Швец Анна Анатольевна Палазян Артур Сергеевич
Формирование правового сознания современной российской молодежи в контексте трансформации процесса социализации
Отмечается, что правовое сознание занимает важное место в системе социокультурных регу-лятивов современного общества. Посредством развитого правового сознания поддерживаются социальный порядок и стабильность социума, преодолеваются риски девиаций. Деформированное правосознание, напротив, приводит к утрате инициативно-добровольного следования социальным нормам, прежде всего нормам права. Среди различных социальных групп в наибольшей мере подвержена рискам отклонений молодежь, так как ее социально-возрастные и социально-психологические особенности создают угрозы дестабилизации общества.
Ключевые слова: общество, государство, право, правовое сознание, молодежь, социализация, трансформация, девиации.
Formation of legal consciousness of modern Russian youth in the context of transformation of the process of socialization
The article notes that legal consciousness occupies an important place in the system of socio-cultural regulations of modern society. Through a developed legal consciousness, social order and stability of society are maintained, the risks of deviations are overcome. On the contrary, a deformed sense of justice leads to the loss of initiative and voluntary adherence to social norms, first of all, the norms of law. Among various social groups, young people are most exposed to the risks of deviations, since their socio-age and socio-psychological characteristics pose threats to the destabilization of society.
Keywords: society, state, law, legal consciousness, youth, socialization, transformation, deviations.
Правосознание на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях играет существенную роль в обеспечении стабильного равновесного состояния социума. Именно развитое правосознание позволяет добиваться эффекта рационального поведения со стороны большинства граждан, особенно подрастающих поколений, склонных в силу своих социально-возрастных особенностей к девиациям и в конечном счете к разнообразным иррациональным социальным практикам. Правосознание служит весомым фактором добровольного соблюдения социальных норм большинством общества, способствует росту интеллектуального и культурного уровня людей, ведет к успешному приобщению к духовно-нравственному, цивилизационному наследию социума. Именно поэтому формированию полноценного, устойчивого правосознания молодежи уделяется существенное внимание как системой управления, так и современной наукой.
В научной литературе отмечается, что «правосознание представляет собой систему оце-
ночных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и, одновременно, представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям» [1]. Согласно распространенному научному пониманию правосознание - это «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву» [2, с. 8]. Именно правосознание выступает в качестве одного из интегративных механизмов, соединяющих естественное и позитивное право в рамках общества как целостной системы.
Таким образом, формирование правосознания личности является весьма важным процессом, позволяющим осуществить эффективное приобщение человека к духовной культуре и в целом к духовной жизни общества. Поскольку право представляет собой один из важных эле-
74
ментов духовной жизни, посредством формирования правосознания достигается несколько важных целей - от полноценного развития личности до достижения социального порядка и гармонии. Кроме того, правосознание выполняет важную роль, связанную со стабилизацией социальной системы.
Как отмечает Ю.К. Погребная, «правосознание наряду с динамизмом обладает и устойчивостью, сопротивляемостью новым идеям и принципам. Для преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов, идей и стереотипов требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Массовое правовое сознание, которое сформировалось в обществе в течение продолжительного исторического периода, не может подвергаться быстрым переменам» [3, с. 6].
В разных странах правосознание людей имеет свои, порой весьма существенные различия. Не является исключением и современное российское общество. Здесь существенную роль играют национальный менталитет, культурные традиции, обычаи и т.д. Касаясь социокультурной специфики российского правосознания, исследователи обращают внимание на то, что «правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано» [3, с. 16].
В связи с этим следует обратить внимание на то, что особенности современного состояния российского общества накладывают свой отпечаток как на существующее правосознание, так и на процесс его усвоения подрастающими поколениями. Тенденции деформации правосознания, существующие на макроуровне социума, имеющие исторические и цивили-зационные основания, с неизбежностью продуцируются и на микроуровень, проявляются в повседневных действиях и взаимодействиях, транслируются многочисленными каналами и средствами массовой коммуникации. Это снижает эффективность воздействия общества на сознание подрастающих поколений с целью формирования целостного представления о праве как социокультурном феномене.
Н.Ю. Евплова отмечает, что «воспитание человека в духе уважения к праву - первоочередная задача каждого государства. Однако отрицательный взгляд на право складывался у нескольких поколений россиян. Важной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в молодежной среде, так как именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством» [4, с. 11]. В связи
с этим вполне реалистичной целевой установкой становится активная работа именно с правосознанием молодежи - той группы, которая только интегрируется во взрослую жизнь. Формирование позитивного правосознания современной молодежи важно еще и вследствие того ключевого положения, которое занимает данная группа в процессе преемственности и смены поколений в российском обществе. Именно посредством права общество получает возможность серьезно воздействовать на сознание и поведение подрастающих поколений.
