Научная статья на тему 'Формирование проблемной компетенции детей в контексте их обучения шорт-треку'

Формирование проблемной компетенции детей в контексте их обучения шорт-треку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ШОРТ-ТРЕК / PROBLEM-SETTING / PROBLEM SITUATION / COMPETENCE APPROACH / SHORT -TRACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Наталья Викторовна

В статье излагается формирование проблемной компетентности детей в контексте их обучения шорт-треку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of problem competence of children in the context of teaching short-track

The article describes the formation of problem competence of children in the context of short-track teaching.

Текст научной работы на тему «Формирование проблемной компетенции детей в контексте их обучения шорт-треку»

УДК 796.91 © Н.В. Яковлева

Формирование проблемной компетенции детей в контексте их обучения шорт-треку

В статье излагается формирование проблемной компетентности детей в контексте их обучения шорт-треку.

Ключевые слова: проблемное задание, проблемная ситуация, компетентно-стный подход, шорт-трек.

N.V. Yakovleva

Formation of problem competence of children in the context of teaching short-track

The article describes the formation of problem competence of children in the context of short-track teaching.

Keywords: problem-setting, problem situation, competence approach, short -track.

В настоящее время шорт-трек (англ. - shorttrack, speedskating, рус. -скоростной бег на коньках на короткой дорожке) широко распространен в мире, включен в программу олимпийских игр и вызывает большой интерес и как вид спорта, и как контекст воспитания и развития детей.

В научных исследованиях основное внимание уделяется спортивно-соревновательному аспекту шорт-трека.

А.И. Безденежных, Б.А. Стенин, С.Ф. Степанов исследовали проблему организации тренировочного процесса и соревнований на короткой дорожке (1987), Б.М. Васильковский - технику обгона в шорт-треке (1997), А.Ю. Павловский, И.А. Богданов - особенности техники бега на коньках в шорт - треке (1989), Б.А. Стенин, С.М. Никишин - динамику показателей в шорт-треке в зависимости от квалификации и возраста спортсменов (1991). М.В. Воскресенский провел логически завершенное исследование биодинамических детерминант структуры двигательных действий шортт-рековика и технологию её реализации в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (2003).

Различные проблемы техники, тренировочной и соревновательной деятельности в беге на коньках на короткой дорожке изучались зарубежными учеными: О. Cinguanta, B. Hasler (1996), Y. Hardis (1994), Y. Tibo (1991).

Анализ научных исследований, посвященных проблемам теории и методики спортивных тренировок по шорт-треку, опыта работы с детьми на занятиях по шорт-треку в спортивных школах, показывает, что в процессе обучения шорт-треку заложен большой воспитывающий и развивающий потенциал.

Реализация этого потенциала требует от педагогов и тренеров обращения к современным подходам и технологиям в педагогической деятельно-

сти. Наиболее востребованным и отвечающим современным требованиям, на наш взгляд, является компетентностный подход в сочетании с лично-стно-ориентированным подходом. Занятия шорт-треком могут служить контекстом для овладения детьми некоторыми ключевыми компетенциями. Ключевыми называются универсальные компетенции, которыми должен обладать каждый при разрешении различных проблемных ситуаций, встречающихся на его жизненном пути.

Среди ключевых компетенций выделяют четыре основных [1, с. 23]:

- информационная - способность к работе с информацией;

- коммуникативная - способность к взаимодействию и общению;

- кооперативная - способность к сотрудничеству;

- проблемная - способность к разрешению проблемных ситуаций.

Проблема педагогической деятельности в области физического воспитания детей на уроках физической культуры состоит в том, что она не отвечает современным требованиям. Для занятий по шорт-треку это несоответствие состоит, во-первых, в отсутствии какого-либо концептуального подхода к реализации потенциала развития детей, заключенного в их обучении шорт-треку; во-вторых, - в неразработанности путей формирования необходимых компетенций при компетенциальном подходе в обучении шорт-треку; в третьих - в традиционном узком понимании здоровья как лишь физического благополучия.

Нами разработана педагогическая модель формирования проблемной компетенции детей в контексте их обучения шорт-треку, основными элементами которой служат выявление потенциала шорт-трека в личностном развитии детей; концепция компетентностного подхода физического воспитания; расширенное толкование здоровья с учетом духовного и социального аспектов жизнедеятельности человека; выявление содержания проблемной компетенции как готовности к решению проблемных ситуаций на основе системы интегрированных учебно-тренировочных заданий, выполнение которых связано с решением различных видов проблемных ситуаций.

