Научная статья на тему 'Формирование профессионально-творческой позиции как задача образования'

Формирование профессионально-творческой позиции как задача образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ARCHITECTURE / DESIGN / PROFESSIONAL TRAINING / ARCHITECTURE AND DESIGN EDUCATION / PROFESSIONAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфимова Екатерина Борисовна

В качестве задачи профессионального образования в области дизайна рассматривается «профессионально-творческая позиция». Выделены условия и пути формирования профессионально-творческой позиции студента в архитектурно-дизайнерском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and creative attitude as a task of architecture and design education

The article expounds the concept of the professional and creative attitude, deals with the features of artistic design as a kind of professional activity, shows the specifics of the domestic architecture and design school, shows the interdependence between the professional and creative attitude of architects and designers and the artistic and project activities. The possibility of forming the professional and creative position in higher school is demonstrated through the prism of the tasks of professional education in Russia. Conditions and ways of forming the professional and creative attitude of students in architecture and design education are indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-творческой позиции как задача образования»

Научный дебют

125

institution”. Every artifact of museum collections is like an echo of different epochs, nations and ethnic groups. Authentic museum exhibits have wonderful ability to attract people and be in the focus of their attention. This ability has never been so topical as today. Therefore the role of museum communication is being reconsidered now as well as its educational potential in different spheres, ethnic culture aspect included.

Keywords: education, museum, museum communication, ethnos, ethnic culture.

Е.Б. АНФИМОВА, аспирант Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Формирование профессиональнотворческой позиции как задача образования

В качестве задачи профессионального образования в области дизайна рассматривается «профессионально-творческая позиция». Выделены условия и пути формирования профессионально-творческой позиции студента в архитектурно-дизайнерском образовании.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, профессиональная подготовка, архитектурно-дизайнерское образование, профессиональная позиция.

Профессионально-творческая позиция архитектора и дизайнера (художника-про-ектировщика) - это система социальных, когнитивных, эстетических, нравственных регуляторов профессиональной деятельности специалиста, возникающая в результате рефлексии и принятия личностью совокупности общечеловеческих и профессиональных ценностей. Она определяет отношение профессионала к собственному труду, обеспечивая гуманистическую и творческую направленность его деятельности и высокое качество продуктов его труда.

Профессионально-творческая позиция - элемент в структуре профессионализма, позволяющий художнику-проектировщи-ку сохранять устойчивость в нестабильной экономической ситуации, успешно входить в профессиональную среду, приносить пользу обществу, создавать высокохудожественные и качественные продукты. Она определяет постановку и отбор профессиональных целей, соответствующих не только личным интересам и вкусам профессионала, но и соображениям общественной пользы и значимости, гуманизма, красоты,

простоты исполнения и использования. Она служит неким внутренним «стержнем», «контролером », помогает критически оценивать результаты собственной деятельности, сопоставлять их с общечеловеческими и профессиональными ценностями, которые являются для профессионала регулятивным идеалом.

На основе анализа работ А.М. Трещева [1] и О.С. Руденко [2] в структуре профессионально-творческой позиции художни-ка-проектировщика можно условно выделить пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, ценностный, операциональный, эмоциональный.

Мотивационный компонент обеспечивает личный познавательный и творческий интерес к культуре, искусству, дизайну и архитектуре, к профессиональной деятельности, выполняя, таким образом, активизирующую функцию. Результатом сформиро-ванности данного компонента является способность к постановке целей, активность и целеустремленность в их достижении.

Когнитивный компонент представляет собой сформированный научный и конкрет-

126

Высшее образование в России • № 3, 2011

но-образный кругозор в области художественной и проектной культуры; выполняет информационную функцию. Результатом сформированности когнитивного компонента является теоретическая и практическая база для профессиональной деятельности, а также способность художника-проекти-ровщика к рефлексии и саморазвитию.

