Научная статья на тему 'Формирование представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста с помощью движений'

Формирование представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста с помощью движений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ / ИНТУИТИВНО-ОПЫТНАЯ БАЗА ОБРАЗОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР / ДВИЖЕНИЯ МАНУАЛЬНОГО ТИПА / ДВИЖЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ТИПА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР / НАГЛЯДНОСТЬ / UNDERSTANDING OF GEOMETRIC SHAPES / INTUITIVE AND EXPERIMENTAL BASE OF IMAGES IN GEOMETRY / MANUAL MOVEMENTS / VISUAL MOTION / MODERN TECHNOLOGY / DIDACTIC MEANS OF FORMING IMAGES OF GEOMETRIC SHAPES / VISIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудакова Н. С.

Для создания образов геометрических фигур детям необходимо демонстрировать как можно большее количество окружающих человека предметов, которые являются материальными носителями образов этих фигур. Однако воспитатели дошкольных организаций не уделяют должного внимания формированию первоначальных представлений о геометрических фигурах. Кроме этого, первичные образы геометрических объектов, составляющие интуитивно-опытную базу пространственных представлений дошкольников, носят статичный характер. Вплетённые в процесс восприятия мануальные движения дополняют визуальные впечатления, способствуют созданию более полного образа исследуемой фигуры. Необходимо образам геометрических фигур придать вариативный характер и наделить их свойствами подвижности и динамичности. Анимация геометрических фигур позволяет наблюдать не только начальное и конечное положение, состояние объектов, которые представлены через демонстрационный материал, но и путь, посредством которого осуществляется этот переход. Визуализация знаний, представление их в наглядной форме с помощью движений мануального и визуального типов помогает организовать информацию, более чётко структурировать её, кодировать и на этой основе лучше понять и запомнить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE UPON THE UNDERSTANDING OF GEOMETRICAL SHAPES BY PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MOVEMENTS

For creating geometric shapes, children need to show the largest possible number of surrounding human subjects that are material carriers of the images of these figures. However, pre-school teachers do not pay enough attention to what the initial concepts of geometric shapes in children are. The primary images of geometric objects that make up the intuitive-development base of their understanding of space are static. The introduction of movements of arms in the process of teaching influences the visual impressions of children and helps to create a more complete study of the image of some shape. The recommendation of the author of the paper is that the teacher should make images of geometric shapes of variability in nature and give them mobility and dynamic properties. The animation of geometric shapes allows watching not only the initial and final positions, the state of the objects that are presented through a demo material, but also the way by which this transition is carried out. Visualization of knowledge, their representation in visual form using movements of arms and visual types helps to organize the information clearly structured, decoded, and on this basis to better understand and remember these shapes.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста с помощью движений»

формирует экологическую, коммуникативную и информационную компетенции студентов.

2. Уровень содержания l37Cs и 90Sr в почвах пастбищ в разных физико-географических областях Новосибирской области в 2010 г. колеблется в пределах 4,5-7,6 и 1,43-4,4 Бк/кг соответственно, что не превышает глобального фонового уровня. Максимальное значение l37Cs (7,6 Бк/кг) и максимальное значение 90Sr (4,2 Бк/кг) обнаружено на реперном участке Коченевского района.

3. В травах естественных угодий реперных участков содержание 90Sr приближается к верхней границе допустимого уровня, которая составляет 50 Бк/кг. На реперном участке Коченевского района содержание 90Sr составляет 59,9 Бк/кг и превышает допустимую норму. Содержание l37Cs в травах естественных угодий во всех физико-географических областях не превышает 27,9 Бк/ кг ( норма - 100 Бк/кг).

4. Максимальное содержание l37Cs и 90Sr на реперных участках в говядине находится на уровне 5,23 и 3,0 Бк/кг соответственно, что значительно ниже максимально допустимого содержания l37Cs и 90Sr (160 Бк/кг и 50 Бк/кг соответственно). В молоке максимальный уровень l37Cs и 90Sr на реперных участках составляет соответственно 1,88 и 3,44 Бк/л при норме до 100 и 25 Бк/л.

