Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / малая родина / младший школьный возраст / патриотическое воспитание / formation / small motherland / primary school age / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Нина Андреевна

В данной статье рассматриваются основные направления формирования представлений о малой родине в воспитании патриотизма у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT A SMALL HOMELAND AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

This article discusses the main directions of the formation of ideas about the small motherland in the education of patriotism of younger students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.035.6

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-77-83

Куклина Нина Андреевна

магистрант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342)215-18-76, e-mail: ninasonina2012@yandex. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Nina A. Kuklina

Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State

humanitarian and pedagogical University» 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya str., e-mail: ninasonina2012@yandex.ru

FORMATION OF IDEAS ABOUT A SMALL HOMELAND AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные направления формирования представлений о малой родине в воспитании патриотизма у младших школьников.

Ключевые слова: формирование, малая родина, младший школьный возраст, патриотическое воспитание.

Abstract. This article discusses the main directions of the formation of ideas about the small motherland in the education of patriotism of younger students.

Key words: formation, small motherland, primary school age, patriotic education.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство - это наиболее благоприятное время для воспитания чувства любви к Родине. Именно младший школьный возраст представляет собой период становления личности, в этот период складываются основы нравственности и патриотизма, формируется отношение к обществу и к Родине. Приобретенные в данном возрасте знания становятся основой для формирования устойчивых патриотических убеждений и представлений [1, 5, 8].

(С) Куклина Н А., 2022

В проведенном исследовании уровня гражданственности и патриотического воспитания в средней школе № 2 г. Верещагино Пермского края по методике «Мое отношение к малой родине» учащимся было предложено ответить на 8 вопросов. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированных качеств личности и уровень проявления гражданской идентичности. Для выявления этих показателей у младших школьников мы провели диагностическое исследование. Цель опроса - выявить проявление патриотических чувств у младших школьников по отношению к малой родине. По вопросам анкеты (табл. 1) было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся двух третьих и двух четвертых классов, общее количество опрошенных -97 человек. В качестве ответа учащимся предлагалось три варианта: «да», «нет» или «не уверен».

Таблица 1

Вопросы анкеты для определения уровня патриотической воспитанности

школьников начальных классов

№ вопроса Содержание вопроса

1 Гордишься ли ты своей Родиной?

2 Любишь ли ты свой город Верещагино?

3 Восхищаешься ли ты красотой и культурой своего города?

4 Хотел бы ты жить в г. Верещагино всегда?

5 Влияет ли г. Верещагино на твои мысли и поступки?

3 Испытываешь ли ты чувство гордости от того, что живешь в этом городе?

7 Есть ли у тебя любимые места в городе?

8 Часто ли ты вспоминаешь г. Верещагино, если надолго уезжаешь из него?

За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов. Максимальное

количество баллов - 16.

Таблица 2

_Уровень патриотической воспитанности детей_

Кол-во ответов Уровень патриотической воспитанности детей

31 % Высокий Ярко проявляет гордость за свое Отечество, малую родину

59% Средний Проявляет гордость за свое Отечество, малую родину

10% Ниже среднего Слабо проявляет гордость за свое Отечество, малую родину

0% Низкий Не проявляет гордость за свое Отечество, малую родину

По ответам каждого ученика определялись результаты по сумме баллов, затем результаты интерпретировались в проценты (по количеству ответов) и по ним определялся уровень патриотической воспитанности детей (табл. 2).

Результаты проведенного опроса показали различный уровень сформированного патриотизма как по классам, так и по каждому ученику.

Так, низкий уровень сформированного патриотизма в классах не имеет ни один ученик, высокий уровень в За классе составил 28 % (7 чел.), тогда как в 36 классе - 40 % (10 чел.) (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса учащихся младших классов об отношении к малой

родине

Класс Число Интерпретация результатов опроса, чел./%

учеников 0-34 35-54 55-84 85-100

За 25 0 2/8,0 16/64,0 7/28,0

36 25 0 3 / 12,0 12/25,0 10/25,0

Итого по

3 50

классам 0 5 /10,0 28 / 56,0 17 / 34,0

4а 24 0 2/8,3 14/58,4 8/33,3

4 б 23 0 2/8,7 16/69,6 5/21,7

Итого по

4 47

классам 0 4/8,5 30 / 63,8 13 / 27,7

Общий 97 0 9/9,3 58 / 59,8 30 / 30,9

Основное количество учащихся 3-х классов имеют средний уровень патриотизма: 64 % (16 чел.) в За классе и 46 % (12 чел.) - в 36 классе. Уровень патриотизма у учеников 4-х классов отличается от 3-х классов. Так, в 4а классе высокий уровень патриотизма имеют 8 чел. (33 %), а в 46 классе - только 5 чел. (22 %).

