Научная статья на тему 'Формирование проектного мышления студентов дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема'

Формирование проектного мышления студентов дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование проектного мышления студентов дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема»

он принимает и насколько эффективно действует в той или иной ситуации.

Принимая во внимание все выше сказанное, считаем необходимым сформулировать авторскую дефиницию исследуемого феномена.

Интеллект - это универсальная совокупность психических функций (способностей) субъекта, связанная с особенностями отражения окружающего мира, получением информации в процессе когнитивной деятельности, ее переработкой и эффективного использования в преобразовании окружающего мира.

Библиографический список

1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995. -№ 1.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человека знания. М.: Наука, 1997.

3. Введение в психодиагностику. Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е. М. -М.: Академия, 1997. - 197 с.

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений - Т. 2. — М.: МГУ, 1987.-324 с.

5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.-368 с.

6. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. - 560 с.

7. Келер, В. Л. Некоторые задачи гештальтпсихологии // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. - М.: МГУ, 1980.—307 с.

8. Монфред, К. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 312с.

9. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с,

10. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора Кузнецова

В. Г. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.

11. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002 - 360 с.

12. Thurstoune, L. L. The nature of intelligence. — N.Y.: Harcour. Brace and Company. Inc 1968.

УДК 378,9

Л. Д. Григорьев

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Анализ дизайнерского творчества сталкивается со своеобразным пересечением процессов мышления, творчества и проектирования. В этой свя-

зи появляется возможность проследить отношения между указанными категориями, представив их как взаимопроникающие и интегрирующие друг друга области с единым типом процессуальности, заданным характером дизайнерского творчества.

В рамках нашего исследования мы стремимся связать дизайн с профессиональной проектной деятельностью, направленной на формирование и преобразование пространственно-вещевой среды.

Нами выделен следующий комплекс составных элементов дизайна:

— функционально-утилитарные;

— визуально-эстетические, образные;

- эргономические;

- технологические, инженерно-технические;

- экономические;

— экологические.

Следует подчеркнуть, что дизайн невозможно отнести к узкой сфере деятельности человека, специализирующейся только на определенном аспекте производства широкого спектра услуг, на современном потребительском рынке. Деятельность дизайнера, а в особенности - дизайнера среды, включает в себя художественную и научную, проектно-конструкторскую и материаловедческую, социально-экономическую и психолого-аналитичес-кую деятельность. Дизайн находится на стыке науки, искусства и производства, превращает процесс производства в аналитически предсказуемый акт создания рынка потребительских услуг современного «общества потребления».

Субъектом дизайна можно считать человека как дизайнера, так и как потребителя, а объектом дизайн проектирования - предметно-вещевую среду [7].

Каждый из субъектов дизайн-процесса находится в жесткой зависимости друг от друга, и можно с уверенностью утверждать, что они взаимно влияют как на результат дизайн-деятельности, так и на собственно дизайн-процесс. В результате такого взаимодействия у дизайнера формируется особый вид мышления. Этот вид мышления мы будем называть проектным мышлением.

Исходя из анализа работ, направленных на исследование дизайна (Ю. Назаров, С. Михайлов, Л. Кулссва, В. Рунге, Ю. Манусевич и др.) и профессионального дизайнерского опыта, мы можем предположить, что профессиональная дизайнерская деятельность состоит из теоретической и практической деятельности. К теоретической части дизайнерской деятельности можно отнести научно-технические, эргономические, ма-териаловедческие и другие знания. Практическая часть включает в себя такие аспекты как специальные художественные навыки, владение проектными технологиями и инструментарием, включая информационные технологии и т. д. Каждый из этих видов деятельности требует формирования

особого вида мышления, результатом интеграции которых, на наш взгляд является формирование проектного мышления.

Для конкретизации понятия «проектное мышление», нам необходимо рассмотреть различные подходы к проблеме мышления в современной научной литературе.

Мышление изучается многими науками: философия и психология, педагогика, физиология, кибернетика и др.

Мышление трактуется как синоним духа или как синоним сознания. Философов (Платон, Аристотель, Кант, Шеллинг, Гегель и др.) мышление интересует, прежде всего, как общественно-исторический процесс, как историческое развитие человеческих познавательных возможностей.

Для философии приоритетен конечный продукт познавательной работы человека, и то, насколько можно его воспринимать как отражение реального мира.

Психология, в основном, исследует процесс порождения продуктов мыслительной деятельности. Различные аспекты профессионального мышления были исследованы в рамках психологии, такими исследователями как

С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. К. Маркова и др.

