Научная статья на тему 'Формирование предпринимательских сетей в экономике'

Формирование предпринимательских сетей в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / КЛАСТЕР / МЕЖФИРМЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / BUSINESS NETWORKS / CLUSTER / INTER-FIRM COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слесаренко Олеся Александровна

Основной целью данной работы является рассмотрение основных целей и видов предпринимательских сетей, их преимуществ и недостатков. Также изучение новой формы организации бизнеса – кластерной, проведение анализа ее влияния на развитие экономики. А также определение перспектив предпринимательских сетей в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слесаренко Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS NETWORKS IN THE ECONOMY

The main purpose of this paper is to review main goals and types of business networks, their advantages and disadvantages and to consider a new form of business organization – cluster and its impact on the economy. As well as to determine the prospects for business networks in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательских сетей в экономике»

УДК 334.012.42

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ

В ЭКОНОМИКЕ

О. А. Слесаренко

FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS NETWORKS IN THE ECONOMY

O. A. Slesarenko

Аннотация. Основной целью данной работы является рассмотрение основных целей и видов предпринимательских сетей, их преимуществ и недостатков. Также изучение новой формы организации бизнеса - кластерной, проведение анализа ее влияния на развитие экономики. А также определение перспектив предпринимательских сетей в российской экономике.

Ключевые слова: предпринимательские сети, кластер, межфирменное сотрудничество.

Abstract. The main purpose of this paper is to review main goals and types of business networks, their advantages and disadvantages and to consider a new form of business organization - cluster and its impact on the economy. As well as to determine the prospects for business networks in the Russian economy.

Key words: business networks, cluster, inter-firm cooperation.

Стремительное развитие высокотехнологичных продуктов, новых технологий, поддержание устойчивого конкурентного преимущества, высокий уровень риска заставляют крупный, средний и малый бизнес вступать в устойчивые долгосрочные взаимоотношения друг с другом, образуя предпринимательские сети. Предпринимательские сети - это группы компаний, связанные между собой по вертикали или по горизонтали экономическими отношениями, направленными на повышение общей конкурентоспособности сети и доходности [1]. Успех каждого партнера в предпринимательской сети зависит от успеха сети в целом.

Целями участников сети являются достижение динамичного развития за счет извлечения синергетического эффекта от сотрудничества на основе снижения трансакционных и операционных издержек, расширения коммуникаций, привлечения ресурсов, обеспечения защищенности от внешних угроз и рисков. Риски перераспределяются между участниками предпринимательских сетей, иногда они передаются от крупных предприятий к более мелким (так называемый аутсорсинг), поскольку экономические последствия наступления или внезапного роста рисков для первых существенно больше.

Синергетический эффект от долговременного и стабильного сотрудничества является результатом объединения элементов ресурсного потенциала каждого из партнеров на основе взаимодополнения. Кроме того, успех сетей во многом связан с трансформацией функций управления и организации бизнес-процессов. Данные конкурентные преимущества используются для разработки и реализации стратегии динамического развития предпринимательской сети.

Также целью сети является материальный результат в виде прямого расширения бизнеса и объемов продаж. Другим направлением работы сети является исследование новых услуг для будущего потребителя. Это знания о динамике ожиданий потребителя, новые формы товаров и услуг с новой полезностью для потребителя.

Возникновение таких форм сотрудничества явилось следствием перехода от одного типа экономической системы - индустриального, при котором захват собственности на средства производства и развитие производственной базы служили стратегическими факторами развития предприятий, к постиндустриальному, в котором информационные ресурсы, накопленный опыт научных разработок и высокоэффективные технологии становятся центром всеобщего внимания [2].

Крупный и малый бизнес успешно сосуществовал еще в дореволюционной России, которые нередко были связаны технологически и дополняли друг друга. Более того, крупное производство во многих случаях само поощряло развитие мелкого производства, давая ему для обработки различные материалы, заказывая специальные изделия ручной работы, выделки и т.д. [3].

