Научная статья на тему 'Формирование правовой среды поддержки малого предпринимательства'

Формирование правовой среды поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1421
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатхланова Тамара Тавиновна, Муняев О. С.

Исследована государственная поддержка малого предпринимательства в сфере нормативно-правового регулирования. Представлена инфраструктура поддержки, определены основные направления фондов поддержки малого предпринимательства, а также меры по поддержке малого бизнеса в нормативных документах российского законодательства. Библиогр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SMALL BUSINESS SUPPORT

The state support of small business in the sphere of normative legal regulation is examined. The infrastructure of support is presented, the basic directions of funds of small business support, and also measures on support of small business in the accepted normative documents of the Russian legislation are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой среды поддержки малого предпринимательства»

ББК 65.9(2)29

Т. Т. Цатхланова, О. С. Муняев

Калмыцкий государственный университет Элиста

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО РЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает формирование правовой среды. Задача государства состоит не только в том, чтобы передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, но и в том, чтобы создать правовые условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Прежде чем охарактеризовать состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотрим направления поддержки, определенные основополагающим Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства (МП). Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов МП, использование закона должно облегчить их работу.

Основные направления поддержки МП, определенные в Законе, можно разделить на три группы.

1. Меры поддержки «прямого» действия, т. е. меры, прямо определенные самим Законом.

2. Меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов РФ.

3. Меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

4. Меры поддержки, осуществляемой фондами поддержки МП и организациями инфраструктуры поддержки, а также предусмотренные программами поддержки МП.

Основными направлениями деятельности фондов поддержки МП являются:

- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки МП и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области МП;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки МП, проектов в области МП, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области МП;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию МП;

- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства и т. д.

Кроме этого, с участием государственных и муниципальных органов власти создаются прочие организации инфраструктуры поддержки МП: бизнес-инкубаторы, технопарки, консалтинговые, деловые и правовые центры и др.

Формирование правовой среды МП является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам МП экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов МП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями, бюджетами разных уровней за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития МП, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития МП является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкции, приказы, письма, указания), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими [2, с. 53-56].

Особое значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти [3].

Большую роль в развитии малого предпринимательства в стране сыграло постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям [4].

С учетом современной специфики государственной поддержки МП, обусловленной Законом «О господдержке», успешная реализация мероприятий в данной области зависит от качества и эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП. Значительные изменения, произошедшие за последние годы как в структуре самого малого предпринимательства, так и в приоритетах социально-экономического развития РФ, показали необходимость совершенствования всех элементов институциональной системы поддержки МП.

Правовая база регулирования и поддержки МП не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место в механизме МП занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Большую роль в поддержке и развитии МП имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры.

Значительную роль в поддержке МП играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др. [5, с. 23-26].

Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственнотехнологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам МП в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большие возможности в создании сети технопарков, лизинговых фирм [6, с. 6].

В заключение следует подчеркнуть, что ведущая роль в инфраструктуре МП принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития МП. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов МП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) / Информ.-правовая система «Г арант».

2. Торкановский Е. М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика. - 1998. - № 3-4. - С. 12-16, 9-13.

3. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г.

4. Постановление Правительства РСФСР «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406.

5. Кашин В. А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы - 2005. - № 8. -С. 23-26.

6. Воробьев С., Портер А. Налоговые реформы // Финансовая Россия. - 1998. - № 24 (7). - С. 15.

Статья поступила в редакцию 20.12.2006

LEGAL REGULATION OF SMALL BUSINESS SUPPORT

Т. Т. Tsatkhlanova, О. S. Munyaev

The state support of small business in the sphere of normative legal regulation is examined. The infrastructure of support is presented, the basic directions of funds of small business support, and also measures on support of small business in the accepted normative documents of the Russian legislation are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.