Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЧЕРНОГОРИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЧЕРНОГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Черногория / правительство / «Европа сейчас» / «Демократическая Черногория» / Демократическая партия социалистов / «За будущее Черногории» / «Новая сербская демократия» / Демократическая народная партия / «Объединённое Реформистское Действие» / Montenegro / government / «Europe Now» / «Democratic Montenegro» / Democratic Party of Socialists / «For the Future of Montenegro» / «New Serbian Democracy» / Democratic People’s Party / «United Reformist Action»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павел Ефимович Кандель

Статья посвящена затяжному и противоречивому процессу формирования правительства Черногории после президентских (19 марта – 2 апреля 2023 г.) и внеочередных парламентских выборов (11 июня 2023 г.), хотя по их итогам были очевидны и победители, и проигравшие. Проанализированы проблемы, обнаружившиеся в ходе переговоров между претендентами на участие во власти, которые наглядно характеризуют нравы субъектов политической сцены страны и перспективы нового Кабинета. Рассмотрена его структура и программа. Расстановка сил в парламенте соотнесена с настроениями граждан, выявленными опросами. Дан прогноз внешнеполитической ориентации Черногории при новой власти и вероятности её скорого приёма в ЕС. Констатировано, что возможна нормализация отношений с Сербией, но при любом варианте не предвидится изменения общего антироссийского вектора внешней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GOVERNMENT IN MONTENEGRO

This article examines the protracted and controversial process of government formation in Montenegro in the aftermath of the presidential (19.03–02.04.2023) and early parliamentary elections (11.06.2023), although their results had already indicated who won, who lost. The problems revealed during the negotiations between the candidates for participation in power, which clearly characterize the mores of the subjects of the political scene of the country and the prospects of the new cabinet, are analyzed. Its structure and program are considered. The balance of power in the parliament is correlated with the sentiments of citizens revealed by polls. The forecast of Montenegro’s foreign policy orientation under the new government and the likelihood of its early admission to the EU are given. It was stated that normalization of relations with Serbia is possible, but in any case, no change in the general anti-Russian vector of foreign policy should be expected.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЧЕРНОГОРИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

УДК 327 EDN:CVQEXU

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520234250

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЧЕРНОГОРИИ

Павел Ефимович Кандель

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: xpekan@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4333-4276

Ссылка для цитирования: Кандель П.Е. Формирование правительства в Черногории // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №5. С. 42-50. DOI: 10.15211/vestnikieran520234250

Аннотация. Статья посвящена затяжному и противоречивому процессу формирования правительства Черногории после президентских (19 марта - 2 апреля 2023 г.) и внеочередных парламентских выборов (11 июня 2023 г.), хотя по их итогам были очевидны и победители, и проигравшие. Проанализированы проблемы, обнаружившиеся в ходе переговоров между претендентами на участие во власти, которые наглядно характеризуют нравы субъектов политической сцены страны и перспективы нового Кабинета. Рассмотрена его структура и программа. Расстановка сил в парламенте соотнесена с настроениями граждан, выявленными опросами. Дан прогноз внешнеполитической ориентации Черногории при новой власти и вероятности её скорого приёма в ЕС. Констатировано, что возможна нормализация отношений с Сербией, но при любом варианте не предвидится изменения общего антироссийского вектора внешней политики.

Ключевые слова: Черногория, правительство, «Европа сейчас», «Демократическая Черногория», Демократическая партия социалистов, «За будущее Черногории», «Новая сербская демократия», Демократическая народная партия, «Объединённое Реформистское Действие».

Статья поступила в редакцию: 15.10.2023.