Необходимость появления предпринимательских сетей была вызвана в частности тем, что существует постоянная зависимость корпораций от малых фирм. Но это вовсе не означает, что обязательно все малые предприятия должны участвовать в предпринимательских сетях или каких-либо иных формах взаимодействия с крупным бизнесом.

От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Первоначальной основой для образования сети является единая технологическая или коммерческая цепочка, объединяющая фирмы, или отношения субподряда. Сети позволяют получить преимущества, которые дает вертикальная интеграция, и вместе с тем дают возможность сохранить выгоды гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры.

Межфирменные соглашения определяют согласованную политику их участников по тем направлениям деятельности, по которым в целях повышения общей конкурентоспособности сеть выступает как единое целое. Координацию действий отдельных звеньев цепи при сохранении их независимости и ответственности осуществляет фирма-лидер.

В то же время гибкий характер сети позволяет сгруппированным фирмам конкурировать между собой за увеличение доли в общем объеме продаж, привлекать в случае надобности новых участников со стороны. На основе разветвленной системы субподрядных отношений сеть включает наряду с крупными и крупнейшими предприятиями средние и мелкие.

Различаются сети двух видов: отраслевые и региональные. Отраслевые сети эффективны в секторах, требующих особой гибкости и адаптивности к частым изменениям внешней среды. Это - отрасли высоких технологий, производство потребительских товаров. Примером региональных сетей служат технополисы, являющиеся формой территориальной интеграции науки, образования и наукоемких и высокотехнологичных производств.

В основе межфирменного сотрудничества лежит обмен опытом и совместное ведение исследований, что создает ряд выгод:

- снижение риска инновационных разработок путем использования имеющегося опыта;

- рассредоточение капитальных затрат, формирование портфелей инвестиций;

- преодоление ограничений внутригосударственного регулирования инновационного развития при международных формах сотрудничества;

- обмен взаимодополняющими технологиями и патентами;

- экономия на масштабе работ;

- смягчение издержек конкурентной борьбы.

Современные предпринимательские сети являются одной из новых форм диверсификации предпринимательской деятельности. Участники предпринимательских сетей распределяют свою деятельность с целью страхования от возможных угроз и рисков. Одно из главных достоинств сетей - способность быстро устанавливать рациональные связи в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка, так как инфраструктура сети обусловливает ее быстрое реагирование и динамическую устойчивость функционирования [3].

К конкретным преимуществам сетей относятся быстрое распространение и создание новой, необходимой для фирмы информации, ускорение внедрения нововведений, разделение риска между участниками сетей.

Предприятия малого и среднего бизнеса могут вступать не только в партнерские взаимоотношения между собой, но и интегрироваться в единые предпринимательские производственно-хозяйственные комплексы: финансово-промышленные группы, холдинги, предпринимательские союзы, альянсы крупного и малого бизнеса сетевого характера. Современная экономика характеризуется двумя взаимозависимыми и противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит концентрация и централизация капитала и производства, идет бурный процесс слияния, образования различных предпринимательских сетей, состоящих из множества предприятий. Причем причинами этого процесса могут выступать как технологические и организационные, так и чисто экономические, связанные, например с минимизацией налогообложения.

Сети возникают в рамках определенной культурной, исторической и институциональной системы и подвержены непрерывным эволюционным изменениям. Экономическая ситуация, при которой подобные сети возникли в России, отличается от развитых экономических систем. Так, в частности, на этот процесс оказывает сильное влияние наличие неформальной экономики, под которой понимается хозяйственная деятельность фирм, не отражающаяся в формальных договорах между компаниями [4].