5. Уровень остаточной радиации преобладающих радионуклидов (137Cs и 90Sr) в почвах, растениях и продуктах животного происхождения на реперных участках семи административных районов Новосибирской области в 2010 году, по сравнению с предыдущим периодом (2005-2008 гг.), значительно уменьшился и не представляет опасности для здоровья населения.

Библиографический список

1. Марей А.Н. Глобальные выпадения ПЯВ как фактор облучения человека. Под ред. А.Н. Марей, P.M. Бархударова, В.А. Книжникова идр.Москва:Атомиздат, 1980.

2. Ярмоненко С.П. Радиобиология человека и животных. Москва: Высшая школа, 1988.

3. Ильенко А.И. Экология животных в радиационном биоценозе. Под ред. А.И. Ильенко, Т.П. Крапивко. Москва: Наука, 1989.

4. Справочникпо радиационнойбезопасности.Под ред.В.Ф. Козлова, Ю.С. ТроцкинаМосква:Агропромиздат, 1988.

5. Стрельцов В.Н. Влияние радиоактивного стронция на организм животного. Москва: Медгиз, 1961: 49 - 50.

6. Булдаков JI.A. Проблемы распределения и экспериментальные оценки допустимых уровней l37Cs, 90Sr и l06Ru. Под ред. JI.A. Бул-дакова, Ю.И. Москалева. Москва: Наука, 1989.

7. Скребин A.M. Закономерности поведения стронция-90 в пищевых цепях и рационе человека в условиях глобальных радиоактивных выпадений. Автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук. Москва, 1971.

8. Алексеенко В.А. Геохимияландшафта и окружающая среда. Москва: Наука, 1980.

9. Клечковский В.М. Радиоактивность и пища человека. Москва: Атомиздат, 1971.

10. О состоянии природной среды Российской Федерации в 1995 г. Государственный доклад. Москва: ЭКОС - Информ, 1998.

11. Сухоруков Ф.В. Техногенные радионуклиды в окружающей среде Западной Сибири (источники и уровни загрязнения). Под ред. Сухорукова Ф.В., Маликовой И.Н., Гавшина В.М., Ковалева С.И., Щербова Б.Л., Страховенко В.Д., Мельгунова М.С., Цибульчик В.М. Сибирский экологический журнал. 2000; Т.7; № 1: 31 - 38.

12. О состоянии и об охране окружающей среды Новосибирской области в 2013 году: Государственный доклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. Новосибирск, 2014.

References

1. Marej A.N. Global'nye vypadeniya PYaV kak faktor oblucheniya cheloveka. Pod red. A.N. Marej, P.M. Barhudarova, V.A. Knizhnikova i dr. Moskva: Atomizdat, 1980.

2. Yarmonenko S.P. Radiobiologiya cheloveka izhivotnyh. Moskva: Vysshaya shkola, 1988.

3. Il'enko A.I. 'Ekologiya zhivotnyh vradiacionnom biocenoze. Pod red. A.I. Il'enko, T.P. Krapivko. Moskva: Nauka, 1989.

4. Spravochnikpo radiacionnojbezopasnosti. Pod red. V.F. Kozlova, Yu.S. Trockina Moskva: Agropromizdat, 1988.

5. Strel'cov V.N. Vliyanie radioaktivnogo stronciya na organizm zhivotnogo. Moskva: Medgiz, 1961: 49 - 50.

6. Buldakov JI.A. Problemy raspredeleniya i 'eksperimental'nye ocenki dopustimyh urovnej l37Cs, 90Sr i l06Ru. Pod red. JI.A. Buldakova, Yu.I. Moskaleva. Moskva: Nauka, 1989.

7. Skrebin A.M. Zakonomernostipovedeniya stronciya -90 vpischevyh cepyah i racione cheloveka v usloviyah global'nyh radioaktivnyh vypad-enij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata medicinskih nauk. Moskva, 1971.

