Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования'

Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ РУКОВОДИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ / LEGAL COMPETENCY / INFORMATION SUPPORT / PROFESSIONAL LEVEL OF THE HEADMASTER / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / TECHNOLOGIES OF LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Святослава Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы правовой подготовки руководителей школ в области управления качеством образования. Изложены концептуальные подходы, технологии и результаты экспериментальной работы по формированию правовой компетентности директора школы. Рассматриваются место и роль системы дополнительного профессионального образования в формировании правовой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Святослава Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Legal Competency in the Sphere of Education Quality Management

The article considers issues of legal education of school headmasters in the sphere of education quality management. It presents conceptual approaches, technologies and results of the experimental work in the sphere of formation of the headmaster's legal competency. It considers the place and role of the system of supplementary professional education in formation of legal competency of principals of general educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности в области управления качеством образования»

С. В. Черникова

(Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы правовой подготовки руководителей школ в области управления качеством образования. Изложены концептуальные подходы, технологии и результаты экспериментальной работы по формированию правовой компетентности директора школы. Рассматриваются место и роль системы дополнительного профессионального образования в формировании правовой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений

Происходящие в России процессы формирования гражданского общества и правового государства - переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод - ставят новые задачи перед отечественной системой образования. Школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности [1].

Социально-экономические реформы и преобразования в России обусловили коренную смену законодательной базы в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в образовательной сфере. Как следствие этого в последние годы появилось большое количество нормативноправовых документов, регулирующих деятельность различных образовательных учреждений и организаций. Содержание данных документов охватывает большой объем правовой информации, которую необходимо знать и использовать педагогическим работникам в своей практике. Особенно это относится к руководителям образовательных учреждений, чья деятельность отличается сложностью решаемых педагогических, управленческих, хозяйственно-экономических задач [2, 3].

Правовая подготовка имеет своим результатом правовую компетентность и является важнейшей составляющей профессионализма руководителя общеобразовательного учреждения, оказывающей существенное влияние на качество и эффективность его управленческо-педагогиче-

ской деятельности. Значительный потенциал решения проблемы правовой подготовки руководителей образовательных учреждений представляет система повышения квалификации.

Проблема повышения квалификации работников образования не нова. Она ставилась и решалась в различные исторические периоды по-разному в зависимости от реформ, происходящих в образовании, от потребностей общества, сложившихся традиций, принятых государством законов, от роли педагога и руководителя в обществе. Данной проблеме посвящены исследования Р. А. Акбашева, Р. А. Алтынбаевой, А. В. Борисовой, А. А. Войтенко, Г. Г. Габдуллина, Д. Н. Лариной, В. В. Спасской, Л. И. Фишмана и др. [5, 6, 7].

Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения является сложным, динамичным и поли-структурным личностно-профессиональным свойством, определяемым личностными и внеличностными факторами, эффективно формируемым при условии использования традиционных и инновационных методов и технологий, организованных форм обучения, самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве [4].

Основной критерий оценки деятельности общеобразовательной школы и, соответственно, ее руководителя, - качество подготовки обучающихся и выпускников. В данном аспекте можно говорить о том, что главным требованием, предъявляемым

к руководителю школы, является обеспечение высокого качества образовательного процесса [5].

В числе причин, обусловливающих возрастание роли правовой составляющей в управлении качеством образования в школе вообще и требований к правовой компетентности директорского корпуса в частности, можно выделить следующие:

- повышение правовой культуры граждан в вопросах качества образовательных услуг;

- формирование новой модели ответственности за качество конечных результатов на различных уровнях управления;

- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг;

- создание нового правового механизма обеспечения ответственности образовательных учреждений за некачественные результаты образовательной деятельности, подкрепленного различными формами общественного контроля со стороны институтов гражданского общества;

- относительно частая смена нормативно-правовых актов в области общего и образовательного права;

- вовлечение в работу по обеспечению качества широкого круга субъектов образовательного процесса, партнеров, общественности [6].

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более высокую юридическую ответственность за свои решения и результаты деятельности. В силу этого акцент в его подготовке, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, должен быть сделан именно на правовой составляющей, но не в ущерб другим сторонам его деятельности. Директор школы в повседневной жизни выступает гарантом соблюдения законных прав участников образовательного процесса, ему принадлежит ключевая роль в регулировании правовых отношений, их развитии и укреплении [7].

