Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения личности студентов'

Формирование профессионального самоопределения личности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ / ВНЕШНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES / TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INTERNAL MOTIVES OF PERSONALITY / EXTERNAL NEEDS OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соснина Н.Г.

Цель данного исследования заключается в изучении сущности и содержания самоопределения личности с точки зрения социально-педагогического, дифференциально-педагогического и процессуально-результативного подходов. Рассмотрены функции и способы формирования самоопределения. Представлена дефиниция ключевого понятия как способности личности самостоятельно выстраивать траекторию профессионального развития на основе соотношения внутренних личностных мотивов и внешних потребностей общества. Предложены структурные компоненты профессионального самоопределения, среди которых самостоятельность принятия решения, аналитико-рефлексивный характер деятельности, проектировочно-поисковый характер деятельности, профессиональные ценностные ориентации. Представлена организация внеучебной профессиональной деятельности студентов Уральского государственного экономического университета как средства формирования самоопределения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of students’ professional self-determination

The purpose of this study is to describe the essence and content self-determination in terms of social pedagogical, differential pedagogical and procedural-effective approaches. The functions and methods of development are studied. The definition of the basic concept as the ability of an individual to build the trajectory of professional development independently on the basis of the ratio of internal personal motives and external needs of society is presented. The structural components of professional self-determination, including the independence of decision-making, analytical and reflexive nature of activity, design and search nature of activity, professional value orientations are offered. The organization of extracurricular professional activity of the Ural state University of Economics as a means of formation of self-determination of students is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения личности студентов»

7. Maksimova I.P. Scenarii konkursov, intellektual'nyh igr dlya nachal'noj shkoly [Script of contests, intellectual games for primary school]. Moscow: Feniks, 2008. 352 p.

8. Murav'eva G.E. Proektirovanie tekhnologij obucheniya [Designing learning technologies]. Moscow: Vest', 2005. 132 p.

9. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii lichnogo i professional'nogo samoopredeleniya [Methods of enhancing personal and professional self-determination]. Moscow: Akademiya, 2002. 87 p.

10. Tolstyh A.V. Vozrasty zhizni [Ages of life].Moscow: Molodaya gvardiya, 1988. 76 p.

11. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.

12. Semenova G. Razvitie uchebno-poznavatel'nyh motivov mladshih shkol'nikov [The development of educational and cognitive motives of junior students]. Moscow: Prosveshchenie, 2004. 85 p.

УДК 159.9.072

Н.Г. Соснина,

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

г. Екатеринбург, Россия natalya789@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0840-1306

Формирование профессионального самоопределения личности

студентов

Цель данного исследования заключается в изучении сущности и содержания самоопределения личности с точки зрения социально-педагогического, дифференциально-педагогического и процессуально-результативного подходов. Рассмотрены функции и способы формирования самоопределения. Представлена дефиниция ключевого понятия как способности личности самостоятельно выстраивать траекторию профессионального развития на основе соотношения внутренних личностных мотивов и внешних потребностей общества. Предложены структурные компоненты профессионального самоопределения, среди которых самостоятельность принятия решения, аналитико-рефлексивный характер деятельности, проектировочно-поисковый характер деятельности, профессиональные ценностные ориентации. Представлена организация внеучебной профессиональной деятельности студентов Уральского государственного экономического университета как средства формирования самоопределения студентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, психолого-педагогические подходы, траектория профессионального развития, внутренние мотивы личности, внешние потребности общества.

N.G. Sosnina,

senior teacher of the department of foreign languages Ural State University of Economics Ekaterinburg, Russia The development of students' professional self-determination

The purpose of this study is to describe the essence and content self-determination in terms of social pedagogical, differential pedagogical and procedural-effective approaches. The functions and methods of development are studied. The definition of the basic concept as the ability of an individual to build the trajectory of professional development independently on the basis of the ratio of internal personal motives and external needs of society is presented. The structural components of professional self-determination, including the independence of decision-making, analytical and reflexive nature of activity, design and search nature of activity, professional value orientations are offered. The organization of extracurricular professional activity of the Ural state University of Economics as a means offormation of self-determination of students is presented.

