Научная статья на тему 'Формирование правовой основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве'

Формирование правовой основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ / ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ / УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОСКРИМИНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SECURITY / MEASURES OF STATE PROTECTION / CRIMINAL PROCEEDINGS / PARTICIPANT OF CRIMINAL PROCESS / SECURITY THREAT / CRIMINAL IMPACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красавина Дарья Дмитриевна

В статье анализируется становление и развитие правового обеспечения применения мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве. Исследование комплекса принятых нормативно-правовых актов начиная с 90-х годов XX века позволило выделить два этапа в развитии рассматриваемого института формационный, связанный с возникновением законодательных предпосылок систематизации правовых норм, регламентирующих государственную защиту лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, а также организационный, обусловленный как созданием законодательной основы реализации государственной программы защиты участников уголовного судопроизводства, так и ее динамическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красавина Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A LEGAL FOUNDATION TO PROTECT PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN RUSSIAN LEGISLATION

The article analyses the formation and development of Russian legal support for implementing state protection of participants in criminal proceedings. Exploring the regulations adopted since the 1990s, the author singles out two stages. 1) Formation: appearance of legal prerequisites for systematisation of legal rules regulating state protection of those involved in criminal proceedings. 2) Organisation: creation and dynamic development of a legal foundation to implement a state protection programme for such participants.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве»

УДК 343.1

DOI: 10.23683/2313-6138-2019-6-2-9

Красавина Дарья Дмитриевна,

магистрант 2-го курса, Центральный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский государственный университет правосудия» 394006, г. Воронеж ул. 20-летия Октября, д. 95, е-шаЛ: ypp-cfrap2@yandex.ru

Krasavina, Darya D.,

2nd-year Master Student, Russian State University of Justice, Central Branch,

95, 20-letiya Oktyabrya St., Voronezh, 394006, Russian Federation, e-mail: ypp-cfrap2@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

FORMING A LEGAL FOUNDATION TO PROTECT PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN RUSSIAN LEGISLATION

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется становление и развитие правового обеспечения применения мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве. Исследование комплекса принятых нормативно-правовых актов начиная с 90-х годов XX века позволило выделить два этапа в развитии рассматриваемого института — формационный, связанный с возникновением законодательных предпосылок систематизации правовых норм, регламентирующих государственную защиту лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, а также организационный, обусловленный как созданием законодательной основы реализации государственной программы защиты участников уголовного судопроизводства, так и ее динамическим развитием.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обеспечение безопасности; меры государственной защиты; производство по уголовному делу; участник уголовного процесса; угроза безопасности; поскриминальное воздействие.

ABSTRACT. The article analyses the formation and development of Russian legal support for implementing state protection of participants in criminal proceedings. Exploring the regulations adopted since the 1990s, the author singles out two stages.

1) Formation: appearance of legal prerequisites for systematisation of legal rules regulating state protection of those involved in criminal proceedings.

2) Organisation: creation and dynamic development of a legal foundation to implement a state protection programme for such participants.

KEYWORDS: security; measures of State protection; criminal proceedings; participant of criminal process; security threat; criminal impact.

© Д.Д. Красавина, 2019

D.D. KRASAVINA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 2. P. 56-59

57

В России институт обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших является относительно новым, поскольку в отличие от подавляющего большинства институтов уголовно-процессуального права, ни в дореволюционной России, ни в советский период развития названной отрасли права он не был законодательно регламентирован.

Впервые на законодательном уровне проблема защиты участников уголовного судопроизводства от посткриминального воздействия была поставлена в Основах уголовного судопроизводства СССР и союзных республик [8], где в ст. 271 соответствующая обязанность была вменена должностным лицам, ведущим производство по уголовному делу, в том числе путем проведения закрытого судебного заседания при наличии основания применения мер безопасности (ст. 12), а также прослушивания телефонных и иных переговоров потерпевшего и свидетеля, подвергшихся посткриминальному воздействию (ст. 351).

Распад СССР и формирование России как независимого государства стали толчком к развитию всех отраслей права, а также институтов, составляющих их содержание. Институт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в этом смысле не являлся исключением. После принятия Конституции РФ, где защита государством прав и свобод человека декларируется как обязанность государства и приоритетное направление его внутренней политики, в отраслевом законодательстве был принят пакет нормативно-правовых актов, обеспечивающих право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, в том числе и в рамках производства по уголовному делу. Так, в принятом от 18 апреля 1991 г. Законе РСФСР «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями [5], а также Законе РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [6] в обязанности правоохранительным органам вменялось применение мер по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности. При этом одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий стало наличие постановления о применении мер безопасности в отношении за-

щищаемых лиц (п. 5 ст. 7 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).

