Научная статья на тему 'Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна'

Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОСНОВЫ ДИЗАЙНА / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЭСКИЗ / ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ / АНАЛОГ / МАКЕТ / METHOD OF PROJECTS / TECHNOLOGY / PROJECT / DESIGN / PRINCIPLES OF DESIGN / LEVELS OF DESIGN / SKETCH / PRE PROJECT ANALYSIS / ANALOG / LAYOUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Алина Васильевна

В данной статье проводится анализ различных подходов к проблеме формирования проектно-художественных способностей и творчески активной личности. Выявлено, что для развития творчески активной личности наиболее результативной технологией является метод проектов. Раскрыты основные идеи проектного обучения и дана историческая справка основных подходов к использованию метода проектов в России. Дается описание этапов теоретической и практической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучерова Алина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project and art skills formation during lessons on the Principles of Design for students in pedagogical college

In the present article the analysis of different approaches to the problem of formation of project and art skills and creative personality is given. It was proved that the method of projects is the most effective technology. The main idea of an educational project is presented in the article and historical background of main approaches to the method of projects used in Russia is shown. The author describes such notions as «project», «design» and project activity of pedagogical college students. The article presents description of levels of theoretical and practical training for students. The author of the article states the fact that teaching of the Principles of Design for pedagogical college students in the framework of the education project provides their training equal to the levels of the vocational training for a designer. Such kind of training is necessary to form vocational culture of a student, as well as to develop their professional experience and project, art and pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна»

УДК 371.389. К 959. д. в. КУЧЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА___________________________

В данной статье проводится анализ различных подходов к проблеме формирования проектно-художественных способностей и творчески активной личности. Выявлено, что для развития творчески активной личности наиболее результативной технологией является метод проектов. Раскрыты основные идеи проектного обучения и дана историческая справка основных подходов к использованию метода проектов в России. Дается описание этапов теоретической и практической подготовки студентов.

Ключевые слова: метод проектов, технология, проект, проектирование, основы дизайна, этапы проектирования, эскиз, предпроектный анализ, аналог, макет.

Модернизация содержания образования обуславливает необходимость усиления практической подготовки будущих учителей к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. Современные концепции образования актуализируют продуктивные технологии и методы обучения. Такой подход продиктован изменением целей современной образовательной системы: от «знаниево-центрической» организации, где ведущие цели и результаты обучения — знания, умения и навыки студента, к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека как главной цели образования. Изменение целей образования характерно также значительным расширением содержательной базы образования, где основой образования выступает вся отечественная и мировая культура (В. И. Загвязинский).

Качество подготовки специалиста во многом зависит от того, насколько сформирована проектная культура личности как часть общей и профессиональной культуры. Отсутствие проектной культуры приводит к рассогласованию между целями и результатами деятельности специалиста, поскольку проектная культура позволяет решать поставленные задачи и преобразовывать профессиональную действительность на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования.

Для формирования проектной культуры специалиста необходимо овладение им соответствующими технологиями, которые составляют профессиональную базу его деятельности. Одной из более эффективных личностно-ориентированных технологий, позволяющих реализовать новые цели образования, а также подготовить конкурентоспособного специалиста в условиях меняющихся требований рынка труда, выступает технология проектного обучения. В связи с этим важным критерием профессионализма учителя становится проектная деятельность. В по-

следнее время изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию и пути решения. Процесс проектирования формирует и развивает проектно-художественные способности и способы деятельности, адекватные реальной профессиональной деятельности.

Культура проектирования сегодня входит во многие области общеобразовательной практики в виде проектных методик обучения. Вопросы организации обучения на основе метода проектов рассматривались отечественными и зарубежными учёными в различных аспектах: П. П. Блонский — приобретение знаний в процессе постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, С. Т. Шацкий — использования опыта детей и упражнения, дающие нужные для ребенка навыки, П. Ф. Каптерев — формирование умственных способностей и развитие мышления, У. Х. Килпатрик — система образования и воспитания, основой которой является активность учащихся, выбираемая ими самими, А. С. Макаренко — формирование личности в производительном труде, Д. Снезден — связь школы с сельскохозяйственным производством, Д. Дьюи — организация обучения с учетом конкретного объекта деятельности. В современной педагогической науке варианты использования метода проектов рассматриваются в трудах В. В. Гузеева, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Н. Ю. Пахомова, Г. К. Селевко и др.