Так, например, в психологической литературе отмечается, что, познавая объективную реальность, человек опирается, прежде всего, на ощущения и восприятия [4; 6; 10; 12]. Однако, на наш взгляд, ощущений и восприятия недостаточно для глубокого и всестороннего познания этой реальности. Сложная система взаимодействия предметов, явлений, событий и т.д. не может быть познана только с помощью чувственного познания, так же как не может быть исследована их сложная причинно-следственная связь. Необходимость более полного, объективного познания внешнего мира, обуславливает переход от ощущений и восприятия к мышлению.

Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий: сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже раскрывает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [10, с. 309-372].

Формула, выдвинутая Р. Декартом: «Я мыслю, значит, я существую», в рамках нашего исследования выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека. Более того, мышление является основным элементом осознания человека и его места в существующей действительности.

Обобщив различные точки зрения на проблему мышления в психолого-

педагогической литеразуре (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Л. Б. Итель-сои, С. Л. Рубинштейн и др.), можно сделать вывод, что мышление - опосредованная речью и прошлым опытом высшая форма познавательного психического процесса, направленного на познание объективной реальности. Мышление основывается на раскрытии связей, отношений и опосредовании, направленных на обобщение и систематизацию, полученных чувственный образом знаний.

Несомненно, понятия являются основным средством и основной формой существования мышления. В изречении: «Вначале было слово» - слово можно понимать как главный признак разума, мышления, с которого и начинается высшая форма психической деятельности. Развитие вокабулярно-го аппарата в процессе формирования проектного мышления у студентов дизайнеров, является одной из основных задач дизайнерского образования. Умение осмыслить, а затем адекватно выразить в словесной форме проектную идею, помогает быстрее и точнее найти средства и методы решения проектных задач, умение защищать свой проект посредством дискуссии поднимает проектную деятельность на качественно новый уровень.

Также для нашей работы важным аспектом является то, что, по мнению таких исследователей как Л. С. Выготский [2], Л. Б. йтельсоп [4], С. Л. Рубинштейн [10] и др. мышление как высшая мыслительная деятельность тесно связана с действием. Человек познает мир, изменяя его. Как известно, дизайнерская деятельность направлена, прежде всего, на изменение окружающей среды, в широком понимании - мира.

Решение изначально практических задач, а затем и теоретических, подключение для решения этих задач определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации, приводит нас к выводу, что мышление всегда начинается с необходимости разрешения проблемной ситуации, в нашем случае оно начинается с необходимости решить проблемную проектную задачу. Решение одной, частной проблемы или задачи с определенной целью и в определенной ситуации на практике, теоретически позволяет найти решение для всех подобных принципиально однородных случаев. Главное свойство мышления - обобщать - позволяет в обобщенной форме сформулировать принципы решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться.

Мы отмечали выше, что мышление начинается с проблемной ситуации, с поиска ответов на возникающие вопросы. Процесс поиска решения этих вопросов осуществляется при помощи основных мыслительных операций. Кроме индукции и дедукции, основными мыслительными операциями теоретического мышления являются: сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

Для нас чрезвычайно важным является вывод С. Л. Рубинштейна, что

«одной из функций мышления является функция планирования» [10, с. 311-312]. Теория, опережающая практику и закладывающая схемы решения всех задач подобного рода, имеет тесную связь с практической деятельностью человека и служит, в конечном счете, для организации этой деятельности и руководства ей. Это приобретает особое значение, если учесть, что главной функцией дизайна как процесса мы называем проектирование, планирование будущего изделия, среды или услуги. Планирующая функция дизайна как мыслительного процесса, близка по своей сущности с планирующей функцией мыслительной деятельности.

Как уже упоминалось, планирование является одной из основных функций мышления, однако следует различать планирование деятельности на обывательском уровне и на профессиональном. Поэтому проблемы проектного мышления дизайнеров, как основы профессиональной деятельности нельзя рассматривать в отрыве от «профессионального мышления».

А. Н. Топузова в своем исследовании характеризует «профессиональное мышление» как - «познание сущности, выявление закономерностей и построение проектов производственных процессов, на основании глубоких профессиональных знаний и профессионального опыта, полученного из собственной деятельности и из деятельности других специалистов» [13, с. 8]. А. Н. Топузова отмечает, что профессиональное мышление состоит «в использовании мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятельности» [13, с. 11].

