Формирование предпосылок читательской компетентности в дошкольном возрасте
Киркина Елена Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected],
Ошкина Елена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель факультета среднего профессионального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected],
Хрюкина Надежда Андреевна,
студент, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Художественная литература является одним из важнейших средств разносторонней и гармонично развитой личности. Одной из функциональных обязанностей художественной литературы в воспитании ребенка, начиная с дошкольного возраста, является развитие разносторонне развитой личности. В статье анализируются особенности формирования предпосылок читательской компетентности у детей дошкольного возраста. Описываются изобразительно-выразительные средства художественной литературы с приведением конкретных примеров, и показывается их роль в формировании ребенка-читателя. Рассмотрены основные виды деятельности по ознакомлению с художественной литературой в детском саду, как традиционные, так и новаторские.
Представленные в работе материалы и формы формирования предпосылок читательской компетентности у дошкольников могут быть использованы практиками дошкольных образовательных учреждений, студентами педагогических вузов, родителями и всеми интересующимися вопросами литературного развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, литературное развитие детей, детская художественная литература, читательская компетентность, литературное образование.
о с
CJ
см см
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПУ - БГПУ) по теме «Литературное развитие дошкольников в детском саду и семье».
Проблема значимости художественной литературы как средства воспитания по всем его направлениям в современном обществе особенно актуальна. Современные люди - специфичные потребители книги, часто читатели с приоритетом учебной, учебно-научной, образовательной, энциклопедической книги. При этом, художественная книга может и проигрывать в нашем выборе, несмотря на то, что именно художественная литература заставляет нас думать, сопереживать, над вымыслом слезами обливаться, рассуждать, говорить, мыслить. Современным людям в постпандемическом пространстве намного сложнее наладить коммуникацию с реальными людьми, поэтому на помощь тоже может прийти книга - любая по видовой характеристике художественная книга. И не столь важно на каком носителе - на электронном или бумажном.
Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольного возраста неслучайно, поскольку книга и электроника в жизни современного ребенка бытуют параллельно. Но к сожалению, в последние десятилетия наблюдается тенденция «ухода» книги на второй план, она уступила место экрану телефона, компьютера, телевизора.
Сегодня педагоги бьют тревогу по поводу того, что значительная часть детей не любят читать, предпочитают чтение другим видам деятельности, у них не сформирована в полной мере читательская компетентность. Под читательской компетентностью подразумевается владение техникой чтения, обязательное понимание прочитанного либо услышанного текста, выработка умения работать с разными видами текста, самостоятельно выбирать ту или иную книгу, сформированность потребности в книге, чтении.
Данные составляющие читательской компетентности младшего школьника сейчас обозначены не случайно, поскольку некоторые из них, в первую очередь, - понимание прочитанного и услышанного, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания - формируются уже в дошкольном возрасте. И от того, в какой мере данные предпосылки сформированы у дошкольника, будет зависеть успешность формирования читательской компетентности в начальных классах, а, следовательно, и обучения, овладения всеми разделами программы начальной школы, поскольку именно читательская компетентность является важнейшим мета-предметным умением.
Проблема литературного развития детей во второй половине ХХ начале XXI вв. подвергается более глубокому осмыслению. Ведущей идеей литературного развития дошкольников, по утверждению З.А. Гриценко, является «идея воспитания в нем грамотного читателя». О необходимости воспитания «талантливого читателя» говорил еще классик детской литературы С.Я. Маршак. Грамотный читатель - «высший читательский тип (читатель, воспринимающий произведение в единстве содержания и формы, испытывающий удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующийся в мире книг» [1, с. 242-243].
Значительное место в системе литературного развития дошкольников отводится классической литературе. Знакомство дошкольников с произведениями А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, М.М. Пришвина и зарубежных писателей-классиков - обязательное условие для его духовного становления. По сложившейся традиции, в своем литературном развитии ребенок идет от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. Но данный процесс может идти и параллельно, поскольку есть, например, народные сказки со схожими сюжетами и мотивами (не стоит забывать о теории «бродячих сюжетов», диалоге культур). Многие народные песенки пришли к нам в интерпретации наших известных мастеров художественного слова, например, К.И. Чуковского, И.П. Токмаковой и других.
