Научная статья на тему 'Формирование профессионального мышления психолога в условиях непрерывной многоуровневой подготовки'

Формирование профессионального мышления психолога в условиях непрерывной многоуровневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / профессиональное мышление психологов / задачи возраста / этапы профессионализации / thinking / psychologist’s professional thinking / the problem of age / stages of professionalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпенко Инна Борисовна

Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими в системе подготовкии переподготовки психологов. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие возможностей системынепрерывного образования в формировании профессионального мышления психолога. Ведущим подходом кисследованию данной проблемы является задачно-компетентностный подход, позволяющий комплекснорассмотреть вопрос формирования профессионального мышления психолога. Представлены характеристикитипов профессионального мышления психологов на разных этапах профессионального становления. Раскрытыразновидности профессиональных задач и структура их решения. Материалы статьи представляютпрактическую ценность для психологов и преподавателей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PSYCHOLOGIST’S PROFESSIONAL THINKING IN THE CONDITIONS OF A CONTINUOUS MULTI-LEVEL TRAINING

The relevance of the research is determined by the changes in the system of training and retraining of psychologists. In that connection, this article is aimed to reveal the opportunities of continuous education system in the forming psychologist’s professional thinking. The leading approach to the study of this problem is the task competency approach, which allow considering the question of forming psychologist’s professional thinking. In the article there are characteristics of the types of professional thinking of psychologists at different stages of professional formation. The variety of professional tasks and the structure of their solutions are disclosed. The materials of the article have the practical value for psychologists and psychology professors.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального мышления психолога в условиях непрерывной многоуровневой подготовки»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

И.Б. Храпенко

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими в системе подготовки и переподготовки психологов. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие возможностей системы непрерывного образования в формировании профессионального мышления психолога. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является задачно-компетентностный подход, позволяющий комплексно рассмотреть вопрос формирования профессионального мышления психолога. Представлены характеристики типов профессионального мышления психологов на разных этапах профессионального становления. Раскрыты разновидности профессиональных задач и структура их решения. Материалы статьи представляют практическую ценность для психологов и преподавателей психологии.

Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление психологов, задачи возраста, этапы профессионализации.

FORMING PSYCHOLOGIST’S PROFESSIONAL THINKING

IN THE CONDITIONS OF A CONTINUOUS MULTI-LEVEL TRAINING

I. Khrapenko

Abstract. The relevance of the research is determined by the changes in the system of training and retraining of psychologists. In that connection, this article is aimed to reveal the opportunities of continuous education system in the forming psychologist’s professional thinking. The leading approach to the study of this problem is the task -competency approach, which allow considering the question of forming psychologist’s professional thinking. In the article there are characteristics of the types of professional thinking of psychologists at different stages of professional formation. The variety of professional tasks and the structure of their solutions are disclosed. The materials of the article have the practical value for psychologists and psychology professors.

Keywords: thinking, psychologist’s professional thinking, the problem of age, stages of professionalization.

Социальные изменения в общественной жизни требуют высокой мобильности психических процессов человека при решении сложных, часто не определенных ситуаций, которые характеризуются нестабильностью и непредсказуемой вариативностью. Важным условием решения описанных проблем является подготовка специально обученных профессионалов-психологов. Введение новых стандартов в России предполагает формирование у студентов профессиональных компетенций. Для их успешного освоения психолог должен научиться решать практикоориентированные задачи. Решение проблем и задач - это межпредметная сфера, которая включает различные теории, факты, методы обучения решению проблемных ситуаций и т.п. Данный процесс тесно связан с конкретной ситуацией и людьми, которые в ней задействованы. Помимо самого процесса решения задачи существует множество факторов, влияющих на ее эффективность и связанных с эмоциями, мотивацией,

способностями, в том числе, и уровнем развития у психолога профессионально важных качеств.