Как мы отмечали выше, большинство исследователей разделяют мышление на теоретическое и практическое [6, с. 303]. Мы, в свою очередь, также разделяем дизайн-деятельность на теоретическую и практическую части, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу, характеру решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

В процессе своей деятельности дизайнер использует как практическое, так и теоретическое мышление. Безусловно главным смыслообразующим фактором в процессе проектирования является проектная идея, которая определяет концептуальную компоненту проекта. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Нас оно интересует постольку, поскольку дизайн в своей сущности, является не только и не столько видом художественного или изобразительного творчества, но и имеет в своем основании мощную научную базу Безусловно, формируя функциональную среду, дизайнер, прежде всего, использует свои теоретические знания, Используя теоретические знания в области технологии производства, конструировании и эргономики, он создает ви-

зуальный образ, как неотъемлемую часть результата его деятельности. С учетом того, что конечным результатом деятельности дизайнера, и особенно дизайнера среды, является овеществление проектной идеи, можно утверждать, что весь процесс проектирования в конце концов упирается в практическую деятельность. К этому фактору можно добавить практическую деятельность дизайнера, с использованием профессиональных навыков, применяемые в процессе отображения, разработки, фиксирования и визуализации идеи.

Проанализировав фундаментальные труды ведущих теоретиков - исследователей мышления, таких как О. К. Тихомирова, С. Л. Рубинштейн, Л. Б. Ительсон, Л. С. Выготский и др. мы разделяем мышление на три основные формы, отталкиваясь от формы деятельности, практической или теоретической, оказывающей основное воздействие на процесс проектного мышления:

1. Наглядно-действенное;

2. Наглядно-образное;

3. Абстрактно-логическое.

Так, как уже запоминалось выше, наглядно-действенное мышление, является первичной формой мышления и изучалось такими учеными как И. П. Павлов, В. Кёлер, Л. Б. Ительсон, Б. М. Теплов и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта. Другими словами, осуществляется схема «увидсл-сделал» [6, с. 298-304]. Этот вид мышления в своей деятельности используют люди, занятые производством, а также творческие люди, занимающиеся практическим, ремесленным трудом. К ним можно отнести художников, скульпторов и дизайнеров, чей труд предполагает не только теоретическое знание технологии создания изображения или предмета, но и практическое: использование ее.

Следующее, наглядно-образное мышление также относится к практическому аспекту проектного мышления и осуществляется только непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Опираясь в этом виде мышления на наглядный образ, отражающий действительность при помощи органов чувств, мы привязаны к этой действительности. Функции наглядно-образного мьндления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа [12, с. 8]. Наглядно-образное мышление также важно для профессиональной деятельности дизайнера среды. Кроме утилитарно-функциональных аспектов создания предмета, техники или другого средового элемента,

дизайнер формирует визуальный образ, как неотъемлемую часть проекта. Используя свои навыки в осмыслении и мысленном воплощении образа, как обязательной компоненты проектной идеи, дизайнер, прежде всего, использует наглядно-образную форму мышления.

Образное мышление можно охарактеризовать, как вид мыслительного процесса, в котором в качестве основного элемента используется образ. От наглядно-образного мышления оно отличается тем, что необходимые образы представлены не в кратковременной и оперативной памяти, а находятся в долгосрочной памяти или воссоздаются воображением. Используя соответствующие образы для решения мыслительных задач, человек мысленно преобразует, трансформирует эти образы так, что в результате становится возможным найти решение этой задачи. Как отмечают большинство теоретиков (С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, Л. Б. Ительсон, А. Г. Маклаков и др.), этот вид мышления наиболее характерен для людей творческих профессий.

И третья форма - абстрактно-логическое мышление, которое также называется понятийным. Решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску специальных методов какой-нибудь новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, которые получили наши предшественники и выразили их в форме понятий, суждений, умозаключений. Абстрактнологическое мышление использует понятия, как основную составляющую. Для этого вида мышления характерно использование логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.

Интересной в аспекте исследования проектного мышления представляется также точка зрения О. К. Тихомирова, который выделяет такие виды мышления по степени развернутости, как интуитивное и аналитическое (логическое). Для их различия используются три признака:

- временной (время протекания процесса);

- структурный (членение на этапы);

-уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Так, аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это мышление исследуется такими теоретиками как Я. А. Пономарев, Л. Л. Гурова и др. [12, с. 10] Как аналитическое, так и интуитивное мышление широко используется в деятельности дизайнера, варьируясь в зависимости от проектной ситуации и проектной задачи.

Психологическая наука [ 12, с. 7-10] выделяет также мышление реалистическое и мышление артистическое. Реалистическое мышление ориентируется, в основном, на внешний мир, регулируется логическими законами. Артистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Иног-

да используется термин «эгоцентрическое мышление». Оно характеризуется, прежде всего, ориентацией на собственное «Я» - «эго»; нежеланием принять точку зрения другого человека. Данный подход интересен с точки зрения организации процесса обучения дизайнеров, т. к. имеет отношение к индивидуальным особенностям студентов, но слабо влияет на формирование и развитие проектного мышления.

