Научная статья на тему 'Формирование правовой модели регулирования деятельности цифровой платформы в сфере туризма'

Формирование правовой модели регулирования деятельности цифровой платформы в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая платформа / единая цифровая платформа в сфере туризма / правовое регулирование туристской деятельности / цифровизация экономики / digital platform / unified digital platform in the sphere of tourism / legal regulation of tourism activity / digitalisation of economy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саяпин Сергей Петрович

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29 марта текущего года цифровая платформа в сфере туризма в скором времени станет единой площадкой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для предоставления туристских услуг, наряду с иными действующими крупными цифровыми платформами. Предполагается, что единая цифровая платформа в сфере туризма позволит ее пользователям, прошедшим идентификацию и аутентификацию с использованием ЕСИА или ЕБС заключать сделки возмездного оказания услуг в сфере туризма. Учитывая экономические признаки, присущие платформам, автор статьи определяет основные аспекты единой цифровой платформы в сфере туризма в точки зрения платформенной концепции в целях законодательного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A LEGAL MODEL FOR REGULATING THE ACTIVITIES OF A DIGITAL PLATFORM IN THE FIELD OF TOURISM

In accordance with the list of instructions of the President of the Russian Federation V. V. Putin from 29 March of the current year, the digital platform in the sphere of tourism will soon become a unified online platform for the provision of tourism services along with other existing major digital platforms. Putin of 29 March this year, the digital platform in the tourism sphere will soon become a single Internet platform for the provision of tourism services, along with other existing major digital platforms. Taking into account the economic attributes inherent in platforms, the author of the article defines the main aspects of a single digital platform in tourism in terms of the platform concept for the purposes of legislative regulation.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой модели регулирования деятельности цифровой платформы в сфере туризма»

Формирование правовой модели регулирования деятельности цифровой платформы в сфере туризма

Саяпин Сергей Петрович,

младший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права ИГП РАН, Институт государства и права РАН E-mail: spsayapin@yandex.ru

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 марта текущего года цифровая платформа в сфере туризма в скором времени станет единой площадкой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для предоставления туристских услуг, наряду с иными действующими крупными цифровыми платформами. Предполагается, что единая цифровая платформа в сфере туризма позволит ее пользователям, прошедшим идентификацию и аутентификацию с использованием ЕСИА или ЕБС заключать сделки возмездного оказания услуг в сфере туризма. Учитывая экономические признаки, присущие платформам, автор статьи определяет основные аспекты единой цифровой платформы в сфере туризма в точки зрения платформенной концепции в целях законодательного регулирования.

Ключевые слова: цифровая платформа, единая цифровая платформа в сфере туризма, правовое регулирование туристской деятельности, цифровизация экономики.

В марте 2024 г. Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить создание и функционирование единой цифровой платформы, содержащей сведения об объектах туристских услуг, расположенных на территории Российской Федерации [1]. Следует отметить, что сама по себе идея создания такого рода платформы не является новацией. Так, с 2022 года в России функционирует цифровая платформа в сфере занятости и труда, а с августа 2023 г. - платформа цифрового рубля [2]. Цифровые инвестиционные и финансовые платформы, операторы которых состоят в государственных реестрах под контролем и надзором Центрального Банка России, присутствуют на рынке с 2019 и 2022 гг. соответственно.

Таким образом, прослеживается определенная тенденция в платформизации некоторых сфер российской экономики и поиск государством подходов к регулированию общественных отношений в рамках модели платформенного взаимодействия, что является характерной чертой и отражением общей положительной динамики развития современной отечественной экономики и права [3, с. 87].

