Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ У РОДИТИЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ У РОДИТИЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскерова Ф.М.

В статье раскрываются аспекты по формированию представлений об эмоциональном интеллекте у родителей детей раннего возраста, что способствует обогащению эмоционального интеллекта дошкольников, освоению простых приѐмов саморегуляции поведения, знакомству с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аскерова Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN IDEA OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG PARENTS OF YOUNG CHILDREN VIA TRAININGS

The article reveals aspects of the formation of ideas about emotional intelligence among parents of young children, which contributes to the enrichment of emotional intelligence of preschoolers, the development of simple methods of self-regulation of behavior, acquaintance with effective ways of behavior in complex communicative situations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ У РОДИТИЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВ»

УДК 159.9

Аскерова Ф.М.

педагог-психолог МАДОУ ДС №10 (г. Нижневартовск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ У РОДИТИЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВ

Аннотация: в статье раскрываются аспекты по формированию представлений об эмоциональном интеллекте у родителей детей раннего возраста, что способствует обогащению эмоционального интеллекта дошкольников, освоению простых приёмов саморегуляции поведения, знакомству с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, идентификация эмоций, коммуникативная компетентность, психическая саморегуляция.

«...Личность не просто обнаруживается на определённом этапе развитья человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее

истоки на самых ранних этапах онтогенеза».

© Н. Н. Авдеева, М. Р. Елагина, С. Ю. Мещерякова

В настоящее время дошкольное образование является полноценным уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним. Это положение, зафиксированное в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), имеет значение для построения новых развивающих и образовательных программ. Именно в дошкольном детстве закладываются основы структуры личности ребенка, его социокультурной идентичности и отношения к миру и обществу.

Характер эмоционального развития современных дошкольников существенно изменился. Дети больше знают о способах выражения эмоций и эмоциональных состояниях, увеличилась общая осведомленность о количестве эмоций, улучшилось умение «читать» эмоции окружающих и выражать свое эмоциональное состояние. Увеличился уровень эмпатии, особенно по отношению к сверстникам, пожилым людям и домашним животным, что, вероятно, связано с более выраженным одиночеством ребенка в семье, сокращением круга общения в среде сверстников и увеличением доли общения с домашними животными.

Взрослый остается важнейшим образцом, эталоном для ребенка дошкольного возраста. Но образы мира современных взрослых и современных детей различаются. Современные дошкольники выросли в новой социальной ситуации, которая воспринимается ими, в отличие от взрослых, не как изменчивая, но как стабильная, а новые социальные реалии, ценности и нормы — как существовавшие всегда. Наше время — это время слабой связи между людьми даже в рамках одной семьи.

Следует обратить отдельное внимание на отношение родителей к детям. За последние 6—7 лет повысились общее эмоциональное принятие и положительная оценка детей со стороны родителей, большинство из которых высоко оценивают когнитивные способности и компетентность своего ребенка. Также они возлагают на дошкольников большие надежды, хотя у все большего количества родителей эти ожидания носят компенсаторный характер («дети должны достигнуть того, чего мы не смогли»).

Можно заключить, что большинство родителей хотят, чтобы их дети были социализированы, умели изменяться в соответствии с социокультурными и техническими реалиями, были открыты для нового, обладали хорошей коммуникативной компетентностью, адекватной и целостной идентичностью: для этого детей нужно обучать и воспитывать. Подобные ожидания являются обобщенными и связаны, как правило, с образом будущего детей.

Соответственно, ожидания от образовательного учреждения достаточно конкретны и связаны с требованием сформировать у детей нужные для успешной жизни знания и умения — интеллектуальная развитость, знание иностранных языков, владение своим телом, компьютерная грамотность. В меньшей степени родители озабочены личностным развитием детей, формированием у них ценностных ориентаций, эмпатии, моральных норм.

В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Как отмечают многие авторы (О. М. Смирнова, Л. Ф. Обухова, Б. Уайт и др.), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого.

По наблюдениям В. С. Мухиной (1998), уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Дети начинают сочувствовать, помогать друг другу. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность.

«Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви» (Захаров А. И., 1997, с. 21). Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Привязанность ребенка к матери складывается постепенно в процессе взаимодействия младенца и взрослого.

Тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми.

Эмоциональное развитие ребенка во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с ребенком.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Таким образом, необходимо уделять внимание созданию специальных программ для детей раннего возраста, повышению уровня информационно -профилактической работы с родителями детей раннего возраста посредством разработанных тренингов направленные на формирование представлении об эмоциональном интеллекте. Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к следующему:

- обучить принципам теории и применению их в воспитании детей (усвоение и применение теории);

- развитие представлений родителей о формах совместной деятельности

с

детьми для развития эмоционального интеллекта и сохранения психоэмоционального здоровья ребенка;

- знакомство с важностью развития психоэмоционального здоровья у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сергиенко Е. А. и др. «Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы»

2. Андреева И. Н. «Азбука эмоционального интеллекта»

3. Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»

4. Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка»

5. Марк Уильямс и Дэнни Пенман «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

6. Джилл Хэссон «Развитие эмоционального интеллекта» - М. : Альпина Паблишер,2019

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Изд-во «Речь». 2005. - 176 с.

8. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.

Askerova F. M.

educational psychologist

Kindergarten 10 (Nizhnevartovsk, Russia)

FORMATION OF AN IDEA OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG PARENTS OF YOUNG CHILDREN VIA TRAININGS

Abstract: the article reveals aspects of the formation of ideas about emotional intelligence among parents of young children, which contributes to the enrichment of emotional intelligence of preschoolers, the development of simple methods of self-regulation of behavior, acquaintance with effective ways of behavior in complex communicative situations.

Keywords: emotional intelligence, identification of emotions, communicative competence, mental self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.