В настоящее время формированию у студентов опыта проектной деятельности как части проектной культуры стало уделяться большое внимание как в педагогической науке, так и в практике преподавания учебных дисциплин. Кроме того, авторы современных исследований выявляют следующие элементы, которые составляют систему формирования проектнометодической культуры будущего специалиста: тео-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

ретическая и практическая подготовка, практическая работа в школе [2, 4, 7, 9].

Теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов реализуется в различных формах деятельности студента, включает содержательную и профессиональную стороны. В теоретико-практической подготовке студентов художественно-педагогических специальностей особое место отводится учебным предметам психолого-педагогического блока, включающего методические дисциплины, а также дисциплинам предметной подготовки. Усвоение этих дисциплин в учебном процессе строится на овладении способами приобретения знаний. Для формирования проектной культуры студентов необходимо включать в процессы проектной деятельности, в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования. Развитие самостоятельности, активности, инициативности, самообразования наилучшим образом осуществляется при выполнении проектов. А проектная деятельность необходима для формирования проектно-художественных способностей.

Рассмотрим подробнее такие понятия, как проект, проектирование. «Проект» — (от лат. рго]ес1;ш, в буквальном переводе — брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении» [8, с. 1076]. Проект — это результат творческого поиска и определенных интеллектуально-практических усилий, поэтому формирование проектной культуры специалиста неотделимо от развития креативной составляющей личности.

В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект», которое выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности.

Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату [8, с. 1078].

Вышеизложенное дает основание для утверждения, что проект, как результат проектной деятельности, предполагает решение определенной задачи и может быть методом обучения, является как индивидуальной, так и групповой формой ее организации.

Организация проектной деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения предусматривает наличие таких компонентов, как: содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический. Для формирования проектной культуры студента, содержательный компонент определяет ту теоретическую основу и информационную базу, которая помогает студенту в самореализации при работе над проектом. Организационнодеятельностный компонент позволяет организовать совместную деятельность студентов и преподавателя, в которой преподавателю отводится роль координатора. Такая деятельность преподавателя и студентов способствует развитию индивидуальности и креативности студента, актуализирует его жизненный опыт и полученные знания. Оценочно-аналитический компонент метода включает в качестве критериев оценки результативности проекта проявление и обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние

на развитие индивидуальности и творческих способностей студентов и активность его участия при создании проекта [5].

Целевые установки проектной деятельности связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности студента, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности. Как результат личного опыта в проектной деятельности проект имеет своей целью:

— систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой;

— совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и графического оформления получаемых результатов;

— выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности в школе.

Современные ученые актуализируют практикоприкладную направленность проектного обучения и выделяют такие методологические принципы проектного обучения, как: 1) концептуальность, т. е. опора на стройную систему философских и психолого-пе-дагогических взглядов и обоснований (гуманистическая педагогика, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества и др.); 2) системность, целостная последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой; 3) воспроизводимость, т.е. применение на любых этапах обучения, в работе с обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности; 4) универсальность, т. е. адаптация к особенностям всех без исключения учебных дисциплин [3].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что способности для выполнения определенного вида деятельности развиваются в той деятельности, которая требует применения этих способностей. Для становления проектной культуры будущего специалиста необходимо формирование его проектно-художественных способностей. Исходя из этого формирование проектно-художественных способностей будет наилучшим образом проходить в проектной деятельности, а технологией обучения будет служить метод проектов.

Метод проектов — система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [6].

Методика обучения, основанная на методе проектов, предусматривает поэтапное выполнение проекта с решением задач каждого этапа. Поэтапность в выполнении проекта формирует в деятельности студента мотивационный компонент, выражающийся в готовности к проектной деятельности. Метод проектов вырабатывает такие проектировочные умения, как целеполагание, планирование, конструирование, структурирование и др., предполагает отбор способов деятельности студента, характерный для определенного этапа проектирования и предмета деятельности, а также предусматривает нацеленность процесса проектирования на конкретный результат.

Методика проектного обучения предполагает выявление дидактических условий активизации учебнопознавательной деятельности студентов в соответствии с педагогическими целями и особенностями каждого этапа проектирования.

В рамках профессионального образования, обучение студентов с использованием метода проектов происходит на последних курсах, проводится по блокам дисциплин, по индивидуальным образовательным маршрутам студентов и принимает различные формы индивидуального обучения или обучения группового.

