Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / высшее образование / формирование проектных компетенций / состав проектных компетенций / педагогические условия формирования проектных компетенций / project activity / higher education / formation of project competencies / composition of project competencies / pedagogical conditions for the formation of project competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

Статья посвящена исследованию современных особенностей и педагогических условий формирования проектных компетенций у студентов высшего учебного заведения. Определяется понятие и состав проектных компетенций и студентов вуза. Выделяется общее значение проектных компетенций в структуре профессиональной деятельности специалиста. Подчеркивается, что сформированные проектные компетенции: обуславливают интеграцию и прикладное воспроизводство теории и практики; способствуют формированию творчества, креативности, возникновению новых продуктов и инноваций; стимулируют развитие командного мышления, способностей принимать решения и работать в команде; обогащают личностно-профессиональный опыт и, как правило, фокусируются на практических аспектах деятельности; поддерживают личностную активность специалиста, способствуя его погружению в образовательный процесс По итогам исследования уточняется состав общих условий формирования проектных компетенций у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of modern features and pedagogical conditions for the formation of project competencies among students of a higher educational institution. The concept and composition of project competencies and university students are determined. The general significance of project competencies in the structure of a specialist’s professional activity is highlighted. It is emphasized that the developed project competencies: determine the integration and applied reproduction of theory and practice; contribute to the formation of creativity, creativity, the emergence of new products and innovations; stimulate the development of team thinking, ability to make decisions and work in a team; enrich personal and professional experience and, as a rule, focus on the practical aspects of activity; support the personal activity of a specialist, facilitating his immersion in the educational process. Based on the results of the study, the composition of the general conditions for the formation of project competencies among university students is clarified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

■S рациональность и краткость - коммуникативный диалог между субъектами образовательной деятельности должен быть кратким (по существу) и оптимальным по объему информации; в связи с этим снижается уровень неоднозначности выражений в разговоре.

Необходимо отметить субординационное взаимодействие в контексте профессионально-коммуникативной деятельности педагогов. По-другому еще такое взаимодействие называют официальным или деловым общением, при котором обозначается статус собеседников и ступени общественного положения. В этом случае профессиональная коммуникация педагога в вузе осуществляет деловой характер общения.

Современное российское образование в контексте цифровой трансформации обучения расширяет границы профессионально-коммуникативных задач. В результате чего формируется новое цифровое профессионально-коммуникативное пространство в системе высшего образования, которое реализует подготовку высокопрофессиональных педагогов-коммуникаторов.

Выводы. Процесс формирования профессиональной коммуникации педагогов в системе высшего образования является необходимым условием педагогической деятельности и реализуется на основе системно-компетентстного и личностно-деятельностного подходов.

Приоритетными направлениями повышения уровня коммуникативной деятельности педагога в вузе является активность речи, принцип диалогичности, доверие, стиль педагогического взаимодействия и высокий уровень организационно-управленческого потенциала.

К важным инструментам эффективности профессионально-коммуникативного акта в образовании относятся обмен опытом и знаниями, способность к профессиональной самореализации в общении; наличие социокультурных и нравственных ценностей; форма передачи содержательной информации.

Педагогическая деятельность в системе высшего образования невозможна без эффективных механизмов коммуникации и общения. Такая деятельность оказывает значительное влияние на профессионально-личностное развитие обучающихся, их культурное восприятие жизни, а также социально-экономические процессы.

Современные условия образования требуют внедрение интерактивных технологий в деятельность педагога, поэтому профессиональная коммуникация является практически единственным средством решения профессионально-коммуникативных педагогических задач.

Литература:

1. Ерохина, Е.Л. Инновационная модель формирования коммуникативной компетенции будущего педагога / Е.Л. Ерохина // КПЖ. - 2020. - №4 (141). - С. 86-92

2. Захарова, С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С.Н. Захарова // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1 (137.1). - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/

3. Козилова, Л.В. Роль студенческо-преподавательских коммуникаций в обогащении профессионально-ориентирующего потенциала вуза / Л.В. Козилова // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № ЗА. - С. 494-504. DOI: 10.34670/AR.2020.13.43.104

4. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации [Текст]: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. -М.: Издательство Юрайт, 2012. -415 с.

