Научная статья на тему 'Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов посредством проектного обучения'

Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов посредством проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов посредством проектного обучения»

пиаде по истории Андрей Бабин получил диплом 2-й степени.

Чувство патриотизма и гражданственности нельзя привить в принудительном порядке. В работе с подростками одна из главных задач — помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

Современному поколению, как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.

Если обратиться к конкретным фактам истории нашей страны, можно отметить немало примеров мужества, патриотизма, гражданственности и героизма, которые могут служить нравственными ориентирами для подрастающего поколения и на сегодняшний день. Так, одной из ведущих идей в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут служить лозунгом всей боевой истории Российской армии.

Большой интерес у обучающихся вызывает личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости...» вызывают гордость за нашу страну, за ее героев.

Отличным материалом для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года», образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Здесь важно говорить не только о героизме русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. И здесь обучающимся важно прийти к выводу: не свою жизнь, не свою свободу, не жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю.

Особое внимание уделяется подросткам — героям Великой Отечественной войны, ведь они были того же возраста, что и наши обучающиеся. Подбирается такой материал, который вызывал бы отклик в умах и сердцах обучающихся, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего они гибли во времена великих испытаний? Смог бы он, современный подросток, так поступить? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

В заключение хотелось бы сказать, что благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

История — это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина!

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Е. В. Котова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Необходимо применить такой вид обучения, который позволил бы усилить практическую подготовку специалистов в образовательной организации и сократить период его предметной и социальной адаптации [1].

Успех формирования специалиста в решающей степени зависит от того, как и насколько овладевает студент знаниями, навыками, ком-

петенциями, необходимыми для функционирования в образовательной среде, на какие ценности в области будущей профессиональной и социальной деятельности будет ориентировать себя личность уже на начальном периоде обу-

чения. Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, привыкает, приспосабливается к многообразным условиям этой деятельности, адаптируется к ее условиям.

Важнейшими показателями эффективности профессионального образования являются:

• успешность учебной деятельности (успешность обучения), включающая частные показатели: успеваемость, удовлетворенность профессиональной подготовкой, отношение к избранной профессии, сформированность умения работать без контроля, организация и проведение лекций, семинаров и практических занятий с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как преподавателями, так и самими студентами, применение информационных и коммуникационных технологий для организации исследования в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР);

• развитие учебно-материальной базы образовательного учреждения (увеличение времени свободного доступа к Интернету, организация телеконференций с другими учебными заведениями и др.);

• использование образовательных сайтов и порталов для дистанционного обучения и самообразования;

• общественная активность, которая оценивается по участию в общественной работе, наличию активной жизненной позиции, умению организовывать и руководить;

• научная (исследовательская) активность, измеряемая по участию в студенческом научном обществе, по научной продуктивности и творчеству [2; 3].

Формирование профессионально значимых качеств специалиста возможно посредством использования новых подходов и технологий обучения, например проектного обучения.

Обратимся к определениям терминов «педагогическая технология», «проектное обучение» и «метод проектов».

• Педагогическая технология (от греч. — искусство, мастерство, умение, а также др. греч. — методика, способ производства) — специальный набор форм, методов и способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого результата с допустимой нормой отклонения [4].

• Проектное обучение — это особая организация учебного процесса, направленная на решение студентами учебных и производственных

задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной успешной учебной деятельности.

• Метод проектов — это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий определение потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования [5].

Проектное обучение некоторые авторы (А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Га-ибова) предлагают рассматривать как дидактическую систему, а метод проектов — как компонент этой системы, как педагогическую технологию, предусматривающую не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Если метод проектов является основной технологией в процессе обучения, а остальные технологии — дополнительными, то тогда считают, что обучение является проектным. Процесс создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, связанный с удовлетворением потребностей студента, называется проектной учебной деятельностью [6].

Мы считаем, что проектное обучение является одним из эффективных видов обучения, так как представляет собой целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению общими и профессиональными компетенциями, а реализуется проектное обучение за счет применения метода проектов. Таким образом, метод проектов является частью проектного обучения и основывается на взаимодействии преподавателя и студента, организованном особым способом [7].

Наше исследование было направлено на изучение процесса формирования профессионально значимых качеств. Цель исследования: создать комплекс мероприятий по организации и овладению студентами методами проектного обучения, направленного на формирование профессионально значимых качеств.

Основные задачи были сформулированы следующим образом: 1) создать организационно-педагогические условия для проектирования; 2) подробно разработать этапы проектирования с рекомендациями; 3) выявить отрицательные и положительные стороны реализации проектного обучения при формировании профессионально значимых качеств. В процессе работы мы

применяли следующие методы исследования: анализ, наблюдение, изучение литературы и др.

Формирование профессиональных значимых качеств посредством проектного обучения дает возможность применять разнообразные формы организации деятельности студентов, основанные на их активности как субъектов образовательного процесса: исследовательские, поисковые, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры, рефлексивные методы и др.