Keywords: professional self-determination of personality, psychological and pedagogical approaches, trajectory ofprofessional development, internal motives ofpersonality, external needs of society.

Введение. Профессиональное самоопределение личности студентов является одной из самых актуальных проблем современной педагогики. Многие отечественные и зарубежные авторы занимались изучением этого вопроса. Анализ источников показал, что большинство авторов выделяют четыре вида самоопределения: личностное, жизненное, социальное и профессиональное. Цель данного исследования заключается в рассмотрении сущности профессионального самоопределения студентов, его функций и способов формирования на примере организации внеучебной и предпрофессиональной деятельности студентов в Уральском государственном экономическом университете.

В современных исследованиях вопрос самоопределения рассматривается с разных позиций. Наибольший интерес для автора представляет профессиональное самоопределение, изучение которого проводится с точки зрения различных подходов, таких как социально-педагогического, дифференциально-психологического и процессуально-результативного.

Раскроем сущность профессионального самоопределения, основываясь на перечисленных подходах.

Социально-педагогический подход предусматривает поэтапное принятие решений личностью и соотнесение этих решений с потребностями профессионального сообщества. В основе дифференциально-психологического подхода лежит формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. Процессуально-результативный подход предоставляет возможность проанализировать внутренний профессиональный рост.

Принимая во внимание данные подходы, под профессиональным самоопределением личности в контексте данного исследования мы понимаем процесс формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Специфика профессионального самоопределения личности детерминирована особенностью его формирования на протяжении всех этапов жизни человека. Самоопределение представляет собой динамический процесс профессионального развития, каждый этап которого отличается мотивационными установками, широтой деятельности и многообразием используемых техник.

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что профессиональное самоопределение личности представляет собой, с одной стороны, внутренний процесс развития личности, а с другой стороны, результат самостоятельного профессионального выбора [1].

Некоторые ученые в составе профессионального самоопределения выделяют связь между внутренними личностными установками и потребностями социальной среды [2].

Анализ различных исследований позволил сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение личности представляет собой многогранную характеристику личности, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: мотивационных, проектировочных, субъектно- личностных, рефлексивных и ценностно-ориентированных [3]. Это означает, что в процессе своего профессионального совершенствования подстраиваясь под изменяющиеся потребности общества, личность многократно проходит путь выбора профессионально-трудовой сферы, каждый раз достигая новых вершин в профессиональном росте.

Исследовательская часть. Рассматривая профессиональное самоопределение как педагогическую категорию, следует выделить в ней способность личности самостоятельно выстраивать траекторию профессионального развития на основе соотношения внутренних личностных мотивов и внешних потребностей общества.

Профессиональное самоопределение личности характеризуется следующими структурными компонентами, по наличию которых можно определить уровень его сформированности:

- самостоятельность принятия решения;

- аналитико-рефлексивный характер деятельности;

- проектировочно-поисковый характер деятельности;

- наличие профессиональных ценностных ориентаций.

Рассмотрим содержание каждого компонента в составе профессионального самоопределения.

Главным структурообразующим компонентом выступает самостоятельность, уровень сформированности которой детерминируется степенью удовлетворенности студента собственным профессиональным решением. Самостоятельность в профессиональном выборе характеризуется собственной инициативной в принятии решений, опытом деятельности в различных проблемных ситуациях, ориентированностью на успех и осознанием ответственности за свои действия.

Аналитико-рефлексивный характер деятельности выражается в способности студента к самоанализу, к определению своих слабых и стильных сторон и выстраиванию траектории дальнейшего профессионального роста.

Проектировочно-поисковый характер деятельности заключается в способности личности в применении результатов самоанализа в планировании своего профессионального развития и применении разнообразных профессиональных техник для достижения максимально возможного результата.

Наличие профессиональных ценностных ориентаций сигнализирует о готовности студента к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности относительно общепринятым в профессиональном сообществе нормам и системам ценностей.

