Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества и обществознания (11 класс)'

Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества и обществознания (11 класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества и обществознания (11 класс)»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (11 класс)

Е.К. Калуцкая

В системе современного российского образования происходят серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены поиском образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества. Создание правового государства, укрепление демократических основ общества немыслимо без развития правосознания, формирования правовой культуры молодежи. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. Современные направления совершенствования образования базируются на статьях Конституции РФ, Законе «Об 24 образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», письме Министерства образования РФ «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса», Концепции гражданского образования в общеобразовательных учреждениях и других документах. Для решения задач, стоящих перед школой, большими возможностями располагают такие гуманитарные предметы, как история Отечества и обществознание.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры молодежи, ее нерешенность в свете новых обра-

зовательных парадигм потребовали проведения специального исследования, целью которого стало: на основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы, обобщения передового опыта учителей истории и обществознания выявить и экспериментально проверить методические условия, способствующие формированию системы правовых знаний и правовой культуры учащихся; выделить наиболее рациональные методические приемы и средства обучения, разработать содержание уроков по истории Отечества и обще-ствознанию для 11 классов; определить влияние современных методических приемов и средств обучения, воспитания и развития, элементов педагогических технологий на повышение эффективности правовой подготовки старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью был проанализирован спектр научной литературы по проблеме правовой культуры (Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев, А.Н. Бабенко, Н.Н. Вопленко, А.В. Калаев, В.И. Каминская, С.И. Карпушкин, Н.М. Кей-зеров, М.В. Кускова, А.И. Ратинов, В.П. Сальников, М.Б. Смоленский и др.), выявлены основные подходы (аксиологический, антропологический, философский, социологический) и различия в понимании правовой культуры. В определении правовой культуры личности в научной литературе делается акцент на субъек-

тивно-психологических составляющих: знание личностью права, уяснение смысла и направленности законов и иных правовых актов, формирование чувства уважения к ним, чувства законности и справедливости. Выделяются этапы в формировании правовой культуры личности: формирование правовых знаний, понятий, взглядов, ценностей, на их основе - правовых убеждений, которые обеспечивают социально активное правовое поведение.

Формирование ценностного отношения школьников к праву в психолого-педагогической литературе непосредственно связывается с их возрастными особенностями (Л.И. Божович, В.А. Ганзен, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн и др.). Большинство психологов и педагогов склоняются к мнению о том, что интерес к праву возрастает в старшем школьном возрасте, когда ведущим видом деятельности становится выработка системы ценностных ориента-ций. В работах ученых-педагогов (Г.П. Давыдов, А.И. Долгова, Г.А. Кузнецов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Е.А. Певцова, В.Г. Подзолков, В.П. Пономарев, А.С. Сиротин, В.Е. Старостин, Е.В. Татаринцева, Н.И. Элиас-берг, др.) отмечается важность правового воспитания старшеклассников с точки зрения формирования у них единой системы знаний, соответствующих убеждений и правовой культуры в целом. Доказано, что формирование ценностно-положительного отношения к праву как социальному феномену выступает важнейшим компонентом структуры личности. В современных условиях принципиальным для образования является такая организация учебного процесса, при которой

учащиеся не только получают готовые правовые знания и представления о ценностях права, но и применяют умения использовать их в своем личном жизненном пространстве, развивают социальные компетенции. Формирование умений базируется на осмысленных знаниях, но является не столько результатом усвоения изученных позиций, сколько возможностью и готовностью учащихся объяснять, обосновывать, сравнивать и оценивать изучаемые факты, положения, закономерности, делать из них выводы.

Методологическая основа исследования включала основополагающие идеи философов и правоведов, связанные с формированием правовой культуры личности, теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев и др.), концепцию проблемно-развивающего обучения (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.), концепцию творческого развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.В. Занков, М.И. Скаткин, З.И. Калмыкова и др.) и 25 современные педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся.

