Научная статья на тему 'Формирование профессионально важных качеств личности студентов профильных специальностей лесопромышленного колледжа в процессе обучения математике'

Формирование профессионально важных качеств личности студентов профильных специальностей лесопромышленного колледжа в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Л. Н.

The formation of vocational individual qualities of the students in the process of mathematical study at the timber industry college The article is devoted to problem of development of student's individuality in the process of mathematical study by the formation of vocational qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально важных качеств личности студентов профильных специальностей лесопромышленного колледжа в процессе обучения математике»

3 Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336 с.

4 Методологическая культура педагога-

музыканта / Э.Б.Абдуллин [и др.]. - М.:

Академия, 2002. - 272 с.

5 Зимняя, И.А. Компетентностный подход.

Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-

методологический аспект) / И.А.Зимняя // Выс-

шее образование сегодня. - 2006. - №8. - С.20-26.

6 Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное

образование: проблемы качества и научно-

методического

обеспечения / Г.В.Мухаметзянова. - Казань : Магариф, 2005. - 319 с.

7 Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/Под ред. Г.М.Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫ1Х СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКЕ

Л.Н. Чиркова, ВятГГУ, г. Киров

На современном этапе развития общества характерными чертами

производственной деятельности человека становятся быстро изменяющиеся условия труда, появление новых видов занятости, новых отраслей деятельности. Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся

потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.

С ростом интеллектуализации современных профессий связано появление после 1990 г. в системе среднего профессионального образования колледжей, задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена, обладающих творческим отношением к труду, способностью к быстрой адаптации в условиях обновления производства, профессиональной мобильностью, сочетающих глубокие теоретические знания, практические умения и навыки с личностными качествами, духовным богатством.

Основы профессионального развития личности специалиста закладываются в колледже, начиная с первых лет обучения, где ведущей становится познавательная деятельность, ориентированная на получение конкретной специальности. Становление личности, ее развитие происходит при активном включении студента в общие виды деятельности (умственную, физическую, учебную и т.п.) и специальную (профессиональную).

Учебный предмет «Математика» обеспечивает общеобразовательный и базовый уровень подготовки специалиста. Курс математики введён в стандарты практически для всех специальностей среднего профессионального образования, поскольку математические знания и методы используются при разрешении конкретных проблем во всех областях наук и уровнях подготовки. При этом математическое образование должно быть профессионально направленным, учитывая возможности использования полученных знаний и умений в определенной деятельности.

Профессиональную направленность обучения исследователи характеризуют как «своеобразное использование педагогиче-

ских средств, при котором обеспечивается усвоение предусмотренных программами знаний, умений, навыков и, в то же время, успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности» [5].

Задачи формирования личности

специалиста требуют более полного учета личностных качеств, определяющих результативность их будущей работы. Качества личности человека есть важнейшие составляющие его деятельности, определяющие ее продуктивность (производительность, качество,

результативность). При всем своеобразии комплексов качеств в различных профессиях можно назвать ряд личностных качеств, являющимися важными

практически для любого вида трудовой деятельности. Это, прежде всего, ответственность, настойчивость,

дисциплинированность, внимательность, самоконтроль, профессиональная

самооценка, являющаяся важным

компонентом профессионального

самосознания, а также эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и др. [4].

Под профессионально значимыми личностными качествами специалиста лесной промышленности будем понимать такие индивидуальные особенности

человека, которые определяют

положительное отношение к выбранной сфере деятельности (лесозаготовительной, деревообрабатывающей и

перерабатывающей промышленности), обеспечивают успешность в овладении специальностями лесной промышленности, стремление к личностному развитию и профессиональному совершенствованию.

Профессиональные характеристики личности специалиста лесной промышленности отражены в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, где предъявлены требования к подготовке по всем изучаемым дисциплинам. Согласно квалификационным характеристикам, квалификация выпускника спе-

циальностей лесной промышленности -техник. Отметим, что труд техника - преимущественно умственный, направленный на решение диагностических задач, связанных с анализом и оценкой ситуации, а также выбором решения на основе проведенного анализа. Техник должен обладать достаточно высоким уровнем интеллектуальных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, выбирать решения, делать обобщения и т.п., а также достаточным запасом информации, уметь оперировать ею [7]. В процессе обучения в лесопромышленном колледже техник должен быть подготовлен к осуществлению производственно-технологической, организационно-

управленческой и конструкторской деятельности.

На основе Государственного образовательного стандарта СПО специальностей лесной промышленности выделим качества личности специалиста (техника) лесной промышленности, которые необходимо формировать в процессе математической подготовки.

1. Профессиональная направленность личности.