В качестве основного нормативно-правового акта, содержащего специальные нормы, посвященные государственной защите лиц, осуществляющих правосудие и содействующих ему, в рассматриваемый период можно считать Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [4], принятый 6 мая 1995 года. Как следует из текста его преамбулы, законодатель в качестве цели реализации положений, содержащихся в данном нормативном акте, позиционировал создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. В комплекс мер государственной защиты были включены: меры безопасности; меры правовой защиты и меры социальной защиты.

Один из названных выше элементов системы мер государственной защиты — меры безопасности — был детализирован в принятом в 2001 году УПК РФ, где впервые нашли отражение не только фактическое и процессуальное основание их реализации, но и форма применения отдельных мер безопасности при производстве следственных и иных процессуальных действий (ч. 3 ст. 11). Применительно к лицам, имеющим статус участника уголовного судопроизводства, т.е. названным в Разделе II УПК РФ, порядок применения мер безопасности и мер социальной поддержки был детализирован в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3], который в специальной литературе позиционируется как универсальный, поскольку содержащиеся в нем меры могут быть применены фактически к любому участнику процесса осуществления правосудия при наличии реальной угрозы противоправного воздействия на него, связанной с выполнением им определенной процессуальной функции либо фактическим содействием производству по уголовному делу [2, с. 62]. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 28 анализируемого Федерального закона, начиная с 2006 года, каждые пять лет принимаются Государственные программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных

58

Д.Д. КРАСАВИНА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2019. Т. 6, № 2. С. 56-59

участников уголовного судопроизводства» [7], определяющие финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц.

Правовой основой института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства являются и ведомственные подзаконные акты, что, по мнению Л.В. Брусницына, свидетельствует о его перманентном динамическом развитии в соответствии с необходимым в тот или иной период времени уровнем практической востребованности определенной группы мер государственной защиты [1, с. 34].

И, наконец, немаловажной составляющей законодательной основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства являются материальные нормы права. УК РФ содержит нормы, обеспечивающие государственную защиту свидетелей потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства путем установления уголовной ответственности за противоправные действия в отношении данных лиц. Так, например, в соответствии со ст. 295 УК РФ (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование) за совершение противоправных действий, составляющих объективную сторону данного состава преступления, в отношении определенной категории лиц предусмотрена ответственность вплоть до смертной казни. Санкция ч. 2 ст. 296 УК РФ (Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или предварительного расследования) предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет угроза убийством. Различные виды и размеры наказания предусмотрены также в соответствии со статьями 309 и 311 УК РФ.

Суммируя проведенный анализ становления и развития законодательной регламентации института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, позволим себе выделить два его исторических этапа:

I этап (с 90-х годов XX века до 2004 года) — возникновение законодательных предпосылок систематизации правовых норм, регламентирующих государственную защиту лиц, вовле-

ченных в орбиту уголовного судопроизводства. Этот этап характеризуется введением отдельных норм, закрепляющих некоторые аспекты института обеспечения безопасности в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих различные сферы государственной деятельности.

II этап (с 2004 года по настоящее время) — создание законодательной основы реализации государственной программы защиты потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве. Этот этап характеризуется принятием специального нормативно-правового акта в области обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства (ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»), а также документов, направленных на реализацию данного закона. Этот период не является завершенным. Принимаются меры, направленные на дальнейшее совершенствование механизма реализации института обеспечения мер безопасности участников уголовного судопроизводства.

Приведенный в настоящей статье перечень нормативных актов, бесспорно, не является исчерпывающим, поскольку многие иные документы хотя прямо не являются источниками рассматриваемых правоотношений, но косвенно затрагивают многие вопросы обеспечения государственной защиты. Анализируя уровень правового регулирования отношений, складывающихся в процессе применения мер безопасности в рамках уголовного судопроизводства, следует отметить, что правовая основа такового пока не отличается системностью, по-прежнему находится в процессе разработки и перманентного изменения: определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. На сегодняшний день пока еще не принято значительное количество нормативных актов исполнительных органов государственной власти, «отсылки» к которым содержит ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», не разработана единая программа, по-

D.D. KRASAVINA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 2. P. 56-59

59

зволяющая на основании норм данного закона, УК РФ и УПК РФ обеспечить полную и всестороннюю защиту свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства, их родных и близких.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии, России и Украины // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 30-34.

2. Маликов Т.И. Институт государственной защиты участников правосудия. Его социальная обусловленность // Российский следователь. 2018. № 7. С. 61-65.

3. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).

4. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).

5. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).

6. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).

7. Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»: Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.04.2019).

8. Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 25.12.1958 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.