которая позволяет идти от простых моделей оценок воздействия производственной среды (техносферы) к управлению и минимизации этих воздействий, ликвидации последствий с оценками экономических ущербов. Именно в этом мы видим главные положительные качества обучения с погружением в виртуальную профессиональную среду.

технологии

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

С включением компьютеров в процесс обучения для получения и экспериментальной проверки знаний роль самостоятельной подготовки обучаемого резко возрастает. Важнейшее преимущество компьютерной техники - возможность построения образовательного процесса в виде интерактивной работы обучающихся с динамическими образами изучаемых объектов.

Виртуальные тренажеры широко применяются в практике подготовки специалистов, деятельность которых впоследствии будет связана с управлением техническими системами (самолеты и др.). Однако в практику высшего образования данные технологии обучения внедряются крайне медленно в связи с их сложностью и дороговизной.

Трудности обучения по экологической безопасности обусловлены тем, что объекты зачастую в принципе не могут изучаться в лаборатории, не говоря уже о познании процессов воздействия на объект техногенеза. Возможно воспроизвести лишь отдельные части данного процесса, например, оценить скорости инфильтрации вод, загрязненных нефтепродуктами, в почвы и зону аэрации. Однако такие данные будут иметь лишь приблизительную достоверность, а распространять их на другие условия (почвы или типы строения зоны аэрации) - весьма рискованно и проблематично. Чаще всего эти данные далеки от реалий и не позволяют обучающемуся в целом охватить картину загрязнения среды и метаморфозы, происходящие с загрязнителем. По этому же принципу достаточно трудно воспринимаются процессы ассимиляции и самоочищения различных сред, поскольку они познаются в динамике за достаточно длительные промежутки времени. Эти задачи усложняются по мере включения в расчетные схемы различных по своим свойствам элементов ландшафтов [3].

Современные образовательные технологии прогрессируют и эволюционируют вместе с развитием науки и соответствующих предметных областей, а это требует постоянной актуализации используемых на практике принципов, методов, подходов к формированию новых учебных программ. В процессе работы с виртуальными моделями научная сторона и, особенно, прогнозы отдаленных последствий, приобретает все большее значение и требует не только навыков действий в критических условиях, но и обширных теоретических знаний. Использование виртуальных моделей в данном случае - удачный пример интеграции новых технических возможностей средств обучения для достижения необходимого качества подготовки в технически сложной и наукоемкой области.

Обучение включает ряд последовательных этапов (рис. 1) и начинается с «входной» проверки знаний обучаемого. Это делается в целях определения начального уровня подготовки и выбора индивидуально для

каждого студента дальнейшего варианта обучения. Современные требования к организации магистерских программ предполагают, что в магистратуру по тому или иному направлению могут поступать выпускники бакалавриата, ранее обучавшиеся по различным программам. В результате будущие магистры могут иметь весьма различные исходные знания о

и навыки. В дальнейшем студенты самостоятельно осваивают учебник, |

сопровождаемый тестами для поэтапного контроля усвоения теоретиче- о

ского материала.

«Нулевой» шаг: предварительное тестирование с целью определения уровня теоретической подготовки и допуска его к модели. При условии успешной сдачи тестирования возможна дальнейшая работа с моделью.

________________________________________Ж________________________________________

1. Создание базы данных. Ландшафтная обстановка представлена серией послойных изображений (рельефа, почв, растительности, источники воздействия и др.). Она рассматривается как совокупность точек электронного изображения и позволяет формировать сценарии воздействия на компоненты окружающей природной среды.

_______________________________________ж____________________________________

2. Блок воздействий. Расчет объемов возможных разливов нефти или нефтепродуктов. В зависимости от выбранного сценария (от незначительного до катастрофического) объем разлива определяет модуль техногенного давления.

____________________________________________ък._____________________________

4. Блок сценариев развития нежелательных процессов. Формируется от относительно благоприятных условий до крайне неблагоприятных.