8. Alekseenko V.A. Geohimiya landshafta i okruzhayuschaya sreda. Moskva: Nauka, 1980.

9. Klechkovskij V.M. Radioaktivnost'ipischa cheloveka. Moskva: Atomizdat, 1971.

10. O sostoyanii prirodnoj sredy Rossijskoj Federacii v 1995 g. Gosudarstvennyj doklad. Moskva: 'EKOS - Inform, 1998.

11. Suhorukov F.V. Tehnogennye radionuklidy v okruzhayuschej srede Zapadnoj Sibiri (istochniki i urovni zagryazneniya). Pod red. Suhorukova F.V., Malikovoj I.N., Gavshina V.M., Kovaleva S.I., Scherbova B.L., Strahovenko V.D., Mel'gunova M.S., Cibul'chik V.M. Sibirskij 'ekologich-eskijzhurnal. 2000; T.7; № 1: 31 - 38.

12. O sostoyanii i ob ohrane okruzhayuschej sredy Novosibirskoj oblasti v 2013 godu: Gosudarstvennyj doklad departamenta prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschej sredy Novosibirskoj oblasti. Novosibirsk, 2014.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 373.2

Kudakova N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE UPON THE UNDERSTANDING OF GEOMETRICAL SHAPES BY PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MOVEMENTS. For creating geometric shapes, children need to show the largest possible number of surrounding human subjects that are material carriers of the images of these figures. However, pre-school teachers do not pay enough attention to what the initial concepts of geometric shapes in children are. The primary images of geometric objects that make up the intuitive-development base

Рис. 5. Удержание l37Cs и 90Sr в молоке крупного рогатого скота, Бк/л.

на прямую зависимость содержания радионуклида в молоке от уровня содержания радионуклида в травах естественных угодий.

Выводы

1. Введение в учебный процесс курса «Экология» самостоятельной творческой учебно-исследовательской деятельности

of their understanding of space are static. The introduction of movements of arms in the process of teaching influences the visual impressions of children and helps to create a more complete study of the image of some shape. The recommendation of the author of the paper is that the teacher should make images of geometric shapes of variability in nature and give them mobility and dynamic properties. The animation of geometric shapes allows watching not only the initial and final positions, the state of the objects that are presented through a demo material, but also the way by which this transition is carried out. Visualization of knowledge, their representation in visual form using movements of arms and visual types helps to organize the information clearly structured, decoded, and on this basis to better understand and remember these shapes.

Key words: understanding of geometric shapes; intuitive and experimental base of images in geometry; manual movements; visual motion; modern technology; didactic means of forming images of geometric shapes; visibility.

Н.С. Кудакова, доц. каф. методики дошкольного и начального образования, канд. пед. наук, доц., Арзамасский филиал ННГУ (ФГАОУ ВО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского), г. Арзамас

Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ

Для создания образов геометрических фигур детям необходимо демонстрировать как можно большее количество окружающих человека предметов, которые являются материальными носителями образов этих фигур. Однако воспитатели дошкольных организаций не уделяют должного внимания формированию первоначальных представлений о геометрических фигурах. Кроме этого, первичные образы геометрических объектов, составляющие интуитивно-опытную базу пространственных представлений дошкольников, носят статичный характер. Вплетённые в процесс восприятия мануальные движения дополняют визуальные впечатления, способствуют созданию более полного образа исследуемой фигуры. Необходимо образам геометрических фигур придать вариативный характер и наделить их свойствами подвижности и динамичности. Анимация геометрических фигур позволяет наблюдать не только начальное и конечное положение, состояние объектов, которые представлены через демонстрационный материал, но и путь, посредством которого осуществляется этот переход. Визуализация знаний, представление их в наглядной форме с помощью движений мануального и визуального типов помогает организовать информацию, более чётко структурировать её, кодировать и на этой основе лучше понять и запомнить

Ключевые слова: представления о геометрических фигурах; интуитивно-опытная база образов геометрических фигур; движения мануального типа; движения визуального типа, современные технологии; дидактические средства формирования образов геометрических фигур; наглядность.