Теоретические основы проблемы профессионального мышления были заложены рядом теорий и концепций. Среди наиболее значимых необходимо отметить следующие: деятельностная теория мышления (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теория системной организации мышления (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн); психологическая теория о двух типах мышления (В.В. Давыдов); профессиональное практическое мышление (В.П. Андронов, Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин, Ю.К. Корнилов, Ю.Н. Кулюткин, Б.М. Теплов); теория психологопедагогического управления умственной деятельностью (Г.И. Вергелес, П.Я. Гальперин, Н.Н. Лобанова, А.И. Раев, Л.А. Регуш, Н.Ф. Талызина). На современном этапе развития проблемы отмечается большой интерес к

373

изучению возможностей мышления в процессе решения задач и проблем (В.Ф. Спиридонов).

Специфика мышления психолога

предполагает развитие сложных процессов, необходимых для анализа проблемы клиента. К данным процессам относятся умение понимать скрытые механизмы и закономерности личностного развития,

понимание эмоциональных переживаний клиента, анализ причин возникновения и развития проблемы. Для эффективной деятельности психолог должен не только владеть необходимыми знаниями в области психологии, но и осуществлять их экстраполяцию на конкретную ситуацию.

Профессиональное мышление психолога может быть теоретическим, эмпирическим и практическим (Б.И. Беспалов). Спецификой профессиональных задач, решаемых психологом, обусловлены такие

характеристики его мышления, как гибкость, продуктивность, оперативность, высокая

ответственность принимаемых решений (А.А. Гопкало). Важнейшие качества

профессионального мышления психолога: системность, дифференцированность,

интегрированность, направленность на познание внутренних психических процессов.

Развитие профессионального мышления происходит в учебно-информационной среде, которая имеет определенные характеристики:

1. Ориентация на развитие личностного потенциала будущих психологов.

2. Формирование конкурентоспособности в обществе с высокой динамикой рыночных отношений и при ограниченных ресурсах.

3. Задачное структурирование дисциплин

специализаций, адекватных

профессиональным компетенциям.

Для психолога характерны некоторые специфические особенности

профессионального мышления,

детерминированные особенностями

деятельности:

1. Психолог работает с индивидуальностью другого человека, ориентируясь на себя, т.е. психолог проецирует на профессиональную деятельность свой внутренний мир. Таким образом, личность психолога является основным инструментом его деятельности.

2. Работа психолога имеет дело с

информацией, которая характеризуется целым рядом искажений: высокая эмоциональность, непоследовательность, дефицитарность.

Особенно стоит отметить сознательные искажения информации клиентами - это личностная интерпретация, связанная с

желанием создать положительный образ. Для адекватной диагностики и интерпретации информации психолог должен обладать критичностью мышления.

3. Требуется очень хорошее понимание

ситуации взаимодействия с клиентом:

контекста развертывания проблемы, причин ее возникновения, особенностей динамики

(улучшения, ухудшения), детерминанты кризиса (внешние, внутренние).

4. Отсутствие стандартов или однозначного алгоритма решения различных проблем, обусловленных спецификой профессиональной деятельности психолога. Данная особенность требует от психолога выдвижения множество гипотез, высокой гибкости и скорости мышления, нестандартных решений.

5. Умение прогнозировать развитие

событий. Антиципация включает целый ряд элементов, определяющих успешное решение проблемы: понимание цели, планирование,

построение модели действий, выбор адекватных средств для ее достижения, определение возможных помех на ее пути, и выбор действия, направленного на закрепление результата. Нельзя забывать, что работа психолога всегда должна соответствовать нравственно-этическим

нормам, а поведение клиента не всегда предполагает моральное содержание. Кроме того, работа психолога всегда сознательна и мотивирована, а поведение клиента импульсивно и обусловлено обыденным мышлением.

Перечисленные выше особенности и проблемы профессиональной деятельности психолога обусловили наш интерес к изучаемой теме. Для наиболее четкого представления об изучаемом явлении постараемся разобраться с некоторыми механизмами профессионального мышления с помощью моделирования.