5. Краева, A.A. Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью / A.A. Краева, С.Е. Привалова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2 - С. 117-124

6. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-2

7. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 4. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-4

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных особенностей и педагогических условий формирования проектных компетенций у студентов высшего учебного заведения. Определяется понятие и состав проектных компетенций и студентов вуза. Выделяется общее значение проектных компетенций в структуре профессиональной деятельности специалиста. Подчеркивается, что сформированные проектные компетенции: обуславливают интеграцию и прикладное воспроизводство теории и практики; способствуют формированию творчества, креативности, возникновению новых продуктов и инноваций; стимулируют развитие командного мышления, способностей принимать решения и работать в команде; обогащают личностно-профессиональный опыт и, как правило, фокусируются на практических аспектах деятельности; поддерживают личностную активность специалиста, способствуя его погружению в образовательный процесс По итогам исследования уточняется состав общих условий формирования проектных компетенций у студентов вуза.

Ключевые слова: проектная деятельность, высшее образование, формирование проектных компетенций, состав проектных компетенций, педагогические условия формирования проектных компетенций.

Annotation. The article is devoted to the study of modem features and pedagogical conditions for the formation of project competencies among students of a higher educational institution. The concept and composition of project competencies and university students are determined. The général significance of project competencies in the structure of a specialist's professional

activity is highlighted. It is emphasized that the developed project competencies: determine the integration and applied reproduction of theory and practice; contribute to the formation of creativity, creativity, the emergence of new products and innovations; stimulate the development of team thinking, ability to make decisions and work in a team; enrich personal and professional experience and, as a rule, focus on the practical aspects of activity; support the personal activity of a specialist, facilitating his immersion in the educational process. Based on the results of the study, the composition of the general conditions for the formation of project competencies among university students is clarified.

Key words: project activity, higher education, formation of project competencies, composition of project competencies, pedagogical conditions for the formation of project competencies.

Введение. Высокая динамика внешней среды и постоянная изменчивость социально-экономических реалий определяют концептуальное значение непрерывного образования, реализации опережающей подготовки и развития навыков самообразования у студентов в их неразрывной связи для обеспечения гибкости и адаптивности будущего специалиста к внешним средовым условиям. Образовательная подготовка в подобных реалиях подвергается значительным изменениям - упор отводится в сторону инновационных компетенций, обладающих высоким прикладным для специалиста значением и формирующим готовность к постоянной самоактуализации в ходе исполнения профессиональных задач. Так, особое значение приобретают вопросы формирования проектных компетенций у студентов высшего учебного заведения, в основу которых закладывается самостоятельная работа, перспектива развития коммуникативных навыков, стимулирование творчества, обеспечение готовности работать в команде, а также личностно-профессиональная активность со значительными возможностями в прикладном применении теоретической информации.

Актуальность исследования вопросов формирования проектных компетенций студентов вуза определена необходимостью поиска наиболее перспективных и эффективных инструментов формирования проектных компетенций, в чем особая роль отводится предварительной подготовке и обогащению практики проектной деятельности студентов вуза. Как итог, важнейшей задачей становится определение условий и актуальных инструментов формирования проектных компетенций у студентов вуза.

Цель исследования - характеристика современных особенностей формирования проектных компетенций у студентов высшего учебного заведения.

Изложение основного материала статьи. Проектный подход в образовании обладает весьма обширным значением, сопряженным с развитием критического мышления, навыков планирования, самостоятельной и групповой работы, а также гибких навыков и профессиональных компетенций специалиста. В таком случае проектная деятельность рассматривается как процесс, позволяющий достигнуть определенных заранее спланированных личностно-профессиональных результатов.

Актуальность формирования проектных компетенций у студентов вуза по мнению E.H. Удиной и О.Ю. Червинской связана с обширными перспективами использования проектной деятельности как средства формирования профессиональных компетенций. В частности, авторы выделяют, что проектная деятельность способствует развитию таких установок у студентов, как: творческие ориентиры, готовность к самообразованию, высокий уровень самоорганизации, социальная мобильность и многие другие [11]. Опираясь на исследование авторов, отметим, что проектная деятельность способствует актуализации теоретических знаний и их применению на практике.

Е.Ю. Жданова определяет, что проектная деятельность становится эффективным средством формирования научно-исследовательских компетенций у студентов вуза, в чем реализует специфику высшего образования в России и удовлетворяет личностно-профессиональные и академические запросы конкретных обучающихся [5]. Иными словами, проектная деятельность становится не просто способом обучения, но и предоставляет обучающимся достаточно гибкие возможности в самоорганизации, формировании индивидуальной траектории обучения за счет соответствия направлений и целей проектной деятельности личной инициативе.