FORMATION OF THE GOVERNMENT IN MONTENEGRO

Pavel E. Kandel

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: xpekan@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4333-4276

To cite this article: Kandel, P.E. (2023). Formation of the government in Montenegro. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 35(5): 42-50. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520234250

Abstract. This article examines the protracted and controversial process of government formation in Montenegro in the aftermath of the presidential (19.03-02.04.2023) and early parliamentary elections (11.06.2023), although their results had already indicated who won, who lost. The prob-

© Кандель П.Е. - к.и.н., в.н.с. Отдела социально-политических исследований ИЕ РАН.

lems revealed during the negotiations between the candidates for participation in power, which clearly characterize the mores of the subjects of the political scene of the country and the prospects of the new cabinet, are analyzed. Its structure and program are considered. The balance of power in the parliament is correlated with the sentiments of citizens revealed by polls. The forecast of Montenegro's foreign policy orientation under the new government and the likelihood of its early admission to the EU are given. It was stated that normalization of relations with Serbia is possible, but in any case, no change in the general anti-Russian vector of foreign policy should be expected. Key words: Montenegro, government, «Europe Now», «Democratic Montenegro», Democratic Party ofSocialists, «For the Future ofMontenegro», «New Serbian Democracy», Democratic People's Party, «UnitedReformist Action».

Article received: 15.10.2023.

В нашей предыдущей статье, посвящённой президентским и парламентским выборам в Черногории, предсказывалось, что «торг вокруг состава правящей коалиции и нового Кабинета будет не простым..., а западные покровители не пустят столь ответственное дело на самотёк» (Кандель 2023). Прогноз более чем оправдался и потому процесс формирования нового правительства представляет немалый интерес. Он изобиловал неожиданными поворотами, которые много говорят о политических партиях страны и их руководителях. Заслуживает он внимания ещё и потому, что попутно позволяет протестировать политическую эффективность национализма (что черногорского, антисербского и антироссийского толка, что противоположного) сравнительно с альтернативной евроцентристской программой.

Итоги выборов

Для начала стоит напомнить сложившееся по итогам выборов соотношение сил. При избрании главы государства 2 апр. 2023 г. Я. Милатович, сопредседатель нового движения «Европа сейчас»1, получив во втором туре 58,88% голосов (а противостоявший ему М. Джу-канович лишь 41,12%), стал президентом (Konacne rezultate izbora... 2023). Но победил он лишь потому, что его конкуренты в первом туре - председатель партии «Новая сербская демократия» А. Мандич (19,32%) и руководитель евроцентристской «Демократической Черногории» А. Бечич (11,10%) призвали своих сторонников проголосовать за Милатовича.

Неоднозначной можно назвать и расстановку сил в скупщине, где 81 депутат. У фаворита - движения «Европа сейчас!» - 24 мандата (впоследствии 20). Главная соперница - Демократическая партия социалистов (ДПС) низвергнутого М. Джукановича - на втором месте с 17 мандатами. На третьем - коалиция «За будущее Черногории» - 13 мандатов (у «Новой сербской демократии» - 9; Демократической народной партии - 4). «Демократической Черногории» А. Бечича досталось 7 мест, «Объединённому реформистскому действию» (ОРД) Д. Абазовича - 4. Социалистическая народная партия (СНП) + «Демос» получили 2 места. 6 мандатов отвели Бошняцкой партии, 3 - двум албанским блокам, 1 - хорватам. Особый клуб образовали три депутата, вышедших из фракции «Европа сейчас», 1 остался независимым

1 Движение «Европа сейчас!» было основано 26 июня 2022 г. двумя бывшими министрами Кабинета Кривокапи-ча: финансов М. Спайичем и экономического развития Я. Милатовичем. Они завоевали популярность амбициозной программой повышения уровня жизни граждан посредством увеличения минимальной заработной платы, уменьшения налогов на доходы и введения прогрессивной шкалы налогообложения. Первоначально движение выдвинуло кандидатом на пост президента своего председателя М. Спайича, которого Государственная избирательная комиссия дисквалифицировала из-за предполагаемого второго сербского гражданства. Тогда его заменил сопредседатель Я. Милатович.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

(Skupstina Crne Gore... 2023).