_____________________________________ък____________________________________

3. Блок организационных мероприятий: имитируется реагирование на чрезвычайную ситуацию в зависимости от ее уровня - информирование соответствующих структур, развертывание сил реагирования, порядок действий в ЧС и др.

________________________________ж_____________________________

5. Природозащитный блок: подбор технических средств по ликвидации аварии и восстановлению территории.

_______________________________________\к_______________________________

6. Блок организации постмониторинга - размещение постов, сроки, состав наблюдения.

_____________________________________________________________________________

7. Блок оценки (анализа деятельности оператора): основан на системе тестов, которые сопровождают весь ход манипуляций. В блоке анализируются слабые места в знаниях и выявляется необходимость дополнительной подготовки.

Рис. 1. Основные этапы работы с виртуальным тренажером

технологии

ш ш х После успешного прохождения тестов начинается следующий этап -||| разработка Плана ликвидации аварийного разлива (ПЛАРН) в соответст-||| вующем модуле тренажера. Для этого студенту необходимо воссоздать о| ф обстановку в предполагаемом районе аварии с помощью баз данных ос5 о природных условиях, технических характеристиках объекта, процессах | I распространения возможного загрязнения и социально-экономических о § условий района. Моделируются наиболее вероятные сценарии аварии, обосновываются необходимые действия (технологии, силы и средства) по ее ликвидации. ПЛАРН - официальный документ, к составлению которого предъявляется целый комплекс требований. Чтобы облегчить студенту работу по разработке ПЛАРН, этот модуль в виртуальном тренажере содержит набор подсказок. Готовый документ студент передает для проверки преподавателю, и, в случае положительной оценки, переходит к следующему этапу.

Следующим шагом является работа в условиях «виртуальной аварии». Получив от преподавателя краткое описание аварии, студент воссоздает с помощью соответствующего модуля обстановку, используя базы данных, и предлагает оптимальные пути ликвидации аварии, а также контроля эффективности этих мероприятий. Процесс обучения завершается итоговой оценкой работы в виде отчета обучаемого (по унифицированной форме). Эффективность процесса обучения оценивается через оценку уровня приобретенных компетенций. Таким образом, функциональная структура позволяет оценить весь объем знаний и навыков обучающегося, приобретенных им предварительно.

Визуализация процессов аварийного загрязнения позволяет продемонстрировать студенту развитие аварии, контролировать быстроту принятия решений и выбор технологий и технических средств.

Опыт РУДН по созданию виртуального тренажера показывает, что использование технологий виртуального погружения в профессиональную среду позволяет решать многие проблемы, которые в настоящее время стоят практически перед любым вузом. В случае же обучения по экологической безопасности проблема наглядности вообще становится ключевой: оптимальный вариант для обучаемого прочувствовать, что такое экологическая безопасность, - это «побывать внутри» аварийной ситуации.

Библиографический список

1. Виртуальный тренажерный комплекс по экологической безопасности (ликвидация последствий аварий на нефтепроводах) / Под ред. А.П. Хаустова и В.Д. Толмачева. М., 2010.

2. Методическое обеспечение подготовки специалистов в области ИБЕ-менеджмента в нефтяной отрасли / Под ред. А.П. Хаустова, М.М. Рединой.

М., 2007.

3. Лещинский В.Б., Хаустов А.П., Редина М.М. Виртуальные тренажерные комплексы подготовки специалистов по обеспечению промышленной и экологической безопасности // Газовая промышленность. 2010. № 7. С. 71-76. о

4. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Россий- |

ской Федерации // Образование для устойчивого развития в высшей школе |

России: научные основы и стратегия развития / Под ред. акад. РАН Касимо- и

ва Н.С. М., 2008. С. 213-228.

5. Редина М.М. Зарубежный опыт магистерской подготовки по ИБЕ-менеджменту // Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии / Под ред. акад. РАН Касимова Н.С.

М., 2009. С. 219-226.

6. Хаустов А.П., Редина М.М. ИБЕ-менеджмент - это актуально // Охрана труда и социальное страхование. 2008. № 5. С. 32-35.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.