Процесс подготовки специалистов в области дизайна построен на методе проектов. Рассмотрим некоторые особенности обучения студентов основам дизайна по методу проектов.

Теоретические основы и особенности выполнения заданий раскрываются на лекции. Студенты знакомятся с теоретическими основами дизайна как области проектной культуры.

Практическая работа студентов строится в соответствии с логикой процесса обучения, предполагающей предъявления знаний в форме объяснения задач и последующего самостоятельного поиска студентов, анализа аналогов, т.е. лучших дизайн-проектов профессиональных дизайнеров по решению поставленных дизайнерских задач; воспроизведение знаний предполагает выполнение упражнений по усвоению знаний и их перевод на уровень умений. Творческая интерпретация знаний и умений в процессе выполнения определенных заданий, т.е. новых средств выражения идеи проекта; выполнение творческого задания — проекта.

Таким образом, обучение студентов, формирование их знаний, умений и навыков в области основ дизайна осуществляется в условиях проектного обучения, которое предполагает выполнение всех этапов проектирования аналогичных этапам, выполняемым профессиональными дизайнерами.

Этапы выполнения задания — проекта включают в себя теоретические основы, раскрывающие особенности задания: предпроектный анализ, проектную деятельность — разработку форэскиза, разработку эскиза, окончательную подачу — проект с имитацией материала. Предпроектный анализ, как начальная стадия работы по дизайнерскому проектированию, направлен на изучение условия задач и поиск принципов их решения. Методика предпроектного анализа включает ряд этапов. Этап обследования предполагает теоретическое ознакомление и формирование представления об объекте (будущем проекте). Общепринятой в дизайне признается методика этого этапа: изучение аналогов, предполагающее анализ существующих прототипов решений сходной задачи, конструктивно-технический анализ проблемы по литературным источникам, определение задач дальнейшей работы. Следующий этап — осознание задания, как проблемы. Для него характерны: сбор материала для решения данной проблемы, опора на существующие пути решения проблемы. Далее следует смысловой поиск темы, сюжета, анализ понятий, раскрывающих эту тему, и определение средств решения проблемы. Завершается предпроектный анализ сравнением вариантов решения и выбором наиболее эффективного решения в эскизе.

Работа над эскизом проекта включает поиск выразительности, графическую проработку и согласованность всех составляющих дизайна: цвета, шрифта, формы, композиции. Окончательная подача проекта предполагает: выполнение проекта и для объемной композиции макета и проекта, в котором представлены проектная идея, графика, мастерство исполнения.

Формирование проектной культуры студентов в педагогическом колледже происходит с опорой на системный, деятельностный подходы, на принципы личностно-ориентированного обучении и интегра-

цию учебных дисциплин. Ряд учебных дисциплин, таких как основы дизайна, художественно-производственная практика и техническая графика, макетирование, методика преподавания основ дизайна в школе, обеспечивают студентам приобретение и усвоение опыта проектной деятельности, а также способствуют формированию способностей: художественноизобразительных, проектировочных, дизайнерских.

Современное образование одной из своих целей ставит развитие самостоятельной, творческой личности, способной оперативно решать поставленные профессиональные задачи. Развитие способностей позволяющих решать эти задачи происходит в процессе обучения студентов, в условиях организации деятельности, требующей применения этих способностей. Так как именно в деятельности формируются способности к определенному ее виду. Первым этапом формирования творческих способностей на занятиях по основам дизайна служит овладение студентами теоретических основ дизайна в области композиции, формообразования, цветоведения, шрифта. Одновременно с изучением теории дизайна студенты выполняют ряд заданий на отработку знаний, умений и навыков. Прежде всего, это организация композиции на основе средств ее гармонизации, цветовое построение композиции с использованием гармоничных цветовых сочетаний и основных характеристик цвета, анализ формы и выполнение заданий с применением приемов формообразования, изучение графики шрифта и разработка шрифтовых композиций, выражение идеи проекта графически.

Следующий этап изучения основ дизайна включает в себя разработку длительного дизайн-проекта, при выполнении которого студенты овладевают этапами творческого процесса в дизайне и реализуют все стадии дизайн-проектирования. На данном этапе у студентов формируется опыт творческой деятельности: умение самостоятельно ставить цели, определять проблемное поле, находить пути решения и презентовать результат своей деятельности.

