Научная статья на тему 'Формирование правовой системы Евразийского экономического Союза'

Формирование правовой системы Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1971
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / УНИФИКАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / LEGAL SYSTEM / EUROPEAN UNION / LEGAL POLICY / UNIFICATION / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елистратова Валентина Владимировна

В статье обосновывается организующая роль правовой системы Евразийского экономического союза в процессе конструирования эффективной интеграционной модели; рассматриваются отдельные проблемы ее становления. Подчеркивается необходимость использования правового опыта межгосударственных структур постсоветского пространства и Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF EURASIAN ECONOMIC UNION LEGAL SYSTEM

The article explains the role of organizing the legal system of the Eurasian economic union in the process of designing of effective integration model; separate problems of her formation are considered. The need of use of legal experience of interstate structures of the former Soviet Union and the European Union is emphasized.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой системы Евразийского экономического Союза»

В.В. Елистратова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье обосновывается организующая роль правовой системы Евразийского экономического союза в процессе конструирования эффективной интеграционной модели; рассматриваются отдельные проблемы ее становления. Подчеркивается необходимость использования правового опыта межгосударственных структур постсоветского пространства и Европейского Союза.

Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, правовая система, Европейский Союз, правовая политика, унификация, гармонизация.

V.V. Elistratova

THE FORMATION OF EURASIAN ECONOMIC UNION LEGAL SYSTEM

The article explains the role of organizing the legal system of the Eurasian economic union in the process of designing of effective integration model; separate problems of her formation are considered. The need of use of legal experience of interstate structures of the former Soviet Union and the European Union is emphasized.

Keywords: eurasian integration, Eurasian economic union, legal system, European union, legal policy, unification, harmonization.

Развитие современных интеграционных процессов и активное формирование наднационального права все больше становится своеобразным защитным механизмом для минимизации отрицательного влияния глобализации на деятельность государств и межгосударственных структур. В условиях глобализации и напряженной политической обстановки в мире отчетливо проявляется миссия Российской Федерации как естественного ядра объединительных процессов. Евразийская доктрина позиционируется сегодня в качестве одного из принципов внешней политики современной России. Одним из направлений реализации этого принципа выступает поиск оптимальных международно-правовых форм интеграционной политики России на постсоветском пространстве1.

29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза2. С 1 января 2015 г. ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 г. членом Евразийского экономического союза стала Армения, а с 8 мая 2015 г. — Киргизия. Союз открыт для присоединения других участников.

Евразийский экономический союз имеет историческое значение для будущего его государств-членов. Это межгосударственное объединение с достаточными потенциальными возможностями сможет на равных конкурировать и сотрудничать с остальными полюсами современного многополярного мира, что выводит наши страны на принципиально новый интеграционный уровень и пробуждает к жизни совершенно иную геоэкономическую реальность XXI в.3 Не случайно Г.Л. Мурадов охарактеризовал ЕАЭС как «цивилизационный ориентир»4. Кроме того, формирующееся наднациональное право Союза характеризуется более

© Елистратова Валентина Владимировна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

глубокой интегрированностью правовых взаимоотношений стран-субъектов, что значительно усиливает их защитный потенциал в связи с угрозами глобального характера.

Евразийский экономический союз задуман, прежде всего, как пространство эффективного экономического взаимодействия. Это находит отражение в самом названии межгосударственного объединения. Создание экономических альянсов, союзов, объединений есть естественное проявление глобализации, поскольку ее самый мощный фактор — именно экономический. Экономическая интеграция государств позволяет путем объединения усилий заинтересованных государств достичь больших экономических успехов в каждом из договаривающихся государств. Достижения в сфере экономики, несомненно, повлекут за собой развитие интеграционных процессов и в иных областях сотрудничества, в т.ч. и политической, в рамках которой элементы наднациональности могут развиваться наиболее активно. Это достаточно ярко продемонстрировал Европейский Союз.