Под профессиональной

направленностью личности будем понимать совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на получение профессии, побуждающих человека к учебно-профессиональной деятельности, и благодаря которым получаемая профессия приобретает личностный смысл.

Наблюдения психологов

свидетельствуют, что у студентов первого курса колледжа еще не определилось отношение к выбранной профессии, их мотивы, потребности, интерес к ней носят скорее нейтральный, чем направленный на будущую деятельность, характер. Поэтому, в процессе обучения математике, важно формировать у обучающихся интерес к выбранной сфере производства.

Кроме того, как показывает практика и опросы студентов лесопромышленного колледжа, достаточно большое их число не осознают практической значимости матема-

тики для будущей профессиональной деятельности. В связи с этим изучение математических фактов, теорем, формирование понятий, работа с математическими задачами должны быть мотивированы, причем мотивированы профессионально, где подчеркивается необходимость и важность открытия нового математического факта, целесообразность изучения данного понятия с целью побуждения учащихся к целенаправленной и активной деятельности и возбуждения интереса к изучению данного материала. Важно формировать у будущих специалистов лесной промышленности убежденность в том, что математика - наука полезная и необходимая в их будущей работе. Так, например, известно, что прирост объема древесины в лесном массиве происходит по законам геометрической прогрессии. При этом у каждой породы дерева свой коэффициент годового роста объема (есть со-

Задача 2. Трелевочный трактор ТТ-4

2

двигался со скоростью V = (12? — 2? )

м/с. Найти путь, пройденный трактором за 4 секунды от начала движения.

2) Умение применять математические методы в сфере лесопромышленного производства.

Анализ требований государственного образовательного стандарта, специальной литературы, беседы с преподавателями профилирующих дисциплин показывают, что в процессе формирования профессиональных умений у студентов лесопромышленного колледжа возникает потребность в определенных математических умениях. Таким образом, в процессе преподавания математики следует развивать такое качество личности, как способность использовать математические знания, умения, методы не

ответствующие таблицы). Учет этих изменений позволяет планировать вырубку части лесных массивов и одновременную работу по восстановлению лесов.

Формирование профессиональных

мотивов в ходе изучения математики может быть обеспечено показом профессиональнопрактической значимости математических знаний и методов, связью математики со спецпредметами и различными отраслями лесной промышленности, активизацией

познавательной и самостоятельной работы студентов в области математических

приложений [2].

Приведем примеры задач,

способствующих развитию данного

качества.

Задача 1. На основе таблицы роста березовых насаждений требуется изобразить зависимость высоты от возраста графически [6].

только при решении математических задач, но и в учебной и профессиональной деятельности, связанные с применением математики в сфере лесопромышленного производства, поскольку основой технических понятий являются, наряду с физическими, химическими, понятия курса математики.

Примером задачи, способствующей

формированию указанного качества,

является следующая:

Задача 3. Для наиболее рационального использования леса необходимо знать закономерности увеличения древесной массы в дереве с течением времени. В лесоведении различают два вида прироста: средний и текущий. Текущим приростом называют

величину = 9 — —1, где Уп, —1

— объем дерева соответственно в возрасте п и п — 1 лет. Средним приростом в воз-

Таблица 1.

Рост березовых насаждений

Возраст (лет) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Средняя высота (м) 5,7 11,3 15,5 19,0 21,6 23,8 25,5 26,8 27,7 28,5

расте П лет называют величину ? = п .

п п

При нормальных условиях средний прирост в первый период жизни возрастает (у хвойных - до 50-60 лет), а затем убывает. Доказать, что в период возрастания среднего прироста его величина меньше величины текущего прироста, а затем больше [6].

2. Развитые пространственные представления и пространственное воображение.

Задача развития пространственных представлений и пространственного воображения у студентов лесопромышленного колледжа является одной из важнейших в преподавании математики. Пространственным представлением называются образы, которые отражают пространственные свойства и отношения предметов. Эти представления подразделяются на образы памяти (являются результатом деятельности пространственной памяти) и воображения (создаются процессами воображения) [8].

Эффективное изучение общепрофессиональных и специальных предметов невозможно без целенаправленного формирования у студентов данного профиля умений оперировать различными видами графической наглядности: техническими рисунками, чертежами, эскизами, графиками, схемами.

Проанализировав учебники и учебные пособия по указанным дисциплинам, используемых в обучении технологиям лесозаготовок, деревообработки и переработки древесины, делаем вывод, что большую роль имеет применение графического материала в усвоении знаний. Многие используемые изображения являются не просто вспомогательным, иллюстративным средством, облегчающим усвоение знаний, а самостоятельным источником получения новых знаний. В данных предметах находят широкое применение графические модели изучаемых процессов и явлений в виде различных пространственных схем (диаграмм, графиков, номограмм) и математических выражений (формул, уравнений, символьных обозначений), что позволяет более точно и экономно описывать изучаемые процессы и явления.

