Научная статья на тему 'Формирование профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля'

Формирование профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

На примере математической подготовки студентов в аграрном вузе раскрывается сущность психолого-педагогического механизма формирования профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля»

Т Е О Р И Я И М Е Т О Д И К А ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© 2012 Айбатыров К.С., Айбатырова М.А.

Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия

На примере математической подготовки студентов в аграрном вузе раскрывается сущность психолого-педагогического механизма формирования профессиональноориентированной креативности специалистов технического профиля.

The essence of psychological-pedagogical mechanism of forming the technical students’ professionally-oriented creativity is revealed on the basis of students ’ mathematical training at the agrarian universities.

Ключевые слова: психолого-педагогический механизм, механизм формирования креативности, профессионально-ориентированная креативность, креативность специалистов технического профиля.

Keywords: psychological-pedagogical mechanism, mechanism of forming the creativity, professionally-oriented creativity, technical students’ creativity.

Специалисты с высшим

профессиональным, особенно

техническим, образованием должны быть подготовлены к постоянному решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных креативных решений. Решению данной проблемы может способствовать ориентированная на формирование креативности образовательная среда современного аграрного вуза, в которой целенаправленно реализуется

психолого-педагогический (затрагивающий профессиональные и личностные аспекты деятельности) механизм данного процесса.

Механизм (греч. шееЬапе - машина, орудие), как правило, - это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление [5. С. 346]; совокупность процессов, из которых состоит какое-либо явление [1. С. 430]. В контексте нашего исследования психолого-педагогический механизм формирования профессионально-

ориентированной креативности студентов

- будущих специалистов технического профиля - представляет собой, с одной стороны, используемую в практике управления образовательным

учреждением и качеством подготовки

специалистов совокупность психологопедагогических действий и методов

воздействия на деятельность студентов с целью побуждения их к достижению поставленных целей; с другой -совокупность профессионально-

личностных изменений, происходящих со студентами в процессе этого воздействия.

Как отмечено выше, принципом, положенным в основу механизма формирования профессионально

ориентированной креативности

студентов технического факультета аграрного вуза, являлся принцип интеграции, который позволил

интегрировать психологические,

педагогические, дидактические и

собственно-предметные знания по

техническим и математическим

дисциплинам в процессе формирования названной креативности.

Следует отметить, что именно этот принцип используется при разработке, так называемых наукоемких технологий образования (НТО). НТО - это

интегральные технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, которые предусматривают широкое применение современного передового отечественного и

зарубежного педагогического опыта; систему психологического,

общепедагогического взаимодействия работодателей, преподавателей, ученых, студентов с учетом их

интеллектуального развития,

способностей и склонностей. Такая система направлена на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию настоящей и будущей деятельности и основана на индивидуализированных формах

организации учебного процесса,

ориентированных на развитие

креативного мышления обучающихся.

В нашем представлении обобщенно психолого-педагогический механизм формирования креативности студентов автомобильного факультета выглядит следующим образом: ориентация

(устойчивая мотивация) студентов и учебного процесса в рамках технических, математических дисциплин

и личностно развивающих тренингов на креативизацию в сфере

профессиональной деятельности ^ развитие у студентов представлений о сущности профессионально-

ориентированной креативности и профессионально-ориентированной деятельности, способах их

формирования; оценка студентами своих индивидуальных профессионально-

ориенти-рованных креативных

возможностей (способностей) ^ достижение уровня предметных технических и математических знаний, личностных качеств, позволяющего оперировать ими на профессиональноориентированном креативном уровне ^ трансформация когнитивного содержания в эмоциональное (развитие устойчивого интереса к процессу профессионально-ориентированной креативизации, техническим и математическим дисциплинам,

эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность) ^

трансформация когнитивного содержания и эмоционального фона в учебную предметную деятельность (в умение изменять и преобразовывать технические и математические задания; умение осуществлять перенос технических и математических знаний и умений в незнакомые ситуации, в другие предметные области) ^ установка на проявление креативности в

профессиональной деятельности и в решении личных проблем.