Русская классическая литература входит как в «первый круг» чтения дошкольников, составляющий книжное «ядро», «золотую библиотеку детства», так и во второй, включающий произведения с более сложным идейным и образным строем.
Обращаясь к детям, писатели дают им систему нравственных критериев в сложном, многообразном мире (например, рассказы Л.Н. Толстого К.Д. Ушинского). В круг детского чтения включена русская классическая поэзия: стихи В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина и других поэтов.
Известен, например, факт, свидетельствующий о признании классиками детской литературы роли детской книги в духовно-нравственном воспитании, развитии детей: так, известный всему миру классик русской литературы Л.Н. Толстой до десяти раз и более переписывал свои маленькие шедевры для детей, оттачивая как их языковое совершенство, усиливая их нравственное, воспитательное звучание.
Определить место классической литературы в системе литературного развития в подготовительной к школе группы позволил анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [2]:
Русская классическая литература достаточно полно представлена в указанной программе как в тематическом, так и в жанровом отношении. Так, в список художественных текстов, рекомен-
дованных данной программой, включены: прозаические сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца», Л.Н. Толстого «Мышка вышла гулять», В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; рассказ Л.Н. Толстого «Шли по лесу»; стихи А.С. Пушкина «За весной, красой природы», Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою», «Зима недаром злится», А.Н. Плещеева «Уж тает снег», А.А. Фета «Уж верба вся пушистая», «Что за вечер», Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», «Как молоком облитые» (из стихотворения «Зеленый шум»), стихотворная сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
В анализируемой программе недостаточно представлены рассказы писателей-классиков. Это не совсем оправданно, так как в результате у детей обедняется представление о жанровом разнообразии детской литературы как виде искусства, адресованном детям. Русская классическая литература представлена в программе в жанровом и тематическом разнообразии, список рекомендованных текстов можно было бы расширить произведениями К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка и других писателей-классиков XIX - начала XX века.
В целом, программа дошкольного образования «От рождения до школы» содержит оптимальный список произведений русской классической литературы, предназначенный для ознакомления, чтения и рассказывания детям старшего дошкольного возраста. Список зарубежной детской классики можно было бы расширить.
Вполне закономерно, говоря о современном дошкольнике, сказать и о творчестве современных авторов, которые тоже должны включаться в круг чтения современных детей.
Кроме того не следует забывать, что современному дошкольнику необходимы и разнообразные типы и виды современных детских изданий книг: от обычных, книг-вырубок, из картона, книг-раскладушек до книг- игрушек, с наклейками, книг-пазлов, с магнитными фигурками, с волшебной ручкой, музыкальных книг, говорящих книг, книг для чтения в ванной, книг -подушек с мягкими страницами, книг со страницами из ткани, книг-па-норамок и электронных книг.
Значительна роль детской литературы в развитии речи дошкольников, поскольку книга - важнейшее средство всех сторон речи ребенка (словарь, грамматический строй речи, звуковая культура, связная речь) и речевого развития детей в целом. Не стоит забывать, что дошкольники -талантливые читатели и слушатели, они чувствительны и к художественному слову, им доступны такие средства выразительности, как сравнение, эпитет, метафора. Доказательством могут служить многочисленные примеры детской речи с выходом на освоение ими изобразительных выразительных средств. Например, в процессе ознакомления детей с прекрасным произведением М. Пришвина «Золотой луг» (маленькое открытие из жизни природы) удачно познакомить их со срав-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
нением: днем цветущий одуванчик сравнивается с открытой ладошкой, а вечером - с кулачком, потому что одуванчик закрывается, когда наступает вечер. По аналогии с эти сравнением, пушистый одуванчик дети сравнивают с комочком ваты, с пушистым снегом, сладкой ватой и другим. Луну дошкольники сравнивают - с таблеткой, сыром, мячиком, кнопкой и даже выключателем (по форме, кажущейся фактуре и т.д.).
