Научная статья на тему 'Формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста'

Формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДК 378.013+378.02+070.4 / ЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / JOURNALISM / A STUDENT / LEARNING PROCESS / PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

В статье анализируются теоретические и практические подходы к процессу формирования профессионально-личностной компетентности студента-журналиста как основного квалификационного требования, выдвигаемого субъектами современной профессиональной медийной деятельности в условиях развития процесса конвергенции СМИ. Актуальность темы обусловлена возросшим уровнем требований к личности профессионального журналиста, чья деятельность претерпевает серьёзные изменения и становится всё более универсальной. Проблема заключается в необходимости перестройки учебного процесса с целью подготовки такого специалиста. В исследовании применялся метод системного анализа, опирающийся на комплексный междисциплинарный подход. В результате на теоретико-практическом уровне доказано направленность журналистского образования на формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста позволяет адаптировать учебный процесс к квалификационным требованиям, выдвигаемым субъектами современной профессиональной медийной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of a Future Journalist's Professional and Personal Competence

This paper analyzes theoretical and practical approaches to a future journalist's professional and personal competence development as the main qualification requirement set out by the subjects of today's professional media activities in the media convergence development. Relevance of the topic is explained by the increased level of requirements to a professional journalist whose work is undergoing major changes and getting more universal. The problem is the necessity to restructure the process of the professional training. The method used in the given studies was that of the system analysis, which presupposes a comprehensive interdisciplinary approach. As a result, theoretical and practical studies have shown the focus of journalism education on the formation of a future journalists' professional and personal competence can adapt the learning process to the eligibility requirements set out by the subjects of today's professional media activities

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста»

УДК 378.013+378.02+070.4 ББК Ч612.18+Ч489.52

Людмила Петровна Шестёркина,

доктор филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: 250852@mail.ru

Формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста

В статье анализируются теоретические и практические подходы к процессу формирования профессионально-личностной компетентности студента-журналиста как основного квалификационного требования, выдвигаемого субъектами современной профессиональной медийной деятельности в условиях развития процесса конвергенции СМИ.

Актуальность темы обусловлена возросшим уровнем требований к личности профессионального журналиста, чья деятельность претерпевает серьёзные изменения и становится всё более универсальной. Проблема заключается в необходимости перестройки учебного процесса с целью подготовки такого специалиста. В исследовании применялся метод системного анализа, опирающийся на комплексный междисциплинарный подход. В результате на теоретико-практическом уровне доказано - направленность журналистского образования на формирование профессионально-личностной компетентности студента-журналиста позволяет адаптировать учебный процесс к квалификационным требованиям, выдвигаемым субъектами современной профессиональной медийной деятельности.

Ключевые слова: журналистика, студент, учебный процесс, профессиональноличностная компетентность.

Ludmila Petrovna Shestyorkina,

Doctor of Philology, Associate professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: 250852@mail.ru

The Formation of a Future Journalist’s Professional and Personal Competence

This paper analyzes theoretical and practical approaches to a future journalist’s professional and personal competence development as the main qualification requirement set out by the subjects of today's professional media activities in the media convergence development. Relevance of the topic is explained by the increased level of requirements to a professional journalist whose work is undergoing major changes and getting more universal. The problem is the necessity to restructure the process of the professional training. The method used in the given studies was that of the system analysis, which presupposes a comprehensive interdisciplinary approach. As a result, theoretical and practical studies have shown - the focus of journalism education on the formation of a future journalists’ professional and personal competence can adapt the learning process to the eligibility requirements set out by the subjects of today's professional media activities.

Keywords: journalism, a student, learning process, professional and personal competence.

Вопрос воспитания и обучения профессионала в любой сфере человеческой деятельности, в конечном счете, с точки зрения теории педагогики принято рассматривать как вопрос об обретении обучающимся определённого уровня компетентности.

В связи с этим одним из наиболее эффективных подходов, позволяющих единообразно описывать и анализировать различные факторы, а также формировать необходимые возможности оценки качества получаемого студентом образования, является компетентностный подход, который сегодня имеет ряд преимуществ © Л. П. Шестёркина, 2012

перед традиционными квалиметрическими представлениями в теории педагогики. В то же время, по мнению А. Г. Бермуса, «с этим связан и существенный недостаток: компетентностный подход, особенно в контексте профессиональнопедагогического образования, пока ещё мало распространён и недостаточно апробирован» [1, с. 24].