Модель формирования профессионального мышления содержит несколько важных этапов, которые реализуются в процессе подготовки:

1. Этап ориентировки (побудительномотивационный): обучение приемам анализа профессиональных ситуаций. Для

эффективного освоения данного этапа большое значение имеет развитие умения формулировать большое количество гипотез о причинах проблемы. Важно научиться формулировать как стандартные, так и альтернативные гипотезы. Наибольшее значение на данном этапе играют такие

374

дисциплины как психодиагностика, практикум по общей психологии, методы социально-психологического исследования.

2. Этап планирования (моделирование): формирование пошагового алгоритма решения типовых профессиональных проблем. На данном этапе принципиальное значение имеет тип задачи и признаки, по которым психолог ориентируется при его определении. Для конкретизации вопроса мы используем разработанную П.Я. Гальпериным теорию поэтапного формирования умственного

действия, что позволяет вместе с процессуальными компонентами деятельности выделить способы решения профессиональных проблем.

П.Я. Гальперин выделил три типа стратегий обследования окружающих предметов, которые определяют

эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка опирается на случайные

признаки, поэтому обучение осуществляется методом проб и ошибок и дает низкие результаты. При втором типе ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания, обучение в этом случае идет более адекватно, чем в первом, но результаты не обладают свойством переноса сформированных знаний и умений на новые отношения. При третьем типе ориентировка опирается на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта, поэтому усваиваемые знания и умения могут быть перенесены в новые, измененные условия. С некоторыми добавлениями (Н.Т. Оганесян) мы используем данные стратегии для определения разновидностей решения профессиональных проблем. Ниже представлены выделенные разновидности видов проблем

(профессиональных задач).

Таблица 1. - Разновидности видов проблем (профессиональных задач)

Признак Вид проблемы Определение

Наличие алгоритма в решении проблемы Типовые учебные проблемы (репродуктивная деятельность), 1 тип ООД- ориентировка на единичные признаки (П.Я. Гальперин) Имеющие разработанный типовой алгоритм решения, работа по образцу, шаблону

Комбинированные проблемы (реконструктивная деятельность), 2 тип ООД - ориентировка на локальные признаки Сочетанные, разноплановые проблемы, требующие анализа и выбора приоритета в решении (первоочередности)

Типовые проблемы с дополнительными условиями (реконструктивная деятельность), сочетание ориентировок по двум типам (1 и 2) Сочетание шаблонов решения задач с коррекцией на предпочтения клиента. Комбинаторное мышление

Отсутствие однозначного алгоритма в решении проблемы Неопределенные проблемы. 3 тип ориентировки. Достраивание элементов проблемы Недостаточное количество информации для решения проблемы

Переопределенные проблемы. Сортировка и дифференциация элементов проблемы. 3 тип ориентировки Избыточное количество информации для решения проблемы

Нестандартные проблемы. Комбинирование разных уровней ориентировки в творческой деятельности. Недостаток информированности и компетентности у психолога. Технология проекта

На втором этапе освоения технологии решения профессиональных задач

первостепенное значение имеют такие дисциплины как консультативная психология, практикум по консультативной психологии, психокоррекция, практикум по социальной психологии. Наиболее адекватной

дидактической технологией, направленной на реализацию данного этапа, является

технология проекта, которая ориентирована на применение и приобретение знаний путем самоорганизации и самообразования. Технология предполагает детальную разработку проблемы, которая ориентирована на реальный практический результат (4).

3. Этап действия (организационно -

деятельностный) предполагает овладение разнообразными технологиями, формами и

375

методами практической деятельности на практике. Этап реализуется в рамках учебнопрофессиональной деятельности,

производственной и преддипломной практики и в научной деятельности. Во время практики студенты отрабатывают умения и навыки решения профессиональных задач в соответствии с основными

профессиональными стандартами.

4. Этап оценки. Формально данный этап не является фиксированным во времени и предполагает постоянный контроль в виде зачетов, экзаменов, практических работ, выпускных квалификационных работ, выпускного экзамена, экспертизы и т.п. Кроме того, большое значение имеет рефлексивная практика, которая формируется на дисциплинах: теория и методика социальнопсихологического тренинга, коммуникативные тренинги и разнообразные тренинги дополнительного образования.