В рамках методики преподавания основ дизайна в школе рассматривается значение преподавания этой дисциплины в современной школе. Для этого студентами осуществляется анализ современных программ по изобразительному искусству для школы, на основании чего составляется проект урока, включающий все этапы выполнения задания по определенной теме. При этом сами проекты, выполненные студентами, служат аналогом деятельности учащихся при выходе студента на педагогическую практику. Основой для выполнения данного задания служит технология проектного обучения. Разработав проект урока, студенты выполняют его презентацию, которая заключается в проведении «урока» с применением игровой технологии обучения, а также представление разработанной методики с использованием электронных образовательных ресурсов.

Метод проектов далеко не новая технология обучения, она приобрела большую актуальность сегодня. Имея свою историю и различные подходы к пониманию, метод проектов выступает как результативная технология формирования проектной культуры студентов. Метод проектов позволяет в процессе обучения студентов интегрировать знания из разных областей деятельности. Технология проектного обучения студентов основам дизайна отражает в полной мере особенности реальной профессиональной деятельности. Проектное обучение способствует развитию художественно-изобразительных, проектировочных, дизайнерских и педагогических способностей.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Под ред. Е.С. Полат. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

7. Смирнова М. А. Метод проектов как одна из приоритетных технологий подготовки специалистов в условиях модернизации высшего образования [Текст] / М. А. Смирнова // Наука, образование, общество. — 2006. — http://journal.sakhgu.ru/ work.php?id = 7

8. Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : Советская энциклопедия. — 1989. — 1630 с.

9. Шихваргер, Ю. Г. Роль метода проектов в обучении студентов [Текст] / Ю. Г. Шихваргер // Образование. Технология. Сервис. — 2005. — http://totem.edu.ru

КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 16.12.2008 г.

© А. В. Кучерова

Е. Л. ШКВЫРЯ

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАЧ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ_______________________________________________________________

В статье предлагается решение проблемы внедрения компетентностного подхода в общеобразовательной школе посредством вовлечения учащихся в деятельность по конструированию (составлению) задач. Автором предлагается модель организации учебного процесса, позволяющая формировать у учащихся математическую компетентность. Ключевые слова: конструирование задач, модель формирования математической компетентности учащихся.

Современное общество сегодня нуждается в гражданах, умеющих не только усваивать знания и приобретать умения и навыки, но и способных эти знания интерпретировать в соответствии с обстоятельствами, добывать их самостоятельно. Поэтому главная задача учащегося заключается не только в получении знаний, но и в овладении умениями творчески и самостоятельно учиться. Последнее влечет за собой переориентировку всего педагогического сообщества России на инновационные технологии обучения. В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления его содержания. Компетентностный подход рассматривает в качестве итога образования не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в различных ситуациях. В стандартах основного общего образования по математике говорится о том, что в результате изучения предмета ученик должен овладеть математической компетент-

ностью, то есть знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вопросами компетентностного подхода занимались ученые: А. Л. Андреев, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др. В основном большинство работ посвящено проблемам высшей школы, становлению профессиональной компетентности студентов.

А как сегодня осуществить компетентностный подход в средней общеобразовательной школе? Этот вопрос по-прежнему остается актуальным. Методистами доказано, что развитию компетентности способствует расширение учебно-исследовательской работы обучающихся, выполнение ими творческих заданий в процессе, позволяющем сочетать знания, умения и опыт практической деятельности. Для общеобразовательной школы также можно сделать предположение о том, что формированию математической компетентности, умений самостоятельно и

Библиографический список

1. Дворецкий, С. И. Формирование проектной культуры [Текст] / С. Дворецкий, Н. Пучков, Е. Муратова // Высшее образование в России: науч.- педагог. журнал / М-во образования Рос. Федерации. — 2003. — № 4. — С. 15 — 22.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

3. Карпов, Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе,,, [Текст] / Е. Карпов // Экономика в школе : науч.- метод. изд. / М-во образования Рос. Федерации. — М. : ГЕО-ТЭК. — 2001. — № 2.

4. Ломакина, О. Н. Этапы проектирования деятельности [Текст] / О. Ломакина // Высшее образование в России : науч.-педагог. журнал. / М-во образования Рос. Федерации. — 2003. — № 3. - С. 127- 130.

5. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст]: Опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. — М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 128 с.

УДК 378.001:83.4м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.