В таких условиях формирование профессионального тезауруса будущего журналиста как основы становления его концептосферы специалиста, развитие когнитивно-ценностных характеристик его личности и ментально-

мировоззренческих позиций является особенно важным. Воспитательная и образовательная деятельность в этом случае, по мнению

Н. Л. Московской, «осуществляется через профессионализацию знаний общекультурного и социально-экономического блока на основе системного структурирования и квалиметрической обоснованности междисциплинарного знания» [5, с. 17].

Однако профессионально-личностная компетентность будущего специалиста в рамках высшей школы формируется и как результат коллективного воздействия всех преподавателей, несмотря на очевидную дифференциацию их методик, опыта, особенностей личности, знаний, компетентности.

А. Г. Бермус рассматривал проблему профессионально-личностной компетентности педагога как базисную в общей системе подготовки педагогических кадров в высшей школе. На наш взгляд, его теоретические постулаты можно экстраполировать и на всю генеральную совокупность трудящихся в сфере вузовского образования преподавателей. Следовательно, в рамках обоснованного им теоретически ком-петентностного подхода можно рассматривать разные профессионально-личностные модели компетентности, которые создаются как результат интериоризации различных аспектов разных социально и практически значимых способов профессиональной деятельности. В частности, можно утверждать, опираясь на точку зрения учёного, что профессионально-личностная компетентность формируется как результат освоения и осмысления результатов определённого культурного взаимодействия, как преподавателя с окружающей действительностью, так и преподавателя с обучающимися.

В то же время очевидно, что профессионально-личностной компетентности журналиста в психологическом смысле соответствует высшая психическая функция или совокупность функций. При этом это понятие может быть описано как относительно структурированный набор операций с внешними объектами: информацией, её источниками, средствами профессиональной деятельности. В этой логике автор идеи компе-тентностного подхода А. Г. Бермус предлагает рассматривать три альтернативные модели профессионально-личностной компетентности:

- конструктивистскую;

- лингворечевую;

- культуротворческую [1, с. 25].

Несмотря на то, что предлагаемая типо-

логизация моделей освоения компетентност-ного подхода имеет целью обозначить варианты, связанные с оценкой эффективности профессионально-педагогического образова-160

ния, мы считаем возможным перенести данную методику и на сферу высшего образования журналистов.

Таким образом, конструктивистская модель компетентности понимается и проявляется как готовность к пониманию, исследованию и преобразованию образовательной среды на основе постоянного взаимодействия теоретических и эмпирических знаний в контексте учебного процесса.

Лингворечевая модель в этой системе методических координат может рассматриваться с точки зрения готовности будущего журналиста к участию в профессионально-значимой коммуникации со всеми субъектами существующего информационного процесса на уровне вербализации и интерпретации текстов.

В рамках культуротворческой модели компетентность рассматривается как готовность к интерпретации и реконструкции существующих в образовательном пространстве норм и требований. Причём, на наш взгляд, данная модель справедливо приемлема как для оценки деятельности педагога, так и студента.

Обозначаемые нами модели профессионально-личностной компетентности, которые рассматриваются в труде А. Г. Бермуса, с учётом их возможной экстраполяции непосредственно на сферу высшего журналистского образования, вряд ли стоит определять как альтернативу друг

другу.

Только за последнее время в научный обиход на данную тему были включены труды и исследования А. В. Райцева, Н. В. Тельтевской,

Н. Л. Московской и ряда других учёных [5; 7; 8; 10; 11]. Принимая высказанные и обоснованные в этих работах теоретические предпосылки и методические подходы к трактовке проблемы компетентности, мы необходимо корректируем их, исходя из уже неоднократно подчёркивавшейся в исследовании специфики журналистской деятельности как особого вида профессиональной деятельности.

Профессионально-личностная компетентность современного журналиста - это качественная характеристика его социально и профессионально ориентированной личности, свидетельствующая о степени освоения им как субъектом информационной деятельности соответствующих специальных знаний и умений на основе индивидуальных творческих способностей. По существу, профессионально-личностная компетентность является универсальным понятием, вбирающим в себя научные знания, профессиональные, ремесленные навыки, самостоятельность, умение адекватно оценивать себя и результаты своего труда, сформированность культурно-нравственных ценностей. По мнению

А. В. Райцева, профессионально-личностная компетентность - «это желаемый образ специалиста, который должен сформироваться в гуманистической образовательной системе вуза и с наибольшей эффективностью сможет реализовать свой профессиональный и личностный потенциал в конкретной деятельности» [7, с. 19].

Характерно, что исследователи теории и практики образования журналистов склонны к более расширительному толкованию понятия профессионально-личностной компетентности. Так, например, И. А. Илларионова включает в структуру компетентностной оценки личности журналиста следующие характеристики:

- воображение;

- масштабность аналитического и ассоциативного мышления;

- креативность принимаемых творческих решений;

- оригинальность идей, форм и средств воплощения;

- мастерское владение языком, основами смежных профессий [2, с. 11].

