Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры студентов в процессе профессионального образования'

Формирование правовой культуры студентов в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦүЦЫЦТЫЦ МәДЕНИЕТ / ЦүЦЫЦТЫЦ ТәРБИЕ / ЦүЦЫЦТЫЦ БіРКЕЛКі ТәЛіМ / ЦүЦЫЦТЫЦ КөЗқАРАСТАР / ЦүЦЫЦТЫЦ БЕЛСЕНДіЛіК / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE OF RIGHTS / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / RIGHTS EDUCATION / LEGAL CONDUCT / ПРАВОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / RIGHTS AWARE PERSONALITY / ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ / LEGAL OPINIONS / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY IN THE FIELD OF RIGHTS / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеева Е.В.

В статье раскрыты механизмы формирования правовой культуры студентов в процессе профессионального образования, структурного строения правовой культуры личности, обозначены функции правовой культуры. Представлена модель формирования правокультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students’ legal culture in the course of professional education

The article reveals the mechanisms of the formation of the rights aware culture of students in the vocational education, the structural framework of culture of rights aware personality, disclosed functions of culture of rights aware personality. Presented a model for the formation of rights aware personality.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры студентов в процессе профессионального образования»

и

Моисеева Е.В.

старший преподаватель кафедры СРПиП,

Челябинского государственного педагогического университета

Неггзгг свздер: цуцыцтыц мэдениет, цщыцтыц тэрбие, цуцыцтыц б1ркелю тэл1м, цщыцтыц квзцарастар, цуцыцтыц белсендтк.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правомерное по-« ведение, правокультурная 5 личность, правовые взгляды, pq правовая активность. 00

<d Keywords: culture of

§ rights, rights education, 3 legal conduct, rights aware У personality, legal opinions, g activity in the field of rights.

e

e

hQ

X X

о

pa О X

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа:

Макалада кэаби бiлiм беру процесшде студент-тердщ кукыктык мэдениеттi калыптастыру меха-низмдер^ тулганыц кукыктык мэдениетш курылымдык курастыру ашылып карастырылады. ^укыкты-мэдени-еттi тулганы калыптастырудыц моделi керсетшген.

Аннотация:

В статье раскрыты механизмы формирования правовой культуры студентов в процессе профессионального образования, структурного строения правовой культуры личности, обозначены функции правовой культуры. Представлена модель формирования правокультурной личности.

Annotatoin:

The article reveals the mechanisms of the formation of the rights aware culture of students in the vocational education, the structural framework of culture of rights aware personality, disclosed functions of culture of rights aware personality. Presented a model for the formation of rights aware personality.

Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления. Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения. Под этнокультурным воспитанием мы понимаем целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенности в традициях рядом живущих народов, в результате, которого происходит

формирование этнокультурной направленности личности[2]. Сегодня задача этнокультурного воспитания должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Это находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН «Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и других. Для решения этой задачи необходимо формировать у студента высокий уровень общей культуры, хорошо знать не только культуру своей страны, но и иметь высокий уровень правовой культуры. А правовая культура тесно связана с правовым воспитанием.

Правовое воспитание это уникальное явление, потому что в его изучении одновременно заинтересованы деятели различных наук, причем не только юридических. Правовому обучению и воспитанию служат различные средства, а практика решения названной задачи выработала разнообразные формы деятельности по ее решению. Но в основном, все средства правового воспитания, да и воспитания в целом носят преимущественно психологический и педагогический характер.

В юридической литературе последних лет было высказано мнение, о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.

Специфика процесса правового воспитания зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм[1]. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

Свойства права (волевой и норма-

тивный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него. Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.

Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых.

Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их, их требования, цели и назначение. Можно особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае достижение результатов такого воспитания остается сомнительным.

Правовое общество невозможно без высокой правовой культуры населения, а деятельность государства по укреплению правопорядка - без ее неуклонного повышения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, но относящаяся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только

рэ О

Р-№ О

На

О О

е

ьО

X X О

к

да о

X

да о

р-№ о

¡2

О

о ё

е

X X О

да о

X

результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

Формирование правовой культуры будущего специалиста является важным требованием современной жизни и неотъемлемым компонентом профессионального образования. Формирование правовой культуры студентов основывается на осознании культуры как процесса творческой деятельности и признании ее в качестве специального способа человеческой деятельности. В то же время, анализируя сложившуюся на сегодняшний день практику в системе профессионального образования, можно сделать вывод, что, несмотря на понимание важности рассматриваемой проблемы, технология процесса формирования, исследование вопросов сформи-рованности правовой культуры студентов неюридических специальностей недостаточно разработаны.

Правовую культуру мы рассматриваем в двух аспектах как категорию оценочную (аксиологическую) и как категорию содержательную.