Важным же, на наш взгляд, для процесса формирования проектного мышления у студентов дизайнеров, является развитие продуктивного и репродуктивного (креативного) мышления, различие между которыми состоит в степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта. Как уже упоминалось, дизайн предполагает, прежде всего, творческую деятельность, направленную на формирование в промышленных изделиях особых свойств, в связи с чем, креативное мышление, как часть проектного, приобретает особенно важное значение.

Итак, говоря о проектном мышлении нельзя относить его к узкой специализированной форме мышления, точно также как нельзя относить дизайн к узкопрофессиональной сфере человеческой деятельности. Специфика проектного мышления заключается в том, что в процессе проектирования принимает участие как наглядно-действенное, наглядно-образное, так и абстрактно-логическое мышление. В основе проектного мышления лежит творческое (креативное), мышление, как направляющее на создание нового, ранее не создававшегося, однако проектное мышление базируется па научных и инженерно-технологических знаниях, объемно-пространственном воображении, художественных умениях. Дизайн, а с ним и проектное мышление. можно отнести как к практической, так и к теоретической деятельности, а форма принятия решения может иметь и аналитическую и интуитивную форму, в зависимости от проектной ситуации.

Мы можем заключить, что для формирования проектного мышления студент должен развивать умение идентифицировать проблему и формулировать задачу, умение образно мыслить, свободно формулировать мысли и вербально их выражать, профессиональные навыки визуально отображать проектную идею. Следует отметить, что в процессе обучения преподаватель должен «сконструировать» мышление студента таким образом, чтобы, понимая структуру процесса проектирования, тот мог простроить такой алгоритм действий, который сможет адекватно реагировать па проектную ситуацию и изменяться в нужном направлении в случае необходимости. Кроме того, студент должен обладать солидным багажом специальных научных знаний, развитых художественных способностей, а также свободно владеть специализированными компьютерными программами.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы мы можем заключить, что проектное мышление дизайнеров - особая форма психи-

ческой деятельности человека, объединяющей в себе мыслительные операции разных форм и направленной на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческог о процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации.

Проектное мышление не относится к узко специализированной и узкопрофессиональной форме мышления, представляет собой сложное полиморфное образование и использует разнообразные формы мышления в зависимости от проектной ситуации.

Дизайн и проектная деятельность, как основные сферы применения проектного мышления, являются сложным синтезом науки и искусства, практической и теоретической деятельности человека. Проектная деятельность требует мощной теоретической базы, использующей научные и искусствоведческие знания, универсальности их применения в разных ситуациях, использования опыта накопленного человечеством за всю историю формирования предметного мира. Кроме того, требуются способности к формированию на этой основе творческого замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств выражения, планирование творческого процесса с учетом специфики проектной ситуации.

Проблема формирования проектного мышления может быть решена только с помощью специальных методов и образовательных технологий, которые могут осуществляться на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности, и которые необходимо объединить в единую, структурно-содержательную модель формирования проектного мышления.

Библиографический список

1. Безмоздин, Л. Н. В мире дизайна / Л. Н. Безмоздин. - Ташкент. 1990

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред.

В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.

4. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон: Учебное пособие. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 896 с.

5. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучения /

3. И. Калмыкова. - М.: Педагогика. 1981. - 200 с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

7. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240 с.

8. Назаров, Ю. В. Постсоветский дизайн (1987-2000) / Ю. В. Назаров. Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 416 с.

9. Петровский, А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 496 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: 2006. - 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

11. Рунге, В. Ф., Манусевич, Ю. П. Эргономика в дизайне среды /

В. Ф. Рунге. Ю. П, Манусевич: Учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — М.: «Архитектура-С», 2005. - 328 с.

12. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. Учебное пособие М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.

13. Тоиузова, А. Н. Формирование профессионального мышления у студентов управленческих специальностей в вузе / О. К. Тихомиров. Дисс.. .канд.пед.на-ук: 13.00.08.-М.:РГБ, 2005.

УДК 159.9

С. И. Кудинов, Н. Г. Русакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫДЕЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ

Несмотря на то, что в современной науке большое внимание уделяется вопросам организации личности, до сих пор малоизученной оказывается проблема, связанная с исследованием личностных качеств, способствующих большей успешности и продуктивности в различных видах деятельности. Одним из таких качеств выступает организованность. Современные исследования, посвященные данному вопросу проливают свет на полоролевые и возрастные ее аспекты, однако малоизученной остается проблема, связанная с индивидуальными особенностями ее проявления, в тоже время для целенаправленного формирования и развития необходимо учитывать индивидуальные особенности данного качества.

Кроме этого, анализ литературы позволяет отметить, что организованность как свойство личности чаще всего рассматривается упрощенно, где исследуется какая-либо одна из сторон: мотивационная, волевая либо кона-тивная.

В целом, для большинства авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на ее волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.