Требование интегрирования при разработке проблемных заданий исходит из расширенного понимания здоровья как взаимосвязанной совокупности физического, ментального и социального компонентов содержания занятий.

А.М. Матюшкин подчеркивает, что вне субъекта, вне личности нет проблемной ситуации. «Проблемная ситуация, - пишет А.М. Матюшкин, - включает в себя в качестве одного из необходимых компонентов мотивы и потребности ребенка. В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс обучения и процесс воспитания, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения ребенка» [2, с. 142].

В шорт-треке заложены возможности развития физического интеллекта, который также называют телесным мышлением, под контролем кото-

рого находится любая физическая деятельность - и внешняя, и внутренняя. Люди, у которых есть высокий уровень телесного мышления, обладают хорошей координацией и грацией движений. Выносливость, ловкость, хорошая мышечная координация требуется шорттрековику. Шорт-трек развивает физический интеллект, способность быстро принимать решения в непредвиденных ситуациях, позволяет без особых усилий увеличить продуктивность, скорость движений. В некоторых ситуациях тело шорттрековика «соображает» быстрее, чем сознание. В шорт-треке физическое и интеллектуальное развитие составляет единый процесс.

В шорт-треке особое значение приобретает система взаимоотношений педагога (или тренера) с учеником. Без взаимного доверия и взаимного принятия друг друга в системе «тренер-ученик» в шорт-треке нельзя добиться успеха в развитии личности ученика. Поэтому важное значение придается установлению диалогического общения, в результате которого тренер и ученик становятся равноправными партнерами по достижению общей цели.

Формирование тех или иных компетенций в процессе обучения требует особой методики. Они осваиваются в процессе разрешения проблемных ситуаций, целенаправленно создаваемых в обучении.

Понятие проблемной ситуации можно осмыслить, исходя из адекватных психологических эквивалентов.

В психологии мышления рассматриваются поведенческая, структурная (гештальт-модель), вероятностная и информационно-семантическая модели проблемных ситуаций (1, с. 83).

В поведенческой модели проблемная ситуация вызывается некоторым препятствием на пути достижения цели, а способ разрешения ситуации заключается в преодолении этого препятствия или в нахождении обходного пути к цели. Примером данной модели является лабиринт.

В гештальт-модели проблемная ситуация вызывается неструктурированностью условий и предмета мышления, а способ разрешения состоит в создании структуры предмета мышления, что равносильно нахождению принципа действия. Примером гештальт-модели являются геометрические конструкторские задачи.

В вероятностной модели проблемная ситуация вызывается наличием альтернативных действий для достижения цели, а способ решения состоит в выборе адекватного действия.

В информационно-семантической модели проблема вызывается несоответствием наличных и требуемых знаний, а способ решения состоит в приобретении новой информации, новых знаний и действий. Примером информационной модели являются задачи с недостающими или избыточными условиями.

Поведенческая модель проблемных ситуаций используется для создания проблемных заданий, в которых заложена следующая ситуация неопределенности: отсутствует прямой путь к достижению цели, не известен способ действия для преодоления препятствия.

При планировании проблемных ситуаций следует учитывать их определенные характеристики, а именно - функциональное строение, этапы становления действия и степень трудности. Функциональное строение проблемной ситуации предполагает ее предмет (цель), способ и условия выполнения действия для разрешения проблемы; рассогласование каждого из этих трех компонентов функционального строения проблемной связи будем относить к трем этапам становления действия и трем степеням трудности проблемной ситуации для конкретного субъекта действия. В результате мы получаем 27 типов проблемной ситуации, которые следует различать в совершенствовании психической регуляции действия, в педагогической поддержке детей занимающихся шорт-треком.

В контексте обучения детей шорт-треку формируется проблемная компетентность детей, благодаря которой достигается успешность разрешения проблемных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности, поскольку проблемная компетентность является универсальной.

Литература

1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

2. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышления как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009.

3. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.

4. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 192с.

Яковлева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Yakovleva Natalya Victorovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str. 24a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.