Дошкольный возраст - это период, когда происходит знакомство с окружающим миром, и возрастает интерес к наблюдениям над предметами и явлениями действительности. Ребёнок в этот период не только знакомится с окружающими миром, но и познает его формы и законы. Поэтому метод интуитивного и опытного усвоения основных геометрических понятий более всего отвечает особенностям детской психики с остротой восприятия, памятью, главным образом, моторного и зрительного типов, потребностью детского организма в мануальных движениях и осязательных впечатлениях, но ещё с очень слабо развитым логическим мышлением. Этот путь ознакомления с началами геометрии при помощи интуиции и опыта даёт возможность накопления и первых геометрических сведений. Чем меньше ребёнок, тем теснее переплетены физиология и психология, умственная деятельность и физическая.

Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые по отношению к мышлению являются исходной базой. Для создания образов геометрических фигур детям необходимо демонстрировать как можно большее количество окружающих человека предметов, которые являются материальными носителями образов этих фигур. Например, при знакомстве с треугольником, можно предложить детям такие предметы, как косынка, линейка - угольник, письмо времен Великой Отечественной войны, указать на соответствующий дорожный знак. Важно показать, что материальные носители образов основных геометрических форм окружают ребёнка повсюду [1].

При этом достаточно часто воспитатели допускают ошибки, связанные с отождествлением объёмного предмета с плоскостной фигурой. Например, мяч - круг, огурец - овал и т.п. Такие ошибки недопустимы. Круг - плоскостная фигура, а мяч или шар имеют объём.

На этапе создания образа перцептивные движения носят моторный характер - ощупывающие предмет движения руки, прослеживающие контур предмета, движение глаза. В этот момент происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция полученных образов. Чем больше таких возможностей будет, тем правильней и точнее будут представления детей о геометрических фигурах.

Вплетённые в процесс восприятия мануальные движения дополняют визуальные впечатления, способствуют созданию более полного образа исследуемой фигуры. При знакомстве с геометрическими формами педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы они обследовали предложенные геоме-

трические фигуры зрительным и двигательно-осязательными анализаторами. Исследуя предмет руками, ребёнок не только проводит пальчиком по конуру объекта, но и на кинестетическом и мышечном уровнях запоминает как фигуру, так и её отдельные основные свойства. В процессе манипулирования с предметами, ребёнку важно указать на характерные особенности фигур. Так, например, дошкольник легко может определить, что колесо имеет форму круга и при этом может катиться, но только в одной плоскости. А теннисный шарик имеет форму шара и катится в любом направлении.

Образы основных геометрических фигур составляют интуитивно-опытную базу пространственных представлений дошкольников. Эти первичные образы геометрических объектов, составляющие интуитивно-опытную базу пространственных представлений дошкольников, носят статичный характер. Они соответствуют первому уровню сформированности пространственных представлений детей. Ребёнок узнаёт геометрическую фигуру, но ещё не может выделить её из более сложной конструкции, не выделяет её основные свойства. В сознании ребёнка создаются образы геометрических объектов как монолитной структуры, он не выделяет составляющие его компоненты. Эти образы характеризуются воспроизведением внешних черт геометрических фигур. Для того чтобы образы геометрических объектов отображали не только их контуры и внешние характеристики, но и иную сторону, характеризующуюся взаимным расположением и взаимодействием составляющих их компонентов, необходимо придать образам геометрических фигур вариативный характер и наделить их свойствами подвижности и динамичности. Для этого в процессе оперирования геометрическими объектами целесообразно использовать различного рода движения. Манипулирование моделями геометрических форм даёт возможность перемещения в любом направлении как самих объектов, так и их составляющих компонентов, позволяет обогатить образы геометрических фигур, составляющие интуитивно-опытную базу пространственных представлений детей. Посредством движения мануального типа можно изменять форму, размеры, место расположения и взаимное расположение геометрических фигур, а также изменять количество элементов при разбиении фигуры на части, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (например, треугольник в четырехугольник). Известно, что формы объектов постигаются людьми особенно хорошо, если они изучаются с помощью рук. Психологи установили, что активное осязание является важным средством образования адекватного восприятия предмета независимо от того, движется рука отно-