Формирование значимых качеств личности будет успешнее, если реализуются следующие условия:

• обеспечивается связь проектной деятельности с решением профессиональных задач разного типа сложности;

• осуществляется личностно ориентированный подход к студентам в процессе реализации проектного обучения;

• реализуется принцип систематичности и последовательности в применении проектного обучения.

Предварительная работа преподавателя по использованию проектного обучения включает теоретическое освоение сущности, значения проектного обучения, изучение опыта ПОО, проектирование ожидаемых результатов:

• для преподавателя: освоение таких организационных форм обучения, когда акцент переносится с преподавательской активности педагога на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих студентов; изменение позиции преподавателя — из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности студентов;

• для студента: активное участие в процессе обучения, самостоятельная формулировка целей и задач проекта, формирование личностных качеств, наиболее востребованных в производственных и жизненных ситуациях; исследовательских и конструкторских умений; формирование устойчивых интеллектуальных качеств, таких как способность видеть решение проблемы, самостоятельность, гибкость, критичность мышления, перенос усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию.

Работу над проектом мы разбили на три этапа: подготовительный, технологический и заключительный.

Подготовительный этап имеет следующую цель — подготовить и организовать проектирование студентов. Основные задачи данного этапа:

1) развитие навыков творческого и критического мышления;

2) развитие навыков формулирования темы и проблемы исследования;

3) развитие навыков сбора информации и формирование исследовательских навыков (поиск и анализ теоретических источников).

Для достижения планируемых результатов мы определили дидактические единицы, имеющие особую значимость для выпускника специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», освоение которых посредством проектного обучения осуществляется примерно в такой последовательности, как при изучении темы «Организация монтажной площадки» профессионального модуля «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования». Проект по этой теме базируется на знании дисциплин «Монтажные грузоподъемные и транспортные машины», «Изготовление и монтаж технологических трубопроводов»», «Охрана труда», «Основы геодезии». Для решения первой задачи были разработаны следующие задания и формы организации обучения:

1) проблемные вопросы: почему при монтаже любого оборудования необходим план организации монтажной площадки? Почему план организации монтажной площадки изменяется в зависимости от типа монтируемого оборудования и условий монтажа?

2) мозговой штурм: проводится генерация идей по формированию возможных решений проблемного вопроса, а также отбор, группировка и оценка идей;

3) эвристическая беседа: преподаватель с помощью умело поставленных вопросов наводит студентов на новые идеи по решению проблемы. Например: какие сооружения должны быть на монтажной площадке? Как должно быть расположено подъемно-транспортное оборудование? Где должны располагаться подъездные пути?

Вторую задачу, развитие навыков формулирования темы и проблемы исследования, мы предлагаем решать в следующей последовательности:

1. Определить объект, который необходимо создать или улучшить. В данном проекте необходимо оборудовать монтажную площадку.

2. Выяснить, почему необходимо данный объект создать или улучшить, то есть определить актуальность проекта. На этом этапе студенты разрабатывают и записывают идеи, вопросы и др.

3. Разработать перечень качеств, по которым будет производиться оценка. Он должен быть

обоснованным с точки зрения необходимости и достаточности. Студенты проектируют качества организации монтажной площадки с точки зрения безопасности выполнения работ, рационального ведения работ на данной площадке.

4. Операциональное определение установленных качеств объекта. На этом этапе разрабатываются критерии, по которым можно будет оценить разработанный план организации монтажной площадки по характеристикам, установленным в пункте 3.

5. Определение исходных характеристик объекта и установление характеристик, которые требуются, то есть определение несоответствия [8].

6. Выбор формулировки темы проекта, исходя из поставленной проблемы, при этом название темы и проблема не должны совпадать полностью.

Третью задачу мы решаем следующим образом:

1. Определением источников необходимой информации (справочная, техническая литература, ГОСТы и другое).

2. Определением способов сбора и анализа информации (поиск, отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, работа с компьютерными программами).

Технологический этап: цель — разработать наиболее оптимальное решение проблемы в данных условиях. Для нашего проекта — создать чертеж «План организации монтажной площадки»;

Задачи этапа:

1. Подобрать оборудование, необходимое для ведения монтажных работ, выбрать места размещения его на плане, временные и постоянные здания, подъездные пути, показать места для укрупнительной сборки, места для складирования и др.

2. Вычертить чертеж формата А1, в программе САПР (Autocad, «Компас»). На чертеже должны быть изображены план расположения оборудования монтажной площадки, подъездные пути, места складирования материалов и узлов монтируемого оборудования, места установки грузоподъемных машин и механизмов, бытовые помещения и другие объекты.

3. Провести анализ проекта, выявить недочеты и скорректировать проект на основе указаний преподавателя и самопроверки.