Анализируя специфику молодежи как особой социально-возрастной группы российского общества, исследователи обращают внимание на то, что ее роль «определяется свойственными лишь этой социально-демографической группе особенностями: энергичностью и мобильностью, восприимчивостью как к позитивным, так и негативным изменениям, происходящим в обществе, желанием перемен. Молодежи свойственно преувеличивать свои силы и возможности, ей не хватает умения адекватно оценивать себя и других, что создает почву для вовлечения ее в различные движения и сообщества, не всегда имеющие позитивную направленность» [5].
Молодежь - сложный объект для правового воздействия. Становится очевидным, что молодежь характеризуется рядом уникальных признаков, которые существенно осложняют коммуникацию с ней взрослого общества. Здесь сказывается юношеский максимализм, а также значительная жизненная энергия вкупе с обостренными психическими реакциями. Именно поэтому молодые люди сложно воспринимают многие элементы духовной жизни общества, в том числе и право, так как в данном случае необходима глубокая рефлексия, которая в силу объективных причин для многих представителей данной группы невозможна. Наблюдая в окружающей жизни негативные проявления (криминал, организованную преступность, резкое социальное расслоение и т.п.), молодые люди склонны «сгущать краски» и демонстрировать тенденцию к негативному восприятию сложившегося государственного и общественного порядка.
Кроме того, социально-биологическое взросление молодежи формирует несколько иные жизненные приоритеты, в которых порой не находится должного места для феноменов духовной жизни общества, в том числе и права. В связи с этим сложную задачу трансляции информации о праве берут на себя агенты социализации, а в целом формирование право-
75
сознания происходит в рамках процесса социализации подрастающих поколений.
С точки зрения исследователей, социализация - это «процесс, посредством которого индивид усваивает основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, социальных норм и ценностей, благодаря которым человек становится субъектом общественной жизни» [6].
Следует отметить, что формирование в человеке социальных качеств немыслимо без права как ключевого элемента духовной жизни общества; в той или иной мере каждый человек получает информацию о праве (действующем и/или желаемом) и делает для себя соответствующие выводы. Наряду с общим процессом социализации, особое значение для развития правосознания имеет правовая социализация.
С точки зрения Т.А. Радченко, «в ходе правовой социализации личность приобретает правовую нормативность, которая включает в себя не только определенный уровень правовых знаний, но и определенную установку. Интенсивное использование неправовых практик в различных сферах социальной жизни российского общества формирует определенный тип правовой преемственности, в котором потенциально существуют установки неправового поведения» [7]. Автор обратил внимание на достаточно острую проблему, заключающуюся в том, что, с одной стороны, наблюдается целенаправленный процесс воздействия на сознание подрастающих поколений с целью формирования позитивных правовых установок на основе получения правовой информации. С другой стороны, социализирующуюся личность зачастую окружают многочисленные феномены, резко контрастирующие с той информацией о праве, которую они получают. Именно так формируются антагонистические оценки социально-правовой реальности в сознании молодежи. С учетом того, что для самой молодежи характерно парадоксальное, лабильное сознание, негативные эффекты от такого воздействия могут иметь весьма серьезные последствия.
По мнению Д.С. Безносова, «содержание правовой социализации человека составляют:
1. Способность самостоятельного отбора юридической информации, ее анализа и оценки.
2. Определенные качества личности, совокупность которых делает человека ассертив-ным, отдающим себе отчет в своих действиях, способным бороться за свои права, не нарушая прав и свобод других людей.
3. Подготовка к отстаиванию определенного социального мнения и собственной позиции» [1].
Следует обратить внимание на сложный характер процесса правовой социализации и достаточно высокие «стартовые» требования по отношению к конкретной социализирующейся личности. Сложность усвоения правовой информации, как и в целом адекватной рефлексии по поводу права, его социокультурного положения, истории возникновения и развития и т.п., создает достаточно серьезные барьеры для молодежного сознания, которое не всегда в состоянии успешно их преодолеть. В этих условиях система социального управления нередко оказывается не в состоянии эффективно решить указанную проблему. Действия «шаблонными» методами в таких условиях (например, по пути интенсификации информационно-пропагандистского воздействия на молодежь) могут скорее ухудшить, а не улучшить ситуацию. Основное затруднение состоит в том, что в сознании подрастающих поколений под воздействием отмеченных факторов и обстоятельств формируются барьеры восприятия положительной информации о праве. Подобные препятствия формальная коммуникация преодолевает слабо. Если проблему не пытаться решить, игнорировать, формируется деформированное правосознание подрастающих поколений.
Исследователи обращают внимание на то, что деформация правосознания - это «негативное социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к праву, правосудию и законности» [8]. Деформация правосознания характеризуется комплексом негативных социальных последствий не только для индивидов, но и для общества в целом, функционирования его ключевых институтов и подсистем. В современном обществе деформация правосознания происходит и вследствие негативных эффектов глубоких трансформаций процесса социализации и воспитания.
