Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОЗДАНИИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОЗДАНИИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейханов М.К.

Приводится анализ мифологических, вещественных, сказочных, фольклорных, обрядных, календарных представлений народов Дагестана о мироздании и мироустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОЗДАНИИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

УДК 001.5

Формирование представлений о мироздании у народов Дагестана М.К. Гусейханов

Представления народов Дагестана о мироздании отражены в архаичных мифах и были наивно материалистическими. Происхождение мира связывалось с каким-нибудь материальным предметом, вещью. В даргинских сказках рассказывается, что мир и первые люди были созданы из яйца. При внимательном анализе приходишь к выводу, что эта идея внутренне противоречива и подвергалась определенной эволюции. Первоначально речь шла о происхождении мира и первых людей из яйца, затем с утверждением религиозных понятий это представление оказалось связанным с богом, но элементы наивно-материалистического подхода в нем сохранились. Это можно сказать и о другом представлении, встречающемся в сказках: из одной половины яйца создано небо, из другой - Земля, что в своей основе противоречит космогоническим концепциям всех мировых религий. В Коране утверждается, например, что Аллах сказал: «Будь», и тут же небеса и Земля получили свое «бытие». По Корану, Аллах создал мир со всеми живыми существами и неживыми предметами в течение пяти дней, а человека - в один (шестой) день. Но составители Корана, как и других «священных книг», не могли полностью отбросить старые представления о материальной основе происхождения мира. Так, в Коране утверждается, что Бог создал мир из какой-то туманной массы, а человека из глины. Здесь в наивной форме сохранилось материалистическое представление о превращении одних предметов или существ в другие, о превращении неживого в живое (глины в человека, воды в растения и т. д.). В архаичных мифах это превращение происходило спонтанно, а в современных религиях по воле Бога.

В мифах более раннего периода Космос представляется крайне ограниченным, сводится к территории известных семейно-родовых групп. В силу характера жизни племена знали только о трех родах, с которыми они в той или иной мире сталкивались.

Следует подчеркнуть, что по мере развития общества (социального опыта и наблюдения) космические представления предков народов Дагестана совершенствовались и обогащались, как и их мировоззрение в целом. В культах и в религиозных понятиях отражались знания об астральных элементах.

Космогонические представления эпохи бронзы отражены в различных вещественных памятниках. Так, A.A. Миллер отмечает сходство космических представлений народов Северного Кавказа, в т. ч. Дагестана, этой эпохи с космическими представлениями народов Передней Азии. Одним из простейших вещественных памятников, отражающих эти представления, он считает круг с крестом или звездой в середине, изображенный в различных бронзовых кружках, на рукоятках ножей, на сосудах. Точечки, заполнившие ободок круга, являются, по его мнению, выражением неба. Кольцо в 100 Вестник Дагестанского государственного университета. 2008. Вып. 5.

круге с двумя крестообразно расположенными перемычками - знак Солнца. Оно похоже на колесо и является, видимо, выражением не только символа Солнца, но и его движения.

Н.Я. Марр указал на сходство телеги с понятием неба у первобытного человека, колеса с понятием Солнца: «Солнце воспринималось как «глаз неба», а «колесо» воспринималось как «глаз» телеги» [1, с. 37].

A.A. Миллер предполагает, что диски с крестами, лучами и отверстием в середине, обнаруженные на Северном Кавказе, являются изображением неба, небесного круга. Отверстие воспринималось как «вход в иной мир», как «переход в нижний и верхний миры». Нижний мир представлялся окруженным морем. Т. о., в эпоху бронзы существовало представление о трехчленном мироздании. H.A. Марр усматривал в этом основную особенность древних космических представлений. «Каждый предмет раньше мыслится космически как часть коллектива, целого мира, впоследствии одного из трех дифференцировавшихся в представлении человечества миров - верхнего (неба), нижнего (земли), преисподнего (моря)».

A.A. Миллер воспроизводит в своей статье несколько дисков-кружков, встречающихся в Дагестане на ожерельях, детских головных уборах и платьях местной работы. Магические кружки с солнечными и «небесными» знаками, распространенные на Кавказе в ранние стадии разложения родового общества, отвечающие и первым этапам освоения меди (бронзы), оказались необыкновенно устойчивыми и сохранились до последнего времени именно в Дагестане, где мы находим наибольшее количество пережиточных форм, в частности и в явления надстроечного порядка. Но первоначальный их смысл, конечно, был утрачен давно [2, с. 146].

