Научная статья на тему 'Формирование профессионально значимых качеств студентов вуза естественно-научных специальностей при модернизации образования'

Формирование профессионально значимых качеств студентов вуза естественно-научных специальностей при модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE-BASED APPROACH TO A PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / ADVANCED / PROFESSIONAL AND SIGNIFICANT QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассамагина Фаина Анатольевна

Рассматривается реализация компетентностного подхода при обучении студентов вуза естественно-научных специальностей. Предлагается схема формирования профессионально-значимых качеств. Обосновывается необходимость применения данной схемы для формирования творческой компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассамагина Фаина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PROFESSINALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS OF NATURAL SCIENCES SPECIALTIES IN CONDITIONS OF MORDENASING EDUCATION

. In article realization of competence-based approach when training students of higher education institution of natural-science specialties is considered. The scheme of formation of professional and significant qualities is offered. Need of application of this scheme for formation of creative competence of students locates.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально значимых качеств студентов вуза естественно-научных специальностей при модернизации образования»

УДК 37.091.212.5 ББК Ч448.043

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02

Рассамагина Фаина Анатольевна,

старший преподаватель высшей математики, экономический техникум «Уральская школа бизнеса», г. Екатеринбурга; 620014, г. Екатеринбург, пер. Ценрального рынка, 6; e-mail: frassamagina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход к проблеме формирования профессиональной компетентности; творчество; креативность; профессионально-значимые качества; профессиональная компетентность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается реализация компетентностного подхода при обучении студентов вуза естественно-научных специальностей. Предлагается схема формирования профессиональнозначимых качеств. Обосновывается необходимость применения данной схемы для формирования творческой компетентности студентов.

Rassamagina Faina Anatoljevna,

Senior Teacher of Higher Mathematics, College of Economics “Ural Business School”, Yekaterinburg.

FORMING PROFESSINALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS OF NATURAL SCIENCES SPECIALTIES IN CONDITIONS OF MORDENASING EDUCATION

KEY WORDS: competence-based approach to a problem of formation of professional competence; creativity; advanced; professional and significant qualities; professional competence.

ABSTRACT. In article realization of competence-based approach when training students of higher education institution of natural-science specialties is considered. The scheme of formation of professional and significant qualities is offered. Need of application of this scheme for formation of creative competence of students locates.

П

ри современной модернизации образования необходимым является формирование ключевых компетенций в разных сферах деятельности. Отсюда поставим задачу разработки и внедрения методик преподавания, учитывающих модернизацию образования. Реализация задач профессиональной подготовки специалистов предполагает формирование новообразований, которые обеспечивают и процесс становления, и дальнейшего развития их профессиональной деятельности. При формировании профессиональной компетентности студентов вуза умения и навыки развиваются и совершенствуются на различных стадиях. Основное направление проведения занятий - традиционное.

Не умаляя значения данной направленности обучения, необходимо формировать и навыки личностно ориентированных, интерактивных, эвристических, креативных, проектных форм организации обучения. В условиях совершенствования современных технологий возникают большие перспективы по изменению подходов к содержанию и формам образования. Высшие учебные заведения должны готовить высококомпетентных специалистов - профессионалов, способных к творческой профессиональной деятельности и постоянному самосовершенствованию. В этом контексте

формирование профессиональных компетенций окажет существенное влияние на качество высшего образования и оценку результатов в профильных вузах (1, с. 33-38).

При формировании профессиональной компетентности одним из важных моментов является формирование творческой компетентности. «Сегодня способность к творческой деятельности становится своеобразным индикатором успешности человека, развитости его внутреннего мира. Тема творчества связана с такими актуальными проблемами личности и общества, как: ресурсы развития человеческих способностей, смысл созидательной деятельности, бессознательное, свобода и спонтанность, системное мышление и интегративность, мировоззрение и место творческой личности в обществе, возможность и необходимость формирования навыков творчества.

В социальном контексте появление креативного класса, развитие креативного этоса составляет наиболее значимую социокультурную трансформацию конца второго и начала третьего тысячелетия» (3, с. 75-77). Креативный класс можно сформировать, используя предложенную схему (см. таблицу 1). Творческая компетенция развивается лучше всего на эвристическом (соглашаясь с позицией А. В. Хуторского - 4, с. 320) и креативном уровнях. Нами составлена схе-

© Рассамагина Ф. А., 2013

стами профессионально значимыми качествами в процессе прохождения уровней.