Показательно, что у просербской коалиции «За будущее Черногории» в 2020 г. было 27 мандатов (32,55% голосов), а к 2023 г. их число сократилось до 13 (14,76%). Антисербская коалиция во главе с ДПС в 2020 г. имела 30 мандатов (35,06%), а ныне лишь - 17 (23,26%). Правда, оба блока на прошлых выборах были чуть больше по числу участников, но в целом эти итоги позволяют определить, каково соотношение сил между просербскими (они же про-российские) силами и воинствующе антисербскими и антироссийскими. Опросы показывают, что ни те, ни другие не смогли в полной мере задействовать свой электоральный потенциал. Так, согласно последнему Евробарометру (весна 2023 г.), позитивно оценили членство страны в ЕС 63% (против 20%); 71% (против 25%) согласны, что это было бы полезно для Черногории; 54% (против 42%) склонны доверять Евросоюзу. В то же время Североатлантическому альянсу, членом которого страна является, склонны доверять 49% (противоположного мнения придерживаются 44%). С другой стороны, действия РФ на Украине сочли угрозой своей стране 64/34%; в целом поддержали поставки оружия Украине (которые страна реально не осуществляет за отсутствием такового) 63/36% и введение антироссийских санкций 67/32% (Standard Eurobarometer 99, 2023: 92-94, 123-124, 248-249, 252, 262). Логично сделать вывод, что движение «Европа сейчас» и по своей европоцентристской и евро-атлантической позиции, и из-за нежелания враждовать с Сербией и сербами, оказалось убедительнее, чем его соперники с обоих флагов, перехватив часть их избирателей.

Чисто арифметически параметры нового правительства были очевидны. Если приоритет - отстранение от власти сил «старого режима» - Демократической партии социалистов, то победитель обречён искать общий язык и согласованную формулу Кабинета в коалиции или при поддержке почти всех остальных парламентских фракций, кроме ДПС. Задача крайне сложная, учитывая весь неоднозначный опыт их взаимодействия начиная с 2020 г., не говоря уже о временах более ранних. «Токсичный» союз с ДПС М. Спайич категорически исключил. Но и Д. Абазовича лично он также посчитал нежелательным собеседником из-за его некорректного поведения в ходе избирательной кампании (Милого Спа]иЙ... 2023). Вместе с тем возможное блокирование с просербскими и прорусскими партиями1 коалиции «За будущее Черногории» было встречено с неодобрением западными партнёрами, а американский посол в Подгорице Дж. Райнке (Rajnke: Koaliciju... 2023) и спецпредставитель Государственного департамента США на Балканах Г. Эскобар прямо заявили об этом (Габрщел Ескобар: ... 2023). Аналогичной была и реакция представителей ЕС. Неудивительно, что процесс формирования правительства стал развиваться вопреки правилам арифметики, делая неожиданные зигзаги. Предвыборные коалиции развалились, вчерашние союзники рассорились и даже в победившем движении «Европа сейчас» наметилась напряжённость и между двумя сопредседателями, и среди депутатов (Смирнов 2023a).

Новоизбранный глава государства Милатович, прежде чем вручить мандат на формирование Кабинета однопартийцу Спайичу, провёл переговоры со всеми парламентскими фракциями, кроме ДПС, и его кандидатуру поддержали все потенциальные партнёры, включая просербские партии. Чтобы получить желательное для проведения необходимых преобразо-

1 НСД и ДНП считаются в США и ЕС «неблагонадёжными», поскольку в своё время выступали против выхода Черногории из союзного государства с Сербией, требуют референдума о членстве в НАТО и отказа от признания независимости Косово. Самым компрометирующим их обстоятельством, по мнению Вашингтона и Брюсселя, являются тесные связи не только с правящей в Белграде Сербской прогрессивной партией, но и с Союзом независимых социал-демократов М. Додика в Республике Сербской БиГ, и «Единой Россией» в Москве. Как «про-сербская» могла бы рассматриваться и СНП, но она уже не вызывает такого же отторжения, поскольку фактически отказалась от антинатовской и юнионистской риторики.