Действительно, рисунки, встречающиеся в предметах местной работы, во многом отображают космические представления первобытных людей и выражают их отношение к небесным явлениям. Они имели для первобытных людей магическое значение.

Дагестанские археологи считают, что космические идеи о трех мирах возникли в условиях формирования феодальных отношений. Они отражены в орнаменте на ножнах меча из Макинского могильника, на бляшках Шара-кунского, Урцекинского, Хабаданского и других могильников Дагестана, на подвесках из Шаракупского могильника и т. д.

Аналогичные космогонические представления сохранились и в дагестанских устных народных сказаниях, где герои совершают подвиги, перемещаясь между тремя мирами на конях и могучей птице «Канква».

Космогонические представления предков народов Дагестана нашли отражение и в идеях «древа жизни». Эти идеи возникли среди древних земледельческих племен и прошли долгий путь эволюции. Элементы этого понятия в сочетании с различными узорами встречаются в орнаментах дагестанских ковров, золотых и деревянных изделий. По мнению В.М. Котович, в писаницах ущелья Виттурзилову близ селения Кара отражен начальный этап формирования этих идей. Здесь первоначально вместо рогов на голо-

вах животных изображается дерево, затем несколько преувеличенно крупных, причудливо изогнутых и древовидных рога. Дальнейшим развитием этого сюжета можно считать изображения деревьев со стоящими по сторонам оленями, столь широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве раннесрсдневекового Дагестана [3].

Маммаев М.М. считает, что композиция в виде стабилизированного изображения дерева-стержня или вертикальной плоскости с елочной орнаментацией является главным сюжетом подавляющего большинства пряжек, обнаруженных в высокогорном Дагестане [3]. Он относит эти сюжеты к Раннему Средневековью, но не отрицает, что такие сюжеты были распространены в более древних мифах и фольклорных произведениях.

«Мировое древо - центральная фигура «вертикальной» космической модели и в принципе связано с трехатомическим делением на небо, на землю («среднюю землю») и подземный мир». Это деление послужило основой для появления противопоставления верхнего мира как местопребывания богов и святых нижнему миру как местопребыванию мертвых. С ним связано понятие о земле (место обитания людей), расположенной между верхним и нижним мирами. В архаичных мифах вертикальное «мировое древо» или его эквивалент - высокая гора - выступает средством связи между небом и Землей.

Космические представления народов Дагестана нашли отражение и в фольклоре. Наши предки догадывались о том, что Солнце влияет на климат, растительность, и приписывали ему таинственную силу, антроморфизиро-вали и обожествляли. Отсюда культ Солнца у земледельческих племен и их наивное представление о месте Солнца в мироздании. В фольклоре народов Дагестана Солнце - главный атрибут неба и мироздания в целом, животворящее начало Земли. Не понимая причины изменения времен года, замены теплого периода холодным, они предполагали, что это происходит по воле злых сил. Отсюда возникло представление о борьбе двух противоположных сил - Солнца и холода. Было и другое представление. Так, многие племена Дагестана отождествляли Солнце и Луну с влюбленной парой, мужем и женой, братом и сестрой [5, 6, 7]. Такие представления имели распространение в карачаево-балкарском, адыгейском фольклоре и в фольклорах многих африканских племен [8].

Х.М. Халилов рассказывает о сохранившемся в памяти лакцев мифе о взаимоотношениях Солнца и Луны. В нем вращение Луны представляется бегством девушки, обиженной Солнцем-парнем. Солнце, желая извиниться за свою нетактичность, идет за Луной, но не может догнать. Когда Солнце появляется на небе, Луна исчезает, прячется [9]. У современного человека этот миф может вызвать лишь улыбку. Но у первобытных людей такое представление существовало довольно долго, и оно соответствовало их мировоззрению.