Следует также отметить, что ярко проявляют гордость за свое Отечество, малую родину в третьих классах только 4 ученика, а в четвертых - 5 чел., получивших наивысший балл - 16. Общий результат: 10 % учащихся проявляют неустойчивый интерес к истории родного края, его достопримечательностям, 59 % учащихся младших классов имеют средний уровень патриотизма, проявляющийся по отношению к своей малой родине -городу Верещагино, и 31 % - высокий, эти учащиеся проявляют стремление к патриотической деятельности, имеют некоторое представление об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у учеников 3-4-х классов школы № 2 г. Верещагино уровень гражданских качеств не сформирован в полном объеме, выявлены лишь признаки проявления формирующихся патриотических качеств. Негативное отношение к истории Отечества, его культуре, традициям свидетельствует о нарастающей бездуховности младшего поколения школьников, проявляющейся в утрате жизненных ценностей.

По результатам проведенного исследования нами разработаны рекомендации по организации внеурочной деятельности, направленной на воспитание патриотических чувств младших школьников. Необходимо

осуществлять интеграцию различных видов внеурочной деятельности, осуществлять в системе сотрудничество с родителями, представителями общественности.

Основной путь формирования представлений о малой родине - создание условий, при реализации которых у обучающихся будут формироваться патриотические чувства в процессе освоения основной образовательной программы. Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования личностные результаты должны отражать формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности [7].

Для воспитания основ патриотизма у детей младшего школьного возраста используются разные формы и методы воспитания.

Индивидуальная форма - это самостоятельная проектная деятельность учеников, например: разработка иллюстрированных материалов, отражающих особенности своего края: лэпбук «Люби и почитай свой родной край», Альбом памяти (биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла). Организация индивидуальной работы требует от учителя особой подготовки, знания индивидуальных особенностей обучающихся.

Групповая работа - это форма организации деятельности детей, при которой класс делится на небольшие группы с целью совместного выполнения задания. К групповым формам работы можно отнести творческие групповые проекты «Край в творчестве писателя», «Чтоб жили в памяти герои-земляки», «Россия - родина моя», «Мой край родной». Ученики в группах работают с информацией, проводят исследования, оформляют проекты на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами края [2, с. 9].

К коллективным формам работы учителя с детьми относятся конкурсы, походы, соревнования, экскурсии и др. [2, с. 9]. Экскурсии играют важную роль в формировании представлений о малой родине, так как, погружаясь в историю, культуру своего края, они проникаются любовью к родным местам, чувством гордости и желанием делать все, что от них зависит, чтобы их родина процветала. Можно проводить экскурсии на природу, к историческим памятникам и памятным местам, в краеведческие музеи. Тематика экскурсий может быть различной: «Будни города», «По старым улицам», «Красивые места города», «По историческим местам» и др. На экскурсии у педагога есть возможность связать события прошлого с сегодняшним днем, это помогает обучающимся сформировать более яркие представления о далеком прошлом своего города и края. В качестве подведения итогов экскурсии можно предложить детям создать стенгазету, зарисовки, сочинения, фотоальбом, краткие описания экспонатов, экскурсионных объектов и т.п.

Важной формой патриотического воспитания являются уроки мужества, благодаря которым происходит воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Это достигается благодаря контакту с участниками событий, просмотру художественных и документальных фильмов, исполнению и прослушиванию

песен. Значимы для формирования представлений о малой родине встречи младших школьников с представителями старшего поколения, так как образ конкретного человека, его опыт и поступки всегда наиболее убедительны для ребенка. На данные встречи мы приглашаем разных гостей: ветеранов войны и труда, участников и свидетелей знаменательных событий, знатоков родных мест, ученых и писателей [4, с. 11].

Эффективной формой работы по формированию и развитию представлений о малой родине является музейная и поисковая работа. В последнее время широкое распространение получили историко-краеведческие, этнографические музеи, в том числе и школьные, знакомящие обучающихся с историей родного края. Особую роль играют краеведческие музеи, музеи истории города, которые расширяют кругозор обучающихся, формируют и развивают представления о малой родине, создают условия для становления патриотических чувств [2, с. 2].

Такие формы патриотического воспитания, как уроки мужества, встречи с ветеранами войны, экскурсии в музей, краеведческие кружки, походы, празднование памятных дат, организация концертов, выставок, позволяют школьникам почувствовать сопричастность к культурному наследию народа, его ценностям. Различные формы патриотического воспитания обучающихся дают возможность более целенаправленно формировать представления о малой родине у младших школьников. При формировании представлений о малой родине также важно использовать наглядные методы: рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением родного города, репродукций картин о природе Урала, знакомство детей с продукцией, выпускаемой предприятиями нашего города.