Становится очевидным, что правосознание как элемент духовной жизни общества является сложной, многоуровневой, во многом противоречивой конструкцией с постоянно колеблющимся полем элементов. Следует отметить, что формирование устойчивого правосознания представляет собой весьма сложный процесс, подверженный многочисленным рискам
76
и угрозам. Это обусловлено тем, что становление правосознания предполагает действие нескольких факторов, каждый из которых обладает потенциалом высокой вариативности конкретной социальной ситуации. Объективные социальные условия, в которых происходят правовая социализация и становление правосознания, могут оказывать не только позитивное, но и негативное воздействие на данный процесс. При этом следует учитывать тот факт, что ряд негативно действующих факторов (от кризиса культуры и образования до резкого социального расслоения и криминализации сознания определенной части населения) не могут быть устранены в ближайшей и среднесрочной перспективе - на это требуются значительные усилия государства и общества и, безусловно, достаточно продолжительное время. Многие из негативных процессов и явлений носят инерционный характер и глубоко укоренились в российском обществе, что также осложняет ситуацию.
Таким образом, формирование правового сознания современной российской молодежи имеет существенное значение для государства как основного социального института и общества. Именно правовое сознание позволяет сформировать у человека полноценную систему восприятия права как элемента духовной жизни общества, а не возведенную в закон волю государства. Человек с полностью сформированным правовым сознанием, как правило, отдает предпочтение социально одобряемым моделям поведения, старается не нарушать социальных норм, в том числе юридических. Это особенно важно для подрастающих поколений, которые только вступают во взрослую жизнь и не отличаются стабильностью действий и взаимодействий на фоне процессов пубертации, акселерации, самоидентификации. Лабильное сознание, неустоявшаяся психика, маргиналь-
1. Безносов Д. С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 2. С. 59-70.
2. Рябов Е.А. Правовое сознание и проблемы его формирования в современной России: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. М., 2003.
3. Погребная Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: дис. . канд. юрид. наук. М., 2011.
4. Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
ный социальный статус усиливают риски отклоняющегося поведения для молодых людей. Интеграция личности молодого человека в пространство правовой реальности способствует снятию многих проблем, связанных с рисками отклоняющегося поведения.
Признавая важность формирования полноценного правового сознания современной молодежи, необходимо принимать во внимание и глубокие трансформации процесса социализации, происходящие в последние десятилетия. Современное общество стало существенно более динамичным, информационные технологии проникли в основные сферы и подсистемы социума. Это создало объективные условия для трансформации процесса социализации, в том числе и правовой. Рост значимости стихийных факторов передачи правового опыта и знаний осложняет целостное восприятие права молодежью, усиливает риски деформации правового сознания и роста проявлений отклоняющегося поведения. Информационная перегрузка и энтропия ухудшают возможности сознания молодежи в рефлексии по поводу права.
Решение обозначенных проблем силами лишь института государства, с одной стороны, способно принести позитивные эффекты, особенно в краткосрочном периоде. С другой стороны, существуют не менее серьезные риски чрезмерного вмешательства института государства в процесс социализации, что может снизить его эффективность вследствие формирования в сознании молодежи барьеров социокультурного отторжения. Именно поэтому необходим взвешенный, научно обоснованный подход к решению проблемы трансформации процесса социализации молодежи в аспекте формирования правосознания. Такой подход должен стать результатом научных исследований и анализа эффективных практик социального управления.
1. Beznosov D.S. Legal consciousness: structure, content, types //Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2008. № 2. P. 59-70.
2. Ryabov E.A. Legal consciousness and problems of its formation in modern Russia: socio-philosophical aspect: diss. ... Candidate of Sciences in Philosophy. Moscow, 2003.
3. Pogrebnaya Yu.K. The legal consciousness of modern Russian society: questions of theory and methodology of research: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Moscow, 2011.
4. Yevplova N.Yu. Legal awareness of youth: theoretical and sociological aspects: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Volgograd, 2000.
77
5. Маскалянова С.А., Тафинцева Л.М., Дан-ковцев О.А. Проблемы социализации современной молодежи // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 3. С. 93-101.
6. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 121-126.
7. Радченко Т.А. Правовая социализация личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4. С. 192-199.
8. URL: https://www.dissercat.com/content/ deformatsiya-pravosoznaniya-grazhdan-rossii-problemy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 12.04.2022).
5. Maskalyanova S.A., Tafintseva L.M., Dankovtsev O.A. Problems of socialization of modern youth // Humanitarian studies of Central Russia. 2019. № 3. P. 93-101.
6. Antipyev A.G., Zakharov N.N. Socialization of modern Russian youth: state and problems // Historical and socio-educational thought. 2012. № 5. P. 121-126.
7. Radchenko T.A. Legal socialization of personality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2010. № 4. P. 192-199.
8. URL: https://www.dissercat.com/content/ deformatsiya-pravosoznaniya-grazhdan-rossii-problemy-teorii-i-praktiki (date of access: 12.04.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Швец Анна Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414;
Палазян Артур Сергеевич, доктор юридических наук, профессор (г. Краснодар).
INFORMATION ABOUT AUTHORS
А.А. Shvets, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Deputy Chief of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
A.S. Palazyan, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor (Krasnodar).
78