DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-627-632
Формирование проектной компетентности будущих педагогов
О.Ю. Муллер
Сургутский государственный университет
628401, Сургут, пр. Ленина, д. 1
Surgut State University
Lenina str. 1, Surgut 628401 Russia
ORCID: 0000-0002-8938-5386
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: проектная компетентность, педагогическое образование, студент, проектное обучение, метод проектов.
Key words: project competence, pedagogical education, student, project-based learning, project method.
Резюме: В этой статье рассматриваются подходы относительно определения понятия «проектная компетентность» в контексте ее значения для подготовки бакалавров педагогического образования. На их основе мотивируется необходимость решения вопросов проектной компетентности будущих педагогов путем их реализации в высших учебных заведениях, а также характеризуются показатели и требования к подготовке педагогических кадров.
Abstract: This article examines the approaches to the definition of the concept of “project competence” in the context of its importance for the preparation of bachelors of pedagogical education. On their basis, the need to address issues of project competence of future teachers is motivated by their implementation in higher educational institutions, as well as indicators and requirements for the training of pedagogical personnel are characterized.
[Muller O.Yu. Formation of project competence of future teachers]
В настоящее время при подготовке специалистов большое внимание придается проектному методу, под которым подразумевается применение различных образовательных технологий, формирующих профессиональную компетентность через творческую образовательную деятельность.
Анализ широкого спектра зарубежных и отечественных исследований (Л.В. Байбородова, B.C. Лазарев, J. Jones, A.M. Новиков, В.И. Слободчиков, В.Д. Шапиро и др.) позволяет вычленить основные черты проектного метода в процессе обучения, который представляет собой систему условий, технологий и средств, необходимых для достижения запланированного результата.
Многие исследователи предлагают повышать внимание к констатации разницы между методом проектов и проектным обучением (Кагакина, 2018: 122) (таблица 1).
Таблица 1
Отличительная характеристика метода проектов и проектного обучения
Проектное обучение Метод проектов
выработка нового знания об определенном педагогическом явлении или процессе (НИР) практико-ориентированный характер
конструирование блока декларативных и процедурных знаний, описывающих проявления проектной деятельности в конкретных условиях (конструктивные работы) реализуемость целей проекта, опирается на моделирование своего объекта как способа решения поставленных задач
накопление знаний, формирование эффективных стратегий учебной деятельности (образовательная деятельность) опирается на использование научных данных
Зависит от педагогических условий, влияющих на его результативность
четкие сроки начала и окончания проектной работы
оценивается с помощью точных критериев эффективности
Следует учитывать, что в проектной деятельности обучающегося возможны их различные сочетания. Итогом реализации проектного метода является формирование проектной компетентности. Определение характера этих сочетаний во многом зависит именно от компетентности педагога, от которого требуется подобрать правильное индивидуально-ориентированное проектное направление. Для этого педагог должен уметь проводить мониторинг умений и способностей обучающихся, и подбирать под каждого обучающегося индивидуальную проектную траекторию.
На наш взгляд, наиболее эффективное личностное и профессиональное развитие будущего педагога может быть осуществлено в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов. Это позволит получить образовательные продукты, носящие субъективно-творческий характер, отражающие личностные достижения каждого обучающегося, что становится основой для умений вести в будущем самостоятельную теоретическую и практическую деятельность. Формирование готовности студентов к ведению проектной деятельности с учетом профессиональной специфики является процессом преобразования мыслительных и практических действий в качественную характеристику — проективные умения, или проектную компетентность.
Широкий набор требований к компетенциям педагога придает большое значение проектному методу как профессионально значимому компоненту в подготовке будущих учителей, под которым подразумевается широкий спектр образовательных технологий, формирующих профессиональную компетентность через творческую образовательную деятельность. Итогом реализации проектного метода является формирование проектной компетентности.
Приведем определения некоторых исследователей, на основании которых выделим сущность понятия «проектная компетентность»:
интегративное профессионально-личностное качество, базирующееся на проектных (опытных) знаниях, которые образуют творческий инновационный (прогрессивный) стиль деятельности педагога (Иванова, 2014);
интегративная характеристика педагога, которая выражается в его способности и готовности к самостоятельной и практической деятельности по разработке и реализации образовательных проектов;
характеристика личности педагога, которая отражает его способность применять знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности с осознанием ее социальной значимости и личной ответственности за результат выполнения проекта (Демченко, 2017: 302);
мотивированное желание педагога и его готовность к ведению самостоятельной профессиональной деятельности по созданию, ведению и реализации проектов определенного значения (Зайцева, 2017: 1).
