ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых
В статье рассмотрена роль профессионального самоопределения в структуре личности старшего подростка, а также возможности творческих проектов как средства профессионального самоопределения подростков в условиях учреждений дополнительного образования.
The article deals with the role occupational identities play in the structure of a senior adolescent's personality. It also discusses how creative projects can be used in postsecondary education institutions as a tool for shaping adolescents' attitudes towards work and employment.
Под формированием у старших подростков профессионального самоопределения мы понимаем, с одной стороны, педагогическое воздействие на учащихся с целью подготовки их к адекватному профессиональному самоопределению, а с другой стороны, процесс организации и образования уровней профессионального самоопределения.
Вначале нам необходимо обосновать роль профессионального самоопределения в структуре личности старшего подростка. Старших подростков отличает ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению. Главная линия развития подростков - самопознание различных сторон самосознания, «второе рождение личности» (И. С. Кон).
Исследователи отмечают, что «подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности» '.
Подростковый возраст - это период, когда детские мечтания о будущем сменяются размышлениями о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практической деятельности. Многое стимулирует появление интереса к определенной профессии: учение, люди, телевидение, экскурсии. Подростки интересуются многим и зачастую в нескольких направлениях, посещают разные кружки. Как правило, подростка привлекают профессии важные и современные, те, где можно проявить творчество. Часто подростки романтизируют привлекательную для них профессию, не замечая трудностей, переоценивая собственные возможности. Для формирования интересов и профессиональных намерений важны профессиональные пробы, можно, чтобы они проходили в круж-
ках или в каких-нибудь видах деятельности. Проверка себя в деятельности - очень хороший способ для осуществления мечты.
Не всегда одинаково идет профессиональное развитие. Одни подростки стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, следующие выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлениям о ней.
Старшие подростки начинают собирать информацию об особенностях привлекающих их профессий, об учебном заведении, где ее можно получить, обсуждают профессиональные проблемы с близкими, интересуются планами одноклассников.
Одни подростки размышляют и адекватно оценивают свои возможности, другие - переоценивают их. У некоторых появляются серьезные сомнения, и они отказываются от прежних мечтаний. Старших подростков привлекают важные значимые для них профессии, возможность получения интересной и творческой работы.
Поэтому целью профориентационной работы в школе с учащимися 8-9-х классов является формирование у учащихся способности к обоснованному выбору профессиональной карьеры, подготовка школьников к профессиональному самоопределению, построение профессиональных планов. Работа ведется с учащимися, родителями, учителями. Ее проводят администрация школ, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи. Медицинские работники, библиотекари, преподаватели межшкольных учебных комбинатов, проф-консультанты.
В старшем подростковом возрасте идет интенсивное физическое развитие и нарастает мышечная сила и работоспособность,
заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Особенности психического развития в этом возрасте связаны со спецификой социальной ситуации развития, значение которой в том, что молодые люди должны осуществлять профессиональное самоопределение. И если в 8-м классе это происходит в плане мечты, то в 9-м - это уже реальный выбор.
Если раньше эта задача решалась семьей, то сегодня родители часто оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.
Задача выбора будущей профессии не может быть решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирова-ние себя в будущее.
Решение этих задач, центральных для данного возраста, сказывается навеем процессе психического развития, включая развитие мотивационной сферы и сферы развития познавательных интересов.
Продолжается развитие самосознания. Открытие себя как неповторимой индивидуальности связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.
Американский психолог Э. Эриксон ввел в обиход понятие идентичности, понимая ее как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостности(преемственность личности во времени). Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации.
Проблема поиска смысла своего существования, определение жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. А в ранней юности эта проблема становится ключевой. Особенно обостряется проблема профессионального самоопределения для учащихся 9-го класса.
Основная задача, которая стоит перед учащимися 9-го класса, - принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Выпускнику неполной средней школы непросто принять правильное решение, и очень важно, чтобы решение, принятое девятиклассником, было самостоятельным. В принятии этого решения ему оказывают помощь родители, учителя, классный руководитель, школьный психолог, профкон-сультанты.
Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна именно для 15-летних подростков, потому что обучение в 10-11 классах-это, скорее всего, профильная подготовка, а 9-й класс - это осознание необходимости выбора будущей профессии.
В работе с 14-15-летними учащимися должно быть уделено внимание расширению сферы возможных профессиональных решений, примериванию и проигрыванию самых разных сценариев жизни. Значима работа и по повышению самооценки учащихся, так как часто подростки отказываются от привлекающей их профессии, считая, что у них нет соответствующих способностей. А ведь истории известно, что чаще всего сильное желание кем-то стать оказывается значительно важнее наличия специальных знаний и умений.
Если выбранная профессия является действительно желанной, то это создает условия для развития способностей, умений, усвоения соответствующей информации.
Еще одна важная проблема 9-го класса -сдача экзаменов. От результатов сдачи экзаменов зависит и то, в каком классе будут обучаться учащиеся дальше и какое учебное заведение будет выбрано. Это вызывает высокий уровень тревожности, что, естественно, сказывается на успешности сдачи экзаменов.
Формирование готовности к жизненному и профессиональному самоопределению предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, во-
Как видно из табл. 3, за период эксперимента в 2,6 раза увеличилось количество учащихся, имеющих высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению. Это свидетельствует
о больших возможностях творческих проектов как средства подготовки старших подростков к профессиональному самоопределению в системе дополнительного образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Волков Б. С. Психология подростка. М.: Пед. общество России, 2001.
Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты. Брянск: Изд-воБГПУ.
3 Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000.