Метафора, представляющая собой скрытое сравнение, также доступно дошкольникам. Например, ребенок четырех лет, гладя себя по животику говорит «кашка». На вопрос «Ты хочешь кушать, какую хочешь кашу?», отвечает «манная», гладя свою белую пушистую кофточку. Тем самым, ребенок, не осознавая этого сам, создает метафору «кофточка - каша манная» (сходство подмечено правильно: белый цвет, мягкая, приятная текстура как у кофты, так и у каши).
Пример метафорического видения неба ребенком после дождя тоже показателен: небо - это «мать-и-мачеха». При уточнении было выяснено, что часть темного, грозового неба напоминает ребенку «мачеху», а часть неба, уже очистившуюся от тяжелых, черных грозовых облаков - «мать» (ответ ребенка: «Эта часть неба - светлая, голубая, ласковая, как «мама», «мать», как в цветке мать-и-мачехи - одна сторона холодная, а другая - теплая). Вполне можно предположить, что подобные ассоциации вызвали у ребенка народные сказки с излюбленным мотивом про бедную падчерицу и злую мачеху.
Конечно, в попытках осмысления и использования образных средств дошкольниками не обходится и без курьезов: девочка пяти лет, узнав о цветке колокольчике, думала, что он непременно должен звенеть (возникла ложная ассоциация по функции). Подобные ошибки в понимании и осмыслении изобразительных выразительных средств можно объяснить ограниченностью жизненного и литературного опыта детей.
В работе по приобщению дошкольников к художественному слову нельзя упустить из поля зрения тот факт, что в старшем дошкольном возрасте им становится доступно понимание пословиц и поговорок, которые положительно влияют на развитие осознанного отношения старших дошкольников к смысловой стороне слова при соблюдении определенных условий [3, с. 94]. Традиционно основным приемом работы является «толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц: с помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний» [4, с. 93]. В случае работы с детьми-биллигвами можно рекомендо-5 вать «ознакомление и сопоставление пословиц § и поговорок с аналогичным содержанием разных Я народов» [3, с. 93].
° Работа по ознакомлению с художественной ли-ав тературой в детском саду выстраивается традици-
онно, тем не менее предпринимаются попытки оптимизации данного процесса.
Классически в ДОУ проводятся следующие виды занятий с книгой: чтение и рассказывание; драматизация; заучивание наизусть и обучение выразительному чтению; творческие пересказы текстов; чтение с последующей беседой. Структура занятия по художественному чтению зависит от типа и вида занятия, а также содержания литературного материала.
В зависимости от конкретного вида и целей занятия обозначенная структура может быть дополнена: пересказом (пересказом, близким к тексту; пересказом с перестройкой текста (от лица разных героев); с творческими дополнениями), инсценированием, словесным творчеством детей на основе восприятия текста авторской сказки и т.п.
Из всех видов занятий с книгой в детском саду чтение книг с последующей беседой является самым традиционным и наиболее важным, поскольку в ходе такого занятия дети овладевают умением слушать, слышать и осознавать литературные произведения.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка прежде всего находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, театрализация, викторины, конкурсы и т.д.), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его. Поэтому в методике и практике дошкольного образования, например, такие формы работы с книгой, как инсценирование, драматизация, просмотр мультфильма признаются как метод вторичного ознакомления с художественным произведением.
Ф.Я. Фишер и М.А. Кухар предлагают свою модель литературного развития дошкольников, которая предполагает работу над книгой в форме проектной деятельности, в ходе которой интегрируются образовательные области («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»), различные виды детской деятельности и разные формы работы с детьми [4].