В процессе формирования представления о малой родине мы используем интерактивные методы. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что почти все младшие школьники оказываются вовлеченными в процесс познания. К интерактивным формам и методам работы относятся дискуссионные: диалог, групповая дискуссия; игровые: дидактические и творческие игры. В процессе формирования представлений о малой родине можно провести дискуссии на следующие темы: «Какую роль играет моя малая родина в моей жизни?», «Нужно ли любить свой край?», «Можем ли мы что-то сделать для процветания нашего края?» и др. При проведении дискуссии важно учитывать возрастные особенности детей, ее будет лучше проводить в 3-м или 4-м классе, когда дети смогут четко высказать свое мнение и, по возможности, аргументировать его. Дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, формирует отношение к поднятой проблеме, приучает считаться с чужим мнением и отстаивать свою позицию [6].

Одним из наиболее эффективных средств формирования представлений о малой родине, воспитания патриотических чувств у детей является игра, поскольку в младшем школьном возрасте она имеет существенное преимущество по сравнению с другими видами деятельности, так как в процессе игровой деятельности происходит всестороннее воспитание

личности младшего школьника [3, с. 38]. Дидактическая игра - это коллективная деятельность, в которой ученики объединены решением основной задачи и ориентированы на победу. В игре ученики могут в развлекательной и интересной форме повторить полученные сведения и представления или узнать что-то новое. Например, существуют такие игры, как «Герб города», в которой ученики по памяти собирают герб города и стараются определить его значение; «История родного города», направленная на закрепление знаний об истории. Могут быть развивающие игры: «Настоящее и прошлое», «Старые и современные здания». Четвертый год обучения в школе является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Мы рекомендуем проведение классных часов на тему: «А гражданином быть обязан», «Россия - Родина моя!», «Край любимый, край родной» и т.п.

Целевые занятия в младших классах по патриотическому воспитанию призваны показать ученикам, что, несмотря на то что они еще маленькие, они являются частью своей малой родины и несут за нее ответственность.

Для воспитания патриотических чувств в начальной школе должны использоваться различные формы проведения классных мероприятий: классные часы, викторины, экскурсии, творческие работы на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами края и своего города, музейная и поисковая работа, познавательные игры, конкурсы, уроки мужества, проектная деятельность.

При организации внеурочной деятельности мы особое внимание уделили проектной деятельности. Были внесены значительные изменения в предметно-пространственную среду классов: была организована работа с картой России, с картой Пермского края, с геральдическими символами города, дети делали фотографии памятников и достопримечательностей города, затем оформляли альбомы с видами города. В процессе разработки проекта с детьми младших классов «С рюкзаком по родным местам» дети с удовольствием рассказывали о прогулках со своей семьей, о том, где они живут, где любят гулять. С ребятами проводились экскурсии, прогулки по достопримечательным местам в целях формирования общего представления об основных архитектурных сооружениях, определяющих облик города, воспитывалось умение видеть красоту родного города, учиться бережному отношению. В классах собран консультативный материал «Мой город, моя семья и Я», памятки для родителей, буклеты, консультации «Как мы формируем у детей ценностное отношение к малой родине», «Растим наших маленьких патриотов».

В целях закрепления этих знаний с детьми проводилась игра «Расскажи о своем любимом городе». Дети рассматривали фотографии достопримечательностей родного города, делились впечатлениями.

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий должны явиться диагностические исследования, проводимые в соответствии с календарным планом каждым учителем начальных классов.

Список литературы

1. Азаров Ю.Н. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2017. - № 6. - С. 3-8.

2. Андрюнина A.C. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства // Science Time. - 2015. - № 12 (24). - С. 37-44.

3. Богус М.Б. Интеллектуальные игры в нравственном воспитании младших школьников // Вестник ПГГПУ. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - Вып. 2-1. - С. 37-41.

4. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране: метод, пособие для педагогов, работающих с детьми ст. дошк. возраста. - М.: Просвещение, 2019.- 108 с.

5. Ильина К.П. Применение совместной проектной технологии «педагог -ученик» в патриотическом воспитании учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 2. - С. 11-13.

6. Орлянская О.П. Классификация методов обучения на основе источников получения знаний. Особенности их использования в коррекционной школе [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.rii/ klassifikaciya-metodov-obucheniya-po-istochniku-polucheniyaznaniy-1671910 .html

7. Приказ Министерства просвещения. Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

8. Шишлянникова С.А. Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://zliurnalpedagog.ru>servisy/publik/publ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.