Научная статья на тему 'Формирование президентской администрации У. Г. Тафта'

Формирование президентской администрации У. Г. Тафта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / АДМИНИСТРАЦИЯ / У.Г. ТАФТ / МИНИСТЕРСТВО / W.H. TAFT / PRESIDENT / ADMINISTRATION / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рачковская К. А.

Статья посвящена созданию будущего правительства избранным президентом США У.Г. Тафтом. Анализируются как объективные, так и субъективные стороны формирования президентской администрации. Автор приводит краткие биографические сведения о назначенных министрах, оценивает их профессиональные качества и политический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING W.H. TAFT'S PRESIDENTIAL ADMINISTRATION

The article is dedicated to making the forthcoming cabinet by president-elect W.H. Taft. Impartial and subjective aspects of forming presidential administration are analyzed. The author gives biographical sketches of appointed ministers, estimates their professional skills and political experience.

Текст научной работы на тему «Формирование президентской администрации У. Г. Тафта»

УДК - 94(73) «1909/...»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ У.Г. ТАФТА

К.А. Рачковская

Статья посвящена созданию будущего правительства избранным президентом США У.Г. Тафтом. Анализируются как объективные, так и субъективные стороны формирования президентской администрации. Автор приводит краткие биографические сведения о назначенных министрах, оценивает их профессиональные качества и политический опыт.

Ключевые слова: президент, администрация, У.Г. Тафт, министерство.

В течение месяцев, предшествующих инаугурации, избранный президент США должен позаботиться о формировании нового правительства. Этим предстояло заняться и выигравшему на президентских выборах 3 ноября 1908 г. Уильяму Говарду Тафту. За четыре месяца до инаугурации он держался внешне уверенно бодро. Публика слышала его довольный смех и ловила шутливые подмигивания, даже внимательные репортеры не видели ничего странного в его нежелании делиться рабочими планами. Вопрос о составе будущей администрации Тафт хотел отложить до февраля: «Полагаю, я должен сделать это потом» [1, р. 542].

В действительности, после выборов У. Тафт находился в подавленном состоянии, сожалея о том, что не добился места Верховного судьи [1, р. 543]. Чтобы забыть о расстройстве и снять усталость от предвыборной кампании, политик отправился подальше от столицы. О досуге политика сообщала газета «Лос-Анджелес Таймс»: «Тренируясь для работы в Белом доме, он (Тафт) тратит каждый день на прогулки верхом и гольф-поля». У. Тафт даже заявил, что гольф и будет приоритетом президента [2, р. 104-105].

Начавшаяся 7 декабря 1908 г. вторая сессия 60-го конгресса США заставила У. Тафта вернуться в Вашингтон. В Капитолии и Белом доме с нетерпением ждали, когда избранный президент представит кандидатов на министерские портфели. Кулуарные переговоры усиливали слухи о возможных назначениях. Так как летом 1908 г. Тафт клятвенно обещал Рузвельту в случае победы оставить старое правительство, то его члены рассчитывали на утверждение до нового года [2, р. 105]. Но «президент-элект» долго игнорировал возможных подчиненных. Тогда Т. Рузвельт, раздосадованный «бездействием» преемника, потребовал от него прекратить оскорблять министров подобным образом, и лично уведомить каждого из них о своем решении - утвердить или отказать. Вопрос повис в воздухе. Министр внутренних дел Джеймс Гарфилд узнал, например, только в конце января 1909 г., что не войдет в новое правительство, причем Тафт сообщил ему эту новость не лично, а в лаконичной записке [2, р. 105].

Несмотря на то, что полный расклад в политическом пасьянсе У. Тафта держался в секрете от общественности, в прессу просочился ряд важных подробностей. При подборе кадров избранный президент опирался на сенатора Филандера Ч. Нокса и председателя национального комитета республиканской партии Фрэнка Хичкока [3, р. 1]. Первому Тафт отвел должность госсекретаря, а второму предложил сменить Джорджа фон Л. Мейера на посту генерального почтмейстера. Слухи о намерении мистера Хичкока заняться бизнесом Тафт рассеял лично. В январе он официально заявил о согласии председателя принять министерский портфель и покинуть комитет. Высказывалось предположение, что Мейер получит другую должность в президентской администрации [3, р. 1]. Гадания на тему возможных кадровых перестановок коснулись и правительственного старожила Дж. Вильсона, министра сельского хозяйства еще со времен Мак-Кинли. Хотя «дядюшка Джимми» был намечен Тафтом на переутверждение, говорили, что 73-летний профессор будет заменен [3, р. 1].