Операциональный компонент профессионально-творческой позиции проявляется в творческой, социальной, эстетической направленности учебной, внеучебной, проектной деятельности; выполняет контрольную функцию. Результатом его сфор-мированности является убежденность, способность художника-проектировщика отстаивать свою позицию, развитое творческое и эстетическое мышление, индивидуальность и своеобразие продукта его деятельности.

Эмоциональный компонент проявляется в осознании собственной и чужой уникальности, в экспрессивном, смыслообразующем отношении к профессиональной деятельности, в ее оценочном восприятии. Данный компонент выполняет регуляторную функцию, результатом его сформиро-ванности является гуманистическое мировоззрение, духовность, нравственность и толерантность.

Ценностный компонент проявляется в личностном отношении к общечеловеческим и профессиональным ценностям, среди которых ведущей является творчество, ценность человеческой индивидуальности. Ценностный компонент выполняет ориентирующую функцию, результатом его сформированности является эстетическое отношение к действительности и к собственной профессиональной деятельности, приоритет творчества.

Современная российская архитектурнодизайнерская школа выходит на мировой уровень, принимая участие в деятельности Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД), задача которого - способствовать развитию дизайна во всем мире. ИКСИД стал коллективным автором

«Международного профессионального кодекса чести дизайнера». В контексте исследования роли профессионально-творческой позиции в данной сфере деятельности интересно содержащееся в данном документе косвенное описание профессионально-творческой позиции художника-проек-тировщика. Разделы документа носят рекомендательный характер и определяют ответственность дизайнера перед обществом, перед коллегами, перед клиентом. Вот некоторые выдержки из них: «дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества»; «дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересахэкологии и защиты среды»; «дизайнер не имеет права противопоставлять собственные интересы профессиональному долгу, должен быть справедлив в критике, он не имеет права очернять ни работу, ни репутацию своего коллеги » [3, с.184-185].

Текст документа содержит в себе основные профессиональные ориентиры. Главными среди них являются общечеловеческие, социальные, профессиональные и эстетические ценности, которые профессиональный художник-проектировщик разделяет и которыми руководствуется.

Проект ФГОС ВПО по направлению 072500 Дизайн и 270100 Архитектура подразумевает возможность формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе [4]. Приведем некоторые требования к результатам освоения образовательных программ (общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые студентом в процессе профессиональной подготовки) в соотнесении с компонентами профессионально-творческой позиции архитектора и дизайнера.

• Способность к постановке целей, ориентация на познание, обучение, самоконтроль для интеллектуального развития и повышения культурного уровня, высокая мотивация к выполнению профессиональ-

Научный дебют

127

ной деятельности (соотносится с мотивационным компонентом профессионально-творческой позиции).

• Владение художественными, композиционными, конструкторскими, пластическими, графическими и другими профессиональными приемами, способность разработать проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе с применением различных приемов гармонизации форм, структур, комплексов и систем; использование методов и положений социальных, гуманитарных, экономических наук, способность к обобщению, анализу, восприятию и поиску информации, использование нормативно-правовых документов, способность к саморефлексии и саморазвитию (соотносится с когнитивным компонентом).

• Культура мышления, уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям, осознание социальной значимости профессии, осознание гуманистических ценностей (соотносится с ценностным компонентом).

• Толерантность в вопросах социальных и культурных различий, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбор путей и средств самосовершенствования (соотносится с эмоциональным компонентом).

• Способность к нахождению организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность, готовность ккооперации с коллегами, кработе в коллективе, принятие нравственных обязательств по отношению к природе, обществу, другим людям и к себе (соотносится с операциональным компонентом).

