Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1259
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
правовая грамотность / правовое сознание / правовая культура / правовое воспитание / студенты. / legal literacy / legal consciousness / legal culture / legal education / students.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфуллина Надежда Алимбаевна, Балабанова Ольга Олеговна

автор рассматривает правовую грамотность студентов как одну из актуальных проблем в наше время. Для решения данной проблемы автор изучает различную литературу. На основе одной из специальности обучения поднимает и пытается найти решение затронутой проблемы. В статье рассмотрены уровни правовой грамотности. Её структурные элементы. Контекст глубины отражаемого правового явления, её уровни. Задачи формирования правовой грамотности. Модель формирования этой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS

the author considers the legal literacy of students as one of the most urgent problems in our time. To solve this problem, the author studies various literature. On the basis of one of the specialty training raises and tries to find a solution to the affected problem. The article considers the levels of legal literacy. Its structural elements. The context of the depth of the reflected legal phenomenon, its levels. Problems of formation of legal awareness. A model for the formation of this literacy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS

УДК 371.3

Сайфуллина Надежда Алимбаевна, к.ю.н., доцент, Тюменский государственный университет, Россия, г.Тюмень

Балабанова Ольга Олеговна, Студентка Тюменского государственного университета, Россия, г.Тюмень

Sayfullina Nadezhda Alimbaevna, Candidate of Law, Associate Professor, Tyumen State University, Russia, Tyumen

Balabanova Olga Olegovna, Student of Tyumen State University, Russia, Tyumen

Аннотация: автор рассматривает правовую грамотность студентов как одну из актуальных проблем в наше время. Для решения данной проблемы автор изучает различную литературу. На основе одной из специальности обучения поднимает и пытается найти решение затронутой проблемы. В статье рассмотрены уровни правовой грамотности. Её структурные элементы. Контекст глубины отражаемого правового явления, её уровни. Задачи формирования правовой грамотности. Модель формирования этой грамотности.

Annotation: the author considers the legal literacy of students as one of the most urgent problems in our time. To solve this problem, the author studies various literature. On the basis of one of the specialty training raises and tries to find a solution to the affected problem. The article considers the levels of legal literacy. Its structural elements. The context of the depth of the reflected legal phenomenon, its

levels. Problems of formation of legal awareness. A model for the formation of this literacy.

Ключевые слова: правовая грамотность, правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание, студенты.

Keywords: legal literacy, legal consciousness, legal culture, legal education, students.

В Российской Федерации развитие правовой грамотности учащихся высших учебных заведений в рамках организации современной правовой демократии и активного развития гражданского общества приобретает особую актуальность.

Важные элементы, являющиеся особенно значимыми в поднимаемой нами проблеме - это формирование у студентов правовой грамотности, призванной обеспечить поступательный экономический рост страны после окончания вуза, с учетом минимизации влияния таких явлений как - теневая экономика и организованная экономическая преступность, которые являются одними из «важнейших угроз внутренней безопасности Российской Федерации» [5, с. 170].

Под правовой грамотностью понимается определенной вид грамотности, который необходим человеку, проживающему в постоянно меняющемся мире для взаимоотношений с другими. К этому термину можно отнести ещё и способность человека принимать участие в различные рода демократического сообщества [1, с. 202].

Несомненно, специалисты, имеющие право оказывать услугу в сфере государственного и муниципального управления на федеральном, региональном, а также местном уровне, обязаны обладать высоким уровнем правовой грамотности. Данная дисциплина имеет большой спрос на изучение, а также работу в этой сфере.

Следует отметить, что специфика правовой грамотности оказывает непосредственное влияние на уровень правовой культуры, которая является неотъемлемой частью при повышении грамотности студента.

Важным компонентом включающий в себя элементы мегасистемы является качество личности. Сегодня нет единого подхода, но мы придерживаемся точки зрения юриста Н.М. Коркунова «самосознание, нравственность, социальное развитие и культуру личности» [7, с. 423].

Поэтому невозможно сформировать правосознание студентов высших учебных заведений, не затрагивая всего комплекса качества личности. Осведомленность отдельных представителей, заинтересованных нас в целевой группе студентов, подверженных воздействию образования и воспитания, можно определить, как интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-оценочных, эмоционально-личностных, мотивационно-деятельностных, регулятивных установок поведения в сфере права и право применения как в обычной, так и в профессиональной деятельности.