Исследование строилось с учетом требований государственного стандарта, а также учебных программ по истории и обществознанию. Стандарт по истории и обществознанию содержит базовые положения, при изучении которых возможно формирование правовых знаний учащихся, основ их правовой культуры. В стандарте по обще-ствознанию указывается, что изучение курса должно быть направлено на развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой

культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка. В ходе анализа программ по истории Отечества ХХ - нач. XXI века (А.А. Левандовского, Ю.А. Щети-нова, Л.А. Кацва, С.И. Козленко, др.) и по курсу «Россия и мир» (Е.А. Гевурко-вой, В.И. Егоровой, О.В. Волобуева, В.Г. Клокова, Н.В. Загладина, др.) было выявлено, что во всех программах в соответствии со стандартом предполагается изучение изменений, происходящих в политико-правовой сфере России на современном этапе, выделяются основные факты, понятия, теоретические положения (перестройка, построение правового государства, формирование гражданского общества, принятие Конституции, демократизация, многопартийность, др.), однако на их изучение отводится незначительное количество часов. За основу при проведении исследования была взята программа С.И. Козленко «История Отечества. ХХ - начало XXI века». Она позволяет уделить больше внимания изучению политико-правовых вопросов, необходимых 2Ц для формирования правовой культуры учащихся, предполагает проблем-ность в формулировке заданий. Программы по обществознанию (Л.Н. Боголюбов, Е.Н. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Кравченко, А.Ф. Никитин, др.) в большей степени ориентированы на поэтапность формирования знаний и умений учащихся ориентироваться в основных правовых понятиях, анализировать и оценивать правовую информацию, нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации, аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права, решать правовые за-

дачи. Раздел «Право», включенный отдельным блоком в современные программы, предусматривает изучение большого объема правовых фактов, понятий, теоретического материала. В качестве базовой для проведения исследования была выбрана программа А.Ю. Лазебниковой. Характер отбора знаний учащихся в этой программе ориентирует учителя на большее внимание к самостоятельной, творческой деятельности школьников, рекомендуется использование разнообразных методических приемов и средств, решение проблемных заданий.

В последнее время в свет вышло большое количество учебников и учебных пособий по истории Отечества и обществознанию, в них содержится значительный фактический и теоретический материал, включены фрагменты документов, задания для учащихся на трех уровнях познавательной самостоятельности. Выявлено, что наиболее полно правовые вопросы отражены в учебниках О.В. Волобуева «История Отечества. ХХ - начало XXI века», Б.Г Якеменко «История Отечества. ХХ век» и «История России. ХХ - начало ХХ1 века» под редакцией Н.В. Заглади-на. По курсу обществознания наиболее полно правовой материал представлен в учебниках А.Ю. Лазебниковой «Об-ществознание. 10-11 класс» и А.Ф. Никитина «Обществознание. 10-11 класс». В данных учебниках предполагается изучение необходимого объема правовых фактов, понятий и теоретического материала. Внимание акцентируется на развитии познавательной самостоятельности учащихся: решении проблемных задач и заданий, работе с фрагментами различных источников.

В соответствии с выдвинутыми задачами в ходе исследования анализи-

ровался передовой педагогическим опыт по материалам журналов «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Право в школе», а также диссертаций, предметом изучения которых являлось правовое воспитание, формирование правосознания, правовой культуры, в особенности молодежи. Несмотря на устойчивый в последние десятилетия интерес к указанным проблемам, в процессе анализа не выявлено создания конкретной методики правового воспитания через содержание учебных дисциплин (истории, обществознания), реализуемой в школе.

Недостаточное изучение правовых вопросов в школьных курсах было подтверждено констатирующим экспериментом. Эксперимент проводился в школах № 257, 1273, 863, 1104, в Бизнес-колледже и колледже Нового юридического института г. Москвы. В экспериментальном исследовании участвовали 1242 учащихся. Для проверки знаний учащихся 11 класса были составлены тесты по правовой проблематике, а также вопросы, требующие развернутого ответа (доказательства, обоснования своей точки зрения). Проводились анкетирование и беседы с учащимися и учителями и наблюдение за педагогическим процессом. Констатирующий эксперимент показал, что правовые знания учащихся являются неглубокими, поверхностными. Они путают базовые правовые понятия (например, право и закон), не знают основных прав человека в соответствии с Конституцией РФ и кодексами по отраслям права, не умеют характеризовать правовое государство, объяснять необходимость верховенства права в обществе.