Структуру журналистского профессионального образования в целом как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы: профессионально-трудовая социализация, профессиональная подготовка, профессиональное становление личности. Профессионально-трудовая социализация - это «совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм, ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала» [6, с. 23]. В рамках данного процесса в журналистском образовании происходит развитие отношений студента к журналистике и к себе как к журналисту. Он усваивает традиции, нормы и правила поведения, базовые ценности профессии, как-то: журналистская этика, авторское право и т. д.

Задача профессиональной социализации -идентификация студента с определённой моделью профессионального журналиста, а на современном этапе - журналиста универсального, который «умеет работать в условиях конвергентной мультимедийной среды, готовить материалы, которые могут быть использованы для передачи по различным каналам информации» [4, с. 24].

В этом случае целью и результатом профессиональной подготовки является определённый тип самостоятельного человека - такого универсального журналиста [9], формирование профессионально-личностной компетентности которого происходит, во-первых, в условиях благоприятной демократической среды, когда важны равноправие и взаимная заинтересованность всех участников образовательного процесса; во-вторых, в общем контексте внимания к развитию профессионально важных качеств личности (ответственности, коммуникабельности, мобильности, объективности и т. д.). Безусловно важны и условия актуализации личностного саморазвития в процессе совершенствования своих личностных особенностей студентом -ситуация вовлечённости в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления и других.

Равноправными условиями выступают также интеллектуализация содержания образования, его гуманитаризация и фундаментализация.

Таким образом, мы приходим к выводу, что совокупность таких подходов в журналистском образовании, направленных на формирование профессионально-личностной компетентности студента - будущего журналиста, позволяет непосредственно адаптировать учебный процесс к квалификационным требованиям, выдвигаемым субъектами современной профессиональной медийной деятельности.

Список литературы

1. Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2003. 430 с.

2. Илларионова, И. А. Формирование профессиональной компетентности журналистов в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.

3. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «журналистика» / под ред. проф. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 2007. 256 с.

4. Лукина М. М., Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Современная концепция и структура журналистского образования в России // Современное журналистское образование : технологии и особенности преподавания. М.: Медиа Мир, 2008. 248 с.

5. Московская Н. Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 46 с.

6. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 368 с.

7. Райцев А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 47 с.

8. Романов П. Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск,

2003. 385 с.

9. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.: Национальный Институт прессы, 2000.

343 с.

10. Тельтевская Н. В. Теоретико-методологические основы формирования будущей системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2003. 333 с.

11. Хурло Л. Э. Профессиональная подготовка учителя к развитию субъектности ученика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2003. 38 с.

Spisok literatury

1. Bermus A. G. Upravlenie kachestvom professional’no-pedagogicheskogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 2003. 430 s.

2. Illarionova, I. A. Formirovanie professional’noj kompetentnosti zhurnalistov v vysshih uchebnyh zavedenijah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 20 s.

3. Innovacionnye podhody k proektirovaniju osnovnyh obrazovatel’nyh programm po napravleniju vysshego professional’nogo obrazovanija «zhurnalistika» / pod red. prof.

Ja. N. Zasurskogo. M. : Izd-vo MGU, 2007. 256 s.

4. Lukina M. M., Svitich L. G., Shirjaeva A. A. Sovremennaja koncepcija i struktura zhur-nalistskogo obrazovanija v Rossii // Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie : tehnologii i osobennosti prepodavanija. M.: Media Mir, 2008. 248 s.

5. Moskovskaja N. L. Formirovanie professional’noj kompetentnosti lin-gvista-prepoda-vatelja : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005. 46 s.

6. Pedagogika professional’nogo obrazovanija / pod red. V. A. Slastenina. M.: Akademija,

2006.368 s.

7. Rajcev A. V. Razvitie professional’noj kompetentnosti studentov v ob-razovatel’noj sisteme sovremennogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004. 47 s.

8. Romanov P.Ju. Formirovanie issledovatel’skih umenij obuchajuwihsja v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk. Magnitogorsk, 2003.

385 s.

9. Rjendall D. Universal’nyj zhurnalist. M.: Nacional’nyj Institut pressy, 2000. 343 s.

10. Tel’tevskaja N. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija buduwej sistemy professional’no-pedagogicheskih znanij buduwih uchitelej: dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd,

2003.333 s.

11. Hurlo L. Je. Professional’naja podgotovka uchitelja k razvitiju sub#ekt-nosti uchenika : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kaliningrad, 2003. 38 s.

Статья поступила в редакцию 15.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.