Полный состав администрации У. Тафта - 9 человек - обнародовали непосредственно перед инаугурацией президента 4 марта 1909 г. На пост государственного секретаря был назначен Филандер Чейз Нокс (1853-1921), адвокат по экономическим вопросам, генеральный прокурор США в 1901-1904 гг., сенатор от Пенсильвании. Но этот выбор вызвал волну критики в адрес Тафта, едва не спровоцировав политический скандал. Произошедшую коллизию в деталях объяснил в 1912 г. Альберт Г. Уолкер, политический эксперт и активный сторонник Тафта на выборах 1908 г. Уолкер рассматривал назначение Ф. Нокса как вопиющее нарушение Конституции и пренебрежение к американскому законодательству в целом [4, р. 5]. Доказывая это, он ссылался на второй абзац раздела 6 статьи I Основного закона США: «Ни сенатор, ни представитель в течение срока, на который они избраны, не могут быть назначены на какую-либо гражданскую должность, учрежденную Соединенными Штатами, если она создана либо содержание по ней увеличено в это же время; и ни одно лицо, состоящее в должности, учрежденной Соединенными Штатами, не может

быть членом любой из палат, пока пребывает в этой должности» [5]. В течение многих лет жалованье госсекретаря составляло 8 тыс. долларов, но по закону, одобренному 26 февраля 1907 г., оно увеличивалось до 12 тыс. долларов. За это увеличение голосовал и Ф. Нокс, бывший тогда сенатором [4, p. 5]. То, что заработок госсекретаря возрос, было хорошо известно Тафту, тем более жалованье последнего на посту военного министра также увеличилось с 8 до 12 тыс. долларов [4, p. 5, 6].

Известие о том, что сенатор Нокс станет во главе госдепа, долго не комментировалось, пока кто-то из журналистов не заострил внимания на особенностях назначения. Общественное мнение было подогрето. Узнав о серьезных возражениях, высказанных в прессе, Тафт не признал неправомерности своего шага, однако, принял срочные меры для выхода из щекотливой ситуации. План Тафта состоял в инициировании закона об удержании средств с руководителей законодательных, исполнительных и судебных ведомств, который, по его задумке, должен был вступить в силу с 1 июля 1909 г. и установить размер возмещаемой суммы. Так, с 4 марта 1909 г. жалованье госсекретаря следовало снизить с 12 до 8 тыс. долларов [4, p. 6]. Несмотря на очевидную нарочитость и грубость действий, уловка Тафта удалась. Теперь Нокс спокойно возглавил государственный департамент США.

Вторым по важности среди глав министерств являлся государственный казначей. На ответственную должность поставили почтенного Франклина МакВея (1837-1934). Выпускник Йеля и Колумбийской школы права, он в молодости работал адвокатом, потом продолжительное время был директором крупного бакалейного магазина. До назначения министром финансов Ф. МакВей 29 лет управлял Коммерческим Национальным банком Чикаго. То был младший брат республиканца Айзэка Уэйна МакВея, адвоката и дипломата, министра юстиции в 1881 г.

Третья по значимости должность военного министра досталась выходцу с Юга и демократу Джейкобу Макгэвоку Дикинсону (1851-1928), в течение многих лет ведущему адвокату железнодорожной компании «Иллинойс Сентрал». В данном случае Тафт сделал удивительный выбор: доверил силовое ведомство человеку некомпетентному в вопросах обороны, армии и вооружения, а также не имевшему опыта в государственных делах [4, р. 7].