Вместе с тем, российской правовой системе последних лет становится все более свойственно использование (прямое или косвенное заимствование) определенных терминов из смежных областей науки (информатики, экономики, социологии и др.) в отрыве от их изначальных смыслов и заложенных в них свойств. Указанная проблема в полной мере характерна не только для таких, уже ставших общеизвестными, понятий как: блокчейн, криптовалю-та, информационно-телекоммуникационная сеть, смарт-контракт, но и для термина «платформа». Подробный анализ документов правового характера и действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что указанный термин используется довольно бессистемно. Как верно отмечает А.В. Габов в данный момент времени нет единства понимания в том, что же представляет собой платформа [4]. В одних документах это может быть информационная система или бизнес-модель, в других - программа для ЭВМ, или экосистема компьютерных сервисов и решений.

Вместе с тем, следует напомнить, что с точки зрения экономической теории (а платформы, в первую очередь, подробно изучались именно учеными-экономистами, и только значительно позже учеными-правоведами) платформа является организацией (т.е. фирмой) и обладает определенной спецификой [5, 6, 7]. Если обобщить, то можно выделить несколько ключевых аспектов платформ:

5 -о

сз ж

■с

• на платформе всегда присутствуют различные группы участников. При этом, указанные разнородные группы участников платформы имеют взаимный интерес к перекрестному взаимодействию;

• вследствие чего, на платформе возникают т.н. перекрестные сетевые эффекты, иными словами ценность платформы значительно повышается, как только увеличивается общее количество участников в каждой из групп [13];

• участники взаимодействуют между собой прямо (непосредственно). Прямое взаимодействие не предполагает наличие в правовых отношениях между участниками посредников;

• при этом, и оператор платформы не выступает стороной сделок, его функция обычно сводится к обеспечению непосредственного взаимодействия между участниками платформы. В научных работах по экономике и праву по этому вопросу можно встретить множество различных классификаций функций оператора платформы, но все из них упоминают такую функцию как контроль за деятельностью участников.

Ж. Роше и Ж. Тироль добавили к указанному выше перечню и четвертый характерный признак платформы - регулирующую роль цены [5].

По нашему мнению именно эти признаки платформы следует использовать, чтобы верно именовать некоторый объект платформой и не забывать, что когда мы говорим о цифровой платформе, то имеем ввиду все признаки соответствующие платформе с экономической точки зрения, а также дополнительный, идентифицирующий признак цифрового представления, ввиду того, что цифровая платформа создается и функционирует в рамках информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Так или иначе, когда мы начинаем соотносить имеющиеся экономические признаки платформы с теми признаками платформ, которые уже функционируют по факту, например, с признаками платформы цифрового рубля [8] [9], то понимаем, что далеко не каждую действующую сегодня платформу справедливо именовать таковой. Например, на платформе цифрового рубля отсутствуют различные группы пользователей, а присутствует лишь одна группа - банки и иные кредитные организации, которые выполняют функцию посредников между оператором платформы - Центральным Банком России и участниками: физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Сами участники платформы не имеют возможности заключать сделки непосредственно (напрямую), а только через пользователей платформы. Таким образом, платформа цифрового рубля, несмотря на то, что она назва-] на таковой в федеральном законе и соответствую-52 щем Положении [10] платформой с экономической ~ точки зрения не является вовсе. сэ На этом основании, через призму платформен-оо ной концепции, представляется, что единая циф-^ ровая платформа в сфере туризма должна пре-

доставлять возможность именно непосредственного (прямого), перекрестного взаимодействия ее участников. Думается, что основными участниками такой платформы, с учетом положений федерального закона Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», будут являться лица, осуществляющие туристскую деятельность (с одной стороны): юридические лица и индивидуальные предприниматели. Основной целью деятельности которых является оказание возмездных услуг туристам (экскурсантам). При этом, туристы (экскурсанты) (с другой стороны) являются в этом случае потребителями услуг, поэтому возмездные сделки на единой цифровой платформе в сфере туризма также будут подпадать под действие закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [11].

Ввиду того, что платформа в сфере туризма предполагается единой на всей территории Российской Федерации, и, кроме того, будет охватывать все сферы туристкой деятельности: туроператорскую деятельность и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий, то предполагается, что сетевые эффекты (прямые и косвенные) будут выше, чем сетевые эффекты действующих цифровых платформ на рынке туристских услуг, тем самым, преодолев порог входа на рынок, единая цифровая платформа в сфере туризма, как представляется, станет наиболее крупной, действующей платформой в российском сегменте сети «Интернет» в сфере туристских услуг.