сительно предмета или объект относительно руки. Установлено, что доминирующей в осязательном комплексе правой руки является кинестетическая чувствительность, левой - тактильная, превосходящая по дифференцированности и точности чувствительность правой руки. Механизм восприятия пространственных форм объекта при двуручном осязании объясняется парной работой больших полушарий головного мозга. При таком восприятии необходимо фигуру держать в левой руке, а элементы вычленять правой, так как левая рука при осязании, а правая при движении дают полную картину о пространственных формах рассматриваемых фигур.

Для придания геометрическим формам свойств подвижности и динамичности в процессе знакомства с геометрическими фигурами необходимо использовать различные дидактические средства. Среди них - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, шарнирные модели, геоплан или математические планшеты. В работе с данными средствами составление геометрических фигур производится из простейших фигурок, счётных палочек или иных предметов, изменение в исходной ситуации производится непосредственно рукой ребёнка. Перебирая различные варианты приставления, соединения, перегибания или складывания, она приводит в движение материальные объекты, различные сочетания которых определяют контуры геометрических фигур.

Ясное и правильное представление о геометрических фигурах, в том числе, например, о треугольнике, исключающее возможность бессмысленного заучивания соответствующих определений, дают ребёнку геопланы или, так называемые - математические планшеты. Как известно, построение и преобразование геометрических фигур на геоплане осуществляется при помощи эластичных шнуров [2]. Это не только вызывает огромный интерес у детей разных возрастов, но и даёт им возможность самовыражения, воплощения своих мыслей и действий дошкольников с разным уровнем математической подготовки в некую математическую ситуацию, адекватную представлениям, которые ассоциируются с рассматриваемыми объектами. Возможность быстрого изменения положения фигур, их формы и размеров путём растяжения или сжатия эластичных шнуров, переноса петель и т.п. привлекает ребёнка, обеспечивает их двигательную и умственную активность, позволяет каждому проводить поиск различных способов преобразования фигур. На геоплане дети имеют возможность построить треугольники различных типов, перемещая одну из вершин влево или право, наблюдая преобразование, например, остроугольного треугольника в тупоугольный.

Естественно полагать, что рука, приводящая в движение предметы материального мира, работает не сама по себе, не произвольно и не спонтанно. В каждом конкретном случае она выполняет команды, поступающие из мозга, который, в свою очередь получает информацию от зрительного анализатора, перерабатывает её и тем самым направляет и корректирует движение, создаваемое рукой.

В последнее время в своей работе педагоги используют современные технологии. Демонстрация материалов с помощью мультимедийного проектора - большое подспорье воспитателю. С помощью документ - камеры можно продемонстрировать манипуляции с объектом сразу для целой группы детей, что значительно облегчает работу педагога, а повторное воспроизведение с помощью проектора позволяет многократно повторить действия руки.

Благодаря использованию компьютерной графики иллюстрации должны «ожить» и начать двигаться. Так, например, человечек-треугольник может продемонстрировать, что располагаться данная фигура на плоскости может по-разному. Все то, что было ребёнку непонятно, на экране можно продемонстрировать неоднократно, и «донести» до него возможные манипулирования. С помощью современных технологий, например, обводя предмет по конуру, можно продемонстрировать «вычленение» геометрической фигуры из предметов окружающей действительности.

Использование такого наглядного материала стимулирует интеллектуально-активную (а не просто созерцательную), преоб-

Библиографический список

разующую деятельность ребенка, способствуя формированию у него соответствующих образов динамичного характера и переводу их в абстрактно-логический план. В ходе этого процесса начинают функционировать механизмы, связанные с проявлением эмоций удивления и радости. Образы становятся эмоционально окрашенными, а значит - прочными, и сохранятся в памяти более длительное время.