ваний большинство - 44 мандата, требовалось как минимум достичь согласия с коалицией «За будущее Черногории». Поэтому уже в середине августа на первых встречах кандидата в премьеры с её руководителями Андрией Мандичем (НСД) и Миланом Кнежевичем (ДНД) договорились об их участии во власти. Они надеялись на успешное завершение торга, так как открытым оставался вопрос распределения постов. По соглашению с лидером «Демократической Черногории» А. Бечичем ему был обещан пост председателя парламента, на который претендовал и А. Мандич. Правда, в результате за бортом оказался партнёр «Демократов» по электоральной коалиции, лидер движения «Объединённое Реформистское Действие» (ОРД) и технически продолжавший исполнять обязанности премьера Дритан Абазович. В отместку он ещё активнее стал поносить и лично Спайича, и его окружение за якобы имевшиеся связи с криминальными структурами. Но политическая биография Абазовича демонстрировала, что он и сам не мог считаться образцом принципиальности и верности союзникам.

Политика против арифметики

Между тем после сигналов представителей Вашингтона и Брюсселя позиция Спайича в одночасье переменилась. Ожидавшие окончательных предложений Мандич и Кнежевич во второй половине августа узнали из СМИ об одностороннем прекращении переговоров. В прессе заговорили о предстоящем присоединении к правительству председателя Социалистической народной партии (СНП) Владимира Йоковича, которую также числят просербской, хотя его партнёр «Демос», который возглавляет один из патриархов черногорской оппозиции Джукановичу Миодраг Лекич, не стал участвовать в переговорах. Вполне ожидаемо, что организации национальных меньшинств - бошняков, албанцев и хорватов поспешили перейти в лагерь победителей, поскольку, следуя собственным интересам, при любой власти стараются оказаться внутри неё, а не вне. А в условиях примерно равного соотношения сил в парламенте многочисленные микропартии, иной раз представленные лишь своим лидером или парой депутатов, которые объективно стали играть роль балансира на политических весах, максимально повысили цену своего участия в тех или иных комбинациях. Так, представители Бош-няцкой партии (6 мест) и хорват (1), возможно исполняя внешний заказ, не только отказались находиться в одном правительстве с «сербами», но и потребовали для лидера бошняков наиболее значимого поста вице-премьера, курирующего весь силовой блок, внешнюю и внутреннюю политику (Тгайе da IbraЫmovic... 2023). Запрос заведомо чрезмерный и, скорее, рассчитанный лишь на то, чтобы сорвать формирование правительства.

Поначалу казалось, что Спайичу и без них, и без просербской коалиции вроде бы удалось собрать минимальное большинство - 41 голос. Но «с миру по нитке» возведённая конструкция неожиданно обрушилась. Две депутатки - члены Главного комитета движения «Европа сейчас» возмутились подобным развитием событий и заявили, что не поддержат такое правительство. За ними последовал и входивший в ту же фракцию лидер «Единой Черногории». Бунтарей исключили из партии и фракции, которая в результате сократилась до 20 членов, а трое «выписанных» образовали в парламенте свой особый клуб. Затем и «Демократы» А. Бечича - главный партнёр «Европы сейчас» посчитали противоестественной и рискованной ситуацию, когда утверждение Кабинета стало зависеть от голоса одного депутата - руководителя Демократического союза албанцев, который к тому же лишь недавно откочевал из коалиции основного врага - ДПС. Заколебались и другие участники (Ста Gora... 2023). Переговорный процесс пришлось начинать заново, уже не исключая никого из числа потенциальных собеседников (ОЬг! и pregovorima. 2023).

Цена вопроса

Между тем истекал отведённый конституцией срок формирования Кабинета. А «отверженные» лидеры просербской коалиции тоже не сидели сложа руки и перешли в информационное контрнаступление, доказывая, что их рано списали со счёта и они обладают значимым политическим ресурсом. Так, лидер НСД А. Мандич поделился с прессой мнением, что если «Европа сейчас» не хочет объединяться с другими победителями партии Джукановича, то целесообразно это сделать всем остальным, поставив Спайича перед выбором - с кем он? (Анд-рща МандиЙ... 2023). Фактически это была прозрачная угроза создать единый фронт против партии-фаворита, за которой маячила и безрадостная перспектива новых внеочередных выборов. Поскольку такая альтернатива не привлекала ни президента, ни кандидата в премьеры, им пришлось вместе с «просербской» коалицией искать магическую формулу нового парламентского большинства, которая бы вместе с тем не слишком раздражала Вашингтон и Брюссель.

