Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ К ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ К ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / АСПИРАНТЫ / ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Эмилия Павловна, Бакленева Светлана Александровна, Ярцева Ирина Константиновна

В статье рассматривается формирование профессионального самосознания аспирантов, структурные компоненты и стадии формирования профессионального самосознания аспирантов, лингво-профессиональная подготовка, персонализированное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF POSTGRADUATE STUDENTS FOR LINGUO-PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF PERSONALIZED TRAINING

The paper deals with the formation of professional self-awareness of postgraduate students, the structural components and stages of professional self-awareness of postgraduate students, linguo-professional training and personalized training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ К ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

часов: «О здоровом питании» для учащихся начальной школы, «Блокадный хлеб» для старшеклассников. Такая волонтерская деятельность помогает учащимся осознать ценность педагогической профессии и получить опыт в ней, определиться со своим дальнейшем пути в профессиональном плане.

5. Опыт волонтерства в пропаганде ЗОЖ. Учащиеся организовывают спортивные соревнования в качестве волонтеров, как правило, те, которые сами увлекаются спортом. Они помогают в судействе на «Спортивных состязаниях на знание ПДД «Я по улице шагаю!»» среди младших школьников, участвовали в организации и проведении соревнований в рамках Всероссийской акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам» (март 2022). Волонтеры проводят акции, затрагивающие важные темы современного мира, например, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом, танцевальный флэшмоб «СОХРАНИ ЖИЗНЬ», проводят профилактические беседы «Факторы, разрушающие здоровье», реализуют проект «Сдадим нормы ГТО».

Таким образом, в МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска созданы все условия для вовлечения в волонтерскую деятельность школьников. В данный процесс вовлечены учащиеся всех классов, имеются квалифицированные педагоги, которые могут координировать и направлять деятельность детей на различных уровнях «класс - параллель - школа».

Выводы. Обобщив все вышеперечисленное, можем сделать вывод о том, что в МБОУ «СОШ № 9» реализуется множество направлений волонтерской деятельности, которые способствуют формированию социальной активности школьников разных возрастов. Стоит отметить, что образовательное учреждение вовлекает не только школьников, но и родителей к волонтерской деятельности, тем самым повышается уровень социальной активности у большего количества людей в целом и дети, смотря на родителей усваивают их пример. В процессе написания статьи, мы убедились, что в образовательном учреждении города Лесосибирска существуют условия и есть много способов реализации волонтерской деятельности, где не только педагоги предлагают идеи, но и учащиеся, тем самым сильнее вовлекая их в эту деятельность.

Литература:

1. Министерство просвещения РФ от 30.03.2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования») https://rcoko18.ru/upload/medialibrary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf?ysclid=l9mm3jispw68703719 (дата обращения: 30.06.2022)

2. Министерство просвещения РФ от 28.04.2020 г. № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931992/?ysclid=l9mlvek0t6658726458 (дата обращения: 24.10.2022)

3. Основы волонтерской деятельности: учебно-метод. пособие / авт.-сост.: Е.Г. Чумак, Е.Р. Комлева, М.И. Пономарева. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. - 60 с.

4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 № 286. №373. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 24.03.2022).

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО. - 1998.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Комарова Эмилия Павловна

«Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Бакленева Светлана Александровна ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Ярцева Ирина Константиновна Сочинский институт (филиал) Российского университет дружбы народов (г. Сочи)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ К ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается формирование профессионального самосознания аспирантов, структурные компоненты и стадии формирования профессионального самосознания аспирантов, лингво-профессиональная подготовка, персонализированное обучение.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, аспиранты, лингво-профессиональная подготовка, персонализированное обучение.

Annotation. The paper deals with the formation of professional self-awareness of postgraduate students, the structural components and stages of professional self-awareness of postgraduate students, linguo-professional training and personalized training.

Key words: professional self-awareness, postgraduate students, linguo-professional training, personalized training.

Введение. Сущность проблемы формирования профессионального самосознания аспирантов к лингво-профессиональной подготовке заключается в необходимости разрешения противоречия между требованиями к формированию профессионального самосознания аспирантов к лингво-профессиональной подготовке и возможностями актуализации персонализированного обучения. Формирование профессионального самосознания аспирантов направлено на решение важных задач: уточнить категориальный аппарат, повысить самостоятельность аспирантов в определении путей формирования профессионального самосознания и их достижений, учесть способы получения знаний в процессе лингво-профессиональной подготовки и определении возможностей и ограничений персонализированного обучения.

Актуальность исследования обусловлена рядом теоретических предпосылок: переход от информационной эпохи к интеллектуальной; активное использование информационно-телекоммуникационных технологий; введение межкультурной коммуникации как процесса общения субъектов образования в межкультурном диалоге; трансформация социальных функций аспирантов и инверсия их ценностных ориентаций; создание условий свободного выбора в сфере приобщения к профессионально-культурным ценностям; рассогласование между профессиональной и социальной идентичностью

аспирантов; несоответствие унифицированного подхода к новым потребностям аспирантов; единство аффекта и интеллекта; формирование профессионального самосознания, эмоциональность как ключевой фактор достижения успеха.