Анимация геометрических фигур позволяет наблюдать не только начальное и конечное положение, состояние объектов, которые представлены через демонстрационный материал, но и путь, посредством которого осуществляется этот переход. Совокупность динамических событий, которая позволяет проследить все характерные изменения геометрического объекта, представляет собой целостную динамическую картину. При рассмотрении динамической картинки глаз «обегает» контуры всего изображения сначала хаотично, пока происходит восприятие той ситуации, которая запечатлена на нём. Затем - в соответствие с характером заданного движения, отслеживая при этом все те состояния фигуры, которые не представлены визуально, и вскрывая при деятельном участии мышления весь динамизм картины. Для более яркого восприятия наиболее значимые элементы геометрических фигур, определяющие важные взаимосвязи, полезно каким-либо образом выделять (толщиной линий, их цветом и т.п.). А современные технологии позволяют продемонстрировать динамику картинки в полной мере.

Промежуточные положения геометрического объекта, преобразование которого отражено на динамической картинке, позволяют детям фиксировать изменения, вызванные движением одного или нескольких элементов. Среди всех положений движущегося элемента геометрической фигуры мы выделяем, так называемые, особые положения и предельные положения. Особые положения соответствуют частным случаям, характерным состояниям геометрического объекта, представленного на динамической картинке. Особых положений на динамической картинке может быть одно, два или несколько. Чем больше таких положений, тем богаче эта картинка по своему содержанию. Например, при видоизменении на геоплане остроугольного треугольника в тупоугольный, промежуточным положением будет то, при котором треугольник становится прямоугольным. Не проговаривая, как называется такой вид треугольника, воспитатель обращает внимание на то, что треугольник немного изменился при перемещении вершины влево, но при этом остаётся треугольником. Перемещая вершину далее влево, ребёнок наблюдает его «превращение» в тупоугольный треугольник, и в дальнейшем он уже не переживает о том, какой треугольник ему изобразить, если об этом его попросят.

Предельные положения имеют ещё большее значение, чем особые. Они характеризуют качественные скачки тех изменений, которые отражаются динамической картинкой. Многообразие конкретных значений наблюдаемых взаимосвязей обеспечивает переход в качественно иное, абстрактное состояние, отражающее определённое свойство геометрического объекта. Предельных положений, также как и особых, может быть несколько. В нашем случае предельных положений два - когда вершина перемещается на прямую, содержащую основание треугольника, и треугольник «вырождается». С предельными положениями рекомендуется знакомить детей в тех случаях, когда у ребёнка уже сформировалось устойчивое представление о геометрической фигуре [3].

Такая визуализация знаний, представление их в наглядной форме помогает организовать информацию, чётче структурировать её, кодировать и на этой основе лучше понять и запомнить.

Конечно, беспорядочное и хаотичное использование представленных средств не внесут большого вклада в развитие представлений о геометрических формах, однако при систематической работе образы геометрических объектов, составляющих интуитивно-опытную базу пространственных представлений дошкольников, будут подвижны. И в дальнейшем, при изучении основ математики, многие трудности, связанные с преобразованием фигур, будут исключены.

1. Кудакова Н.С. Использование движений различного типа при изучении геометрического материала в начальном курсе математики. Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно- практической конференции 23-24 октября 2014 г. Под ред. С.Л. Игол-кина. Воронеж: ВЦНТИ, 2014. Available at: http://www.vepi.ru/upload/iblock/aad/aad561b1b9ca0f7c5e8ab2c3a13a142e.pdf

2. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Развитие исследовательских умений учащихся при работе на геоплане. Гуманизация математического образования в школе и вузе. Саранск, 1997: 76 - 79. Available at: http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/geoplan.html

3. Кудакова Н.С. Развитие пространственных представлений учащихся 5-6 классов средней школы с использованием движений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2000.