Вместе с тем, полномасштабная реализация эффективной проектной деятельности невозможна без первичного формирования базовых навыков и компетенций в области осуществления проектной деятельности. О.В. Федорова в контексте вышепредставленных выделяет высокое значение учета федеральных государственных образовательных стандартов по конкретным направлениям подготовки для максимально сглаженного формирования компетенций в области проектной деятельности, которые будут перекликаться с основными целями, задачами и функциями дальнейшей профессиональной деятельности [12]. В данном случае совокупность знаний, умений, навыков и опыта проектной деятельности объединяется под общей категорией проектных компетенций, структура которых преломляется через профессиональную направленность специалиста и определяет перспективы поддержки и улучшения (повышения результативности) деятельности специалиста.

Проектные компетенции студентов вуза по мнению Ю.Н. Борисовой представляют под собой достаточно гибкую категорию, воспроизводство которой возможно в условиях различных учебных дисциплин или при реализации трудовых функций специалиста. На примере учебной дисциплины «культурология» автор показывает, что её освоение посредством проектной деятельности стимулирует формирование как проектных компетенций, так и профессиональных компетенций по направлению подготовки, ведет к комплексному и гармоничному развитию специалиста [1]. E.H. Ковалевская и соавторы замечают, что формирование проектных компетенций студентов вуза требует организации многостороннего взаимодействия для обогащения и углубления опыта осуществления проектной деятельности в различных условиях. В частности авторы предлагают реализовывать проектную деятельность в условиях сетевого партнерства вуза и школы, для поддержания обмена опытом и практического воспроизводства полученных в ходе проектной деятельности продуктов [7]. И.А. Жигалова и A.A. Баканов под проектными компетенциями понимают совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые при их взаимообусловленной интеграции реализуют поддержку проектной деятельности специалиста. Авторы выделяют в качестве важнейших основ компетенции, связанные с [6]:

• самостоятельным поиском, анализом, интерпретацией, обобщением, систематизацией и применением информации, отбором достоверных данных;

• реализацией принципов системного подхода к научно-исследовательской деятельности;

• умениями самостоятельного определения целей, задач, средств и форм реализации деятельности, планирования и управления собственным временем (тайм-менеджмент);

• способностью взаимодействовать с другими субъектами при реализации проектной деятельности, устанавливать контакт и коммуницировать, поддерживать деловое взаимодействие;

• применением специальных средств, инструментов и технологий для составления необходимых документов, макетов и прочих продуктов, связанных с проектной деятельностью;

• организацией работы других членов проектной команды, обеспечением слаженности действий, их регламентированности и др.

Вышеперечисленные аспекты отражают готовность специалиста организовывать и реализовывать проектную деятельность с особым вниманием к её результатам, что неразрывно связано с наличием сформированных проектных компетенций. Последние в таком случае определяют систему положительных личностно-профессиональных эффектов, а именно: обуславливают интеграцию и прикладное воспроизводство теории и практики; способствуют формированию творчества, креативности, возникновению новых продуктов и инноваций; стимулируют развитие командного мышления, способностей принимать решения и работать в команде; обогащают личностно-профессиональный опыт и, как правило, фокусируются на практических аспектах деятельности; поддерживают личностную активность специалиста, способствуя его погружению в образовательный процесс.

Учитывая высокое значение, перспективы и особенности влияния проектных компетенций на результаты образования и будущую личностно-профессиональную практику специалиста, важной категорией становится определение условий формирования проектных компетенций студентов вуза. В числе последних на наш взгляд могут выступить:

Во-первых, гармоничное включение проектной деятельности в образовательный процесс. О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова и A.B. Трутанова считают, что первичным условием формирования проектных компетенций студентов является активное включение проектной деятельности в число превалирующих видов деятельности студентов в процессе обучения. Авторы считают, что данное условие позволяет успешно сформировать проектные компетенции, организовать целенаправленный научно-исследовательский и проектный процесс, стимулировать и объединять студентов в команды по проектной работе и др. [2]. Причем включение проектной деятельности также может раскрываться в структуре применения специальных технологий обучения: игровые технологии, кейс-стади, мозговой штурм, и др., способствующих формированию отдельных компетенций в области проектной деятельности.

Во-вторых, превалирование групповой и командной работы. В исследовании A.A. Мирошениченко и Д.Р. Мерзляковой выделяется, что командообразование становится важнейшим способом поддержания проектной деятельности, поскольку обуславливает готовность студентов к набору эффективных команд для проектной деятельности, решения практико-ориентированных задач [10].