Четвертый министерский портфель получил Джордж Вудворд Викершэм (1858-1936), назначенный генеральным прокурором (атторнеем). До того, как возглавить министерство юстиции, он был нью-йоркским адвокатом и вел в партнерстве с младшим братом президента Генри В. Тафтом дела железнодорожной компании «Нью-Хейвен-Хартфорд Рэйлроуд».

В должности генерального почтмейстера был утвержден Фрэнк Гэррис Хичкок (1867-1935). К 41 году он имел за плечами солидный административный опыт: служил секретарем в министерстве торговли и труда; затем был помощником генерального почтмейстера; с 1908 г. по 1909 г. являлся председателем национального комитета республиканской партии и в этом качестве руководил избирательной кампанией Тафта. Как и президент, Хичкок был уроженцем штата Огайо и адвокатом.

Министерство военно-морских сил возглавил Джордж фон Ленгерке Мейер (1858-1918), в течение двух лет до этого служивший генеральным почтмейстером в кабинете Рузвельта. Он обрёл широкую известность в республиканских и дипломатических кругах [6]. Родившийся в Бостоне, Дж. фон Л. Мейер играл активную роль в политической жизни Массачусетса. При президентах У. Маккинли и Т. Рузвельте, с 1900 по 1905 г., он был послом в Италии. В начале второго президентского срока Рузвельт перевел Мейера на работу в Россию.

В последние два года рузвельтовской администрации пост министра внутренних дел с большим успехом занимал сын 20-го президента США Дж.А. Гарфилда Джеймс Рудольф Гарфилд. Он пользовался покровительством Рузвельта и очень хотел удержать министерский портфель при Тафте. Но последний предпочел «отличнику» Гарфилду Ричарда Ахилла Баллинджера (1858-1922). Это был юрист по образованию, адвокат по профессии, с 1889 г. проживавший на Западе. Он был окружным судьей в 1894-1897 гг. и мэром Сиэтла в 1904-1906 гг., а в перерывах занимался частной адвокатской практикой. В 1906 г. Баллинджер был назначен Рузвельтом начальником Главного земельного управления при министерстве внутренних дел [7, с. 141]. В этой должности он поддерживал интересы бизнес-элиты, но, встретив упорное сопротивление одного из подчиненных, вынужден был приостановить оформление земельных патентов в пользу богатейших и влиятельнейших лиц Америки. В 1907 г., не сработавшись с тем самым министром Гарфилдом, Баллинджер ушел в отставку. Поздравляя его с получением министерского портфеля, экс-губернатор штата Вашингтон Мур писал: «Мы все почувствовали, когда Вы были назначены на пост министра, что наши давно отложенные патенты получат ход» [7, с. 141].

Вопреки слухам, Джеймс Вильсон (1835-1920) остался на посту министра сельского хозяйства, который непрерывно занимал с 1897 г. Шотландец по происхождению, он вырос в деревне

недалеко от места рождения Роберта Бернса. Когда Вильсону исполнилось 17 лет, его семья иммигрировала в США. В 1867 г. Вильсона избрали в Генеральную Ассамблею Айовы, в которой был спикером до того как стать профессором агрономии в сельскохозяйственном колледже штата. В 1873 г. Вильсона избрали в палату представителей США от республиканской партии. Но национальную славу он приобрел, когда возглавил министерство сельского хозяйства. Вильсон был блестяще подготовлен к этой службе. Ко времени прихода Тафта в Белый он уже 12 лет исполнял министерские обязанности и за эти годы существенно модернизировал сельское хозяйство. Он организовал систему контроля качества фермерской продукцией, а также заботился об улучшении дорожной сети в аграрных штатах [8]. Вильсон был столь уважаем, что Тафт не посмел его сместить. Таким образом, «дядюшка Джимми» стал старейшим членом новой президентской администрации.

Последнее, девятое, и самое «молодое» (возникло позднее остальных) ведомство в правительстве - министерство торговли и труда - возглавил Чарльз Нэйджел (1849-1940), адвокат из Сент-Луиса (штат Миссури). До назначения он едва ли интересовался проблемами продавцов и покупателей, рабочих и работодателей, а потому плохо представлял себе, как чиновник такого ранга может решить эти вопросы [4, p. 9].