После не слишком долгих, но напряжённых поисков такая формула была изобретена и закреплена коалиционным договором, который одновременно может считаться правительственной программой. Его подписали: «Европа сейчас», «Демократы», СНП, «Единая Черногория», Албанский альянс, Албанский форум, «Гражданский союз ЦИВИС», чьи представители стали членами Кабинета, а также НСД и ДНД в него не вошедшие. Но пост главы парламента, на который метил А. Бечич, пришлось уступить А. Мандичу. Вдобавок коалиции НСД и ДНП было отведено 20% среди назначаемых по политической квоте членов правлений государственных компаний и 12% постов послов1. Хотя в правительстве просербским партиям места не нашлось, к коалиционному договору присовокупили приложение, где содержался утешительный приз. Им посулили при последующей реконструкции Кабинета, предположительно через год, должность одного из вице-премьеров и три министерских поста. Однако это обещание было обставлено условием: преобразование правительства произойдёт, если данный коалиционный договор никем из участников не будет нарушен, во что трудно поверить (Ovo je tekst... 2023). Взамен же они обязались обеспечивать в скупщине поддержку Кабинета и следовать при голосовании его приоритетам. Среди таковых значились: скорейшее вступление в ЕС; полное соответствие правительственного курса внешней политике Евросоюза и НАТО и их политике в сфере безопасности (следовательно, включая антироссийские действия и санкции); исполнение всех уже взятых на себя международных обязательств и договоров (читай: сохранение признания независимости Косово). Таким образом, ценой заключённой сделки стал публичный отказ просербской коалиции от своих основных внешнеполитических лозунгов и провозглашавшихся целей в обмен на должности при власти. Американцы в очередной раз выразили сомнения в приверженности «сербов» евро-атлантическому курсу, но скрепя сердце, приняли к сведению такую конструкцию власти.

Основные трофеи поделили «Европа сейчас» и «Демократы». Фавориту, кроме поста премьера, отведено 10 министерств, в том числе иностранных дел и европейской интеграции. Их ближайший союзник получил 2 поста вице-премьеров, один из которых занял А. Бечич, став куратором силового блока и внутренней политики, и 4 министерства, в том числе внутренних дел и обороны. 2 министерских поста досталось СНП, по одному - двум албанским партиям. Ещё двумя вице-премьерами стали руководители Албанского форума и «ЦИВИС». 31 октября правительство Спайича было утверждено скупщиной. В голосовании приняли участие 66 депутатов (большая часть оппозиции проголосовала ногами), за - 46, против - 19.

1 Их лидеры и прежде, ещё находясь после выборов 2020 г. в составе де-факто просербского, хотя формально технократического Кабинета З. Кривокапича, не скрывали, что чувствуют себя обманутыми и обделёнными, и постоянно интриговали против премьера, добиваясь постов для своих функционеров.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

Одновременно А. Мандич был избран главой парламента. Помимо заместителей главы правительства и 18 министров, предстоит назначить в министерства 42 государственных секретаря1 (в Кабинете Кривокапича их было 24, в предыдущем правительстве Абазовича - 36).

Подобная управленческая структура, скроенная, как видно, не столько исходя из функциональных задач, сколько следуя потребностям партий-участниц вознаградить «хлебными» местами своих руководителей и наиболее выдающихся активистов, объясняет, почему переговоры шли столь трудно и долго. Характерно, что в их ходе время от времени появлялись предложения о разделении министерств и увеличении их числа, чтобы обеспечить синекурами всех участников закулисного торга. Дело, следовательно, не только в интригах западных патронов. Можно, абстрактно говоря, предположить, что идейно-политическое прошлое вождей НСД и ДНД и их предвыборная риторика мешали их союзу с евро-атлантически ориентированными партиями. Но исход переговоров и созданная конструкция власти показывают, что для всех субъектов черногорской политики определяющими являются не столько принципы и идеи, сколько личные и узкопартийные интересы.