Рассматривая данную проблему с педагогической стороны, нас интересует прежде всего, формирование правового сознания у студентов высших учебных заведений. Следовательно, необходимо изучить как воздействует на систему качеств и особенности личности студента, определяющие его социальную направленность; соблюдение норм права, принятые в обществе; решительность правовым путем и достигать личные и социально значимые интересы и цели.

Рассматривать структуру правой грамотности необходимо по её уровням:

«1) когнитивный уровень структуры - идеологическая и социальная психология;

2) структура социально - субстратная - социальный, групповой и индивидуальный уровни;

3) инструментальная структура - информационные, оценочные и мотивационные элементы;

4) содержательная структура - категории свободы и ответственности, законности и справедливости, вины и совести, поощрения и наказания» [8, с. 24].

Помимо вышеперечисленного уровня структуры, правовая грамотность характеризуется также следующими структурными элементами: информационно - оценочный (к ним относятся вопросы о природе права, способности объективно и оперативно оценивать ситуацию и деятельность членов общества с точки зрения интеграции основных правовых категорий, законности, справедливости и целесообразности); эмоционально -личностный (его содержание включает в себя эмоциональное удовлетворение от своих законных действий и стремление к правовому самосовершенствованию); мотивационно - деятельностный (ориентирован на соблюдение индивидом правовых норм в своей деятельности и желанием получить дальнейшее юридическое образование); регулятивно -поведенческий (его составляющими являются аналитические умения и навыки решения правовых проблем, работа с юридическими документами, частная и профессиональная деятельность, умение и готовность использовать имеющиеся правовые знания для защиты прав и свобод человека).

Важнейшее практическое значение для формирования правового сознания студентов (будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления) является последующее участие сформированного в вузе правовой грамотности, определить соответствующую модель поведения на основе комплексного восприятия и оценки, всей системы общественных отношений. «Результатом действия функции правового моделирования - это формирование определенных моделей действий. Они оцениваются правосознанием как общественно необходимые» [2, с. 90] прежде всего, в сфере будущей профессиональной деятельности.

Поэтому в данном случае вполне уместно говорить о так называемом «правовом воспитании» студентов - будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Рассмотрим взаимосвязь определений «правовая культура», «правовое сознание» и «правовое воспитание». Под правовой культурой понимается уровень знаний и отношение общества к праву. Стоит отметить, что правовое сознание является частью правовой культуры. Под правовым сознанием следует понимать систему правовых знаний, теорий и убеждений.

Прежде всего, следует отметить, что правовая грамотность является составной частью (и одной из важнейших) частей правовой культуры, а ещё, она, как и правовая культура в целом формируется с помощью «правового воспитания».

Нельзя не согласится с высказыванием юриста Борисом Николаевичем Чичериным, что «использование понятия правовая грамотность как широкая категория также в полной мере отражает все сферы по повышению правовой грамотности, по развитию правовой культуры и правосознания, необходимых нашему обществу. Она состоит в уважении к закону, в привычке соблюдать его и в сознательном формировании субъективной готовности...соблюдать правовые нормы, разрешения и запреты. Основные направления правовой грамотности являются: во-первых, реализация комплекса юридической подготовки; во-вторых, пропаганда и распространение правового образования основ юридических знаний, а также достоверная информация о характере и ограничениях конституционных и иных прав, обязанности граждан, способы их осуществления и защиты, компетенция и порядок деятельности государственных учреждений» [3, с. 72].

Термин «правовая грамотность», в рамках получения студентом высшего образования, неотделим от термина «правовое образование», их синтез обеспечивает развитие личности будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления, формирование особого «профессионального» правосознания, социально-правовой деятельности,

внутренних нравственных принципов, не допускающих действий, нарушающих нормы права.

Следует отметить, что структура правовой грамотности студентов, в контексте глубины отражаемого правового явления, включает три уровня:

1. Эмпирическое правосознание;

2. Теоретическое правосознание;

3. Профессиональное правосознание, возникающий «в ходе

специальных учебные курсов и ходе практики» [9, с. 55].

В то же время принцип сбалансированности компонентов синтеза правовой грамотности и правового образования, с учетом специфики применения форм и методов, воздействия на личность, является именно основной педагогической проблемой формирования правовой грамотности учащихся (у нас это - студенты, обучающие государственному и муниципальному управлению).

