Научная статья на тему 'Формирование познавательных УУД в рамках дисциплины "Информатика", за счет использования элементов проектной деятельности'

Формирование познавательных УУД в рамках дисциплины "Информатика", за счет использования элементов проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / УУД / UUD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупицына Ю.А.

Во ФГОС второго поколения зафиксирована значимость освоения не только предметных результатов, но также результатов личностного и метапредметного характера. В них более значимой становится деятельностная составляющая, поскольку именно в деятельности формируются как предметные, так метапредметные и личностные результаты. В данной работе остановимся более подробно на формировании познавательных УУД за сче применения проектной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тупицына Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE UUD IN THE DISCIPLINE "COMPUTER SCIENCE", THROUGH THE USE OF ELEMENTS OF PROJECT ACTIVITIES

In the second generation of GEF recorded the importance of the development of not only the subject results, but also the results of personal and metasubject character. In them, the activity component becomes more important, since it is in the activity that both subject and metasubject and personal results are formed. In this paper we will focus in more detail on the formation of cognitive UUD through the use of project methodology.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных УУД в рамках дисциплины "Информатика", за счет использования элементов проектной деятельности»

Тупицына Ю.А.

преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум» Филиал с.Лая

с.Лая, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА», ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Во ФГОС второго поколения зафиксирована значимость освоения не только предметных результатов, но также результатов личностного и метапредметного характера. В них более значимой становится деятельностная составляющая, поскольку именно в деятельности формируются как предметные, так метапредметные и личностные результаты. В данной работе остановимся более подробно на формировании познавательных УУД за сче применения проектной методики.

Ключевые слова: проектная деятельность, информатика, универсальные учебные действия, УУД

Tupitsyna Yu.A.

teacher of General subjects Vysokogorsky multidisciplinary College branch of the v. Lai

v. Laia, Russia

THE FORMATION OF COGNITIVE UUD IN THE DISCIPLINE

«COMPUTER SCIENCE», THROUGH THE USE OF ELEMENTS OF

PROJECT ACTIVITIES

Abstract

In the second generation of GEF recorded the importance of the development of not only the subject results, but also the results of personal and metasubject character. In them, the activity component becomes more important, since it is in the activity that both subject and metasubject and personal results are formed. In this paper we will focus in more detail on the formation of cognitive UUD through the use of project methodology.

Key words: project activity, Informatics, universal educational actions, UUD

Согласно федерального государственного образовательного стандарта, диктуются условия для формирования у студентов умений и навыков в

конкретной предметной области, направленные на приоритетное направление деятельности системы образования.

Суть развития УУД в курсе информатики заключается в обобщенных способах действий, способствующих широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и обеспечивающее целостного восприятие окружающего мира. Поэтому мы считаем необходимым уделять особое внимание развитию исследовательских способностей учащихся.

Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения. В основе этого метода лежит исследование учащимися определённой проблемы, творчество, проявление инициативы и самостоятельности.

Метод проектов позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.

При выполнении проектов у учащихся появляется возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности, то есть формируются регулятивные учебные действия. Это происходит на этапах выдвижения гипотезы, постановки проблемных вопросов, планирования своей работы, оценки результатов. Подходы к определению коммуникативных умений.

В период внедрения «Метода проектов» в учебный план, были проведены различные практические работы по учебной программе, в ходе выполнения работ было установлено, что у учащихся, повысился уровень самостоятельности по теме «Текстовый редактор» с 64 до 74%, что увеличился на 10%; по теме: «Графический редактор» уровень самостоятельности увеличился на 28%; по теме: «Программа подготовки презентаций» уровень самостоятельности увеличился на 10%; по теме: «Электронные таблицы» уровень самостоятельности увеличился на 22%; по теме: «Информационно -коммуникационные технологии» уровень самостоятельности увеличился на 13%.

Рис. 1. Качество выполнения самостоятельных итоговых работ (в %):

Можно сказать, что при изучении предмета «Информатика и ИКТ» уровень самостоятельности у учащихся увеличивается.

Так же отслеживается уровень внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ». После проведения анкетирования у обучающихся повысилась мотивация к предмету «Информатика и ИКТ» произведена обработка результатов анкет и выявлена следующая динамика.

Рис. 2. Структура мотивации при изучении предмета «Информатика и ИКТ»

В результате исследовательской работы мы пришли к выводу о том, что применение метода проектов на уроках информатики и ИКТ приводит к более успешному усвоению материала, обучающиеся с увлечением и интересом работают над заданиями учителя.

Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали анкетирование и наблюдение, целью которого является изучение влияния применения метода проектов на усвоение учебного материала учащимися в техникуме.

Приобретенные навыки самостоятельной работы на уроках информатики и ИКТ, бесспорно, помогут моим выпускникам надёжно адаптироваться в современном обществе, способности гармонично развитой личности поспособствуют личной востребованности в любой жизненной ситуации.

По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения студентов Информатика и ИКТ. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ», хорошо просматриваются межпредметные связи. Студенты с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различных конкурсах, конференциях и выставках. С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся.

Рис. 3. Результат обучения студентов на уроке информатики и ИКТ

В ходе педагогической деятельности, была проведена работа над ошибками, в результате анализа результат показывает значительный прирост эмоционально-психологических и социальных показателей, не значительно увеличился творческий компонент. Это объясняется тем, что в педагогической деятельности я научилась общаться с детьми, стала более эмоционально устойчива и научилась применять необходимые черты характера на практике.

Рис.4. Анализ самодиагностики

Итак, при создание проекта студенты получают необходимые знания, познавательные приемы, а также развивают мотивацию учебной деятельности, которая способствует тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности, таким образом, проект является мощным инструментом.

В этом дидактическом процессе преподавателю принадлежит ведущая роль. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности студентов, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. Гребнева Д. М. Дидактические особенности информатики в развитии предметной учебной успешности школьников// Наука и перспективы. - 2015 - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кНр://шр^гае.ги/ги/7(дата обращения 03.06.2017)

3. Котомцева А.И., Мащенко М.В. Развитие универсальных коммуникативных действий учащихся с использованием веб-сервисов:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании Вузовский сборник научных работ. Ответственный редактор М.В. Лапенок . Екатеринбург, 2014. С. 24-30.

4. Мащенко М.В. Использование методов проектов на примере составления бизнес-плана в экономических классах общеобразовательной школы // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2002. - № 1. - С. 504-508.

5. Мащенко М.В., Волкова Е.А. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография / М.В. Мащенко, Е.А. Волкова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. -100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.