В этом контексте программные декларации нового правительства о намерении «порвать с партократическим методом управления» и в кадровой политике исходить в первую очередь из профессиональных и личных достоинств кандидатов (Раг!^ка Ш drzavna... 2023), выглядят не слишком убедительно. Коль скоро посты и должности фактически отдаются партиям «на кормление», плохо верится в исполнимость обещаний рационализировать и оптимизировать государственное управление, побороть коррупцию, что необходимо для приёма в ЕС. Но подобные несовершенства наверняка попытаются компенсировать подчёркнутой евро-атлантической лояльностью, на которой в коалиционном договоре неоднократно акцентируется внимание. В таких условиях нет оснований рассчитывать на улучшение отношений с Россией, хотя антироссийские акции не пользуются, судя по опросам, безусловной поддержкой. Курс на ускоренный приём в Евросоюз полезен ещё и тем, что позволяет дисциплинировать ненадёжных партнёров по скроенной на живую нитку, хрупкой коалиции, от которых вполне можно ожидать очередных подвохов. Правомерно рассчитывать, что новые руководители, отвечая настроениям граждан, попытаются нормализовать отношения с Сербией, которые М. Джу-канович преднамеренно отравлял. Показательно, что президент Я. Милатович в одном из недавних выступлений заявил, что считает себя черногорцем, говорящим на сербском языке (Гаков МилатовиЙ... 2023). Учитывая двойственную идентичность значительной части черногорцев, это идеальная формула и для поддержания внутреннего мира, и для улучшения отношений с Белградом2.

* * *

Надежды черногорцев на быстрый приём в Евросоюз сегодня уже не напрасны3, хотя и по независимым от них причинам. Поспешное решение предоставить статус кандидата в ЕС Украине и Молдове (23 июня 2022 г.), а затем и рекомендация Еврокомиссии (8 ноября) начать с ними переговоры, вопреки заведённому порядку и минуя все предшествующие стадии,

1 Государственный секретарь назначается решением правительства по предложению соответствующего министра по партийной квоте без публичного конкурса.

2 Так, в опросе, проведённом накануне выборов в мае 2023 г., 42,8% назвали себя черногорцами, а 32,6% - сербами. Но свой язык наименовали черногорским 36,1%, а сербским - 48,6%. Пропорция между теми, кто ожидал улучшения или ухудшения межэтнических отношений составила 45,4/29,5%; отношений между сербами и черногорцами - 49,4/22,7; между Черногорией и Сербией - 50,8/24,1% (Political public opinion. 2023).

3 Из свежего ежегодного отчёта Европейской комиссии следует, что Черногория по уровню готовности остаётся лидером в регионе со средним баллом 3,12 на шкале от 1 до 5. Однако изменений по сравнению с 2022 г. не произошло (How much each of. 2023).

перечеркнуло и обесценило ранее декларировавшиеся в связи с расширением принципы, критерии и процедуры. Подобный шаг не мог не вызвать среди давних балканских очередников нескрываемой обиды и разочарования. В результате избегать реального расширения ЕС стало гораздо труднее. Поэтому Брюсселю пришёлся бы очень кстати промежуточный паллиативный вариант: приём в Евросоюз государства, которое в силу его малости не приведёт к серьёзному внутрисоюзному дисбалансу, но позволит символически подтвердить, что расширение не мертво. На такую роль вполне подходит Черногория.

Список литературы / References

Crna Gora: Spajic u (ne) mogucoj misiji. DW. 01.10.2023. Available at: https://www.dw.com/ sr/crna-gora-spaji%C4%87-u-nemogu%C4%87oj-misiji/a-66962572 (accessed 10.11.2023).

How much each of the WB countries increased their level of preparation for membership since 2022? European Western Balkans. 09.11.2023. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/ 2023/11/09/how-much-each-of-the-wb-countries-increased-their-level-of-preparation-for-membership-since-2022 (accessed 10.11.2023).

Konacne rezultate izbora za predsjednika Crne Gore. DIK. Available at: https://dik.co.me/wpcontent/uploads/2023/04/konacni-rezultati-2023.pdf (accessed 27.06.2023).