По аналогии с нормой ст. 18 федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» [12] оператором единой цифровой платформы в сфере туризма может являться орган исполнительный власти Российской Федерации, осуществляющий на сегодняшний день контроль (надзор) в сфере туристской деятельности (после упразднения в 2022 году Ро-стуризма) - Минэкономразвития России. На оператора платформы могут быть возложены обязанности по обработке, поступающей на платформу информации, ее оценке, ее предоставлении, обеспечении доступа к платформе с использованием ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации) и/или ЕБС (единой биометрической системы), обеспечивать не только конкуренцию, но и защиту данных [13], а также выполнять иные функции. Отметим, несмотря на то, что оператор платформы не должен являться стороной сделок возмездного оказания между участниками платформы между собой, в том же время, оператор не является нейтральным по отношению к информации, которая содержится в базе данных платформы. Правила цифровой платформы (Положение о платформе) в сфере туризма могут предполагать необходимость заключения соответствующих договоров оказания услуг между оператором платформы и участниками платформы, где усло-

вие о передаваемой информации является частью договора.

Сказанное позволяет сформулировать некоторые наиболее общие идеи и промежуточные выводы:

• участниками единой цифровой платформы в сфере туризма должны быть как минимум две группы независимых лиц: лица, осуществляющие туристскую деятельность, с одной стороны, и туристы (экскурсанты), с другой стороны. Платформа может предполагать участие и иных групп пользователей;

• оператор единой цифровой платформы в сфере туризма (Минэкономразвития России) не должен являться стороной сделок по возмездному оказанию услуг между лицами, осуществляющие туристскую деятельность и туристами (экскурсантами). На оператора платформы должны быть возложены функции по контролю (надзору) за деятельностью участников (пользователей) платформы;

• ввиду того, что единая цифровая платформа в сфере туризма предполагает заключение сделок возмездного оказания услуг, то цена на туристские услуги должна иметь с экономической точки зрения регулирующую роль на платформе.

Литература

1. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов (утв. Президентом РФ 28.05.2024 № Пр-998). - URL: http://www.krem-lin.ru/acts/assignments/orders/74137 (дата обращения: 03.06.2024)

2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2023) // СЗ РФ, 2011, № 27, ст. 3872.

3. Алтухов А.В., Кашкин С.Ю. Правовая природа цифровых платформ в российской и зарубежной доктрине // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 7. - С. 86-94.

4. Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление / А.В. Габов // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 13-82.

5. Rochet J.C. Two-sided Markets: a progress report / J.C. Rochet, J. Tirole // The RAND Journal of Economies. -2006. - vol. 37. - no. 3. - p. 645667.

6. Hagiu A. Multi-sided Platforms / A. Hagiu, J. Wright // International Journal of Industrial Organization. - 2015. - vol. 43. - p. 162-174.

7. Evans D.S. Some Empirical Aspects of Multi-sided Platform Industries / D.S. Evans // Review of Network Economics (RNE). - 2003. - vol. 2. -№ 3. -p. 191-209.

8. Хоменко Е.Г. Об особенностях функционирования платформы цифрового рубля // Хозяйство и право. - 2023. - № 10. - С. 91-102.

9. Саяпин С.П. О платформе цифрового рубля // Международный научно-исследовательский журнал. - 2024. - № 4 (142). - URL: https://research-journal.org/archive/4-142-2024-april/10.23670/IRJ.2024.142.24 (дата обращения: 04.06.2024). - DOI: 10.23670/ IRJ.2024.142.24

10. Положение Банка России от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля» (вместе с «Порядком урегулирования споров и разногласий») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2023 № 74716) // Вестник Банка России. - 2023. - № 58.

11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140.

12. Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2023, № 51, ст. 9138.