Анкетирование, в котором приняли участие 32 руководителя общеобразовательных школ, позволило выявить ряд тенденций в правовом обеспечении управле-

ния качеством образования. В частности отмечено следующее:

- директорский корпус в большей мере знаком с традиционным, уже устоявшимся образовательным законодательством. Достаточно высокие знания и применение норм и требований отмечены по таким процедурам и аспектам управления, как аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности, выстраивание договорных отношений с потребителями образовательных услуг, партнерами и поставщиками, требования Государственного образовательного стандарта, санитарные правила и нормы;

- руководители образовательных учреждений недостаточно информированы в вопросах вновь принятого законодательства и утвержденных норм. Это касается в первую очередь проведения аудита в образовании, независимой оценки качества, разработки и сертификации тестов и контрольно-измерительных материалов, сертификации систем менеджмента качества, защиты персональных данных;

- в оценках руководителей школ преобладает когнитивный аспект. Это означает, что, даже если они знают на определенном уровне ту или иную норму, требование, положение, в реальной практике они выполняются и применяются не всегда.

Концептуальное поле модели развития правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в области управления качеством образования составляет ряд базовых положений, выдвинутых нами по результатам проведенных исследований:

- создание интегрированного курса правовой подготовки в системе дополнительного профессионального образования, включающего несколько предметных областей, объединенных идеей управления качеством образования;

- формирование в муниципальной образовательной системе и в самом образовательном учреждении среды для развития и проявления правовых знаний, умений и навыков, мотивации у руководителей школ к самосовершенствованию в вопросах качества управления и оценки качества;

- многолетнее планирование процесса правовой подготовки руководителей школ по вопросам управления качеством образования с учетом преемственности циклов курсовой подготовки, мероприятий по правовому образованию на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;

- учет динамики обновления правовой базы школьного образования, этапов разработки и внедрения внутришкольной системы менеджмента качества;

- информационная поддержка процесса правовой подготовки руководителей общеобразовательных учреждений в докурсо-вой и послекурсовой периоды;

- создание специализированной информационной базы на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий;

- формирование индивидуальной системы и стиля деятельности руководителя общеобразовательного учреждения в сфере регулирования правовых отношений субъектов управления и оценки качества образования в школе.

Исследованиями установлено, что для успешного осуществления правовой подготовки руководителей школ в области управления и оценки качества образования необходимо выстраивание данного процесса как комплексного, непрерывного и многоуровневого с учетом специфики решаемых образовательными учреждениями задач, сложившейся в нем организационной культуры, опыта и достижений в разработке инновационных технологий управления качеством. Правовая подготовка на курсах повышения квалификации, а тем более правовая подготовка руководителей образовательных учреждений является процессом, который имеет ряд особенностей и препятствий к применению технологического подхода. Они связаны с ролью личностно-психологического фактора, творчеством, мотивацией, размытостью и неосязаемостью результата в виде правовой готовности. Вместе с тем многие из составляющих этого процесса, особенно такие, как проектирование программ правовой подготовки, исходный, текущий, этапный и итоговый контроль, научно-методическое и

информационное обеспечение, вполне поддаются алгоритмизированному представлению и осуществлению.

Технологии правовой подготовки руководителей образовательных учреждений могут классифицироваться по большому числу оснований. С учетом всего их разнообразия процесс правовой подготовки можно строить дифференцированно с учетом уровня подготовки его участников, сроков его осуществления, уровня, на котором он осуществляется, и, что немаловажно, с учетом ресурсных возможностей.

В системе правовой подготовки руководителей образовательных учреждений могут найти применение, в частности, такие технологии, как:

- технология стратегического планирования процесса правовой подготовки с включением этапов системного анализа (например, в виде SWOT-анализа), выработки миссии образовательного учреждения ДПО и др.;

- технология правовой подготовки руководителей школ на основе дистанционного обучения и дистанционного консультирования;

- рефлексивные технологии анализа возможностей и потребностей обучающихся на курсах повышения квалификации руководителей школ в правовых знаниях.

Особенностью форм правовой подготовки руководителей общеобразовательных учреждений на курсах повышения квалификации должно быть то, что они применяются комплексно, обновляются, совершенствуются, предполагают групповое и индивидуальное участие слушателей, участие представителей власти, высшего руководства органов управления образованием и специалистов в области образовательного права, юридических учреждений и организаций.