Учитывая содержание разработанной схемы и важные характеристики профессионально значимых качеств, мы определили условия эффективной реализации схемы:

- процесс овладения профессионально значимыми качествами должен представлять собой открытую систему, составленную из взаимосвязанных элементов;

- управление системой должно выводить её на более высокие уровни формирования профессионально значимых качеств;

- формирование многомерных компетенций;

- обеспечение метапредметности образовательных результатов;

- использование эвристических, креативных и других приёмов для развития творческой, а следовательно, и профессиональной компетентности.

- система направлена на получение результатов.

Таблица 1.

Формирование профессионально значимых качеств студентов вуза естественно-научных специальностей

Уровни Когнитивный компонент Функциональный компонент Личностно- аксиологический компонент

Название Сформированность основных знаний Сформированности основных умений Характеристика личностей; ценностные ориентации

Репродук- тивный уровень Знания обучающихся о будущей профессии расплывчаты. Активность низкая. Работа только в стандартном варианте и на низком уровне. Не способны сами планировать цели деятельности. Отсутствует метапредметность. Низкий уровень самооценки. Направленность практически отсутствует. Ценности не осознаны.

Рефлек- сивный уровень Студенты осознанно используют полученные знания на практике в стандартных ситуациях. Слабо развита многомерная творческая компетентность. Активность средняя. Работа в стандартном варианте на среднем уровне, характерна некоторая самостоятельность в постановке целей. Слабо развита метапредметность. Средний уровень самооценки. Направленность на достижение целей присутствует. Направленность слабая. Ценности четко не осознаны.

Эвристи- ческий уровень Студенты используют полученные знания на практике в нестандартных ситуациях для достижения результата. Присутствует многомерная творческая компетентность. Активность высокая. Способны сами планировать цели и результаты своей деятельности. Достигают поставленной цели в проблемных ситуациях. Характерна метапредметность. Высокий уровень самооценки. Направленность на достижение целей и результата присутствует. Ценности чётко осознаны.

Креативный (творческий) уровень Выбор рациональных методов и способов решения с использованием средств новых информационных технологий; большая самостоятельность в постановке и решении задач. Развита многомерная творческая компетентность. Активность очень высокая. Самостоятельное составление приёмов творческой деятельности, установление причинно-следственных связей, способность формулировать и решать сложные, актуальные задачи. Развита метапредметность. Высокий уровень общей самооценки. Доминирующая мотивация к достижению успеха. Ярко выражены показатели направленности. Система ценностей чётко осознана.

Активизацию развития профессиональ- (2, с. 36-39) Подразумевается индивидуально значимых качеств студентов вузов можно ный подход к процессу обучения и совмест-

осуществлять с помощью специальных задач ное, коллективное решение множества задач.

ма формирования профессионально значимых компетенций специалистов; построена она на основе следующих принципов:

• принцип научности (компоненты схемы соответствуют современным достижениям педагогической науки, содержание - последним достижениям естественных наук);

• принцип мобильности (учитывается постоянное обновление науки, изменяется содержание схемы с учётом потребностей общества);

• принцип дискретности и целостности.

Схема состоит из этапов (уровней), которые в свою очередь состоят из ряда компонентов. Заметим, что структурные компоненты схемы находятся во взаимодействии и представляют процесс формирования профессионально значимых качеств. Процесс этот происходит в несколько уровней: репродуктивный, рефлексивный, эвристический, креативный, или творческий. Схема предусматривает овладение будущими специали-

Для оценки уровня и качества знаний, сформированности профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности студентов лучше использовать балльно-рейтинговую систему. «Стремление к более гибкому и более точному измерению качества знаний привело к созданию многомерной системы оценки знаний, например, балльно-рейтинговой... Балльнорейтинговая система сегодня достаточно

успешно применяется в образовательных учреждениях для оценки уровня знаний»

(5, с. 45-53).

Результатом применения рекомендуемой схемы является развитие профессионально значимых качеств. При обучении постепенно формируются творческая и многомерная профессиональная компетентности, создаётся креативный класс специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курина Т. Е. Компетентностный подход к подготовке бакалавров в сфере туристской индустрии // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», №4, 2012.

2. Рассамагина Ф. А. Использование задач с изменяющимися условиями для формирования творческих умений у студентов вузов естественно - научных специальностей / И. Н. Семёнова, Ф. А. Рассамагина // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики : мат-лы Второй регион. Науч.-практ. конф. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2006.

3. Стариков П. А. Мониторинг творческой компетентности студентов Сибирского федерального университета // Повышение качества высшего профессионального образования : мат-лы Всерос. научн.-метод. конф. : в 3 ч. Ч. 1. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.

4. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения : пособие для учителя. М. : ВЛАДОС, 2000.

5. Ялалов Ф. Г. Многомерные педагогические компетенции // Педагогика. 2012. № 4.

Статью рекомендует канд. технич. наук, доц. В. Е. Катюхин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.