На их взгляд, работа с литературными произведениями в форме мини-проектов улучшает запоминание дошкольниками жанров литературы, писателей; у ребят появляется заинтересованность к происходящему в книге, и в дальнейшем появляется желание изобразить содержание художественного произведения в разнообразной самостоятельной творческой деятельности. Итогом мини-проектов может быть изготовление определенного продукта (макета, дневника наблюдений, рисунков, поделок).
В период подготовки будущих педагогов в ВУЗе вопросы литературного образования детально рассматриваются в ходе изучения дисциплин «Детская литература и технологии литературного образования дошкольников», «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». В процессе изучения курса «Детская литерату-
ра и технологии литературного образования дошкольников» студенты рассматривают и прорабатывают этот материал детально, представляя продукты своих проектов: выразительное чтение и буктрейлеры, буклеты, замечательные презентации с выразительным чтением авторов и мастеров художественного чтения, интервью с современными авторами, методические разработки. Данный подход в организации работы по указанной дисциплине способствует реализации в образовательном процессе «модели практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию детей» [5], к литературному развитию дошкольников, что является существенным, поскольку «компетентность будущего воспитателя в области речевого развития детей - основополагающая в его профессиограм-ме» [5, с. 43].
Одна из функций детской литературы - гедонистическая функция, поэтому общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, не только помогающий приобретать знания, но и доставляющий удовольствие и вызывающий интерес, стимулирующий одновременно работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.
Литература
1. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.
3. Е. Н. Киркина, Е.С. Ошкина, И.П. Крымова Приобщение дошкольников-билингвов к фольклору (на материале пословиц и поговорок) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 1. С. 90-95.
4. В. Я. Фишер, М.А. Кухар Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Вестник ТГПУ. 2014. № 11 (152). С. 147-153.
5. Ошкина, Е.С. Оптимизация практико-ориенти-рованной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию детей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2020. № 01/2. С. 42-46.
FORMATION OF PREREQUISITES FOR READING COMPETENCE IN PRESCHOOL AGE
Kirkina E.N., Oshkina E.S., Hrykina N.A.
Mordovian State Pedagogical University
Fiction is one of the most important means of a versatile and harmoniously developed personality. One of the functional duties of fiction in the upbringing of a child, starting from preschool age, is the development of a diversified personality. The article analyzes the features of the formation of prerequisites for reading competence in preschool children. The figurative and expressive means of fiction are described with specific examples, and their role in the formation of a child who wants to read is shown. The main activities for familiarization with fiction in kindergarten, both traditional and innovative, are considered.
The materials and forms presented in the article for the formation of the prerequisites for reading competence in preschoolers can be used by practitioners of preschool educational institutions, students of pedagogical universities, parents and all those interested in the literary development of preschool children.
Keywords: preschool education, literary development of children, children's fiction, reading competence, literary education.
References
1. Gritsenko, Z.A. Detskaya literatura. Metodika priobshcheniya detei k chteniyu: uchebnoe posobie dlya studentov fakul'tetov doshkol'nogo vospitaniya vysshikh pedagogicheskikh ucheb-nykh zavedenii. Moscow: Akademiya, 2004. 320 p.
2. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya / pod redaktsiei N.E. Veraksy, T.S. Komarovoi, E.M. Dorofeevoi, Izdanie pyatoe (innovatsion-noe), ispr. i dop. Moscow: Mozaika-sintez, 2019. 336 p.
3. E. N. Kirkina, E.S. Oshkina, I.P. Krymova. Priobshchenie doshkol'nikov-bilingvov k fol'kloru (na materiale poslovits i po-govorok), Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki, 2019, No. 1, pp. 90-95.
4. V. Ya. Fisher, M.A. Kukhar Literaturnoe razvitie detei dosh-kol'nogo vozrasta v usloviyakh obnovlennogo obrazovaniya, Vestnik TGPU, 2014, No. 11 (152), pp. 147-153.
5. Oshkina, E.S. Optimizatsiya praktiko-orientirovannoi podgot-ovki budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya k rechevomu razvitiyu detei, Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: gumanitarnye nauki, 2020, No. 01/2, pp. 42-46.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со