Важным этапом в развитии мировоззрения первобытных народов является возникновение представления о загробной жизни - об ином мире. По

архаичным мифам в иной мир могли отправиться и вернуться из него только герои, наделенные сверхъестественной силой и способностями. По сообщению Б.К. Далгата, такие представления бытуют в чеченских преданиях. «Тот свет похож на этот; он построен воображением чеченца по аналогии с родиной» [12, с. 58]. Но по вопросу о том, где находится другой мир, в мифологических повествованиях нет единого мнения: по одним из них он находится под землей, а по другим - на небе. Это противоречие нашло отражение и в Коране. По шариату нужно хоронить в земле. Но по мусульманским легендам души возносятся на небо. В мифе о путешествии Пророка в небесное царство («Минхож») говорится о том, что Пророк в одном из небесных царств (их семь) встретился с умершими людьми и их душами. Вполне естественно, что верующие помещают иной, «постоянный», «совершенный», «блаженный» мир на небеса, близко к божеству. Такое представление неизбежно должно было возникнуть со времени зарождения мифа об ином мире.

По представлению чеченцев, покойные живут родами, ведут те же хозяйственные работы, что и при жизни [12, с. 257], разница лишь в том, что они работают по ночам, когда Солнце уходит из мира живых в мир умерших. Соответственно определяются место Солнца и Луны в мироздании и их функции: «Солнце днем освещает этот свет, а ночью - тот свет, а по другому варианту Солнце - светило этого света, а Луна ~ того света или мертвых; от Луны покойникам так же жарко, как нам от Солнца. Тот свет находится там, где заходит Солнце, т. е. на Западе, - черта опять-таки общая для большинства первобытных религий» [13, с. 58].

Действительно, отрывочно, в виде отдельных отголосков такие представления встречаются в мифах и фольклоре народов Дагестана, об этом говорят и археологические исследования. Так, материалы могильников, расположенных недалеко от сел Гогатль Ботлихского р-на, Гоно Шамиль-ского р-на, Карабудахкент Карабудахкентского р-на, Великент Дербентского р-на, свидетельствуют о том, что население Дагестана в этот период (эпоха ранней бронзы, энеолита и неолита) верило в существование трех миров, из которых загробный мир якобы является продолжением земного мира. Дагестанский археолог М.Г. Гаджиев писал, что могильники во многом напоминают дома.

В погребальных памятниках Северного Кавказа и Северо-Восточного Азербайджана имеется близкое сходство, что свидетельствует об общности космологических представлений народов. Но в силу длительного существования первобытных отношений и первобытных религий у чеченцев и ингушей эти представления сохранились значительно более полно.

Чеченцы, как и другие племена, антропоморфизируют Солнце и Луну. По их представлениям, у них есть матери (Аза и Кинч). Движение их истолковывается как бегство от злой сестры Можь, затмения — как заслонение их сестрой. Черное пятно на Луне - это лошадь, которая якобы носит на себе Луну. Лошадь определяет длительность зимы и лета, а также погодные

условия. Конечно, небо не ограничено Солнцем и Луной, там обитают и звезды.

Эти представления с несколькими несущественными отличиями и в менее четкой форме встречаются в мифах и фольклоре народов Дагестана. Идентичные понятия отразились в детской календарной поэзии и инсценировке выдачи Солнца за Луну замуж. Выбор девушки с круглым лицом (круглое - символ Солнца), ее яркие одежды, пение «Взойди, Солнце», держа горящие лучины в руках, и попытки подруг не выпустить ее с круга и т. д. являются отголосками магического обряда задержания энергии Солнца и связаны с космогоническими представлениями первобытных людей.

По мере развития социального опыта и кругозора совершенствовались представления о мироздании, в т. ч. о загробной жизни. Постепенно возникла идея о душе, ее бессмертии и загробном существовании. Но представление об отверстии, через которое можно проникать в другой мир, сохранились. В мифах чеченцев могила служила таким проходом.

Важным источником для раскрытия космических воззрений народов Дагестана может служить тарелка, обнаруженная Давудовым О.М. в Ирагин-ской гробнице, относящейся к V веку [14]. В ней зашифрован лунный календарь, а сама тарелка применялась для астрономического гадания. По характеру календаря и назначению тарелки можно сделать вывод, что в это время у дагестанцев были значительные астрономические познания, они различали созвездия, могли предсказывать их движение, иначе гадание по небесным телам было бы невозможно.