В-третьих, поощрение и стимулирование самостоятельности, креативности, распределение задач. М.Г. Гайда и Г.Т. Мельникова отмечают, что активная самостоятельная деятельность студентов и выполнение типовых операций проектной деятельности являются прикладными способами развития проектных компетенций, поскольку способствуют обогащению опыта осуществления активной деятельности [3].

В-четвертых, реализация принципов сопровождения в проектной деятельности. П.Г. Лабзина в качестве важнейшего педагогического условия реализации проектной деятельности рассматривает именно тьюторское сопровождение, отмечая, что данный тип сопровождения способствует формированию индивидуальной образовательной траектории обучающегося, обуславливает перспективы целостного изучения содержания [8].

В-пятых, формирование объективной обратной связи и стимулирование рефлексивной деятельности. Ю.О. Галущинская и Ю.Н. Рюмина раскрывают наличие обратной связи в качестве главного компонента формирования проектных компетенций, что, по их мнению, связано с возможностями фиксации успеха обучающихся в исполнении тех или иных учебных и профессиональных задач [4].

В-шестых, применение современных технологий. На наш взгляд применение современных технологий в проектной деятельности обеспечит, с одной стороны, оптимизацию многих её функций и задач, с другой стороны, станет способом объективно ускоренного формирования представлений о проектной деятельности, результатах и эффективных способах её реализации в профессиональной практике.

В-седьмых, обогащение опыта за счет дополнительных форм и мероприятий в области проектной деятельности. Данное направление-условие формирования проектных компетенций студентов вуза связано с организацией специальных мероприятий по развитию отдельных умений и навыков осуществления проектной деятельности обучающихся, что позволяет сформировать первичные представления и побудить студентов вуза к активной проектной деятельности [9].

Важнейшими формами формирования проектных компетенций у студентов в вузе становятся: постановка проектных задач в рамках учебных дисциплин (задачи с элементами проектной деятельности, предполагающие поиск и систематизацию материала, моделирование практических ситуаций, создание небольших продуктов и др.); реализация групповых проектов; организация профессиональной деятельности, практик и стажировок с включением коллективных аспектов деятельности; стимулирование научно-исследовательской деятельности; применение актуальных технологий обучения: кейс-стади, игрового обучения, симуляционного обучения, технологий развития критического мышления и др.; проведение хакатонов и т.д.

В результате, при целенаправленной организации формирование проектных компетенций приобретает высокую результативность и позволяет учитывать специфические потребности обучающихся, условия конкретного вуза и особенности учебной дисциплины.

Выводы. Таким образом, по результатам исследования современных особенностей формирования проектных компетенций у студентов вуза отметим, что проектные компетенции представляют под собой набор компетенций, знаний, умений, навыков и опыта, в комплексе стимулирующих и поддерживающих практику проектной деятельности обучающихся. Формирование проектных компетенций является целенаправленно организованным процессом и осуществляется с учетом реализации системы педагогических условий, среди которых: гармоничное включение проектной деятельности в образовательный процесс, превалирование групповой и командной работы, поощрение и стимулирование самостоятельности, креативности, распределение задач, реализация принципов сопровождения в проектной деятельности, формирование объективной обратной связи и стимулирование рефлексивной деятельности, применение современных технологий, обогащение опыта за счет дополнительных форм и мероприятий в области проектной деятельности. Перечисленные условия способствуют более комплексному и целенаправленному формированию проектных компетенций студентов вуза.

Литература:

1. Борисова, Ю.Н. Практика применения культурологии для формирования проектных компетенции у студентов вуза (на материале подготовки инженеров-архитекторов) / Ю.Н. Борисова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2018. - № 4(81). - С. 254-257

2. Ваганова, О.И. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, A.B. Трутанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017,- Т. 6, № 3(20). - С. 51-54

3. Гайда, М.Г. Формирование проектных компетентностей у студентов педагогического вуза / М.Г. Гайда, Г.Т. Мельникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 10(15). - С. 36-38

4. Галущинская, Ю.О. К вопросу формирования проектных компетенций студентов педагогического вуза в процессе педагогического сопровождения / Ю.О. Галущинская, Ю.Н. Рюмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 105-108