Анализ педагогических исследований позволил выделить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования у студента-дизайне-ра профессионально-творческой позиции. Среди прочих к ним относятся: преемственность всех этапов образования; ориентация на обобщенную модель профессиональной деятельности; взаимосвязь теоретической и

практической подготовки; диалогичность образовательного процесса, тьюторство; установление междисциплинарных связей; личностно-ориентированное, творческо-продуктивное, культурно-историческое направления в реализации всех циклов дисциплин; вовлечение студентов в разнообразную художественно-творческую деятельность; наличие возможностей для профессионального творчества; направленная педагогическая работапо эстетическому и нравственному воспитанию студентов; эмоциональная насыщенность всех видов учебной деятельности; организация эстетической, нравственной, синтетической рефлексии культуры; опора на творческий, профессионально- и личностно-ориентированный подходы в реализации всех циклов учебных дисциплин.

Средствами, позволяющими формировать профессионально-творческую позицию, являются: рефлексия и саморефлек-сия; создание возможностей для раннего начала профессиональной деятельности; предоставление студенту возможности выбора и принятия решений относительно построения индивидуальной траектории учебной деятельности; самопознание, саморегуляция, самоактуализация, субъектное поведение студента в различных ситуациях; активизация духовно-этических, эстетических аспектов в самостоятельной работе студентов; разнообразие форм вне-учебной и внеаудиторной работы.

Работу по формированию профессионально-творческой позиции необходимо проводить в контексте освоения всех учебных дисциплин, но особое значение для этого процесса имеют дисциплины искусствоведческой и культурологической направленности.

С учетом перечисленных организационно-педагогических условий, выявленных направлений педагогической работы, научно-методологических разработок, опыта отечественной архитектурно-дизайнерской школы нами была разработана авторская методика преподавания искусствоведческих и культурологических дисциплин, спо-

12S

Высшее образование в России • № 3, 2011

преподавателя вуза как условие обеспечения качества его деятельности в образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 2006.

3. Международный профессиональный кодекс чести дизайнера // Дизайн-ревю. 2004. №1-4 (январь-декабрь). Лучшее за 10 лет. С. 184-185

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 07 25 00 Дизайн (квалификация «бакалавр»). URL: http://mon.gov.ru/ dok/fgos/7198/

ANFIMOVA E. PROFESSIONAL AND CREATIVE ATTITUDE AS A TASK OF ARCHITECTURE AND DESIGN EDUCATION

The article expounds the concept of the professional and creative attitude, deals with the features of artistic design as a kind of professional activity, shows the specifics of the domestic architecture and design school, shows the interdependence between the professional and creative attitude of architects and designers and the artistic and project activities. The possibility of forming the professional and creative position in higher school is demonstrated through the prism of the tasks of professional education in Russia. Conditions and ways of forming the professional and creative attitude of students in architecture and design education are indicated.

Keywords: architecture, design, professional training, architecture and design education, professional attitude.

собствующая формированию профессионально-творческой позиции студента. Экспериментальная работа по апробации данной методики ведется на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Литература

1. Трещев А.М. Становление профессиональ-

но-субъектной позиции будущего учителя: Дис. ... докт. пед. наук. Калуга, 2001.

2. Руденко О.С. Профессиональная позиция

В.С. ФЕДОТОВА, ассистент Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Направления организации исследовательской деятельности студентов

В статье представлены направления организации исследовательской деятельности студентов, отвечающие требованиям современного образования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, организация исследовательской деятельности.

В настоящее время проблема организации исследовательской деятельности студентов привлекла внимание общественности. Это обусловлено необходимостью сохранения и воспроизводства научного потенциала страны. Снижение авторитета науки среди молодежи привело к усилению возрастной диспропорции в среде профессорско-преподавательского состава, «дефициту преподавателей необходимой квалификации, распаду научных школ, разрушению преемственности поко-

лений в научно-педагогических коллективах» [1, с. 3], «снижению уровня научных разработок по приоритетным направлениям науки» [2, с. 5].

Количество студентов, желающих получить статус научного сотрудника или стать преподавателем высшей школы, оказывается недостаточным, чтобы сохранить и обеспечить развитие кадрового потенциала высшей школы.

Конкурентоспособность вуза в образовательном пространстве обеспечивается за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.