Такой перечень дефиниций понятия «проектная компетентность» достаточно глубоко раскрывает сущность явления. Во многом это определяется авторской позицией, при которой в данное определение включается что-то свое, оригинальное, несмотря на опору на определенные научные подходы и традиционные решения. Это позволяет получить широкое представление о формировании проектной компетентности бакалавров педагогического образования.
Среди многообразия представленных понятий нам импонирует определение М. В. Гулаковой, которая считает проектную компетентность реализованной на практике компетенцией (Гулакова, 2014: 3746).
Проблема формирования проектной компетентности специалистов изучена достаточно хорошо. В целом следует сказать, что для большинства образовательных направлений подготовки высшего образования существуют схожие показатели формирования профессиональной компетентности (Зотова, 2018: 121):
умение применять на практике современные образовательные технологии;
владение методами и средствами самоконтроля, обобщение собственного профессионального опыта;
умение отражать содержание образовательных областей и др.
Значимыми являются требования социального заказа к подготовке педагогических кадров: личностная и профессиональная готовность педагога к творчеству, способность принимать нестандартные решения, взаимодействовать с учащимися и проявлять профессиональные инициативы. Государство заинтересовано во всестороннем развитии педагогов, которые способы мыслить творчески и нестандартно, внедрять инновации и т. д. При всем этом деятельность педагога не должна выходить за четко ограниченные образовательные и профессиональные стандарты. От педагога требуется использовать свои профессиональные знания и навыки для проектирования образовательной среды с учетом социального запроса общества и государства (Лебедева, 2018: 47).
Широкий набор подобных требований к компетенциям педагога придает большое значение проектному обучению как профессионально значимому компоненту в подготовке будущих педагогов.
Исследователи выделяют следующие критерии, ориентируясь на которые, можно утверждать о наличии или отсутствии у студента требуемых личностных и профессиональных компетенций:
студент обладает самостоятельным, независимым мышлением, умениями конструктивной деятельности и творческими способностями;
студент мотивирован на получение индивидуального образовательного продукта и проектирование персональных способов овладения компетенциями;
студент осмысливает и накапливает личный и профессиональный опыт, стремится к повышению собственных образовательных возможностей и упрочнению своей конкурентоспособности на современном рынке труда, старается постоянно проявлять и реализовывать свой личностный потенциал (Брысякина, 2014: 232).
Анализ исследований позволил определить следующие требования к проектной компетентности студентов педагогического направления:
умение предсказывать результат проектного планирования, уметь составлять прогноз, основанный на научно обоснованных положениях и методах;
умение анализировать и критически оценивать содержание предлагаемых современных учебных материалов;
умение учитывать в проектном планировании психологические аспекты, факторы и закономерности в усвоении предлагаемого учебного материала;
умение проводить мониторинг организационно-обучающей деятельности, анализировать проблемные ситуации и выбирать верное, наиболее эффективное решение;
способность совершать логические переходы по этапам занятия, по этапам в рамках изучений одной темы, тематическим циклам и т. д.;
умение импровизировать в нестандартных ситуациях и быстро находить правильное эффективное решение.
Таким образом, есть объективные основания рассматривать проектное обучение как важный фактор развития творческой деятельности обучающихся, в связи с чем проектная компетентность будущего педагога приобретает большое значение.
ЛИТЕРАТУРА
Брысякина И.Ю. 2014. Формирование самообразовательной лингвистической компетенции у студентов колледжа. - В сб: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: 232-236.
Гулакова М.В. 2014. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». 20: 3746-3750.
Демченко Л.В. 2017. О сущности понятия проектной компетентности будущих педагогов [Электронный ресурс]. - URL: https:// scienceforum.ru/ 2017/article/2017038743 [20.03.21].
Демченко Л.В. 2017. Теоретический анализ понятия «Проектная компетентность». - В сб: Профессиональное развитие педагога: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 25-30 мая 2017 г., Иркутск / Иркутский гос. ун-т. Иркутск: Аспринт: 302-304.
Зайцева С.А. 2017. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин. - Интернет-журнал «Мир науки». 1: 1-8.
Зотова И.В. 2018. Критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Вопросы науки и образования. 6: 121-123.
Иванова Л.В. 2014. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя. - Интернет-журнал «Науковедение». 4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-osnova-razvitiya-proektnoy-kompetentnosti-uchitelya [24.03.21].
Кагакина Е.А. 2018. Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников. - Профессиональное образование в России и за рубежом. 4: 122-127.
Лебедева Н.Г. 2018. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России. - Ярославский педагогический вестник. 6: 47-53.
Получена / Received: 03.05.2021
Принята / Accepted: 10.05.2021