Выделим производственно-

технические задачи, основанные на опе-

рировании пространственными образами (по И.С.Якиманской) [8]:

— задачи на воссоздание образа технической детали, машины, механизма путем восприятия технического рисунка, чертежа, словесного описания его особенностей, а также «обратные» задачи, в которых на основе восприятия реального объекта (или по памяти) необходимо составить чертеж в трех основных проекциях (плоскостное изображение объемного предмета). Например, с помощью технического рисунка бензомоторной пилы и словесного описания принципов ее работы в процессе заготовки древесины учащимся передаются ее конструктивные особенности, способы применения;

— задачи не только на чтение исходных данных, представленных на чертеже, но и на анализе графической информации, переосмыслении этих данных, выполнении логических операций, что приводит к созданию нового образа, отличного от исходного. Так, например, в результате осмысления чертежа готовой оконной рамы можно создать образ необходимых заготовок;

— задачи, в которых требуется на основе восприятия и осмысления графической наглядности установить причинноследственные соотношения и зависимости, позволяющие сделать вывод о характере движения механизмов и машин (при чтении кинематических, электротехнических и др. видов схем), о характере изменений в заготовке по мере ее обработки (при чтении технологической карты). Так, оперирование технологической картой последовательности обработки бревна на фрезерно-пильном агрегате линии ЛАПБ-

1 и создание на этой основе пространственных образов заготовки на разных этапах ее обработки является основой планирования этапов формирования ступенчатого бруса и его продольного раскроя.

При всей значимости развитых пространственных представлений в сфере рассматриваемых специальностей лесного профиля опросы студентов, преподавате-

лей специальных дисциплин и собственный опыт показали трудности, которые испытывают студенты колледжа при решении учебных и производственнотехнических задач, требующих оперирования пространственными образами.

В связи с этим в ходе изучения математики необходимо целенаправленно развивать пространственные представления и понятия, пространственное воображение у студентов при решении геометрических задач, а именно, умения создавать образы реальных пространственных объектов (на основе чертежей, на основе словесных описаний), представлять в виде схем, диаграмм, графиков алгоритмы, связи и отношения скалярных и векторных величин, функциональные зависимости, анализировать и синтезировать, преобразовывать образы, создавать мысленные конструкции из нескольких образов, сопоставлять мысленные образы с объектами, представленными вербально или визуально, а также «читать» схемы, диаграммы, чертежи [3].

Приведем пример профессионально ориентированной задачи, направленной на формирование выделенного качества.

Задача 4. Деревянную заготовку, имеющая форму прямоугольного параллелепипеда размером 50x20x20 см, столяру требуется распилить по линии, соединяющей середины противоположных сторон квадрата, образующего торцевую грань. Полотно пилы наклоняется к плоскости торцевой грани под углом 60°. Определить отношение объемов частей заготовки, получившихся после распиливания [1].

Формирование выделенных качеств личности в рамках математической подготовки должно происходить на этапах мотивации введения понятий и изучения теорем, их применения, установления связей с другими понятиями.

Таким образом, целью обучения математике становится развитие личности будущего специалиста лесной промышлен-

ности, в том числе и путем использования специально подобранных математических задач, которые, с одной стороны, должны являться средством реализации профессиональной направленности обучения математике, а с другой - способствовать прочному усвоению математических знаний, приемов и методов.

Литература:

1 Алешина Т.Н., Шамшурин В.Л. Задачи поискового характера по математике для внеклассной работы с учащимися средних профтехучилищ. - М.: «Высшая школа», 1980. -16с.

2 Бочкарева О.В. Профессиональная направленность обучения математике студентов инженерно-строительных специальностей вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2006. - 18с.

3 Егорова Н.Н. О развитии культуры мышления при обучении математике

//Гуманитаризация математического образования в школе и вузе. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002 - с.118-124.

4 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Махмутов М.И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах // Проблемы процесса обучения. - М., 1981. -с.5-22.

6 Петров В. А. Прикладные задачи на уроках математики. - Смоленск: Издательство Смоленского гос. пед. ун-та, 2001. - 272с.

7 Слинкин С.В. Профессиональная направленность обучения математике и информатике: учеб. пособие / С.В.Слинкин, В.Ф.Слинкина, Н.С.Феденко. - М.: Флинта: Наука, 2005. -112с.

8 Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся/ Под ред. Н.Ф.Четверухина. - М.: Издательство «Просвещение», 1964. - 155с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.