Obrt u pregovorima o vladi: Spajic zove Mandica i Abazovica. Vijesti. 07.11.2023. Available at: https://www.vijesti.me/vijesti/politika/676709/obrt-u-pregovorima-o-vladi-spajic-zove-mandica-i-abazovica (accessed 10.11.2023).

Ovo je tekst nacrta sporazuma o formiranju nove vlasti. Vijesti. 13.10.2023. Available at: https://www.vijesti.me/vijesti/politika/677594/ovo-je-tekst-nacrta-sporazuma-o-formiranju-nove-vlasti (accessed 10.11.2023).

Partijska ili drzavna potreba - Spajiceva vlada imace u prosjeku vise drzavnih sekretara nego prethodne dvije. Vijesti. 03.11.2023. Available at: https://www.vijesti.me/vijesti/politika/680228/ partijska-ili-drzavna-potreba-spajiceva-vlada-imace-u-prosjeku-vise-drzavnih-sekretara-nego-prethodne-dvije (accessed 10.11.2023).

Political public opinion of Montenegro. Cedem. 05.2023. Available at: https://www.cedem.me/ en/news/results-of-the-survey-on-political-public-opinion-in-montenegro-2/ (accessed 27.06.2023).

Rajnke: Koaliciju ZBCG ne dozivljavamo kao partnere, nadam se da ce nova vlada nastaviti da podrzava Ukrajinu. Vijesti. 23.06.2023. Available at: https://www.vijesti.me/vijesti/politika/662329 /rajnke-koaliciju-zbcg-ne-dozivljavamo-kao-partnere-nadam-se-da-ce-nova-vlada-nastaviti-da-podrzava-ukrajinu (accessed 27.06.2023).

Skupstina Crne Gore. Poslanice i poslanici. Raspodjela mandata. Skupstina. 2023. Available at: https://www.skupstina.me/me/poslanice-i-poslanici/raspodjela-mandata (accessed 10.11.2023).

Standard Eurobarometer-99. Spring 2023. European Union. Data Annex. Available at: https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/3052 (accessed 10.11.2023).

Traze da Ibrahimovic bude sef za unutrasnju i vanjsku politiku i bezbjednost. Vijesti. 06.07.2023. Available at: https://www.vijesti.me/vijesti/politika/664169/traze-da-ibrahimovic-bude-sef-za-unutrasnju-i-vanjsku-politiku-i-bezbjednost (accessed 10.11.2023).

Андрща МандиЙ: Ако Спа]иЙ нема снаге да победи оне ко]и га погрешно савету^у на]по-штенще ]е да идемо на нове изборе. НСПМ. Хроника. 06.10.2023. [Andrija Mandic: if Spajic does not have the strength to defeat those who wrongly advise him, the most honest is to go to new elections. New Serbian political thought. 06.10.2023. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/hronika/andrija-mandic-ako-spajic-nema-snage-da-pobijedi-one-koji-ga-

pogresno-savjetuju-najpostenije-je-da-idemo-na-nove-izbore.html (accessed 9.11.2023).

Андрща МандиЙ: ЗБЦГ, СНП, УРА, УЦГ и ЦИВИС да се об]едине и да кажемо Европи сад - хоЙете ли са нама или ДПС-ом. НСПМ. 13.09.2023. [Andrija Mandic: ZBCG, SNP, URA, UCG and Civis to unite and to tell Europe now -will you come with us or DPS. New Serbian political thought. 13.09.2023. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/hronika/andrija-mandic-zbcg-snp-ura-ucg-i-civis-da-se-objedine-i-da-kazemo-evropi-sad-hocete-li-sa-nama-ili-dps-om.html (accessed 9.11.2023).

Андрияшевич, Ж.М., Растодер, Ш. (2010). История Черногории с древнейших времён до 2006 года. М.: Олма. [Andriyashevich, Zh.M., Rastoder, Sh. (2010). History of Montenegro from ancient times to 2006. Moscow: Olma. (in Russian).].