Цель статьи - раскрыть и обосновать понятие «профессиональное сознание» и «профессиональное самосознание», «лингво-профессиональная подготовка», описать процесс персонализированного обучения.

Изложение основного материала статьи. Все обозначенные предпосылки в рамках интеллектуально-эмоционального развития аспирантов связаны с процессом интеллектуализации образования в России, которые не могут рассматриваться только на базе экстенсивного подхода, то есть на базе введения информационно-коммуникационных технологий, информационной вооруженности интеллекта, без качественной его перестройки на основе освоения новых картин мира, которые бы сделали его нелинейным и более прогностичным. В соответствии с концепцией А.И Субетто [7, 8], вводится интенсивная парадигма интеллектуализации образования, меняющая его качество.

Интеллектуально-эмоциональное развитие аспирантов представляет собой сложный процесс, который реализуется в процессе межличностного взаимодействия субъектов образования. Взаимодействие субъектов образования может выполнять, по мнению А.И. Субетто[7, 8], «функции, причины, следствия внешних и внутренних факторов, условий, предпосылок и опосредующих звеньев». Взаимодействие субъектов образования в информационном пространстве рассматривается в двух аспектах: как взаимообусловленное существование определенного пространства и интеллектуально-эмоциональное развитие аспиранта, составляющие которых представляют профессионально и социально значимую систему, включающую формирование профессионального сознания; как взаимообусловленное изменение, порождающее в информационном пространстве появление у аспирантов новых профессиональных качеств, структурных элементов, функций, а также их реализации в ходе взаимодействия субъектов образования [7]. Поэтому проблему профессионального сознания аспиранта невозможно рассматривать в отрыве от непрерывно меняющегося макросоциального контекста. Выделяют три похода к исследованию феномена «профессиональное сознание»:

- системный характеризуется направленностью на способ связей частей, элементов и подсистем объектов в единое целое, их взаимодействие на всех уровнях, на выявление функций, которую выполняет каждый элемент в этом целом. При этом «профессиональное сознание» понимается как совокупность функций и качеств, взаимодействие которых вызывает у обучающихся новых интегративных качеств;

- процессуально-динамический подход связан с системно-структурным анализом, направленным на изучение динамики поведения системы, профессиональность сознания связана со специфическим способом существования обучающегося во времени и его деятельность характеризуется временной последовательностью; в соответствии с этим подходом «профессиональное сознание» понимается как динамическая система, компоненты структуры которой претерпевают как качественные, так и количественные изменения на этапах профессионального образования;

- личностно-деятельностный подход к формированию профессионального сознания разрабатывался как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью, основы личностно-деятельностного подхода были заложены в основном Л.С. Выготским [2]. Личность рассматривалась как субъект деятельности, формируясь в деятельности. Анализируя личностно-деятельностный подход как единство личного и деятельностного компонентов, отмечаем, что первый соотносится с личностным, т.е. определяется как личностно-ориентированный подход [7], в то время как в личностном компоненте, опираясь на личностно-деятельностный подход, в центре обучения находится обучающийся, его интересы, мотивы, т.е. студент как личность и обучение строится с учетом прошлого обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. Согласно личностно-деятельностному подходу профессиональное сознание осуществляется на основе и через включение в учебно-профессиональную деятельность.

В контексте персонализированного обучения становится очевидным формирование профессионального самосознания аспирантов к лингво-профессиональной подготовке. Механизмом профессиональной деятельности является выполнение профессиональных задач, а не усвоение материала. Профессиональное сознание, его структура, качественные и количественные характеристики меняются на каждом этапе профессиональной подготовки. Профессиональное сознание аспирантов базируется на ценностях и ценностных ориентациях личности и мотивационно-ценностном отношении к профессиональной деятельности, которые сложились до начала профессионализации. В концепции Л.С. Выготского исследование профессионального сознания становится «не ставшее, наличное сознание человека, но сознание развивающегося, духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию и духовному освобождению» [2]. Вместе с тем, профессиональное сознание аспирантов меняется на каждом этапе обучения и трансформируется в их профессиональное самосознание.

В рамках интеллектуального развития аспиранта выступает профессиональное самосознание. Обществу нужен специалист, знающий свою профессию, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, умеющий поставить своих коллег в позицию активного субъекта собственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные взгляды на природу профессионального сознания [1, 4] и профессионального самосознания [1, 4]. Ряд авторов считают, что это однопорядковые явления. При подготовке аспирантов вузе профессиональное самосознание возникает в ходе развития профессионального сознания по мере того, как аспирант становится самостоятельным субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное сознание - это определенный взгляд человека на мир с акцентом на профессиональную деятельность. Профессиональное сознание рассматривается как осознание характеристик признаков своей профессии, особое мировоззрение, особое отношение к людям, формирующее своеобразие личности [5]. Профессиональное самосознание - это совокупность профессиональных идей, целевых установок, ставших ориентирами профессиональной деятельности. Проявление профессионального самосознания определяется местом и значением профессии в профессиональной структуре общества. Профессиональное самосознание -это целостная система осознанных профессиональных знаний, их ценности, которое рассматривается как отражение объективных и субъективных моментов процесса становления профессионализма, включающее в себя систему подготовки специалиста, ее качества, эффективность, степень включенности аспиранта в профессиональную деятельность [1].