4. Защитить проект.

Заключительный этап: цель — провести анализ проектирования и сделать выводы. Задачи данного этапа:

1. Провести анализ поставленной проблемы и определить ее недостатки, если они обнаружились в процессе работы, выявить причины недостатков.

2. Провести анализ хода выполнения проекта, выявить причины неправильно спланированной работы, если такая обнаруживается в процессе проектирования.

3. Провести анализ полноты проекта, выявить причины при недостаточно раскрытой теме.

4. Проанализировать, насколько эффективно работала команда, выявить недостатки и определить их причины.

5. Определить, в чем испытывали трудности при проектировании, чему научились [8].

Уровень сформированности профессионально значимых качеств, на который, на наш взгляд, определенное влияние оказывает применение проектного обучения, выяснялся посредством анкетирования. В анкете для студентов предлагалось оценить по пятибалльной системе свои личностные и профессиональные качества.

Далее студенты дали оценку перечисленным профессионально значимым качествам: технологической умелости (способность владеть средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, умение перестраивать свою деятельность в соответствии с ситуацией); аналитическим умениям (восприятие установок и объяснений должностными лицами, умение видеть проблему, сложности в выполняемой работе, умение анализировать результаты, соотносить их с заданной целью); коммуникативным умениям (умение работать в команде, результативно взаимодействовать с коллегами); умению организовать собственную деятельность (самоменеджмент).

С подобной анкетой обратились к работодателям с предложением дать оценку с формулировкой «умеет — не умеет».

Результаты анкетирования показали, что 85 % студентов оценили свои профессиональные качества на «4» и «5». В анкетах для работодателей около 70 %% ответов дано с формулировкой «умеет».

Таким образом, можно сформулировать положительные стороны проектного обучения:

• студент находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его творческих способностей;

• каждый студент может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом, что соответствует направленности на индивидуализацию обучения;

• проектное обучение способствует развитию профессионально значимых качеств;

• высокий уровень мотивации, активизация обучения;

• достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку изучение дисциплины или модуля строится на основе логики.

Также мы выявили некоторые недостатки использования проектного обучения:

• недостаточность формирования теоретического мышления студентов;

• сведение роли преподавателя только к консультационной;

• невозможность выработать общие подходы к решению проблем проектирования.

1. Захаров В. Ю. Формирование профессионально важных качеств специалиста с помощью компе-тентностных технологий // Среднее профессиональное образование. — № 10. — 2008. — стр. 28-35.

2. Егоренко Т. А. Формирование профессионально важных личностных качеств как средство повышения конкурентоспособности выпускника // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. —

Межрегиональная общественная организация «Эргономическая ассоциация» (Тверь). — 2007. — № 4. — С. 106.

3. Шукшанова И. Н. Профессиональная компетентность специалиста как показатель качества образования / И. Н. Шукшанова, Н. В. Александрова. — URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/innovacionnye_ processy_v_upravlenii_kachestvom_obrazovanija/ professionalnaja_kompetentnost_specialista_kak_ pokazatel_kachestva_obrazovanija/13-1-0-136.

4. Свободная энциклопедия Википедия. Педагогические технологии [Электронный ресурс] — URL: — https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%E E%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F2%E5%F5 %ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8.

5. Гильманова Р. М. Технология проектного обучения. — URL: http://si-sv.com/publ/14-1-0-88.

6. Образовательные технологии / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. — URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49. html.

7. Мкртчян М. А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. — 2011. — № 5. — С. 42-50.

8. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе — М., 2014. — 413 с.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГЕОДЕЗИИ

А. С. Никулин, преподаватель, председатель ЦМК ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

С 23 по 27 мая 2016 года в г. Красногорске Московской области прошел финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Золотые медали в компетенции «геодезия», обойдя команды Москвы, Московской, Курганской, Ленинградской областей и Республики Татарстан, завоевала команда студентов из Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства — Ирина Глобина и Степан Киселев. Прежде, в ноябре 2015 года, КузТАГиС победил в открытом II Региональном чемпионате Кемеровской области WorldSkills Russia — 2015, по компетенции «геодезия». В нем принимали участие команды из Новосибирской, Томской и Кемеровской областей.

История подготовки кадров по специальности «прикладная геодезия» в учебном заведении началась еще в 1972 году, когда в соответствии с приказом Госстроя РСФСР был создан Кеме-

ровский архитектурно-строительный техникум. В 2005 году Кемеровский архитектурно-строительный техникум был объединен с профессиональным училищем № 63, а позже, в 2012 г., к нему были присоединены профессиональный лицей № 1 и строительный техникум. Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства — единственный в Кемеровской области техникум, который готовит специалистов среднего звена для всего строительного цикла: от геодезистов до отделочников.

При поступлении на специальность «прикладная геодезия» в КузТАГиС стабильно высокий конкурс. Квалифицированные преподава-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.