Габрщел Ескобар: Црна Гора треба да избегне да у владу уведе антизападну политичку странку ко]а ]е против НАТО и ЕУ. НСПМ. Хроника. 13.09.2023. [Gabriel Escobar: Montenegro should avoid bringing into government an anti-Western political party that is against NATO and the EU. Serbian political thought. 13.09.2023. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/gabrijel-eskobar-crna-gora-treba-da-izbegne-da-u-vladu-uvede-antizapadnu-politicku-stranku-koja-je-protiv-nato-i-eu.html (accessed 9.11.2023).

Jаков МилатовиЙ: Спа]иЙу желим много среЙе, али и мало више стрплек>а и не]едностра-них потеза. Црногорац сам ко]и говори српски. НСПМ. Хроника. 08.11.2023. [Jakov Mila-tovic: I wish Spajic a lot of luck, but also a little more patience and non-unilateral moves. I am a Montenegrin who speaks Serbian. New Serbian political thought. 08.11.2023. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/hronika/jakov-milatovic-spajicu-zelim-mnogo-srece-ali-i-malo-vise-strpljenja-i-nejednostranih-poteza.-crnogorac-sam-koji-govori-srpski.html (accessed 10.11.2023).

Кандель, П.Е. (2021). Черногорское чудо: демонтаж режима М. Джукановича // Современная Европа 1: 41-51. [Kandel, P. (2021). The Montenegrin miracle: dismantling the regime of M. Djukanovic. Contemporary Europe. 1: 41-51. (in Russian).]. DOI: 10.15211/soveurope120214151

Кандель, П.Е. (2023). Президентские и парламентские выборы в Черногории // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 3: 56-64. [Kandel, P.E. (2023). Presidential and parliamentary elections in Montenegro. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran320235664

Милого Спа]иЙ: Са ДПС-ом и ГП УРА нема преговора, отворени смо за разговор са коалициям За будуЙност Црне Горе. НСПМ. Хроника. 17.06.2023. [Milojko Spajic: there are no negotiations with DPS and GP URA, we are open to talk with the Coalition for the future of Montenegro. New Serbian political thought. 17.06.2023. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/ hronika/milojko-spajic-sa-dps-om-i-gp-ura-nema-pregovora-otvoreni-smo-za-razgovor-sa-koalicijom-za-buducnost-crne-gore.html (accessed 27.06.2023).

Смирнов, Я.Н. (2020). Метаморфозы политической истории Черногории. 1997-2019 гг. // Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец ХХ - начало XXI века. СПб: Нестор-История. С. 316-337. [Smirnov, Ya. (2020). Metamorphoses of the political history of Montenegro. 1997-2019. In: Nikiforov, K. (ed.) (2020). Essays on the political history of the countries of Central and South-Eastern Europe. From the late twentieth to the early twenty-first centuries. St. Petersburg: Nestor-History: 316-337. (in Russian)]. DOI: 10.31168/27128342.2020.1.11

Смирнов, Я. (2023a). «Карточный домик» по-черногорски: вечный политический кризис. Балканист. 04.10.2023. [Smirnov, Ya. (2023). «House of Cards»" in Montenegrin: the eternal political crisis. Balkanist. 04.10.2023. (in Russian)]. Available at: https://balkanist.ru/kartochnyj-domik-po-chernogorski-vechnyj-politicheskij-krizis/ (accessed 9.11.2023).

Смирнов, Я.Н. (2023b). Президентские выборы в Черногории и коренные изменения в

настроениях общества. РСМД. 06.04.2023. [Smirnov, Ya. (2023b). Presidential elections in Montenegro and fundamental changes in the mood of society. RIAC. 06.04.2023. (in Russian).]. Available at: https://russiancoun cil.ru/analytics-and-comments/analytics/prezidentskie-vybory-v-chernogorii-i-korennyeizmeneniya-v-nastroeniyakh-obshchestva/ (accessed 27.06.2023).

Фукуяма, Ф. (2019). Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. М. [Fukuyama, F. (2019). Identity. The desire for recognition and the policy of rejection. Moscow. (in Russian).].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.