Профессиональное самосознание понимается как динамическая система, компоненты структуры которой претерпевают изменения на последовательных этапах (курсах) профессионального образования; как системно детерминированное образование, обеспечивающееся целой системой различных факторов и условий, содержание которого связано с социально-экономической ситуацией в профессиональном образовании.

В контексте социально-политических флуктуаций актуализируется лингво-профессиональная подготовка аспирантов, основанная на создании единой системы знаний из различных дисциплин, раскрытии новых характеристик, несвойственных отдельным дисциплинам, в лингво-профессиональном общении, что обеспечивает самореализацию аспирантов, их саморазвитие в процессе поиска смыслов и ценностей своей профессии, ориентированных на смену принципов коммуникации, многообразии ее контекстов в профессиональной деятельности.

В концепции модернизации образования (трансформации обучения) обозначается ключевая проблема - развитие личности аспирантов, использование их личностно-профессионального опыта, создание условий для их интеллектуально-

эмоционального развития. С особой остротой актуализируется в последнее время подготовка конкурентоспособной личности аспиранта в условиях быстрого изменения содержания профессиональной деятельности. Акцент делается на развитие у аспирантов интеллектуального потенциала, творческого мышления, способности выдвигать новые идеи, разрабатывать новые способы решения профессиональных проблем, способности переносить технологии в новые сферы деятельности, способности адаптироваться к изменяющимся требованиям развития личности аспирантов на основе непрерывной самообразовательной деятельности [4]. В этой связи постоянно меняется цель, задачи, функции образования, фундаментальная база знаний и умений, расширяется, углубляется трансформируется переход в стадию компетентности. Интеллектуально-эмоциональное развитие поликультурной личности связано с разнообразием, гибкостью, быстротой самоактуализации в определенной ситуации, широким применением, категориальностью, рефлексивностью [4].

Качественная подготовка аспирантов складывается из их активной профессиональной позиции в образовательном процессе. Это обусловлено введением Интернет, который, как и педагог, выступает транслятором знаний. В этих условиях возникает необходимость во введении новой образовательной парадигмы, направленной на повышение самостоятельности обучающегося с учетом путей и способов получения новых знаний, обучение новым навыкам, а не просто теоретическим знаниям. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса, унифицированный подход ко всем обучающимся не может соответствовать новым потребностям обучающихся.

С этой целью вводится персонализированное обучение, которое рассматривается как предоставление возможности аспирантам прохождения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с мотивами, интересами, их потребностями и способностями, что возможно в гибкой вариативной трансформирующей системе. Были выявлены следующие тенденции: персонализация, нелинейность, открытость, эмерджентность в решении различных вариативных задач, полифуркационность.

По мнение К.П. Юнга, сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате его деятельности [10]. Понятие «персонализация» введено В.А. Петровским [6]. У каждого человека имеется в разной степени выраженности потребности и способности к персонализации. Важную роль играет профессиональная деятельность, посредством которой аспирант продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, которая позволяет ему осуществлять значимые действия, преобразующие других людей. Персонализация аспирантов происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности.

Формирование профессионального самосознания аспирантов в рамках их интеллектуально-эмоционального развития в контексте персонализированного обучения обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он осуществляет персонализирующие воздействия. Являясь ядром цифровой трансформации, персонализация реализуется в индивидуальной траектории, в результате применения которой возрастает уровень индивидуальной мотивации, происходит удовлетворение индивидуальных интересов обучающихся.

Выводы. Таким образом, новыми реалиями в процессе формирования профессионального самосознания аспирантов выступает персонализация через осознание целей, ценностей и ответственности за результат, а также индивидуализация посредством формирования индивидуального образовательного маршрута.

Литература:

1. Акопов, Г.В. Интеграция подходов к постановке и решению проблемы сознания: проект Чарлза Вайтхеда / Г.В. Акопов // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 04 мая 2021 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 47-55

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

3. Гончарок, Н.П. Интеллектуализация инженерного образования / Н.П. Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 160 с.

4. Гуслякова, Н.И. Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование феномена / Н.И. Гуслякова // Вестник ЮУрГГПУ, 2008. - №6. - С. 36-42

5. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М., 1956. - 374 с.

6. Петровский, В.А. Артур Владимирович Петровский: научные разработки и открытия последних лет /

B.А. Петровский. - URL: www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=267 (дата обращения: 10.01.2007)

7. Сериков, В.В. Контекстный подход как технология поддержки смыслообразования в педагогическом процессе / Векторы развития контекстного образования: коллективная монография / ред. кол.: Э.П. Комарова (отв. ред.). - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021 - С. 20-27

8. Субетто, А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация и его место в системе ноосферного императива в 21 веке / А.И. Субетто. - Москва, 2007. - 254 с.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследование. 2-е издание / М.А. Холодная. -

C. Петербург - 2002.

10. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное / Пер. с нем. В. Бакусева. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2013. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.