Для адекватной оценки (рефлексии) профессиональных компетенций необходимо выделить критерии сформированности профессионального мышления. В этом вопросе необходимо учитывать не только когнитивный показатели, но и личностные особенности профессионала, поскольку от этого зависят качественные результаты деятельности.

1. Наличие познавательной мотивации.

2. Система профессиональных знаний, накопление и осмысление информации. Данная система, прежде всего, предполагает наличие фундаментальных знаний по психологии, умение применять их на практике.

3. Интеллектуальные способности: анализ, рефлексия, планирование, осведомленность, креативность, экстраполяция (умение применять знания в практической жизни), умение прогнозировать развитие ситуации. Особое значение имеют такие особенности мыслительной деятельности, как умение работать с информацией, погружаться в проблемную ситуацию, формулировать гипотезы источников проблемной ситуации, строить модели проблемной ситуации, находить варианты ее решения, разрабатывать пошаговое решение этих проблемных ситуаций, осуществлять контроль процесса развития ситуации, самоконтроль.

4. Система профессиональных умений и навыков. В современной социальной ситуации первостепенное значение имеют умения организовывать свою деятельность в ситуации неопределенности и в экстремальных ситуациях.

5. Профессионально значимые качества личности. Среди личностных качеств, определяющих успешную профессиональную деятельность можно выделить: социальную активность, ответственность, организаторские способности, трудоспособность, позитивную направленность.

Для более полной картины изучаемого явления остановимся на содержательных компонентах профессиональных задач, структура которых предполагает работу психолога по трем основным блокам (таблица 2).

Таблица 2. - Структура решения профессиональных задач

Компоненты задачи Содержание компонентов задачи Операции и процедуры мышления Результат

Дифференциально - диагностический компонент Диагностика и переопределение запроса Анализ, синтез, обобщение информации, формулирование гипотез Первичное диагностическое заключение переформулирование проблемы

Рефлексивный компонент Моделирование и оценка ситуации Комбинирование, интерпретация Системная модель ситуации (вторичное диагностическое заключение)

Т ерапевтический компонент Реализация психологического воздействия Убеждение, объяснение, информирование Создание системы отношений с клиентом

Практический компонент Экспериментирование, формирование нового опыта Упражнение, обучение, тренировка Решение проблемы

Прогностический компонент Определение перспектив развития ситуации при различных условиях Профессиональное прогнозирование Разработка системы мер и рекомендаций

376

При решении любых задач всегда неизбежны ошибки. Поэтому необходимо остановиться на вопросе ошибок и барьеров при решении профессиональных задач. В данном вопросе мы остановимся на нескольких характеристиках

профессионального мышления: критичность, креативность, рефлексивность, которые во многом определяют не только вид ошибок, но и отношение к ним.

1. Профессиональное мышление психолога

должно быть критичным, чтобы вовремя распознавать противоречия, упущения в аргументах, несоответствия фактического материала высказываниям клиента. Многие утверждения клиента не имеют достаточных оснований, однако та убежденность, с которой клиент рассказывает о себе и своих проблемах часто вводит в заблуждение психолога, особенно начинающего. Поэтому развитие критичности мышления является

основополагающим для объективизации суждений, формулировки обоснованных доказательств и адекватных выводов. Конечно, никакое критическое мышление не позволит найти «истину», ведь в психологическом консультировании это наиболее зыбкое понятие. Тем не менее, именно критичность мышления позволяет обосновать выдвигаемые предположения. Наиболее значимыми составляющими критичности мышления являются: способность к сравнению разных точек зрения, способность к сопоставлению получаемой информации с собственным жизненным опытом и имеющейся в наличии психологической информации, соотнесение с нормой, стандартами и эталонами.

