МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 930.85
Т.Н. Козина
доктор культурологии, профессор кафедры «Изобразительное искусство и культурология»
Пензенский государственный университет г. Пенза, Российская Федерация Н.В. Ларюшкина
аспирант кафедры «Изобразительное искусство и культурология»
Пензенский государственный университет г. Пенза, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА: ОТ ИСТОКОВ - К СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается история становления праздничной культуры в России, выделяются наиболее значительные культурные пласты, дается их краткая характеристика.
Ключевые слова Праздник, культура, обряд, ритуал.
Праздничная культура русского народа имеет свою давнюю историю. Об этом свидетельствует и этимология слова. Оно заимствовано, как отмечается в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, из старославянского языка и образовано с помощью суффикса -икъ от слова праздьнъ, что означает - «не занятый делами, свободный от работы» [2, с.360].
Праздник разделяет жизнь человека на будни и не будни. Он дает возможность каждому активно взаимодействовать с миром, способствует освоению и умножению духовных ценностей, накопленных на данном этапе развития общества.
Каждая историческая эпоха имеет свой праздничный круг. В истории русской культуры можно выделить следующие слои:
- языческий,
- православный (христианский),
- советский,
- современный.
В языческие времена жизнь землевладельцев, охотников, пастухов, рыболовов и др. целиком зависела от природных условий. Славяне считали явления природы одушевленными и обожествляли их.
В языческой культуре проявилось стремление умилостивить тех богов, которые были связаны с производственной деятельностью людей. например, встреча весны была обставлена разными обрядами. Так, в Костромской губернии, как описывает А.В. Терещенко в «Истории культуры русского народа», в этот праздник крестьяне окунаются три раза в воду, затем, трижды кувыркнувшись на земле, забираются на угол избы и поют песни в честь весны:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью, с великой милостью:
Уроди лен высокий, рожь, овес хороший [1, с.505].
Под влиянием православной религии преобразилась праздничная культура восточных славян. Если в язычестве предпочтение отдавалось материальному, природному: «плоть» торжествовала над
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
«духом», то с принятием христианства на первое место в праздничной культуре выходит духовное начало.
В православной праздничной культуре отдельные языческие обряды и обычаи сохранились, но они вплелись в церковные праздники. В народном сознании прочно закрепилась традиция празднования масленицы. Своеобразной подготовкой к Великому посту являются встречи с родственниками и друзьями за празднично накрытым столом, где обязательно присутствуют блины - языческий символ солнца. Веселые гуляния, катание с гор на санях длятся всю неделю. В последний день масленицы по языческой традиции сжигают чучело зимы.
В православном праздничном круге день масленицы является Прощеным воскресением. В этот день христианин должен попросить прощение у тех, кого обидел, со всеми примириться и с чистым сердцем на следующий день вступить в Великий пост.
Со становлением Российского государства связано появление праздников, вошедших в быт разных социальных слоев. Можно выделить, например, государственные (коронация, именины царя, дни великих побед), дворянские (маскарады, балы), купеческие и ремесленные (ярмарки) праздники.
В 20-е годы ХХ века происходит замещение дореволюционных праздников новыми: создается советский праздничный календарь. Этому способствуют, в первую очередь, принятие 31 января 1918 года Григорианского календаря, что подразумевало отмену не только Юлианского календаря, но и православного годового круга.
Кроме изменения счета времени был разработан четкий регламент проведения современно новых праздников. Эти дни были объявлены нерабочими, а введение такого праздничного ритуала как демонстрация требовало всеобщего принудительного участия. Таким образом, к 40-м годам ХХ века новые праздники (1 Мая, 7 ноября) становятся неотъемлемой частью жизни каждого советского человека.
К концу 70-х годов ХХ века праздников становится много. Можно выделить следующие группы: государственные - праздники знаменательных дат (7 ноября, 23 февраля, 8 марта, 12 апреля, 1 Мая, 9 мая); региональные (дни города, района, села и т.п.); военно-спортивные (смотры, парады, дни воинской славы, дни памяти); трудовые (подведение итогов социалистического соревнования, дни профессий); зрелищно-досуговые (фестивали, смотры, концерты, олимпиады).
Постепенно круг советских праздников наполняется однообразными церемониями, ритуалами, обрядами, из них уходит духовность.
В 1990-е годы в связи с социальными изменениями, произошедшими в стране, праздничный круг начал обновляться. В обществе пробудился интерес к народным обычаям, традициям, религии. Сегодня, по-прежнему актуальны такие традиционные праздники, как Новый год, Пасха, масленица, День Победы. Были восстановлены прежде любимые народом православные праздники: Рождество, Троица, Спасы, а также пришедшие из языческих времен: праздник первой борозды, праздник весны, встреча и проводы птиц.
Кроме этих, общероссийских праздников, в каждом регионе в последние годы сложился свой праздничный цикл. Так, в Пензенском крае в селе Тарханы ежегодно проходит Лермонтовский день поэзии, на котором собираются российские и зарубежные гости. Становятся популярны Купринские чтения, они ежегодно проводятся на родине писателя, в селе Наровчат. У молодых любителей музыки неизменно вызывает интерес проводящийся во второй половине мая в лесу, на окраине города Пензы ежегодный международный джазовый фестиваль «Джаз Май».
Современная праздничная культура продолжает свое развитие. Каждый человек находит в обновляющемся круге праздников что-то свое, предназначенное именно ему.
Список использованной литературы:
1. Терещенко А.В. История культуры русского народа [Текст] / А.В. Терещенко. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.
2. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. - М.: Просвещение, 1971. - 541 с.
© Козина Т.Н., Ларюшкина Н.В., 2015