5. Жданова, Е.Ю. Проектная деятельность как средство формирования научно-исследовательской компетенции у студентов вузов / Е.Ю. Жданова // Научное отражение. - 2017. - № 5-6(9-10). - С. 69-70

6. Жигалова, H.A. К вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров / И.А. Жигалова, A.A. Баканов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 3(35). -С. 123-128

7. Ковалевская, E.H. Формирование проектных компетенций студентов-филологов в практике взаимодействия вуза и школы / E.H. Ковалевская, A.B. Курьянович, Т.А. Мисякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2016. -№ 10(175). - С. 114-120

8. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 3(40). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-4

9. Лапшова, A.B. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании / A.B. Лапшова, Е.А. Уракова, И.А. Краева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 214-216. - EDN YMHUVX

10. Мирошниченко, A.A. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности / A.A. Мирошниченко, Д.Р. Мерзлякова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 1(30). - С. 1. -DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-1-1

11. Удина, E.H. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции студентов педагогического вуза / E.H. Удина, О.Ю. Червинская // Тенденции развития науки и образования. - 2020. -№61-14. - С. 3438. -DOI 10.1841 l/lj-05-2020-313

12. Федорова, О.В. Формирование компетенций проектной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами у студентов факультета информационных технологий вуза / О.В. Федорова // Образовательные технологии и общество,-2016.-Т. 19,№ 1,-С. 476-483

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лабутин Андрей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ В РОССИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТА И ИННОВАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и функционирования классов психолого-педагогической направленности в российских школах. На основе экскурса в историю российского образования доказывается преемственность идеи качественной подготовки учительства для страны. Анализируются аксиологические основы профессиональной деятельности педагога с учетом современных требований. Раскрываются возможные риски в процессе формирования психолого-педагогических классов и организации образовательной работы в них. Доказывается необходимость проведения историко-педагогического анализа в целях актуализации образовательного опыта предшествующих поколений ученых и практиков. Раскрываются возможные пути преодоления психологических, организационных и технологических сложностей в процессе создания и функционирования классов педагогического профиля. Описываются цели, задачи и результаты использования электронных обучающих курсов для учителей и школьников, разработанные на кафедре общей и социальной педагогики Мининского университета. Раскрывается опыт успешной интеграции смешанного формата обучения школьников в образовательный процесс с участием преподавателей кафедры. Представлены модули программ обучения для школьников психолого-педагогических классов («Педагогика и психология То Go») и педагогов, работающих в них («Профессиональное сопровождение психолого-педагогических классов: специфика и инструменты»). Доказаны преимущества использования различных форматов изучения дисциплин психолого-педагогического цикла старшеклассниками.

Ключевые слова: электронный курс, психолого-педагогический класс, профилизация, профессиональное самоопределение, педагогическая одаренность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation and functioning of classes of psychological and pedagogical orientation in Russian schools. Based on an excursion into the history of Russian education, the continuity of the idea of high-quality teacher training for the country is proved. The axiological foundations of a teacher's professional activity are analyzed taking into account modern requirements. The possible risks in the process of forming psychological and pedagogical classes and the organization of educational work in them are revealed. The necessity of carrying out historical and pedagogical analysis in order to actualize the educational experience of previous generations of scientists and practitioners is proved. The possible ways of overcoming psychological, organizational and technological difficulties in the process of creating and functioning of pedagogical profile classes are revealed. The goals, objectives and results of using e-learning courses for teachers and schoolchildren developed at the Department of General and Social Pedagogy of Mininsky University are described. The article reveals the experience of successful integration of a mixed format of teaching schoolchildren in the educational process with the participation of teachers of the department. Modules of training programs for students of psychological and pedagogical classes ("Pedagogy and psychology To Go") and teachers working in them ("Professional support of psychological and pedagogical classes: specifics and tools") are presented. The advantages of using various formats of studying the disciplines of the psychological and pedagogical cycle by high school students are proved.

Key words: electronic course, psychological and pedagogical class, profilization, professional self-determination, pedagogical giftedness

Введение. Тема подготовки учительства для России всегда была важна и имела значительный вес в общественной жизни. О подготовке грамотных учителей в стране радели правители и государственные деятели, педагоги и публицисты, исследователи и организаторы образования. Не все из этих имен отмечены признанием и памятью, но их исторический вклад в дело развития учительской профессии бесценен. Так, в учебниках по истории педагогики и образования не встретишь имен Д.К. Советкина (основоположник школы технического образования), Д.И Тихомирова (педагог, деятель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.