В практической плоскости успешность функционирования

психолого-педагогического механизма формирования профессионально

ориентированной креативности

специалистов технического профиля обеспечивалась:

- созданием в учебном процессе при изучении технических, математических дисциплин и развивающих тренингов фона центробежного, открытого метазнания (включающие другие, кроме узкой специальности, знания, «выход за пределы собственно технического знания») взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Решение

задач личностной и профессиональной направленности и коммуникативно-сотворческая деятельность

преподавателя и студентов с целью формирования профессионально

ориентированной креативности у последних;

- созданием в учебном процессе

надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую, мотивирующую критику)

взаимодействия, способствующего

раскрытию и развитию креативных способностей обучаемых. Предполагает создание субъективно нового (на проявление профессионально-

ориентированной креативности) опыта учебной и учебно-профессиональной деятельности;

- реорганизацией учебного процесса по изучению технических, математических и других дисциплин таким образом, чтобы обучающийся стал созидателем, а

Сравнение подходов показало, что креативный подход к математической подготовке студентов в вузе подразумевает:

- проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную;

- выбор или разработку методологии решения, а не его заданность;

- необходимость поиска аналога решения, а не его наличие;

- осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения,

основной учебный материал - средством достижения созидательной цели. Предполагает создание обучаемым субъективно нового продукта учебной деятельности в виде решения задач творческого или близкого к нему уровня;

- введением в процесс и содержание технической, математической и иной подготовки дополнительного учебного материала, включающего эвристические методы и приемы (методы активного и интерактивного обучения, тренинги креативности), позволяющие студенту резко повысить эффективность творческой (креативной) деятельности. То есть актуализация профессиональноориентированной креативности на основе профессионально и креативно направленного учебного процесса.

Основные отличия креативного подхода, например, к математической подготовке от традиционного подхода отражены в таблице.

причем результат не предопределен и неизвестен.

В процессе осмысления механизма формирования профессионально

ориентированной креативности

студентов технического профиля мы опирались на взгляды Д. Н. Узнадзе о коинциденции - одновременном протекании каких-либо событий; стечении обстоятельств, внутреннем и внешнем [приводится по: 7]. Ученый, опираясь на взгляды С. Л. Рубинштейна

Таблица

Основные отличия креативного подхода к математической подготовке специалистов технического профиля в вузе от репродуктивного (традиционного)

Элементы математической подготовки Подходы к математической подготовке

Репродуктивный Креативный

Постановка математической задачи преподавателем объектная функциональная

Метод или способ решения математической задачи как правило, однозначен и указан преподавателем студент сам выбирает методы и способы решения, а также использует эвристические стратегии, тактики, методы, приемы

Обучающий пример преподаватель указывает прототип решения задачи студент сам выявляет и использует аналогии свойств и отношений в математической (алгебраической, геометрической и т.п.) предметной области

Результат решения математической задачи для преподавателя и студента как правило, однозначен и известен как правило, многозначен и неизвестен (формируются новые знания)

о «действии внешнего через внутреннее» [6] и А. Н. Леонтьева о «действии внутреннего через внешнее» [2], выдвинул идею о взаимодействии субъекта с миром, вернее, о модусе такого взаимодействия - установке, которая является тем детерминантом, в котором внешняя и внутренняя детерминации диалектически едины [7]. Модусом такого взаимодействия является установка в том ее понимании, в каком она представлена в большинстве работ Д. Н. Узнадзе и его последователей.

В нашем исследовании такая установка представляет собой направленность технической и

математической предметной (и других форм) подготовки на формирование профессионально ориентированной креативности будущих специалистов технического профиля как важнейшего профессионально-личностного качества, что достигается посредством

коинциденции организационно-

педагогических условий (внешнего), создаваемых в процессе подготовки студентов с креативным потенциалом личности студента (внутреннего), так называемой биологической

креативностью, имеющей один из потенциальных пиков в возрасте 15-22 лет [4], давая возможность тем самым максимально проявиться последней.

Примечания

1. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. М. : Мартин, 2004. С. 430. 2. Леонтьев А. Н. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2 / под ред. В. В. Давыдова и др. М. : Педагогика, 1983. 3. Межвузовская комплексная программа «Наукоемкие технологии образования» / Приказ Минобразования РФ от 13.02.2001 г. № 465. М., 2001. 4. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб. : Союз, 2000. 576 с. 5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1994. С. 346. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с. (Серия «Мастера психологии»). 7. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды. В 2-х т. М. : Педагогика, 1985. Т. 2. 8. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси : АНГВУЗ, 1961. 210 с.

Статья поступила в редакцию 18.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.