Разработанная нами и проверенная в специальном педагогическом эксперименте программа формирования правовой компетентности директоров школ в вопросах управления и оценки качества образования включает широкий спектр мероприятий, в том числе: консалтинговое юридическое сопровождение инновационной деятельно-

сти образовательных учреждений по качеству образования, создание систем менеджмента качества; проведение юридической экспертизы материалов, локальных актов, разрабатываемых в ОУ по вопросам качества образования; проведение внешнего юридического аудита состояния нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений по применению системных методов управления и оценки качества образования; дистанционное решение руководителями образовательных учреждений кейс-задач по проблематике правовых аспектов работы в области качества образования; организацию канала обмена опытом и материалами нормативного правового характера между руководителями образовательных учреждений, участвующих в инновационных работах по качеству образования; оказание помощи руководителям образовательных учреждений в разработке документов системы менеджмента качества в соответствии с номенклатурой международных стандартов качества и проведение их юридической и специализированной экспертизы и др.

Основная идея и отличительная особенность экспериментальной программы состояли в том, что материал для усвоения, задания для отработки в ходе курсовой подготовки и в послекурсовой период отбирались таким образом, чтобы максимально учесть запросы директоров-участ-ников эксперимента, исходный уровень их правовой подготовки в вопросах управления и оценки качества образования, индивидуальные затруднения на основе анализа управленческой деятельности. Они максимально связывались с содержанием инновационной деятельности образовательных учреждений по построению и применению систем менеджмента качества, мониторинговых систем различной направленности, процедур оценки, аудита, экспертизы качества, самообследования по качеству.

Работы, выполненные в курсовой и послекурсовой периоды с участием директоров школ, имели своим результатом создание значительного задела в их образовательных учреждениях в плане отработки локальных актов систем менеджмента ка-

чества, повышения правовой грамотности представителей администрации и педагогов, систематизацию и активизацию работ по освоению рабочих процедур внутри-школьных систем менеджмента качества.

Проведение эксперимента сопровождалось выполнением соответствующих диагностических и оценочных мероприятий, имевших целью определить уровень и динамику изменения показателей правовой компетентности у представителей экспериментальной группы. Диагностика проводилась с использованием тестов закрытого типа, с помощью анкетирования, а также на основе кейс-технологии.

Программой эксперимента предусматривались другие мероприятия, направленные на повышение компетентности руководителей образовательных учреждений в вопросах нормативного правового регулирования отношений субъектов образовательного процесса, партнеров, заказчиков, представителей институтов гражданского общества в вопросах качества образования.

Диагностическое обследование в данной группе выявило большие сдвиги в показателях правовой компетентности руководителей образовательных учреждений в вопросах внедрения системных методов управления качеством. По сравнению с исходным уровнем (начало эксперимента) прирост составил от 23 до 63 процентов. Максимального уровня правовая компетентность (свыше 90%) достигла в результате реализации экспериментальной программы по таким составляющим, как правовые аспекты модернизации общеобразовательной школы, реализации приоритетного национального проекта «Образование», реализации ФЦП развития образования до 2010 г.; правовые аспекты стратегии совершенствования локальных актов образовательного учреждения в условиях инновационной деятельности в области качества.

Минимальный уровень (от 67 до 72% успешности выполнения тестов) зафиксирован по правовым аспектам разработки и применения системы менеджмента качества в образовательном учреждении по организационному развитию, совершенствованию культуры качества; информатизации

управления образовательным учреждением, созданию и использованию в управлении качеством банков данных и статистики.

гий менеджмента и оценки качества образования с участием учреждений дополнительного профессионального образования в интеграции и кооперации с методическими службами, с опорой на самообразование руководителей общеобразовательных учреждений. Такая работа имеет своим следствием достижение образовательными учреждениями более высоких результатов в обеспечении конкурентоспособного качества образовательных услуг.

Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности выстраивания системы формирования правовой компетентности руководителей школ в вопросах управления качеством образования, освоения и внедрения инновационных техноло-

Литература

1. Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов : материалы науч.-практич. конф., Москва, 11 апреля 2007 г. / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 2007.

2. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практич. конф. - М.: Новый учебник, 2003. - 160 с.

3. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: Новый учебник, 2003. - 64 с.

4. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации : автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 1995. - 18 с.

5. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса : моногр. / науч. ред. и предисл. А. И. Субет-то. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 297 с.

6. Спасская В. В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере образования // Становление и тенденции развития российского образовательного права в контексте отечественных традиций, европейских и мировых тенденций : материалы науч.-практич. семинара 20 февраля 2007 г. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С. 55-61.

7. Ларин Д. П., Иванов К. А. Правовые аспекты системы качества образования в России // Становление и тенденции развития российского образовательного права в контексте отечественных традиций, европейских и мировых тенденций : материалы науч.-практич. семинара 20 февраля 2007 г. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С.124-

129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.