На современном этапе особую научную и практическую значимость представляет разработка проблем формирования правовой системы Евразийского экономического союза с целью создания механизма эффективного правового обеспечения деятельности новой наднациональной структуры на основе продуманной и обоснованной правовой политики с использованием правового опыта межгосударственных структур постсоветского пространства и Европейского Союза. Поскольку правовая система выступает как организующее начало правовой жизни общества, эта категория играет ключевую роль и в интеграционных процессах. Если правовая жизнь нового Союза — уже объективная реальность, то его правовая система еще не сложилась, она находится в стадии формирования. е

п

Именно научная категория «правовая система» способствует более масштаб- и ному исследованию всех правовых явлений в обществе через призму социальной а ценности. Содержание, роль и место основных структурных элементов единой о

в

правовой системы Союза следует рассматривать в их взаимосвязи, т.к. целост- о

ность правовой системы зависит от устойчивости этих связей. Правовая система а

как комплексная категория, представляя собой совокупность юридических |

явлений и включая юридические средства, дает возможность «анализировать, е

оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее ком- о

поненты»5. К ним относятся согласно наиболее распространенной точке зрения р

объективное право, юридическая практика (правотворческая, правоприме- 1

нительная, судебная и др.) и господствующая правовая идеология6. Правовая о

идеология как составляющая правовой системы находит выражение в праве К

и правовой культуре общества. В юридической науке имеет место и более ши- м

рокое понимание правовой системы, в соответствии с которым к структурным I

элементам правовой системы относят многие собственно правовые явления: всю 1

совокупность правовых актов, правоотношения, субъективные права и обязан- 1

ности, правовые учреждения, законность, ответственность, механизм правового ^

регулирования, правосознание. Следует согласиться с авторитетным мнением 7 Н.И. Матузова, согласно которому ни один юридически значимый феномен (момент, процесс, элемент, отношение, состояние) не может оставаться вне рамок правовой системы7.

Современное состояние исследования проблем евразийской интеграции характеризуется в основном наличием работ по изучению отдельных компонентов

правовой системы Евразийского экономического союза, что явно недостаточ- 47

но для обеспечения положительной динамики интеграционных процессов. Системно-структурный подход к обозначенной проблематике призван обеспечить максимально глубокое понимание существующих в сфере евразийской интеграции реалий.

Без научного осмысления конкретных шагов по выстраиванию правовой системы Евразийского экономического союза реализация его целей и задач, а также определение перспектив дальнейшего развития представляются невозможными. Правовая система «нацелена на упорядочение юридической жизни общества»8, обеспечивает ее относительную стабильность. Она придает правовой жизни определенную структурную целостность9, что и обусловливает широкие потенциальные возможности в ходе дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Союза.

Формирование правовой системы ЕАЭС начинается с его правовой основы, поскольку правовые нормы являются системообразующим и цементирующим фактором правовой системы, т.к. выступают связующим звеном для всех других ее компонентов. Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, зона свободной торговли в рамках СНГ, Единое экономическое пространство активно способствовали становлению реальной правовой основы для функционирования Союза. Они заложили нормативно-правовой фундамент для Договора о Евразийском экономическом союзе, который является ядром его правовой системы.

В процессе создания единой правовой системы ЕАЭС первичным звеном должно стать именно союзное законодательство как ведущий фактор повышения качества правовой жизни. Правовая политика в сфере создания Союза направлена й на формирование единой законодательной базы. Особое внимание необходимо ? уделить методологии формирования системы союзного законодательства. При з построении современной системы правового регулирования следует отказаться от практики, ориентированной на принятие отдельных законов, и перейти к

1 методологии формирования системы законодательства, создать постоянно дей-| ствующие механизмы общего характера, как дающие системные ориентиры

го

| для всего законодательства, так и обеспечивающие системность каждой стадии | жизненного цикла законов10. Поскольку рассматриваемое межгосударственное

| объединение определяется как экономический союз, в первую очередь предпо-

и

2 лагается целый блок законов в сфере экономики. Здесь нужна строгая последова-° тельность правотворческих шагов и четкая система действий. В основу союзного « законодательства следует заложить стремление к оптимальному соотношению | частных и публичных интересов.