В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития, что позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте, мы рассматриваем правовую культуру как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Правовая культура личности представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянное правовое обогащение индивида. Она означает правовую образованность человека, включая правосознание, умения и навыки использовать правовые нормы, подчинять свое поведение правовым предписаниям. Такое пове-

дение проявляется в готовности личности к инициативным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере обеспечения реализации права, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, и охватывает всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура личности является компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее развития, тем самым, обеспечивая социализацию личности и правомерную деятельность человека. Наиболее сложным в теории правовой культуры является вопрос о ее структуре. В структурном строении правовой культуры личности выделяются три компонента:

1.Когнитивный (интеллектуальный) компонент - представлен в виде правовых знаний. Данный компонент обеспечивает студентов, будущих специалистов, правовыми знаниями, способствующими успешной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях, создает основу для формирования современного правового мышления. Вместе с тем, когнитивный компонент - это не только знания, но и понимание сущности требований закона, способность видеть связь требований между процессами и явлениями, происходящими в государстве; осознание места права в иерархии ценностей общества;

2.Мотивационно-ценностный компонент - уровень оценки и отношения, наличие положительного или отрицательного эмоционально-рационального отношения к воспринимаемым знаниям, в результате которого на основе интереса формируется убеждение в личной цен-

ности правовых норм, уважение к праву, он предусматривает введение студентов в мир социальных, нравственных и правовых ценностей; предполагает сформировать гуманистические жизненные установки, знание законов и норм деловой этики, сформированную потребность в самосовершенствовании и нравственно-ценностную мотивацию в процессе усвоения правовых знаний; определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества. В данный компонент правовой культуры входит понимание нравственного смысла закона и основанная на нем солидарность личности с правовыми требованиями общества. Мотива-ционно-ценностный компонент правовой культуры предполагает развитие правосознания и навыков правового мышления.

З.Регулятивный (поведенческий) компонент - опыт проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении. Данный компонент правовой культуры предполагает навыки и умения студентов адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях; в профессиональной деятельности.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов правовой культуры на наш взгляд, характеризует системный, целостный характер исследуемого объекта.

Сущность правовой культуры и ее место в системе других явлений наиболее полно раскрывается через ее функции. Выделим основные функции правовой культуры: познавательную, адаптивную, регулятивную, коммуникативную.

Познавательная функция реализуется через правовые взгляды и представления, направленные на углубление правовых взглядов и развитие правосознания и правового мышления.

Адаптивная функция выражается в социально-правовой активности личности и приспособлении ее к условиям среды (правовая социализация личности).

Регулятивная функция правовой культуры позволяет соотносить общественные и личные интересы, реализуя их в рамках законности.

Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

По мнению В.П.Сальникова правовая культура должна рассматриваться как особое социальное явление, проявляющееся в качественном правовом состоянии общества и личности. Модель право-культурной личности, по мнению В.П.Сальни-кова[5], предполагает следующую характеристику:

-фактического правового и право-значимого поведения личности;

-ее отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признании уважительного отношения к правам другого человека;

-привычки к правомерному поведению;

-гражданско-правовой активности. В структуре правовой культуры личности студента мы выделили три компонента: когнитивный (интеллектуальный), мотивационно-ценностный и регулятивный (поведенческий), формирование которых обеспечивает правовое и нравственно-ценностное самоопределе- 5 ние личности, что повышает ее жизнеспо- < собность. о

Названные компоненты могут быть съ в известной мере рассмотрены как уров- О ни последовательного процесса формирования правовой культуры: знания лежат в основе формирования умений. Без О знаний и умений не может быть сформи- ^ ровано адекватное отношение к деятель- ^ ности, нравственным ориентирам, каче- Д ствам личности. Сформированные знания К и умения при положительном отношении < становятся предпосылкой продуктивной О деятельности, правомерного поведения. В то же время существует и обратная связь.

ШВ

да о

р-№ о

о о

е

X X О

Так, например, процесс усвоения знаний зависит от мотивов познавательной деятельности, и только в реальной практической деятельности формируется система знаний и умений, проявляется отношение к ней, т.е. правовая культура личности раскрывается в субъективно усвоенных личностью культурно-правовых ориента-циях, творческой деятельности и позитивных результатах юридически значимого поведения. Это конкретный характер прогрессивно-правового развития индивида, обеспечивающий его правомерную и активную деятельность.

Накопленные знания следует активно использовать в повседневной деятельности, В связи с этим одним из важнейших составных частей правовой культуры личности является правовое сознание.

Мы считаем, что правовая культура индивида начинается с формирования правового сознания и его важнейшей функции, заключающейся в нормативно-правовой регуляции социально-значимого поведения личности.

Согласно толковому словарю С.И.О-жегова[3] «правосознание - это совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы. В юридической литературе дается следующее определение правосознанию - это одна из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

То есть правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости и целесообразности.

Важнейшим компонентом этой культуры выступает правовоспитанность

граждан, без которой невозможно их правомерное поведение[4].

Правовая воспитанность ведет к процветанию государства, Подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом плане.

Понимание цели и назначения права, требований конкретных норм свидетельствует о более высоком уровне развития правовой культуры, когда происходит переход правового знания от обыденного к научному.

У человека, понимающего закон, права и обязанности, из него вытекающие, возникает способность применять и понимать действие закона не только применительно к данной правовой ситуации, но и к множеству вновь возникающих.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильин, И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10-ти т., 1994. с. 230

2.Карбенова, З.У. Современное состояние проблемы этнокультурного воспитания студентов вузов в полиэтнической среде / З.У. Карбенова // Наука. - Костанай, 2004. - № 1 - 0,22 п. л (статья)

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1999.-944 с.

4.Певцова, Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры /Е.А. Певцова//Современное право.-2003.-№8.-С.44-48.

5.Сальников, В.П. Стабильность общества и правовая культура: Материалы международной научно-практической конференции: В 2-х частях /В.Н. Сальни-ков.-Спб., 1998.-С.49.

да о х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.