References

1. Kudakova N.S. Ispol'zovanie dvizhenij razlichnogo tipa pri izuchenii geometricheskogo materiala v nachal'nom kurse matematiki. Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noj integracii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: 'ekonomicheskie, pravovye i social'nye aspekty: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii 23-24 oktyabrya 2014 g. Pod red. S.L. Igolkina. Voronezh: VCNTI, 2014. Available at: http://www.vepi.ru/upload/iblock/aad/aad561b1b9ca0f7c5e8ab2c3a13a142e.pdf

2. Baranova E.V., Zajkin M.I. Razvitie issledovatel'skih umenij uchaschihsya pri rabote na geoplane. Gumanizaciya matematicheskogo obrazovaniya vshkole i vuze. Saransk, 1997: 76 - 79. Available at: http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/geoplan.html

3. Kudakova N.S. Razvitie prostranstvennyh predstavlenij uchaschihsya 5-6 klassov srednej shkoly s ispol'zovaniem dvizhenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2000.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 378

Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF STUDENTS IN CHECHNYA ON THE BASIS OF THE VAINAKH ETHICS. The article presents the experience of organizing the education of students of Chechnya on the basis of the Vainakh ethics. The article clearly proves that educational work is effective when it is complex of tools of learning and educational work with students. The author presents the experience of the Chechen State University on the organization of education students on the basis of the Vainakh ethics. As an example, the main goals and objectives of the discipline of "Vainakh Ethics", which allows you to form an idea about the history and present state of human knowledge in the theory and history of culture of the Chechens and helps educate the young generation in the spirit of respect for the traditions of his people and other peoples living in Russia.

Key words: education, Vainakh ethics, students.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ЧЕЧНИ НА ОСНОВЕ ВАЙНАХСКОЙ ЭТИКИ

В статье представлен опыт организации воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе Вайнахской этики. В статье убедительно доказывается, что воспитательная работа эффективна, когда она проводится комплексно - и средствами учебной и собственно воспитательной работы со студентами. Автором представлен опыт Чеченского государственного университета по организации воспитания студентов на основе Вайнахской этики. В качестве примера приведены основные цели и задачи учебной дисциплины «Вайнахская этика», которая позволяет сформировать представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры чеченцев и способствует воспитанию молодого поколения в духе уважения к традициям своего народа и других народов, населяющих Россию.

Ключевые слова: воспитание, Вайнахская этика, студенческая молодёжь.

Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике - это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, её интеграции в мировое цивилизационное пространство. Всё это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодёжи, как носителе социальной энергии.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Она основана на трёх постулатах - гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).

Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.

Улучшение координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также реализация программного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения возможны только при условии разработки и внедрения единой концепции и создания координационного экспертного совета, которая была принята в 2013 году [1].

Как отмечается в Концепции, «...работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения

в Чеченской Республике начинается не «с чистого листа», она имеет фундамент в виде позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее, поддержки со стороны руководства Республики, политической стабильности, развития экономики и производства, инвестиций в здоровье человека, в его профессиональное, культурное, личностное развитие, а, значит, в будущее страны...» [1, с. 8].

В целях сохранения и популяризации традиционных ценностей, обычаев и обрядов народов Чеченской Республики используются следующие формы работы:

- использование потенциала средств массовой информации (проведение различных теле-радиопередач, фильмов, роликов и т.д., размещение статей в печатных и электронных СМИ о традициях, обычаях и культуре народов Чеченской Республики);

- проведение этнокультурных праздников и фестивалей;

- проведение встреч, бесед и других разъяснительных мероприятий с молодёжью;

- оказание содействия органам государственной власти в исследовательской и научной деятельности по изучению обычаев, традиций и культуры народов Чеченской Республики;

- издание литературы о традициях, обычаях, культуре народов Чеченской Республики;

- составление методических рекомендаций по организации работы в данном направлении.

Образовательная политика Республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на сохранение и развитие лучших традиций системы образования, своевременное и опережающее обеспечение запросов чеченского общества в целом и каждого гражданина в частности, формирование системы обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.