е Формирование единой правовой системы получит свое реальное воплощение

° в конкретных шагах государств-членов по унификации и гармонизации законо-

0

° дательства. Оптимальные способы сближения права ориентированы на согла-

го

3 сование государствами-членами Союза принципов правового регулирования на

1 основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных | мер по развитию национальных законодательств, курса на выработку общих

правовых позиций.

Осуществление эффективной межгосударственной интеграции в рамках Евразийского экономического союза обязательно предполагает создание организационно-правового механизма гармонизации законодательства государств-членов. Опыт европейского межгосударственного объединения по-48 казывает, что именно законодательная деятельность органов ЕС на основе гар-

монизации права привела к наиболее высокой степени интеграции11. Благодаря процессам гармонизации в рамках ЕС удалось создать общий, а затем единый рынок. Законодательная деятельность органов Евразийского экономического союза также потребует поиска соответствующих форм и методов гармонизации права.

Стремление к сближению, унификации и гармонизации права отражено в ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе в ключевых понятиях единой, скоординированной и согласованной политики в рамках Союза. Под единой политикой понимается «политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных настоящим Договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий». Скоординированная политика означает «осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза». Согласованная политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагает «гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза». Очевидно, что сами процессы глобализации подсказывают средства оптимального правового регулирования деятельности ЕАЭС.

Основными наднациональными органами управления ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза. Хотя Союз осуществляет свою деятельность на правах международной организации, можно с уверенностью констатировать, что его система наднациональных органов уже указывает на конкретную форму межгосударственного объединения. Степень присутствия конфедеративных и государствоподобных (федеративных) элементов, служащих проявлениями наднациональности, при условии эффективного функционирования ЕАЭС в перспективе будет, несомненно, возрастать12.

Важнейшая проблема правового обеспечения деятельности и функционирования Евразийского экономического союза в его структуре — действенный наднациональный парламент. Здесь важно учесть явно недостаточную эффективность простой формы парламентского органа в практике СНГ и других региональных организаций на постсоветском пространстве, а именно органа межпарламентского сотрудничества. Его недостаток связан с рекомендательным характером принимаемых решений.

Евразийскому экономическому союзу требуется более «авторитетный» парламентский орган. Создание органа нового типа позволит придать необходимый импульс интеграционному процессу, особенно в части укрепления его правовой основы и повышения его легитимности, а также будет способствовать усилению демократических начал концепции организационно-правового механизма евразийской интеграции13. Опыт ЕС показывает, что формирование наднационального парламентского органа не должно приводить к полному исключению национальных парламентов из процесса подготовки и принятия решений в интеграционной организации, поскольку государства-члены не утрачивают своего суверенитета, а национальные парламенты сохраняют право контроля внешней политики своих государств.

В процессе выстраивания единой правовой системы ЕАЭС следует особо подчеркнуть роль правовой политики и ее форм реализации. Правовая политика как феномен практики и особо как фактор формирования правовой системы Евразийского экономического союза — достаточно гибкий процесс целенаправленной трансформации постоянно меняющихся социальных связей. Только с ее помощью возможно выстроить полноценную и эффективную правовую систему Евразийского экономического союза, организовать формирующееся евразийское правовое пространство. Научное осмысление сложной и многогранной природы правовой системы ЕЭАС через призму правовой политики направлено на активное внедрение научных результатов в практическую деятельность наднациональных органов и иных управленческих структур Союза.

При формировании правовой системы Союза особое значение придается выявлению эффективных средств юридического обеспечения деятельности новой наднациональной структуры на основе продуманной правовой политики в сфере создания самостоятельной и полноценной судебной системы, которая, будучи самостоятельной, сама является одной из составляющих общей правовой системы ЕАЭС. В рамках судебно-правовой политики необходимо создать эффективные механизмы разрешения неизбежных споров и разногласий между государствами-членами, а также определить меры их ответственности в случае нарушения установленных норм и принципов, определяющих положительную динамику евразийских интеграционных процессов. При разработке данных вопросов представляются полезными анализ и использование опыта Суда Европейского Союза.