13. Черешнева И.А. Цифровые платформы: от защиты конкуренции к защите данных // Конкурентное право. - 2023. - № 2. - С. 23-26.

14. Шаститко А.Е. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области / А.Е. Шаститко, Е.Н. Паршина // Современная конкуренция. - 2016. - Т. 10. - № 1 (55). - С. 5-18.

FORMATION OF A LEGAL MODEL FOR REGULATING THE ACTIVITIES OF A DIGITAL PLATFORM IN THE FIELD OF TOURISM

Sayapin S.P.

Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

In accordance with the list of instructions of the President of the Russian Federation V.V. Putin from 29 March of the current year, the digital platform in the sphere of tourism will soon become a unified online platform for the provision of tourism services along with other existing major digital platforms. Putin of 29 March this year, the digital platform in the tourism sphere will soon become a single Internet platform for the provision of tourism services, along with other existing major digital platforms. Taking into account the economic attributes inherent in platforms, the author of the article defines the main aspects of a single digital platform in tourism in terms of the platform concept for the purposes of legislative regulation.

Keywords: digital platform, unified digital platform in the sphere of tourism, legal regulation of tourism activity, digitalisation of economy.

References

1. List of instructions following the meeting on the creation of federal year-round resorts (approved by the President of the Russian Federation on 28.05.2024 No. Pr-998). - URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/74137 (date of access: 03.06.2024)

2. Federal Law of 27.06.2011 No. 161-FZ (as amended on 24.07.2023) "On the National Payment System" (as amended and supplemented, entered into force on 21.10.2023) // SZ RF, 2011, No. 27, art. 3872.

3. Altukhov AV, Kashkin SY Legal nature of digital platforms in Russian and foreign doctrine // Actual problems of Russian law. - 2021. - No. 7. - P. 86-94.

4. Gabov AV Digital platform as a new legal phenomenon / AV Gabov // Perm legal almanac. 2021. No. 4. P. 13-82.

5. Rochet JC Two-sided Markets: a progress report / J.C. Rochet, J. Tirole // The RAND Journal of Economics. -2006. - vol. 37. -no. 3. - p. 645-667.

5

"O

C3 ж

■с

6. Hagiu A. Multi-sided Platforms / A. Hagiu, J. Wright // International Journal of Industrial Organization. - 2015. - vol. 43. -p. 162-174.

7. Evans D.S. Some Empirical Aspects of Multi-sided Platform Industries / D.S. Evans // Review of Network Economics (RNE). -2003. - vol. 2. -№ 3. - p. 191-209.

8. Khomenko E.G. On the Features of the Functioning of the Digital Ruble Platform // Business and Law. - 2023. - No. 10. -P. 91-102.

9. Sayapin S.P. On the Digital Ruble Platform // International Research Journal. - 2024. - No. 4 (142). - URL: https:// research-journal.org/archive/4-142-2024-april/10.23670/ IRJ.2024.142.24 (date accessed: 04.06.2024). - DOI: 10.23670/ IRJ.2024.142.24

10. Bank of Russia Regulation dated 03.08.2023 No. 820-P "On the digital ruble platform" (together with the "Procedure for settling

2

CM

o

CM

oo

disputes and disagreements") (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 10.08.2023 No. 74716) // Bulletin of the Bank of Russia. - 2023. - No. 58.

11. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (as amended on 04.08.2023) "On the Protection of Consumer Rights" // SZ RF, 1996, No. 3, Art. 140.

12. Federal Law of 12.12.2023 No. 565-FZ "On Employment of the Population in the Russian Federation" // SZ RF, 2023, No. 51, Art. 9138.

13. Chereshneva I.A. Digital Platforms: From Competition Protection to Data Protection // Competition Law. - 2023. - No. 2. -P. 23-26.

14. Shastitko A. E. Markets with Two-Sided Network Effects: Specification of the Subject Area / A.E. Shastitko, E.N. Parshina // Modern competition. - 2016. - Vol.10. - No. 1 (55). - P. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.