Многие американские исследователи находят подтверждение консерватизму Тафта в персональном составе его администрации. Например, Дональд Андерсон пишет: «В то время, когда электорат становился более прогрессивным... Тафт смещал баланс силы внутри кабинета вправо от центра и готовил почву для собственного политического поражения» [9, p. 63]. Отличное от прочих мнение на этот счет высказывает Пери Арнольд: «. Тафт не думал о подборе кабинета с точки зрения идеологии. Скорее, он рассматривал кабинет в плане его функциональности, выбирая тех, с кем ему было комфортно, а комфортнее всего ему работалось с адвокатами» [2, p. 105, 106]. Тафт также отдавал преимущество тем, кто мог поддержать его главные начинания. Ф. Нокс и Дж. Викершэм, в прошлом оба адвокаты корпораций, приветствовали антитрестовские инициативы и в целом дальнейшее ужесточение механизмов государственного давления на бизнес [2, p. 106].

Тафт осознавал, что его будут критиковать за введение в состав кабинета адвокатов корпораций [10, p. 381]. Но для него было важнее самостоятельно подобрать команду и полностью доверять ей. В результате, семеро из девяти министров были юристами. Большинство членов правительства все же соответствовали профилю возглавляемых ими ведомств. Из 9 человек, которых номинировал Тафт, только трое, Нокс, фон Мейер и Вильсон, были старожилами президентской администрации. Разрушив костяк рузвельтовского правительства, Тафт сильно разочаровал многих соратников бывшего президента.

В процессе формирования администрации Тафт сильно отдалился от Рузвельта, хотя последний продолжал вести себя как наставник и ментор. Тафт уважал покидавшего Белый дом президента, но не подражал и не угождал ему. Более того, он действовал подчеркнуто независимо от Рузвельта, часто самовольно нарушая негласные правила и данные обещания. Имело значение и то, что Тафт не просто удовлетворял собственные амбиции, но таким образом реагировал на высокомерие предшественника. «Ха, ха! Ты набираешь кабинет!» - язвил Рузвельт [10, p. 380].

Тафт администрацию сформировал сам и тем проявил себя как личность, которой нельзя навязать чужую волю. И, несмотря на проявленную после выборов апатию, Тафт ко дню инаугурации завершил все, что был должен.

The article is dedicated to making the forthcoming cabinet by president-elect W.H. Taft. Impartial and subjective aspects of forming presidential administration are analyzed. The author gives biographical sketches of appointed ministers, estimates their professional skills and political experience. The key words: president, administration, W.H. Taft, department.

Список литературы

1. Morris Ed. Theodore Rex. New York, 2001.

2. Arnold P.E. Remaking the Presidency: Roosevelt, Taft, and Wilson, 1901-1916. Lawrence, KS,

2009.

3. "Hitchcock Given Place in Cabinet" // The Washington Herald, Jan. 10, 1909, №826.

4. Walker A. H. The Administration of William H. Taft: A Historical Sketch. N.Y., 1912.

5. Конституция Соединенных Штатов Америки. Пер. В.И. Лафитского / Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Род ред. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс, Универс, 1993 // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm - Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

6. См.: DeWolfe Howe M.A. George von Lengerke Meyer: His Life and Public Services. N.Y.,

1919.

7. Белявская И.А. «Дело Баллинджера» (Скандал в министерстве внутренних дел США в 1909 - 1910 гг.) // Новая и новейшая история, 1969, №5.

8. См.: http://artides.gourt.com/en/James%20Wüson%20(US%20poHtician)

9. Anderson D.F. William Howard Taft. Ithaca, N.Y., 1973.

10. Pringle H.F. The Life and Times of William Howard Taft. Vol. One. N.Y., Toronto, 1939.

Рачковская К.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Домашний адрес: г. Брянск, ул. Нагорная, д. 66 (индекс 241028). E-mail: kly19881@rambler.ru. Дом. тел.: (4832) 92-88-46; моб. тел.: 8-910-297-77-87.

Rachkovskaya K.A

MAKING W H. TAFT'S PRESIDENTIAL ADMINISTRATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.