С решением проблемных и познавательных заданий, которые были рассчитаны на применение знаний, полученных в 9-10 кл., справилось менее половины учащихся, при этом ответы в большинстве не были полными. Наблюдение выявило, что учителя используют различные приемы и средства обучения, но в большинстве случаев доминирует объяснение нового материала, при котором учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы репродуктивного уровня, не принимают участия в дискуссиях. При такой методике школьники не осознают практической значимости изучаемого правового материала. Исходя из полученных результатов, выявлена необходимость при разработке уроков по темам, в которых предполагается изучение правовых вопросов, акцентировать внимание не только на формировании правовых знаний, но и на развитии умений учащихся применять их на практике, формировании исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций, а на их базе - правовой культуры.

С учетом выводов научной, психо- 27 лого-педагогической и методической литературы, результатов констатирующего эксперимента были определены задачи и методы формирующего эксперимента. Для него были отобраны уроки по истории Отечества ХХ -нач. XXI века и обществознанию и осуществлен структурно-функциональный анализ учебного материала с целью определения результатов обучения.

В ходе формирующего эксперимента с учетом цивилизационного, аксиологического и личностно-деятель-ностного подходов был отобран комплекс правовых знаний и принципов,

образующих содержательную основу формирования правовой культуры старшеклассников (право, правоотношения, права, свободы и ответственность человека и гражданина, отрасли права, правовое государство, принципы демократии). Разработана методическая система формирования правовых знаний, правовой культуры учащихся в их взаимосвязи и взаимовлиянии при изучении курсов истории Отечества и обществознания, включающая совокупность методических приемов и средств, таких как лекции с элементами беседы, эвристическая беседа, проблемное и рассуждающее изложение, способов учебной и умственной деятельности учащихся, адекватных их познавательным возможностям, способностям к рефлексии, развитию критического мышления. Изучение нового материала на уроках предполагало активную умственную деятельность учащихся в процессе изложения учителя. Определены формы организации творческой деятельности учащихся, включающие решение проблемных познаватель-28 ных заданий практической направленности, работу с различными источниками знаний (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), диспуты, написание эссе, «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, способствующие развитию исследовательских, коммуникативных и социально-личностных компетенций. Например, в эксперименте использовались разнообразные проблемные задачи (по отраслям права, правам человека), задания, требующие работы над текстами с допущенными ошибками (трудовой договор, рабочий день Президента), работа с фрагментами документов (Конституция РФ 1993 г.,

Конституция СССР 1977 г., статьи кодексов РФ, др.), написание творческого сочинения (реформирование правовой системы современной России). При составлении заданий учитывалась необходимость привлечения межпредметных и внутрикурсовых связей. Использовался воспитательный потенциал правового материала. Акцент делался на позитивные изменения в политико-правовой сфере: принятии новой Конституции, провозглашающей демократические принципы трудового, семейного, гражданского и уголовного кодексов. Подчеркивалась роль права в жизни цивилизованного общества, его аксиологические характеристики, необходимость соблюдения прав и свобод человека как одного из условий формирования гражданского общества и правового государства.

Для подведения итогов формирующего эксперимента проводилась повторная беседа и тестирование учащихся экспериментальных и контрольных классов. В результате была доказана значительная эффективность экспериментального обучения по сравнению с традиционной методикой. Целенаправленная работа по формированию правовых знаний, представлений и умений их практического применения у старшеклассников благоприятно повлияла на характер обучения, развитие познавательной деятельности, мотивации в изучении правовых вопросов, развитие ключевых компетенций, способствовала формированию правовой культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.