По мнению О.М. Давудова, на тарелке знаки Зодиака переданы по той же системе, что и у геомантической фигуры из таблицы Огриппа Неттес-гейского. Эта система восходит к геоцентрической системе Птолемея [14], Космогонические взгляды дагестанцев нашли отражение и в их сельскохозяйственных календарях. Элементарные календари существовали еще в период родового строя, но те народные календари, которыми горцы пользовались со времен Средневековья, сложились позднее. Они оригинальны, в них закреплен многовековой опыт наблюдения за небесными телами и ведения сельского хозяйства. Мы имеем все основания утверждать, что они сложились в основном до принятия ислама. Сельскохозяйственные календари связаны с языческими обрядами и народными празднествами. Эти календари действовали и после принятия ислама, т. к., во-первых, исламский лунный календарь не соответствовал местным сельскохозяйственным циклам; во-вторых, они приобрели силу традиций. Известно, что арабы были вынуждены пользоваться для хозяйственных нужд либо народными календарями, либо специальными дополнениями к мусульманскому календарю.

Все народные календари Дагестана в своей основе едины, они построены на принципах геоцентризма, исходили из признания того, что Вселенная состоит из двух различных частей: неподвижной Земли, составляющей центр мироздания, и неба с неподвижным потолком и вращающимися по кругу телами: Солнцем, Луной и звездами. Небо для них оставалось зага-

дочным. Наши предки думали, что их судьба связана с небесными силами. Поэтому календари и связанные с ними обряды и праздники были обращены к небу и имели целью воздействовать на сверхъестественные силы в желательном для людей направлении. Небо имело и другое значение для народов, оно. вернее звезды, служили ориентиром в жизнедеятельности, особенно в сельском хозяйстве.

Календари регламентировали основные сроки сельскохозяйственных работ с учетом местных климатических условий. В каждом селении были свои ориентировочные точки - либо естественного происхождения (пик горы, выступ скалы, деревья), либо созданные человеком (каменные столбы, кучи камней), по которым узнавалось время года и дня. У каждой семьи были и свои ориентиры: определенные точки, освещенные Солнцем на стенах соседних домов, или величина тени, падающей от каких-то соседних строений. В результате многовековых наблюдений люди научились различать звезды, определять время и место их появления. Одним словом, народные календари были связаны с прохождением Солнца, Луны и звезд на небе.

О существовании у народов Дагестана в период разложения первобытных отношений определенных представлений космологического и даже геометрического характера свидетельствуют и другие факты, в частности обнаруженные культовые здания, могильники и другие сооружения. В Му-герганском могильнике (Магарамкентский р-н) погребальный инвентарь имеет выработанные формы и пропорции, в укрепленном поселении Шах-Сенгер (Каякентский р-н) есть цитадель с внешними стенами и башенными выступами, Хосрехское святилище высокогорного Дагестана (IX - VIII вв. до н. э.) представляет из собя квадратное сооружение с циркулярной кладкой внутри и алтарем в центре кладки.

Литература

1. Марр КЯ. Средства передвижения, орудия самозащиты и производства в доистории / Кавказский историко-архивный ин-т. - Л., 1926.

2. Миллер A.A. Элементы неба на вещественных памятниках // Сб. из истории докапиталистических формаций. - М. - Л.: ОГИЗ, 1933.

3. Маммаев М.М. О происхождении одного дагестанского орнаментального мотива // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, XVII. Серия общ. наук. - Махачкала, 1967. - С. 147 - 163.

4. Котович В.М. О некоторых верованиях раннеземледельческого населения Дагестана // Древние и средневековые археологические памятники Дагестана. - Махачкала, 1980.

5. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт // СМОМПК - Тифлис, 1906, Вып. 36.

6. Магомедов Р.М. Легенды и факты о Дагестане. - Махачкала, 1969.

7. Гаджиева С.Ш. Кумыки - М.: Наука, 1961. - 360 с.

8. Шарманов А.Г. Адыгейская мифология - Нальчик, 1982. - 224 с.

9. Халилов Х.М. Барг // Мифы народов мира - М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1.-С. 162-163.

10. Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и в фольклоре лакцев // Мифология народов Дагестана. - Махачкала, 1984.

11. Далгат У.Б. Геройский эпос чеченцев и ингушей - М.: Наука, 1984.

12. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Вып. 3, кн. 2. - Владикавказ: Тип. Терского народного управления, 1983.

13. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев. - Грозный, 1980.

14. Давудов О.М. Культура Дагестана эпохи раннего железа. - Махачкала, 1974; Еще раз о пряжках бежтинского типа // Древности Дагестана. -Махачкала, 1974; Хосрехское святилище (Дагестанская АССР) // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. - Кемерово, 1980; Серебряные блюда из Ирагинской гробницы // Советская археология. 1984. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.