Определяющую роль в становлении правовой системы ЕАЭС играет возрастающее взаимовлияние национального, международного и наднационального интеграционного права. Становление и развитие правовой системы Евразийского экономического союза целесообразно осуществлять подобно процессу становления правопорядка Европейского Союза. Детальный анализ правовой системы Европейского Союза предоставит возможность взвешенного восприятия существующих реалий с целью максимального соблюдения баланса интересов государств-членов ЕАЭС.

На современном этапе Концепция правовой политики Евразийского экономического союза могла бы стать единой моделью правового развития евразийской интеграции, программой согласованных действий, способной обеспечить достижение целей и задач объединительного процесса. Этот документ мог бы способствовать формированию правовой системы новой межгосударственной структуры.

Исследование проблем формирования правовой системы ЕЭАС направлено на расширение потенциальных возможностей конструирования оптимальной интеграционной модели, соответствующей целям и задачам евразийской интеграции. Определение путей становления правовой системы и форм реализации правовой политики Евразийского экономического союза обозначит четкие ориентиры позитивной правовой жизни интегрирующегося общества.

1 См.: Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма и некоторые проблемы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) // Государство и право. 2015. № 2. С. 91.

2 См.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (в ред. от 10 октября 2014 г., с изм. от 23 декабря 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Мансуров Т.А. ЕврАзЭС: от интеграционного сотрудничества к Евразийскому экономическому союзу // Международная жизнь. 2014. № 10. С. 33.

Т. А. Желдыбина • Об основных типах правопонимания и их значении в совершенствовании законотворческой деятельности

4 См.: Мурадов Г.Л. Кризис идентичности в Европе и на постсоветском пространстве: влияние на интеграционные процессы // Международная жизнь. 2014. № 1. С. 97.

5 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 94.

6 См.: Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995.

7 См.: Матузов Н.И. «Правовая система» и «правовая жизнь»: теоретико-методологический аспект // Ленинградский юридический журнал. 2004. № 1. С. 13.

8 Малько А.В. Правовая система и правовая жизнь: проблемы соотношения конкурирующих понятий // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. № 2. С. 10.

9 См.: Шиянов В.А Правовая система как организующее начало правовой жизни общества // Политическая и правовая жизнь изменяющейся России: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Г.Н. Комковой, А.В. Малько. Вып. 1: Проблемы качества и стратегии развития. Саратов, 2007. С. 76.

10 См.: Мазуренко А.П. Актуальные проблемы правотворческой политики в Российской Федерации // Правоведение. 2009. № 5. С. 153.

11 См.: Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 58.

12 См.: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право евразийского экономического союза: учебник. М., 2015.

13 См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 13.

Т.А. Желдыбина

ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ПРАВОПОНИМАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется роль основных сложившихся типов правопонимания для законотворческой деятельности. Особое внимание уделено позитивистскому, социологическому, интегративному типу и инструментальной теории права.

Ключевые слова: право, правопонимание, законотворчество, законодательство.

T.A. Zheldybina

ABOUT THE MAIN TYPES OF LAW UNDERSTANDING AND THEIR VALUE IN IMPROVEMENT OF LEGISLATIVE ACTIVITY

In article the analysis of a role of the main developed right understanding types for legislative activity is given. The special attention is paid to positivistic, sociological, integrative type and the tool theory of the law.

Keywords: right, law understanding, lawmaking, legislation.

Создание современной теории механизма обеспечения процесса законотворчества возможно с учетом одного из ключевых факторов, влияющих на его эффективность — правопонимания. В рамках настоящей статьи исследуем вопросы современного правопонимания в контексте совершенствования законотворческой деятельности. Проблемное поле обозначенной темы огромно. В современной юридической науке правопонимание — одна из самых сложных и вместе с тем наиболее актуальных проблем, поскольку первостепенным для правоприменения и правотолкования является то, с каких позиций понимается право.

С точки зрения советского правоведа В.А. Козлова, правопонимание представляет собой конкретно выраженный стиль мышления в процессе правопознания1.

© Желдыбина Татьяна Анатольевна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kigp@sgap.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.