Задача эффективного формирования правовой грамотности студентов может быть решена только путем придания этому процессу характеристик технологичности, требующей использования той или иной модели формирования, в основе которой лежат принципы моделирования. Это объясняется тем, что «психолого-педагогические методы, формирующие структуру правового сознания студентов, являются условиями формирования общего правового сознания и качеств, способствующих правовому развитию» [4, с. 107].

Моделей формирования правовой грамотности в науке большое количество. И каждая из них должна отвечать требованиям эффективности в решении социально значимых задач, как с теоретической, так и с практической точки зрения [6, с. 38].

При наличии формирования правовой грамотности у студентов принципа результативности, она позволяет: во - первых, сформировать интеллигентную личность, которая сможет занять в жизни гражданскую позицию и выполнить свои гражданские функции; во - вторых, мы можем

разработать инновационные модели поведения в образовательной среде, выработать идеи гражданской культуры, которые позволят образованию играть ведущую роль в развитии общества и транслировать эти модели в будущем.

Поэтому эффективной моделью формирования правовой грамотности студентов является необходимость постоянного совершенствования имеющихся правовых знаний, что делает процесс развития правовой грамотности необратимым.

В связи с изучение проблемы правовой грамотности студентов, обучающихся по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», наиболее эффективным становится при получении ими основ данной дисциплины, а также профессиональных компетенций.

Это объясняется отнесением ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» к компетенции, которые студент приобретет, обучаясь по данной специальности и занимаясь определенной деятельностью (организационно - управленческой, информационно - методической, коммуникативной деятельностью, проектной деятельностью, вспомогательно - технологическая), к которым готовят будущего специалиста.

Таким образом, стоит отметить, что формирование правовой грамотности студентов, обучающихся по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление», происходит в ходе приобретения ими компетенций, обозначенных в ФГОС ВО (общекультурные компетенции; общепрофессиональные компетенции; профессиональные компетенции).

Список литературы

1. А.В. Теребенина, Правовая грамотность обучающихся как условие формирования их правовой культуры // Вестник Шадринского педагогического института. - 2013. - № 2. - С.202 - 204.

2. Батанов А.А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4. - С. 89-93.

3. Герасимов С.И. Формирование высокого уровня правовой культуры общества как фактор укрепления национальной безопасности страны // Федеральный справочник. Национальная безопасность России. - 2014. -Т. 1. - С. 71-76.

4. Евстафьева Е.А. Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. Вып. 18. - № 41. - С. 105-109.

5. Колесников В.В., Быков В.Н. Организованная преступность как экономический феномен: вопросы теории // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 53. - № 1. - С. 167-176.

6. Крапивенский А.С., Коломок О.И. Социальная реклама в педагогическом процессе // Сборник научных трудов SWORLD. - 2013. - Т. 26. - № 3. -С. 35-39.

7. Романкевич А.В. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 421-425.

8. Сандул Я.В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2011. - 24 с.

9. Сатонина Н.Н., Ярушкин Н.Н. Особенности правового сознания студентов-юристов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2008. - № 1. - С. 50-57.

List of references

1. A.V. Terebenina, Legal literacy of students as a condition for the formation of their legal culture // Bulletin of the Shadrinsk Pedagogical Institute. - 2013. -No. 2. - P.202 - 204.

2. Batanov A.A. The concept of legal consciousness in domestic psychology // Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2009. - No. 4. - S. 89-93.

3. Gerasimov S.I. Formation of a high level of legal culture of society as a factor in strengthening the national security of the country // Federal reference book. National security of Russia. - 2014 .-- T. 1. - S. 71-76.

4. Evstafieva E.A. Development of the structure of legal consciousness of students in the educational process of the university // Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences ". - 2012. Issue. 18. - No. 41. - S. 105-109.

5. Kolesnikov V.V., Bykov V.N. Organized crime as an economic phenomenon: theoretical issues // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - T. 53. - No. 1. - S. 167-176.

6. Krapivensky A.S., Kolomok O.I. Social advertising in the pedagogical process // Collection of scientific works SWORLD. - 2013. - T. 26. - No. 3. - S. 35-39.

7. Romankevich A.V. Systematic analysis of the structure of student's legal consciousness in pedagogical literature // Young scientist. - 2013. - No. 7. - S. 421-425.

8. Sandul Ya.V. Development of the legal consciousness of student youth in modern Russian society: abstract dissertation. ... Cand. Philos. sciences. - M., 2011 .-- 24 p.

9. Satonina N.N., Yarushkin N.N. Features of the legal consciousness of law students // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Psychology". - 2008. - No. 1. - S. 50-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.