Относительно собственного жизненного опыта психолог должен помнить не только о его положительной стороне, но и о проблемах переноса и контрпереноса. Некоторые фиксированные в сознании травмы и события прошлого могут иметь крайне неприятные последствия в работе с клиентом, проявляясь как актуализация различных аспектов личного опыта психолога, использование его при решении проблем клиента. Данный факт определяется как тенденция к редуцированию сложности психической реальности (А.В. Гуськова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проблеме творческого мышления в

профессиональной деятельности уделяется много внимания. В процессе

профессионального обучения студентам сообщают знания в области решения типовых учебно-профессиональных задач. Однако на практике психолог сталкивается с

нестандартными ситуациями, которые очень сложно просчитать в силу их ситуативности, контекстности, личностной

детерминированности и множества других факторов. Значение творческого мышления особенно велико, когда речь идет о решении задач с плохо определенными условиями. М.М. Кашапов отмечает, что зрелое мышление профессионала проявляется в умении ставить производственные цели, творчески решать профессиональные задачи, используя весь свой потенциал. «Творчески мыслящий профессионал способен рисковать и принимать ответственность за решение» [3, с. 29].

Определение творческого мышления находится в стадии разработки. Но существует множество подходов, которые раскрывают его сущность. По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами: способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к

неопределенности; готовность противостоять мнению окружающих. Современные исследователи отмечают необходимость развития интуиции и познавательной

творческой активности. Относительно методов развития творческих способностей споры еще ведутся. Ведь если обучать студентов

алгоритму решения творческих задач, они уже перестают быть таковыми.

3. Проблема рефлексии в работе психолога. Современные авторы выделяют достаточно много видов рефлексий. Для нашего исследования наиболее подходящей является классификация А.В. Карпова, который

выделяет два вида рефлексии: интеллектуальную (интеллектуальные акты, познавательные стратегии, предметные действия) и личностную (эмоциональные состояния, ценности, моральные нормы,

убеждения, мотивы, намерения, образ «Я» и т.д.). Под рефлексией автор понимает умение реконструировать и анализировать

понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям [2, с. 36]. В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием [2, с. 84]. Рефлексия связана с осознанием стереотипов деятельности и является условием самооценки и самоконтроля при решении

377

профессиональных задач. Преодоление

стереотипов и шаблонов служит предпосылкой развития рефлексивно-творческих

способностей. Поэтому для реализации компетентностной модели подготовки

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

3. Кашапов М.М. Структурно-динамические характеристики творческого мышления в процессе профессионализации / Проблемы и перспективы социальной психологии образования // Материалы междунар. науч. конференции. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - Ч. 2. - С. 29-35.

4. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учебное пособие. - М.: КРОНУС, 2006. - 328 с.

5. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: учебное пособие. - М.: Генезис, 2006. - 319 с.

специалиста необходимо не только снабжать студентов набором знаний, умений и навыков, но и формировать профессиональное мышление, которое отвечает современным требованиям профессиональной подготовки.

References:

1. Druzhinin V.N. Psihologija obshhih sposobnostej. - SPb.: Piter Kom, 1999. - 368 s.

2. Karpov A.V. Psihologija refleksivnyh mehanizmov dejatel'nosti / A.V. Karpov. - M.: Institut psihologii RAN, 2004. - 424 s.

3. Kashapov M.M. Strukturno-dinamicheskie harakteristiki tvorcheskogo myshlenija v processe professionalizacii / Problemy i perspektivy social'noj psihologii obrazovanija // Materialy mezhdunar. nauch. konferencii. - Saratov: IC «Nauka», 2010. - Ch. 2. - S. 29-35.

4. Oganesjan N.T. Pedagogicheskaja psihologija. Sistema raznourovnevyh kontrol'nyh zadanij: uchebnoe posobie. - M.: KRONUS, 2006. - 328 s.

5. Spiridonov V.F. Psihologija myshlenija: Reshenie zadach i problem: uchebnoe posobie. - M.: Genezis, 2006. - 319 s.

Сведения об авторе:

Храпенко Инна Борисовна (г. Мурманск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Психологического института МГГУ, e-mail: hrapenko@mail.ru

Data about the author:

I. Khrapenko (Murmansk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Department of Psychology, Psychological Institute of Murmansk State Humanities University, e-mail: hrapenko@mail.ru

378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.