В современных условиях развитие крупных предпринимательских сетей зависит от позиций хозяйственной системы в глобальном разделении труда, а именно от того, связана ли ее роль с обеспечением ресурсами постиндустриальных и развитых индустриальных «промышленных» социально-экономических систем, или она сама принадлежит к кругу «промышленных» экономик, или она в большей степени ориентирована на глобальную спекулятивную деятельность. Направленность на экономику «извлечения», построенную преимущественно на потреблении природных ресурсов, а не на создании промышленного продукта, является пагубной для хозяйственной системы, поскольку она при такой структуре экономической активности попадает

в значительную зависимость от условий торговли и формируемых на мировом рынке сырьевых ресурсов. Между тем в России сохраняется тенденция развития именно данного типа системного неравновесия. Это подтверждается, например, увеличением объемов добычи газа, доли его экспорта [3].

Изменение экономической, предпринимательской и организационной культур происходит одновременно и в рамках формирования соответствующего типа неравновесия. При этом качественно меняются рутины функциональных и фундаментальных подсистем внутреннего пространства крупных предпринимательских организационных сетей, их структурные и институциональные особенности.

В последнее время в мировой практике появилась новая форма организации бизнеса - кластерная. Кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг [4]. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.

Кластеризация положительно сказывается на развитии как регионов, так и отраслей. Прообразы кластеров складывались по мере формирования крупных промышленных систем. Формирование промышленных кластеров есть результат взаимодействий крупных предпринимательских сетей, отраслей и регионов. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные предпринимательские взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, которые характерны для целого комплекса фирм и отраслей. Эти взаимосвязи оказывают определяющее влияние на направленность, темпы инноваций и конкурентоспособность конечной (системообразующей) продукции кластера. Кластерный подход, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики, но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, в повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности [4].

Современные кластеры, как правило, охватывают несколько отраслей и включают в себя разнообразные крупные интегрированные группы, специализирующиеся вокруг конкретного звена в цепочке создания конкретного конечного продукта. Наличие интенсивных процессов индустриальной кластеризации можно рассматривать как действенный катализатор для притока

компаний в соответствующий регион. Это означает, что возрастет стоимость региональных факторов производства, прежде всего, труда и капитала. Региональный рынок будет работать в данном случае в двух направлениях. Во-первых, произойдет перемещение выигрышей, полученных от кластеризации, на региональные рынки факторов производства в качестве покрытия дополнительных издержек, связанных с приобретением соответствующих факторов производства. Во-вторых, возникнет процесс оттока экономической активности из данной региональной системы в другие регионы с более выгодным соотношением прибыли и издержек производства.

Каковы перспективы предпринимательских сетей в российской экономике? В течение ближайшего периода они проблематичны, по крайней мере, в крупных масштабах. Предпринимательские сети на современном этапе развития экономики представляют качественно более развитую форму ведения бизнеса. Они обеспечивают свой успех и дальнейшее развитие не за счет административного ресурса или монопольного положения на рынке, а благодаря новому подходу к модернизации бизнеса. Ведь в основе существования таких сетей лежат взаимное доверие предпринимателей, их готовность к открытым действиям, обмену достоверной информацией. А в обстановке неустойчивого российского рынка довольно характерным является стремление многих предпринимателей использовать временные преимущества, предоставляемые конкретной ситуацией, в ущерб остальным партнерам. Однако в условиях динамического развития экономики создание предпринимательских сетей в России - дело не очень далекого будущего.

Список литературы

1. Экономический словарь. - URL: http://abc.informbureau.com/html/ idaaideieiaoaeuneea_naoe.html

2. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 494-505.

3. Блинов, А. В. Малое предпринимательство: Теория и практика : учеб. / А. В. Блинов, И. Н. Шапкин. - М. : Дашков и К, 2003.

4. Асаул, А. Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева ; под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. - СПб., 2004.

Слесаренко Олеся Александровна

студентка,

Липецкий государственный технический университет E-mail: Lesya.Sl@yandex.ru

Slesarenko Olesya Alexandrovna student,

Lipetsk State Technical University

УДК 334.012.42 Слесаренко, О. А.

Формирование предпринимательских сетей в экономике / О. А. Слесаренко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). -С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.