Реализацию описанных компонентов самоопределения личности обеспечивает целенаправленная профессиональная подготовка в условиях взаимодействия образовательной и профессиональной среды. Данный подход считается автором наиболее приемлемым для оптимального развития изучаемого понятия.

Рассмотрим реализацию названного подхода на примере организации внеучебной профессиональной деятельности студентов Уральского государственного экономического университета.

Формирование профессиональных установок в соотношении с личностными мотивами студентов организуется в университете совместно с центром психологической помощи и коррекции, подробно описанном нами ранее [4], [5]. На занятия в центре студенты учатся определять свои внутренние потребности и соотносить их с требованиями современной профессиональной среды.

Широта профессиональной деятельности раскрывается в процессе участия студентов в творческих проектах, требующих максимальной личностной самоотдачи и саморазвития. Пример такого профессионального проекта служит фестиваль «ГрэМиИ», который уже на протяжении нескольких лет традиционно проходит в стенах университета. Фестиваль предоставляет каждому студенту продемонстрировать свои профессиональные и личностные возможности в использовании современных профессиональных техник. Программа Фестиваля включает в себя разнообразные мероприятия, мастер-классы, интеллектуальные игры и профессиональные викторины.

Реализация взаимодействия с профессиональным сообществом организуется через Отдел взаимодействия с работодателями университета. Отдел представляет собой координирующую службу, направленную на эффективное использование профессионального кадрового потенциала выпускников. Цель работы отдела заключается в создании структуры взаимодействия выпускников с работодателями региона.

Заключение. Как следует из перечисленного, систематическая профориентационная работа университета, нацеленная на формирование профессиональных установок у студентов, предоставление разнообразных форм профориентационной деятельности и многообразия профессиональных техник

способствует процессу эффективного формирования профессионального самоопределения студентов. Систематическая профориентационная работа развивает самосознание и ведет к накоплению опыты участия в профессиональной жизни, а в результате, к самостоятельному осознанному профессиональному выбору.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бобровская, А.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассника в проектной деятельности : дисс. канд. ... пед. наук / А.Н. Бобровская. - Волгоград, 2006. - 143 с.

2. Goncharova, N.A. Economic mechanism of industrial enterprise resources management efficiency assessment / N.A. Goncharova, I.S. Kondratenko, E.N. Zamaraeva // The Journal of Social Sciences Research. -2018. - Т. 4, № 12. - С. 470-477.

3. Профильная школа: пути и проблемы становления // Директор школы. - 2003. - №7. - С. 12-21.

4. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Кн.1 : учеб. пособие для студентов / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск : Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 174 с.

5. Соснина, Н.Г. Внеучебная деятельность студентов как средство формирования устойчивой нравственной позиции / Н.Г. Соснина // Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. -Казань, 2017. - С. 317-321.

REFERENCES

1. Bobrovskaya A.N. Professional'noe samoopredelenie starsheklassnika v proektnoj deyatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Professional self-determination of high school students in project activities. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Volgograd, 2006. 143 p.

2. Goncharova N.A., Kondratenko I.S., Zamaraeva E.N. Economic mechanism of industrial enterprise resources management efficiency assessment. The Journal of Social Sciences Research, 2018, vol. 4, no. 12, pp. 470-477.

3. Profil'naya shkola: puti i problemy stanovleniya [School profile: the ways and problems of formation].

Direktor shkoly [Schoolmaster], 2003, no.7, pp. 12-21.

4. Simonenko V.D., Retivyh M.V. Obshchaya i professional'naya pedagogika. Kn.1: ucheb. posobie dlya studentov [General and professional pedagogy. Book 1]. Bryansk: Izd-vo Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. 174 p.

5. Sosnina N.G. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov kak sredstvo formirovaniya ustojchivoj nravstvennoj pozicii [Extracurricular activities of students as a means of forming a stable moral position]. Formirovanie grazhdanskoj ustojchivosti kakfaktor protivodejstviya ideologii ekstremizma i terrorizma: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. [Formation of civil firmness as a factor in countering the ideology of extremism and terrorism]. Kazan', 2017, pp. 317-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.